Конспект занятия «Мораль и культура»
план-конспект по орксэ

Стебакова Анна Иосифовна

Конспект внеурочного занятия по духовно-нравственному направлению «Мораль и культура»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_29.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа №29.

Тема: «Мораль и культура».

Организационный этап.

У.: Я спешу сказать вам – здравствуйте!

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам – благости!

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам – Радости!

Удач, успехов и везенья!

Чтоб пожелать всем на уроке

Прекраснейшего настроения.

У.:  Сегодня мы поговорим с вами о таких понятиях, которые рассматривает наука

Этика как КУЛЬТУРА И МОРАЛЬ.

Основной этап.

У.:  -Как вы можете объяснить, что такое КУЛЬТУРА?

Ответы детей.

У.: Однозначного ответа на данный вопрос не найти.

У.: Понятие «культура» появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли». Предполагалось, что уход за полем - это не просто обработка земли, но и заботливое отношение к ней.

В русский язык слово «культура» вошло в середине 19 века. Оно употреблялось в двух значениях

1)хлебопашество, земледелие;

2)образованность.

У.: Культуру иногда называют второй природой. В отличии от естественной природы, которая может существовать без человека, культура создаётся трудом многих людей, которые продолжают её поддерживать, развивать, обогащать. Любой объект, который был усовершенствован руками человека – является объектом культуры».

Например, просто камень на дороге или сад камней, просто озеро или

водохранилище, просто дикий лес или парк культуры и отдыха. Здание же является в любом случае творением рук человека, поэтому в любом случае и является объектом культуры.

Кроме того, в отличие от природы, культура не существует в единственном числе. Каждый народ в разное время создал и сейчас создаёт собственную культуру. Эти культуры существуют вместе, обогащая друг друга. Поэтому очень важно изучать культуру не только своей страны, своего народа, но и других стран и народов.

У.: Культура делится на  материальную культуру, включает в себя предметы человеческого труда и духовную, это представления, идеи, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правила.

Существует много разных видов духовной культуры:

·         Политическая - это идеалы и жизненные ценности людей в государстве;

·         Правовая - законы, по которым люди живут в обществе и которые являются обязательными для всех без исключения.

Особый вид духовной культуры Мораль-система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.

Прочитать материал учебника.

У.: Какого человека можно назвать культурным?

А как по вашему, может ли культура существовать без морали?

У.: Существует «золотое правило морали», вспомните его. (Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе)

У.: Оказывается во всех религиях есть это золотое правило. (золотое правило нравственности в христианстве, исламе, буддизме.)

-У.: Какие составляющие морали вы можете назвать? (Какие качества мы отнесем к золотому правилу морали). Доброта, сострадание, ответственность, бескорыстность, человечность, любовь, великодушие, терпимость, совесть,  милосердие, щедрость.

Игра «Подумай и скажи…»

Постарайтесь определить те действия, которые осуждаются моралью и те, которые не будут осуждаются.

- Долго болтать по телефону.

- Навестить больного человека.

- Обманывать родителей.

- Помогать престарелым людям.

- Работать на школьном огороде.

- Ходить грязным.

- Оставить в беде малыша.

- Защитить малыша от собаки.

- Испугаться грозы.

- Сделать кормушки для птиц.

- Обижать животных.

- Оказать помощь, попавшему в беду человеку.

- Спасти животных.

- Сделать скворечники.

- Уборка в классе.

- Игры на переменах.

- Дарить подарки ко дню рождения.

Заключительный этап.

- Что означает слово «Культура»?

- Какие виды культуры ты запомнил?

- Приведите примеры материальной и духовной культуры.

- Что за особый вид духовной культуры?

-А вы считаете себя культурными людьми?

Рефлексия.

Каждый подумайте и дополните предложения:

Урок дал мне для жизни…………………………………………………..

Мне захотелось… …………………………………………………………

Домашнее задание.

Вместе с родителями составьте свой перечень моральных норм (правил),

принятых в вашей семье. Запишите в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия курса "Основы мировых религиозных культур" по теме: "Священные книги"

Данное занятие может быть проведено как в рамках курса "Основы религиозных культур и светсклй этики", так и во внеурочное время...

конспект занятия по Основам православной культуры "Крещение Господне" 2 класс

конспект  урока по основам православной культуры во 2-м классе. Авторская программа А.В.Бородиной. Позволяет познакомить детей с евангельскими событиями, повышать культуру, расширять кругозор, зн...

Карта урока ОРКСЭ. Светская этика."Мораль и культура"

Представлен ход урока по учебному курсу ОРКСЭ. Светская этика...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» НА ТЕМУ: «НАШ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР. ТВОРЕНИЕ МИРА И ЧЕЛОВЕКА»

Представление о происхождении мира; развивать нравственные качества личности; воспитывать бережное отношение к природе...

Презентация "Мораль и культура"

Данную презентацию можно использовать на уроках ОРКСЭ курс "Светская этика", а так же на классных часах при ознакомлении с понятием "Культура"...

Конспект занятия по физической культуре «Путешествие красок в магазин» с детьми старшего дошкольного возраста.

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. С понятиями по этой теме  можно познакомить  детей во время игры на за...

конспект занятия по физической культуре

Муниципальное казенное образовательное учреждениеНабережная средняя школа  Технологическая карта (ФГОС) По предмету: физическая культураДля 3 класса Составитель: Санкеев Евгений Се...