Открытое занятие по ОРКСЭ
план-конспект по орксэ

Пальчикова Ольга Николаевна

Открытое занятие по ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_opk.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Введение во храм Пресвятой Богородицы

Тип урока: урок открытия новых знаний, урок-проект.

Цель деятельности педагога: организация деятельности обучающихся, направленная на открытие новых знаний о православном празднике Введение во  храм  Пресвятой Богородицы.

Задачи:

- создать условия для эффективной работы на уроке;

- способствовать знакомству обучающихся с историей празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы;

- пробудить интерес к старинным русским традициям;

- совершенствовать умение работать в группах, выполнять самоконтроль и взаимоконтроль;

- содействовать воспитанию интереса к православной культуре.

Предполагаемые результаты

Предметные

Узнают: традиции православного праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Научатся:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

-участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

-готовить сообщения по выбранным темам.

Оборудование:

Иконы, магнитофон  с  диском, картины, разноцветные  карточки, перфокарты                                           

           

Ход урока:

  1. Организационный  момент. 

Я рада вас видеть. Сегодня необычный урок для вас и для меня, давайте постараемся работать в тесном сотрудничестве. Я желаю всем успехов. Пожелайте и вы друг другу успехов в преодолении трудностей. И, в свою очередь, я постараюсь быть вам хорошим помощником. Наши совместные старания помогут открыть нам ещё одну дверь в Страну Знаний.

Мы с детьми готовились к открытому уроку, а  как это у  нас получилось, сейчас увидите. 

  1. Актуализация знаний и проверка ранее изученного материала.

-Закончилась осень, начинается зима. Вспомните, какие осенние   праздники  отмечает православная  Церковь осенью?

- Какие из них относятся к двунадесятым? (Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября; Воздвижение Креста Господня —  27 сентября;)

- Давайте вспомним об этом чуть подробнее. А для этого я предлагаю отгадать кроссворд. Чтоб не плавать без ветрил,

    1. Чтоб маяк пред вами был,

исполнялась жизни мера,

нам нужна лишь наша… (вера),

    2.После какого праздника на Руси начиналась пора свадеб?  (После Покрова, вспомнить дату 14 октября)

Рассказать коротко о событиях этого праздника.

    3.В каком месяце начинается церковный год? (сентябрь)

    4. У кого она в достатке  

     С тем дружить легко и гладко

Для души приобрету

Я у Бога… (доброту)    

5.Как называется день святого, имя которого мы носим?  (день Ангела или именины)  

  1. Как зовут маму Девы Марии? (Анна)         
  2.   Как зовут отца Девы Марии?  (Иоаким)     
  3. С какой богородичной иконой связан тот факт, что не люди были её хранителями, а сама Богородица через свою икону  стала защитницей и покровительницей. (Иверская)

А какое у нёё второе название? (Вратарница).

Сейчас это икона прибывает на Афоне. А на месте, куда приплыла по водам эта икона, установлен напротив Иверского монастыря памятный крест.

- Посмотрите  какое слово у нас получилось по вертикали? (Введение)

Кто открыл мне этот мир,

Не жалея своих сил?

И всегда оберегала?

Лучшая на свете МАМА.

Дети, я сегодня принесла икону Владимирской Божьей Матери. Божия матерь на руках держит младенца. Это маленький Иисус Христос. Посмотрите, как бережно Она Его держит, ласково наклонила к нему свою голову. Сразу видно, что Она Его очень любит, заботится о Нем. У каждого из вас тоже есть мамочка. Ваши мамы любят вас так же, как Божия Матерь своего младенца.

У каждого человека есть мама. И у  Иисуса Христа была тоже мама. И звали ее Марией. В Библии ее называют Пресвятой Девой Марией.

        Сегодня мы с Вами поговорим о её земной жизни.

        

3. Новая тема.

- У  вас на партах лежат карты нашего урока. Впишите в неё тему нашего урока и дату праздника.  В раздел «Словарь урока» впишите пояснения терминов.

В таблицу внесите  числа и  их значение, которые вы услышите во время рассказа.

Ученик 1: Только до трёх  лет воспитывалась святая Отроковица в родительском доме. Родителям было нелегко расстаться со своей Дочерью, но они обещали отдать её  на служение Богу. Торжественно со  светильниками, в сопровождении  девочек-сверстниц, а  также  своих  родственников, отправляются  родители  Марии  в  храм. Но не в скорби  сопровождают Анна и Иоаким  Дочь,  так  как видят, что  Мария  с  радостью  стремиться  в  храм  Божий,  как в  свой родной  дом.

  Этот момент  как  раз  изображён  на  иконе. Вот  она. Обратите  внимание  на  голубой  цвет  - цвет Богородицы.

   В  храме её  встречал самый  главный священник Захария и другие священники. К храму  вели 15 высоких ступений, но Мария уверенно их  преодолела и встала перед Захарией.И тут произошло необыкновенное событие По  особенному внушению  Божию, Захарий повёл Её в самое святое место- Святое Святых, куда не  имели право входить даже священники. После обряда посвящения

Марии на служение Богу, родители вернулись домой в г. Назарет. А Мария осталась жить при храме. В храме было 90 комнат-келий, где жили девы и вдовы.

Ученик 2:  Мария прожила в храме 11 лет. Здесь она читала Священное Писание, занималась рукоделием. Она сразу удивила всех тем, что легко постигала самые трудные места священных книг. Лучше взрослых, которые изучали эти книги всю жизнь.

- Праздник  Введения…Православная Церковь отмечает  4 декабря. Этот праздник относится  к самым главным  12 праздникам года. Поэтому он называется двунадесятым.

Для каждого праздника существует праздничное песнопение, которое называется  тропарь. Тропари пишутся на старославянском языке и поэтому нам не всегда понятны многие слова.

Сейчас  я  предлагаю прослушать тропарь, посвящённый этому празднику

Ученик 3: И вот Марии исполнилось14 лет. Вскоре умирают её родители: отец в возрасте 80 лет. Мама чуть позже. Некоторое время она жила вместе с Марией в храме.

Из маленькой девочки она стала Девой. Более двух тысячелетий отделяют нас от того дня, когда на свет Божий  появилась Пресвятая Дева. Сегодня трудно даже поверить, что у Неё была земная жизнь.

 Святой Амвросий в облике Богородицы подмечает те черты, которые могут служить идеалом человека. Посмотрите на образы Пресвятой Богородицы. Это лики самой доброты. «Она была не многоречива, любила чтения. Правилом её было –никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель.

Ученик  4:  Первым  иконописцем Богородицы  при  её  жизни  был  святой евангелист  Лука. Все  более  поздние  иконы  создавались  либо  по  иконам, созданным  Лукой, либо  по  нерукотворным  образам самой  Богородицы, например, по  самообразовавшемуся  образу.

4. Народные традиции

А как же в Росси помнят этот праздник?

(Ответы учеников, подготовившихся заранее)

Наши благочестивые предки, отмечая праздник, отправлялись в храм уже не на телеге, а на санях, и дорогой припевали:

Введенье пришло

Зиму в хату завело,

В сани коней запрягло

В путь-дорожку вывело,

Берег с берегом связало,

Воду к земле приковало,

Снег заледенило,

Малых ребят,

Красных девчат

В салазки усадило,

На ледянке с горы покатило…

2 ученик. В старину после Введение во храм пресвятой Богородицы начинался зимний торг. Белокаменная Москва, да и другие города начинали торговать санями. В Москве сани складывались целыми грудами-горами на Лубянской площади (название площади сохранилось с тех пор). Сами продавцы, нет-нет, да и выкрикивали заходившему в ряды московскому люду прибаутки:

Вот санки-самокаты.

Разукрашены, богаты,

Разукрашены, раззолочены,

Сафьяном оторочены!

Введеньев торг у двора,

Санкам ехать пора!

Сани сами катят,

Сами ехать хотят!

К вечеру, если не вся, то добрая часть Москвы каталась на новых санях.

3 ученик: А русские женщины, занимавшиеся в позднюю осеннюю и зимнюю пору рукоделием, к празднику Введение Богородицы во храм, старались смастерить подарок для своих ребятишек, особенно девочек, тат как их чествовали в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Так вот старались мастерицы – бабушки, мамы, сестрицы – сделать маленьким девочкам в подарок к празднику тряпичную самодельную куклу.

5. Закрепление и повторение:

Записать на доске получившийся ряд чисел в столбик.

Должен получиться ряд чисел:

3  15   90   11    14    80   4   12

3 – года было Богородице, когда Её привели родители в храм;

15 – ступеней вели в храм;

90 – комнат было в храме;

11- лет прожила Богородица в храме

до14 – лет Богородица жила в храме;

80 – лет было Иоакиму, когда он умер;

4 – декабря празднуется Введение во храм Пресвятой Богородицы.

12 – двунадесятый праздник.

 Сейчас  я  предлагаю посмотреть  фильм  минуты  2 -3  «Дивеево.  Святая  Канавка».

   Введение во храм имело в жизни Пресвятой Богородицы огромное значение. Оно переменило жизнь юной Девы так, что это событие иногда называют вторым рождением Богородицы, рождением для новой жизни, посвящённой одному Богу.

Богородица в судьбе России, как мать для младенца. В почитании Божьей Матери русскими людьми – особая тайна. Кроется она в надежде на всесильное заступничество перед Богом.

Более православного имени нет на Руси, нежели Пресвятой Богородицы. С самого начала русской истории Богоматери посвящаются храмы, пишутся иконы: сегодня их более 300.

Мы с вами живем в стране, которая называется домом Пресвятой Богородицы, потому что русские люди всегда любили и почитали Её. Поэтому вы должны гордиться и радоваться, что родились и живёте именно в России, в стране, которой покровительствует Сама Царица Небесная.

6. Итог урока

Наш  урок  подходит  к  концу. Оценки  за  урок  вы  поставите  себе  сами. У  вас  на  партах  набор  флажков:  розовые, зелёные,  жёлтые,  белые.

-Если  вы  всё  поняли, запомнили  на  уроке,  ни  допустили  ни  одной  ошибки -  поднимите  розовый  флажок.

Если  всё поняли,  но  не всё запомнили - зелёный

Если  запомнили  кое – что – жёлтый

Если  ничего  не  запомнили – белый.

- А теперь, если вам очень  понравилось  на  уроке  и вы  бы  хотели, чтобы  основы  православной  культуры  велись  у  вас  в  школе – поднимите  розовый  флажок

Если  вам  понравилось на уроке – зелёный.

Мне  всё  равно – жёлтый.

Мне  не  понравилось – белый.

ГБОУ « Специальная школа-интернат с. Дмитряшевка»

Открытый урок

по основам  религиозных культур и светской этики

(модуль основы православной культуры)

                                                                  Провела учитель:

                                                            Пальчикова Ольга Николаевна

2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по ОРКСЭ модуль ОПК тема "Монастыри".

Конспект открытого урока по ОРКСЭ модуль ОПК тема "Монастыри"...

открытый урок по ОРКСЭ

ПРЕЗИНТАЦИЯ К УРОКУ...

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРЕЗЕНТАЦИИ ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОРКСЭ

париложение  к презинтации открытый урок по ОРКСЭ...

Открытый урок по ОРКСЭ "Отношение христианина к природе".

Разработка урока по основам религиозной культуры и светской этики на тему "Отношение христианина к природе".К   конспекту урока прилагается презентация....

Открытое занятие по ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений".

Открытое занятие по ОРКЭСФирсова Ольга Андреевнаучитель начальных классов ГБОУ СОШ №1738 имени авиаконструктора М.Л.Миля Тема:  Род и семья – исток нравственных отношений.Цель  урока: ф...

Конспект открытого занятия по теме: « Домашние животные. Звук Р в открытых слогах» ( логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)

Цель: автоматизировать звук Р в открытых слогах. Задачи: коррекционно -развивающие: корригировать произношение; корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложени...

Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»

Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...