Конспект открытого урока по ОРКСЭ модуль ОПК тема "Монастыри".
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Успенская Оксана Александровна

Конспект открытого урока по ОРКСЭ модуль ОПК тема "Монастыри"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_orkse_.rar15.79 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО: Успенская О.А.

Место работы: МОУ «СОШ п.Горный»

Должность: старший вожатый

Предмет: ОПК

Класс: 4-5

 Тема урока: Православный храм  и другие святыни. Монастырь.

Базовый учебник: Основы православной культуры и свестской этики. Основы              православной культуры 4-5 класс: учебное пособие для общеобразоват.  учреждений / А.В.Кураев - . : Просвещение, 2010 – 95с.

Цель урока: знакомство учащихся с православными монастырями, их значением в духовной культуре русского  народа; особенностями монастырской жизни.

Задачи:

  1. дать учащимся первоначальные представления о православном монастыре и его обитателях;
  2. развивать нравственные качества личности;
  3. сформировать навыки поведения в монастыре;
  4. развивать коммуникативные, информационные компетенции.

Формы и виды деятельности: беседа, театрализация, выборочное комментированное  чтение, работа в парах, группах, работа с иллюстративным материалом (презентация, картинки учебника), самостоятельная работа по развивающим заданиям, участие в диалоге, первичная разработка творческого проекта.

Основные термины и понятия: святыня, монастырь, монах, призвание, послушание.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный  проектор, рабочие листы урока.

Предварительная подготовка:  один учащийся учит наизусть стихотворение «Старец Божий» А. Ладыгина;  ученик из 6-7 класса учит роль Странника, перед началом урока  надевает костюм, состоящий из подпоясанной длиннополой рубахи, шапки, котомки, бороды и посоха.

Ход урока:

1). Мотивация, целью которой будет настрой учащихся к восприятию  темы урока через зрительно - слуховые ощущения, эмоциональное вовлечение.

Форма - мультимедийная презентация (Презентация 1) в виде слайдов под звучание  песни «Монастырь» на стихи В. Волкова в исполнении А. Михайлова.

- Откройте содержание учебника и найдите урок № 25.

- Определите тему урока.

- Найдите содержание темы урока.

- Из раздела «Вы узнаете» определите задачи урока.

- Монастырь – это место, где небо сходится с землей. Это и чувствует душа человека, отворившего скромную деревянную дверь. Разделяющую мир и монастырь и ступившего на его благодатную землю.

                                                                                                          Святые Старцы.

2).  Основная часть урока.

(Входит Странник).

Странник: Здравствуйте, милые дети!  Сколько путей я прошел, сколько дорог –  сколько святых мест посетил! Я – Странник, паломник, хожу по русским монастырям, чтобы обрести Божью благодать. И к вам зашел, чтобы загадки загадать и  показать те места, где побывал.

Первая загадка:

В черном, с четками в руках, 
О душе своей в слезах 
Богу молится … (монах).

Вторая загадка:

Ряса, клобук, параман 
Говорят о многом нам: 
Так одет монах, друзья, 
Жить, как все, ему нельзя! 
Инок, мантией одетый, 
Давший Господу … (обеты). 

Молодцы, детишки, а теперь смотрите и запоминайте.

(Идут слайды презентации (Презентация 2).

(Странник называет монастыри, места, где они находятся - Свято-Троицкая
Александро-Невская Лавра (Санкт-Петербург), Рождество- Богородичный Коневский монастырь (о-в Коневец на Ладоге), Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь (недалеко от г. Лодейное Поле), Свято - Юрьев монастырь (Великий Новгород), Свято-Успенский Псково - Печерский 
монастырь (пос. Печоры Псковской обл.)).

- Запомнили, ребята, куда путь держать? В каких городах поблизости расположены монастыри? Может, запомнили названия? Какой вам больше понравился?

(Ответы учащихся).

Молодцы, детишки! Однако  мне пора собираться в путь – дорогу. До свидания! (Уходит).

Учитель: Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди,  чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за  советом  в трудной жизненной ситуации, за  исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия.

- Предлагаю вам разбиться на группы по 5 человек. Каждая группа получает свои вопросы, ответы на которые вы должны представить после прочтения и обсуждения в группах.

Читаете текст на с.80-82 до слов (в чем смысл жизни монахов)

( вопросы в рабочих картах)

Расскажите. Когда появились монастыри. Кто живет в монастырях? Кто такие монахи?

 (Ответы учащихся: монахи, иноки, послушники).

- Можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычных мирян? Как одеваются монахи и монахини?

(Ответы учащихся).

- Да, ребята, монахи одеты по-особенному. На голове носят камилавку или клобук - головной убор черного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину. Их одежда состоит из рясы и мантии.  В руках неспешно  перебирают четки, произнося «про себя» молитву.

- Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям и призванию согласился  жить без семьи. Что такое призвание?

 (Ответы учащихся).

- Призвание – это ваш смысл жизни.

Призвание – это ваша неповторимость в этом мире, как обязанность.

Все выглядит так, как будто Бог создал нас для какой-то задачи, уклонение от которой – наша вина перед Ним. Может, оно и так, а может, и проще: каждый из нас уникален, но не знать и не понимать этого - значит проигнорировать в этой жизни себя самого и свои возможности.

Вы хотели бы найти свое призвание?

(Ответы учащихся).

- Как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре?

(Ответы учащихся).

- Их главное правило «Трудись и молись». Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3 – 4 часа, вы еще спите, когда монахи уже совершают утреннюю молитву. Прием пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания,  - работают на полях, в монастырской кухне  или ремонтируют здания монастыря. 

- Монахом стать трудно. Как становятся монахами? Что такое послушание?

- Итак,  какие этапы должен пройти человек, прежде чем станет монахом или монахиней?

(Ответы учащихся: послушание, монашеские обеты, постриг, получение нового имени).

- Какие черты характера воспитываются в монастыре?

(Ответы учащихся: терпимость, смирение, милосердие).

- Такие черты мы ценим и в светских людях, но не всегда мы можем быть образцовыми, часто ссоримся из-за пустяков, обижаемся, в монашеской жизни все несколько иначе.

Посмотрите отрывок из фильма «Остров»  режиссера Павла Лунгина.

(Учащиеся смотрят отрывок. Содержание: в кочегарку  старца Анатолия (актер П. Мамонов) переселяется настоятель монастыря, отец Филарет (актер В. Сухоруков),  и пытается наладить отношения с отцом Анатолием. Настоятель приходит со своим одеялом, которое привез из Афона. Ночью отец Анатолий выбрасывает это одеяло в озеро. Стоп-кадр).

- Как вы думаете, что будет дальше?

(Ответы учащихся).

- Как поступили бы вы в этой ситуации?

(Ответы учащихся).

- Посмотрите – что было дальше.

(Учащиеся смотрят продолжение отрывка, где настоятель отец Филарет благодарит отца Анатолия за то, что тот избавил его от привычки к комфорту).

- Была ли развязка конфликта для вас ожидаемой?  Вот такие люди – монахи, особенные, прощают и любят. Но для нас, мирских людей,  такое качество как терпимость тоже нужно и ценно.

Чтобы усмирить свою гордыню и страсти, монахи иногда сами по своей воле накладывают обеты  – обет молчания, обет столпничества (не садиться в течение длительного времени).

(Ученик выходит и читает стихотворение):

Старец Божий, старец кроткий,
В лаптях, с палкою простой,
На руке иссохшей четки,
Взор, горящий добротой.
Сколько дивного смиренья
В страстотерпческих чертах,
Дивный дар богомоленья
Лег улыбкой на устах
Тяжким подвигом согбенный
Он идет, гонец небес,
Прозорливый, вдохновенный
Полный благостных чудес.
Благодатной силой веет
На молящих от Него.
Гордый разум цепенеет
Перед святостью Его.
                                                                            (1933. г. Ницца, А. Ладыгин)

- Каких известных Святых Старцев вы знаете?

- Кого называют Святыми Старцами?

(Ответы учащихся).

- Давайте вспомним, что такое монастырь и кто такие монахи. Для этого составим кластер «Монастырь».

(Дети выбирают из набора разных терминов те, которые относятся к теме, строят кластер в рабочей карте урока; один ученик прикрепляет кластер на доске).

Мы сегодня узнали новые слова, перечислите их.(Монах, настоятель, игумен, обет, святыня, призвание. послушание)

  Дайте определение каждого слова, запишите слова в словарики.

- Мы сегодня многое узнали о монастырях и вам, наверное, захотелось в ближайшее время своими глазами посмотреть на монастырскую жизнь. Но, ребята, монастырь – это святое место, где нужно себя по-особенному вести. Давайте разработаем правила поведения в монастыре.

(Учащиеся делятся на группы, в диалогах  обсуждают правила для юных паломников, записывают в рабочий лист урока.)

(Примерные рекомендации «Правила поведения в монастыре»:

В монастыре запрещается:

  1. громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку;
  2. говорить по мобильному телефону на территории монастыря;
  1. носить шорты на территории монастыря;
  2. лицам женского пола находиться без головного убора.)

3). Домашнее задание.

а). Творческое задание – разработать макет  путеводителя для юных паломников, используя разработанные  на уроке правила поведения, а также информацию о монастыре, фотографии и рисунки (форма представления – рисунок с текстовой информацией на листе А4 или файл в программе Рhotoshop).

4). Рефлексия «Комплимент».

Мы сегодня успешно трудились и можем себя похвалить.

За что можно похвалить соседа по парте за те успехи, которые он сегодня сделал на уроке?

За что можно похвалить себя?

За что можно похвалить учителя?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур) на тему "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды".

На этом уроке происходит знакомство учащихся с понятиями  "ритуал", "обряд" и знакомство с самыми распространёнными из них в разных религиозных культурах....

Открытый урок по ОРКСЭ, ( модуль «Основы православной культуры»)«Заповеди»

В данном уроке совместила ФГОС и основы православной культуры. Изучение нового материала построено на изучении литературных произведений и мультипликационных фильмов....

Технологическая карта открытого урока по ОРКСЭ модулю «Основы православной культуры» 4 класс Урок №28 Тема: «Защита Отечества»

Урок подготовлен для обучающихся в 4 классе. Используя учебник А.В. Кураева ,учебник «Основы православной культуры», «Просвещение», 2012. - с. 88-91.  и другую дополнитель...

Конспект открытого урока по ОРКСЭ (модуль «Основы исламской культуры») по теме «Семья в исламе»

На уроке создаются условия для формирования образа семьи у детей 4 класса,  дети знакомятся с понятиями род, родословная,  родственники, семья, как частица рода, в которой сливаются мысли, т...