Урок по ОРКСЭ в 4-ом классе на тему: "Православная молитва"
учебно-методический материал по орксэ (4 класс)

Муравьёва Ольга Сергеевна

Урок по ОРКСЭ в 4-ом классе на тему: "Православная молитва"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oformlennyy_urok.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

Тема: Православная молитва

Цели урока.

  1. Развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
  2. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Задачи:

1.Показать роль молитвы в жизни православного человека.

2.Расширить знания учащихся о молитве.

3.Формировать ключевые компетенции учащихся: организационные, коммуникативные, исследовательские.

Формы и виды деятельности: Беседа, диалог, самостоятельная работа с источниками информации.

Основные термины и понятия: молитва, благодать, милость.

Планируемые результаты обучения:

1) Понимание и принятие личностных ценностей.

2) Формирование понимания, что молитва помогает верующим

3) Осознание ценности человеческой жизни.

Ход урока:

I. Организационный момент (Организация деятельности учащихся )

Звенит заливистый звонок

Нас приглашает на урок

Друг другу головой кивнем

И путешествие начнем

II. Вводная беседа

 - А путешествие, ребята, нам предстоит в мир православной культуры. В далекие- далекие времена наши предки тоже, как и вы, надеюсь, были очень любознательны и свои наблюдения запоминали и рассказывали друг другу. Так появились мудрые изречения – пословицы. Послушайте:

 

Свет в храме от свечи, а в душе от молитвы

 С молитвой в устах, с работой в руках.

 Пению -  время, молитве -  час.

III. Подготовка к восприятию

Вопрос, пробуждающий интерес к теме:

  -  Ребята, я думаю вы услышали, какое слово повторяется во всех пословицах? Правильно, это слово- молитва. Наверное, вы уже догадались, о чём пойдёт сегодня на уроке речь? Конечно, речь у нас сегодня пойдет о православной молитве -  это и есть тема нашего урока.

     - Совсем недавно был самый любимый праздник всех детей - Новый год и каждый из вас ждал подарков. А перед этим вы, наверное, писали письма новогоднему волшебнику - Деду Морозу, в котором о чём-то его просили. А вот скажите, все ли из вас верят в волшебников?

 - А вот верующие люди убеждены, что все наши желания, все просьбы слышит Бог, и когда человек обращается к Богу, это и называется молитвой. Молитва играет огромную роль в жизни верующего человека, поскольку через молитву открываются двери для вхождения Бога в человеческие дела.

     Молитвы, которые произносят христиане, называются православные. Это слово состоит из двух корней «право» и «славие». Как вы думаете, а кого правильно славят верующие?  

      Однажды я услышала одно высказывание, что молитва - это мостик между человеком и Богом. Что обозначает слово мост? Правильно, это то, что соединяет два берега, делает возможным людям приближаться друг к другу. Получается, что молитва приближает кого к кому? Верно, человека к Богу.

IV. Работа с карточками

Определение трёх видов молитв:

- Существуют несколько видов молитв.

-Православные люди используют 3 вида молитв.

- Сейчас мы с ними познакомимся.

V. Объяснение нового материала

Работа в группах:

- Каждый прочитает об 1-ом виде молитвы и постарается о нём рассказать.

(Каждый ряд получает карточки с текстом и готовятся к ответу)

Группа 1. Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха, избавления от проблем. Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности... Это просьба о защите. Есть и просьба о духовных дарах: верующий просит у Бога прибавления ума и любви. А еще - о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку Свою близость.

Группа 2. Более редкая молитва – благодарение. Редкая потому, что люди чаще просят, чем благодарят. Получив желаемое, мы часто забываем поблагодарить. Так и в отношениях людей между собой, и в людей отношениях с Богом.

Группа 3. Самая высокая молитва - славословие. В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: «Аллилуйя!» («Слава Богу»). Произнося такую молитву, человек не думает о своих интересах. Именно бескорыстная радость – самая сильная и чистая. Можно радоваться новой игрушке или вещи. Но есть такие поводы для радости, которые нельзя унести к себе домой. Разве можно унести красивый закат, радугу, запах свежей зелени после дождя, соловьиную трель?

VI. Проверка самостоятельной групповой работы

Каждая группа рассказывает о своем виде молитв.

1. Молитва-просьба

Самая распространенная молитва – это просьба «Подай, Господи!»

Но со временем человек начинает просить у Бога иных, духовных благ, дающихблагодать.

2. Молитва – благодарение. Используют эту молитву редко, потому что люди часто просят, чем благодарят.

3. Молитва – славословие. Люди в этой молитве переживают радость от своей встречи с Богом, ликуют. Послушайте, как красиво звучит молитва-славословие в исполнении церковного хора. (Слушают исполнение)

VII. Осмысление услышанного

Православный человек может молиться в одиночестве и вместе с другими людьми, молча и вслух, в чтении и пении, в любом месте: и в храме, и дома, в разных обстоятельствах: и в радости, и в беде. Наши православные предки не могли начинать какое-дело, не помолившись. Послушайте притчу о двух веслах, которая объясняет, почему человеку необходимо молиться.

– О чем эта притча?

-Какова ее главная мысль? (Возможны разные ответы. Все они по-своему правильные, только обращают внимание на разные аспекты притчи, что и подчеркивает учитель по окончании всех выступлений).

 - Как вы поняли, ребята основную мысль притчи. Верно, молитва помогает верующим  и в делах, и  в обретении душевного покоя.

 - Но главное, чтобы молитва шла от самого сердца и с глубокой верой

 VIII. Работа с понятиями: 

 - Ребята, вы уже услышали, что чаще всего человек произносит молитвы просьбы. Но со временем, чем дольше человек живет, тем больше понимает, что просить у Бога  надо не ценности, а  духовные блага, то что дает душе человека покой,  благодать и милость. А как вы думаете, что такое благодать? А милость? А теперь давайте прочитаем значения этих слов:

 БЛАГОДАТЬ – это когда человек получает то, чего недостоин, чего не заслуживает.

МИЛОСТЬ – это когда человек не получает наказание, которого заслуживает.

Благодать действует в сердцах людей, очищая их и приводя к святости.

Но в молитве есть и запреты: нельзя просить у Бога сделать так, чтобы кому-то было плохо, нельзя просить бед и несчастий для других людей.

 IX. Выявление восприятия, мотивации

 -Я хочу познакомить вас со стихотворением замечательного русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова «Молитва». Прослушайте:(прослушивание чтения стихотворения)

  - Как вы думаете, какова, по мысли поэта, цель молитвы? Меняется ли человек во время произнесения молитвы?  А как вы думаете, почему это происходит?  А если мы попросим Бога, чтобы мы стали лучше, добрее изменит ли это нас? А если мы попросим блага и счастья для других людей, станет ли им от этого лучше?

  - Посмотрите отрывок из мультфильма про необыкновенный цветок - цветик-семицветик. Героиня сказки – девочка Женя, получив в подарок необыкновенный цветок, исполняющий желания, 6 лепестков потратила впустую, а вот 7 – смотрим отрывок…(просмотр отрывка из мультипликационного фильма)

 - Как вы думаете почему девочка Женя решила вдруг попросить за другого человека? Думаете ли вы, что от этого поступка она расстроилась, или ей, наоборот, стало хорошо на душе? Так получается, что если мы будем обращаться в молитве с просьбой не только за себя, но и за других людей, то тем самым мы и себя, оказывается, сделаем лучше и добрее!

X. Работа с дополнительной информацией

 -  Самой сильной считается молитва ребёнка, так как идёт от чистого сердца.  А самой известной – «Отче Наш». Есть такое крылатое выражение – «знать как «Отче Наш», это значит знать что-то очень хорошо. Верующие люди и наши предки эту молитву считают своим главным оберегом и произносят ее чаще других, поэтому слова молитвы знают с самых малых лет. Послушайте молитву «Отче Наш» в музыкальном сопровождении (прослушивание)

 - Я надеюсь, что сейчас внутри вас умиротворение, благодать и покой - и эти чувства нужно беречь. Как огонёк от свечи надо отдавать душевное тепло ближним, тому кто в этом нуждается и помогать им своими делами, поддерживать их добрыми словами, говорить им о своей любви, заботиться о них.

 - Сейчас прозвучит произведение русского композитора Петра Ильича Чайковского «Утренняя молитва», а вы попробуйте под волшебную музыку найти слова, в которых вы выразите пожелания своим родным, друзьям, близким здоровья, счастья и успеха. Эти слова запишите, пожалуйста, на яблочках, которые лежат возле вас. В конце урока мы эти яблочки поместим на наше чудесное дерево, которое находится на доске.

XI. Рефлексия

 - На доске перед вами необычное дерево, на котором мы скоро развесим наши яблочки добрых слов и пожеланий.  Посмотрите, какое оно красивое, у него толстый и крепкий ствол, на котором написано «православная молитва» и три живые веточки -  это те три вида молитв, о которых мы сегодня с вами говорили. Напомните, что это за молитвы?  Правильно.  Посмотрите, 1 веточка засохшая. Как вы думаете, какие молитвы могли бы быть на этой черной веточке, те от которых она засохла и почернела? Верно. Это те молитвы, которые нельзя произносить, желая кому-то зла.

XII. Вывод

 - В заключение мне хочется сказать, что человек, который умеет правильно и искренно молиться, становится добрее и мудрее, а его душа становится чище и светлее, потому что в своем сердце он обращается к Богу! Не зря в пословице молвится: «Свет в храме от свечи, а в душе от молитвы»!

 - Дорогие ребята, мне очень хочется, чтобы у вас на память о нашем уроке что-нибудь осталось, и я подготовила вам буклеты, где постаралась разместить все главное, о чем мы говорили на уроке. А вас хочу попросить, чтобы дома, глядя на этот буклет, вы оглянулись, посмотрели вокруг и ответили на вопрос: «За что можно, посмотрев вокруг, возблагодарить жизнь, Бога?»

 - Спасибо, ребята, за урок,  вы можете разместить ваши пожелания и добрые слова на нашем чудесном дереве. Всего вам самого доброго. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час во 2 классе на тему "Православные праздники. Святая Пасха".

классный час посвященный первоначальным представлениям о православном празднике Пасха....

Урок по ОРКСЭ "Проповедь Христа", 4 класс

Урок 6.   Тема : « Проповедь Христа»                 Цель урока: начало осмысления Нагорной проповеди, начало ...

Урок по Основе православной культуры в 4 классе по теме: «Православный храм»

Урок по Основе православной культурыв 4 классе по теме: «Православный храм»...

Разработка урока по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм».

Разработка урока  по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм»....