Конспект открытого урока по ОРКСЭ (модуль «Основы исламской культуры») по теме «Семья в исламе»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Джиналиева Гулихан Хабибуллаевна

На уроке создаются условия для формирования образа семьи у детей 4 класса,  дети знакомятся с понятиями род, родословная,  родственники, семья, как частица рода, в которой сливаются мысли, традиции и культура, формируются такие чувства, как уважение, любовь к близким, родственникам, почитание своих предков, воспитание интереса к семейным традициям, развиваются чувства компетентности в сфере творческой деятельности, умение работать с родословным древом, с пословицами, развивается речь учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon semya_v_islame_dzhinalieva_gulihan_habibullaevna.zip608.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по ОРКСЭ (модуль «Основы исламской культуры»)  по теме «Семья в исламе»

4 класс

Составила учитель: Джиналиева Г. Х.

 Семья  в исламе.

Цель урока: Создать условия для формирования образа семьи у детей 4 класса. 

Образовательная: знакомство с понятиями род, родословная,  родственники, семья, как частица рода, в которой сливаются мысли, традиции и культура.

Воспитательная: формирование чувств уважение, любви, почитания своих предков, воспитание интереса к семейным традициям.

Развивающая: развитие чувства компетентности в сфере творческой деятельности, умение работать с родословным древом, с пословицами, развитие речи.

Задачи урока:

- познакомить детей с терминами «род», «родословная»,  «семья»;

- представить детям образ семьи, как великую духовную ценность;

- раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви и уважения;

- дать начальные представления семьи, как источника нравственных отношений, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни.

Авторский медиапродукт – презентационное сопровождение урока (среда POWER POINT)

ТСО: проектор, компьютер.

Планируемые результаты:

– Сформировать ценностные отношения о правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями.

Ценностные установки: любовь к своей семье.

– Дать начальное представление о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Формы обучения: Групповая, индивидуальная и фронтальная.

Технологии обучения: проблемное обучение, коллективно-распределённая деятельность учащихся, использование ИКТ, проектная деятельность, интегрированное обучение, и средство оптимизации процесса обучения.

Методы обучения: практические, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы, словесные, наглядные.

                                                          Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:
– Здравствуйте,  ребята, я рада сегодня  видеть вас, гостей. На нашем уроке   много гостей. Поздороваемся со всеми и начнем работать.
Мотивация.
Учитель:
– В начале нашего урока послушаем сказку и подумаем, что нам хотел сказать автор.
 Сказка В. А. Сухомлинского «Цветок и лепесток».
Расцвел белый Цветок ромашки. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке было много Лепестков. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»
Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.
– Ты кто? – спрашивает Муравей.
– Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.
– Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.
Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.
Учитель:
– Обсудим эту сказку. Почему погиб Лепесток?
– А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?
(ответы детей)
– Правильно. Только все вместе мы сильны, а по отдельности слабы и уязвимы.

2. Определение темы и целей урока
Учитель:
– У вас на партах находятся цветки ромашки, эти цветки выбраны нами не случайно, потому что символизируют ….(семью.) ( СЛАЙД 1)

Как вы, думаете, о чем мы сегодня с Вами  будем говорить? (ответы детей)

Сегодня на уроке речь пойдет о семье и семейных ценностях. Итак, ребята, назовите тему нашего урока:

Тема нашего урока: Семья в исламе. (СЛАЙД 2)

3. Определение значения слова «Семья». Словарная  работа.

- «Семья» – это слово мы слышим каждый день и настолько к нему привыкаем, что порой даже не задумываемся, что оно  обозначает?

 - Как вы думаете, что такое семья?

(ответы детей)

Ребята, а какие вопросы мы с вами должны изучить? Чтобы вам хотелось узнать? (Предварительные ответы детей: Как живут в мусульманских семьях? (Что такое  мусульманская семья? И т.д.)

Работа со словарями.( СЛАЙД 3)

        - Давайте определим лексическое значение слова семья – группа        

живущих вместе близких родственников.

  Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это - близкие и

родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся,

кому желаем добра и счастья!

4. Слово учителя:   (Слайд 4)

     Семья занимает особое место в жизни каждого человека. У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас всегда ждут, любят, и за все простят. Именно в семье мы делаем первые шаги, произносим самые первые слова, учимся любви, ответственности, доброте и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о самых близких людях.

Работа с учебником  стр. 60. (80)

 Знакомство с текстом. Каждая группа получает свой вопрос, на который они должны ответить после работы с текстом учебника.


1 группа. Как относятся мусульмане к созданию семьи? ( Абзац первый)

Мусульмане серьезно относятся к созданию семьи и очень дорожат ею. Главное, что важно для исламской семьи, это любовь: родителей друг к другу, к детям, детей к родителям. Мусульманские семьи, как правило, бывают большие. Они часто включают не только супругов и их детей, но и остальных родственников. Мусульманскую семью объединяют не только крепкие родственные чувства, но и обязанности. Мусульмане считают, что только большая семья может справиться с жизненными трудностями. 

(Слайд))

Ребята, а ваши семьи какие? Кто входит в вашу семью? Давайте поговорим о ваших семьях. Сколько же Я в ваших семьях? Ведь семья это семь – Я.

На одном лепестке ромашки запишем ЛЮБОВЬ
2 группа.
 Как распределяются обязанности в мусульманской семье? ( Абзац  четвертый и пятый)

Ребята, вы, наверное, слышали, иногда говорят, кто хозяин в доме? а как вы понимаете это выражение?

(Ответы детей) Да правильно это означает, кто главный в семье? А кто в ваших семьях главный? Конечно это ваши отцы. Чаще в мусульманской семье именно муж обеспечивает всех материально. Для того чтобы семья не нуждалась мужу приходится много работать. Но при этом нужно помочь по хозяйству и жене. И конечно уделить время детям.

Ребята, а чем занимаются ваши мамы? (ответы детей) Как видим, ваши мамы ведут домашнее хозяйство, готовят вам вкусную еду, создают уют в вашем доме. На долю матери выпадает большая часть заботы, по воспитанию детей. В исламе уважение к матери и ценности материнства неразделимы. Особо красноречиво роль и место матери в жизни человека описаны Пророком Мухаммедом. (Слайд)

  Один человек спросил пророка: «Кого я должен уважать в первую очередь?» Пророк ответил: «Мать». «А кого потом?», - спросил человек. «Мать»,- ответил Пророк. «А кого после нее?» «Мать». «А после этого?», - спросил человек. «Отца» (Хадис из Бухары и Муслим) Получается, что семейные обязанности - нелегкая ноша.  Согласны,  с этим утверждением?

- Ваши родители жалуются на то, что им тяжело выполнять свои  обязанности?

-  Нет.

ВЫВОД: если муж и жена живут в согласии друг с другом, то обязанности будут не в тягость, а в радость.

На втором, на третьем  лепестках запишем ПОМОЩЬ, СОГЛАСИЕ,

 3 группа. Какие качества нужны человеку, чтобы создать прочную семью?

( Абзац второй)

Важнее всего красота внутренняя, доброта человека,  уважение,  милосердие, научиться дарить радость своей второй половине и детям. Не случайно у мусульман Кавказа родилась пословица: «Красота до вечера, доброта - до смерти»

На следующих   лепестках запишем ДОБРОТА, МИЛОСЕРДИЕ

4 группа. Что важно для семейного союза в исламе? (абзац третий), (слайд ВЫВОД:  Для создания прочного семейного союза важно, чтобы муж и жена имели схожие взгляды на жизнь, воспитание детей.  Для них важно также умение понимать друг друга, прощать случайные обиды.

На следующих   лепестках запишем ПОНИМАТЬ, ПРОЩАТЬ.
Об обязанностях родителей мы узнали, а как дети должны вести себя? Какие есть обязанности у детей? (ответы детей).

Ребята, каждый из вас должен с почтением относиться к родителям, помогать им, уважать, их, беречь и любить. (Слайд)

ВЫВОД:

Самым дорогим для детей являются их родители, теплота и материнская любовь, отцовская доброта и забота. Ничто не может заменить родителей. И, дети,  т.е. вы в свою очередь должны любить своих родителей, помогать им, поддерживать в любой момент, находить и говорить теплые,  душевные  слова, благодарить за все  то, что делают для вас родители.

                       Физкультминутка: 

Наша дружная семья: (шагаем на месте)

Мама, папа, брат и я.

 Спортом любим заниматься, (приседаем)

 И, конечно, закаляться. (в плечах руки)

 Мы счастливая семья,

Мама, папа, брат и я.

( руки вперед, вверх, в стороны руки ладошками вверх руки вперед, вверх, в стороны).

    Ребята, вот мы говорим:  Исламская культура, семья в исламе, а что означает слово « ислам» в переводе с арабского языка?  Мир и покорность богу)

Как называют людей принявших ислам? ( Людей принявших ислам называют мусульманами)  Как называют бога в исламе? ( Аллахом), а главная священная книга? ( Коран)

Главной ценностью для мусульманина является его семья. Существуют определенные отношения между родителями и детьми. Мусульманин с большим уважением и почтением относится к старшим, родственникам и родителям. В Коране сказано: Слушайте слово старших. Навещайте своих родичей. Уважайте женщин, они ваши матери, жены и сестры.

Если одновременно позовут тебя отец и мать, то прежде подойди к матери.

Сейчас вашему вниманию я хочу предложить видео. Садитесь по удобнее. После просмотра вам предстоит ответить на вопрос, который  содержится в этом ролике. Будьте внимательны!

  Дискуссия

Учитель предлагает детям прочитать пословицу:  Рай под ногами ваших матерей».
Объясните смысл данной пословицы.

                             Притча «Корзину-то возьми»
Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.
Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:
- Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!
- На что она мне?
- Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда…

Анализ притчи:
- О чем эта притча?
- О чем забыл сын? (Обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда отец и мать стареют)
- О каком важном законе нравственности  напоминает притча?

(Ответственность перед родителями, уважение, милосердие)


-Чему учит притча?

«Хочешь знать, как будут относиться к тебе дети в дни твоей старости –

оглянись на то, как ты относишься к своим родителям». Персидская

поговорка

Собери пословицы о семье. Работа в парах. Организация работы в парах.

 Игра «Сжатый кулак»

Сейчас нам предстоит работа в парах. Перед тем, как начнем работать, давайте поиграем.

Ребята, сидящие с правой стороны, сжимают пальцы в кулак, а соседи постараются разжать их. А теперь поменяйтесь ролями.

Сложно сделать это? Сожмите все кулачки. Разожмите пальцы, пожалуйста. Видите, у меня получилось разжать ваши пальчики, не касаясь вас. Я просто попросила вас разжать кулаки. Ведь в условии игры не было сказано, что обязательно нужно применять физическую силу. Вежливое отношение друг к другу  позволит вам сохранить энергию для более важных дел и свершений. Поэтому, работая в паре, уважайте мнение товарищей, и ваши ответы будут более удачными.

  1. Дерево держится корнями, а человек – семьей.
  2. Семейное согласие всего дороже.
  3. Родители трудолюбивы - и дети не ленивы.
  4. В дружной семье и в холод тепло.

О том, что семья играет большую роль не только в жизни человека, но и в жизни общества в целом нам расскажет календарь праздничных дат.

 Какие праздники, посвящённые членам семьи вы знаете?

(15 мая - Международный день семей,  

8 июля- День семьи, любви и верности в России,

1 июня  - День защиты детей,

20 ноября «Всемирный день ребенка»,

первое воскресенье ноября – День матери,

- День семьи в России отмечается 8 июля неслучайно. В этот день православная церковь чтит память Святых Петра и Февронии. Вы уже догадались, что они были мужем и женой. А вот как они жили и почему их приравняли к лику Святых, вы сможете узнать из дополнительной литературы.  

- Символом семьи в России с 2008 года считается ромашка. Как вы думаете, почему именно этот цветок? (Ромашка)

- Что символизируют лепестки цветка? (Членов семьи)

-На чём держатся лепестки? (На сердцевинке)

- Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевинку? (Погибнет)

- Что же символизирует сердцевинка? (Ценности, на которых основывается семья).

- Какие, по вашему, ценности должны укреплять семью?

Сейчас давайте вернемся к нашим символам семьи ромашкам. Положите их перед собой, прочтите те ценности, о которых мы сегодня говорили. Если вам понравился сегодняшний урок, если вы узнали на уроке что-то новое и интересное, то, что вам пригодится в жизни, нарисуйте ромашке улыбку. Если урок вам не понравился – гримасу. Если в уроке что-то осталось непонятным, вызывающим сомнение – вопрос.
Учитель:
– 
Ребята, давайте возьмем наши цветы-символы в руки. Чувствуете, какие они красивые и хрупкие? Каждый цветок тянется к солнышку, купаясь в его лучах. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность – нашу семью. Прикрепим же символы нашей маленькой семьи к карте большой семьи России, и пусть она крепнет и процветает. Ведь крепкая семья – это сильная страна.

Рефлексия.

Что для вас семья? У вас на столах лежат сердечки. Возьмите его и напишите на нем слова, которые вы хотели бы сказать своим родным.

Итог урока. - Считаешь ли ты полезным то, о чем мы говорили?

- Что особенно понравилось?

- Какие вопросы по теме урока тебя волнуют?

Молодцы! Я надеюсь, что вы все эти знания используете в будущем.

Я уверена, что вы пронесете через всю свою жизнь любовь к своим родителям. Сегодня, придя домой, каждый пусть обнимет своих родителей и скажет им все теплые слова. На сердечках пишут  теплые слова, слова любви.

Домашнее задание: написать сочинение про свою семью.

Давайте семейные ценности чтить,  
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем, 
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом! 
Пусть дети и взрослые помнят всегда – 
Семья – это главное! Через года,

 Сумейте вы счастье свое пронести, 
Пускай только лучшее ждет впереди!

 - На этом наш урок подошёл к концу, всем вам спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паломничество в Мекку. План - конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Основы исламской культуры"

Вербицкая Татьяна Сергеевна ГБОУ СОШ №1236 г.Москва творческая группа соавторов предлагают вам план - конспект урока по курсу ОРКСЭ. Надеемся, что вам разработка поможет!...

Конспект урока по ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"

Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"...

Конспект урока по ОРКСЭ (Модуль "Основы исламской культуры") 4 класс

Тема урока: "Семья в исламе"Предмет:"Основа исламской культуры"Класс: 4Цель урока: Создать условия для формирования образа семьи у детей 4 класса. Образовательная: з...

Презентация по ОРКСЭ (Модуль "Основы исламской культуры") на тему "Семья в исламе" 4 класс

Тема урока: "Семья в исламе"Предмет: ОРКСЭ (Модуль "Основы исламской культуры"Класс: 4 Учебник:"Основы исламской культуры" 4 класс Муртазин М.Ф. 2010 Цель...

Технологическая карта открытого урока по ОРКСЭ модулю «Основы православной культуры» 4 класс Урок №28 Тема: «Защита Отечества»

Урок подготовлен для обучающихся в 4 классе. Используя учебник А.В. Кураева ,учебник «Основы православной культуры», «Просвещение», 2012. - с. 88-91.  и другую дополнитель...