Конспект открытого урока по ОРКСЭ (модуль «Основы исламской культуры») по теме «Семья в исламе»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
На уроке создаются условия для формирования образа семьи у детей 4 класса, дети знакомятся с понятиями род, родословная, родственники, семья, как частица рода, в которой сливаются мысли, традиции и культура, формируются такие чувства, как уважение, любовь к близким, родственникам, почитание своих предков, воспитание интереса к семейным традициям, развиваются чувства компетентности в сфере творческой деятельности, умение работать с родословным древом, с пословицами, развивается речь учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 608.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по ОРКСЭ (модуль «Основы исламской культуры») по теме «Семья в исламе»
4 класс
Составила учитель: Джиналиева Г. Х.
Семья в исламе.
Цель урока: Создать условия для формирования образа семьи у детей 4 класса.
Образовательная: знакомство с понятиями род, родословная, родственники, семья, как частица рода, в которой сливаются мысли, традиции и культура.
Воспитательная: формирование чувств уважение, любви, почитания своих предков, воспитание интереса к семейным традициям.
Развивающая: развитие чувства компетентности в сфере творческой деятельности, умение работать с родословным древом, с пословицами, развитие речи.
Задачи урока:
- познакомить детей с терминами «род», «родословная», «семья»;
- представить детям образ семьи, как великую духовную ценность;
- раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви и уважения;
- дать начальные представления семьи, как источника нравственных отношений, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни.
Авторский медиапродукт – презентационное сопровождение урока (среда POWER POINT)
ТСО: проектор, компьютер.
Планируемые результаты:
– Сформировать ценностные отношения о правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями.
Ценностные установки: любовь к своей семье.
– Дать начальное представление о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Формы обучения: Групповая, индивидуальная и фронтальная.
Технологии обучения: проблемное обучение, коллективно-распределённая деятельность учащихся, использование ИКТ, проектная деятельность, интегрированное обучение, и средство оптимизации процесса обучения.
Методы обучения: практические, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы, словесные, наглядные.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
– Здравствуйте, ребята, я рада сегодня видеть вас, гостей. На нашем уроке много гостей. Поздороваемся со всеми и начнем работать.
Мотивация.
Учитель:
– В начале нашего урока послушаем сказку и подумаем, что нам хотел сказать автор.
Сказка В. А. Сухомлинского «Цветок и лепесток».
Расцвел белый Цветок ромашки. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке было много Лепестков. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»
Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.
– Ты кто? – спрашивает Муравей.
– Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.
– Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.
Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.
Учитель:
– Обсудим эту сказку. Почему погиб Лепесток?
– А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?
(ответы детей)
– Правильно. Только все вместе мы сильны, а по отдельности слабы и уязвимы.
2. Определение темы и целей урока
Учитель:
– У вас на партах находятся цветки ромашки, эти цветки выбраны нами не случайно, потому что символизируют ….(семью.) ( СЛАЙД 1)
Как вы, думаете, о чем мы сегодня с Вами будем говорить? (ответы детей)
Сегодня на уроке речь пойдет о семье и семейных ценностях. Итак, ребята, назовите тему нашего урока:
Тема нашего урока: Семья в исламе. (СЛАЙД 2)
3. Определение значения слова «Семья». Словарная работа.
- «Семья» – это слово мы слышим каждый день и настолько к нему привыкаем, что порой даже не задумываемся, что оно обозначает?
- Как вы думаете, что такое семья?
(ответы детей)
Ребята, а какие вопросы мы с вами должны изучить? Чтобы вам хотелось узнать? (Предварительные ответы детей: Как живут в мусульманских семьях? (Что такое мусульманская семья? И т.д.)
Работа со словарями.( СЛАЙД 3)
- Давайте определим лексическое значение слова семья – группа
живущих вместе близких родственников.
Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это - близкие и
родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся,
кому желаем добра и счастья!
4. Слово учителя: (Слайд 4)
Семья занимает особое место в жизни каждого человека. У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас всегда ждут, любят, и за все простят. Именно в семье мы делаем первые шаги, произносим самые первые слова, учимся любви, ответственности, доброте и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о самых близких людях.
Работа с учебником стр. 60. (80)
Знакомство с текстом. Каждая группа получает свой вопрос, на который они должны ответить после работы с текстом учебника.
1 группа. Как относятся мусульмане к созданию семьи? ( Абзац первый)
Мусульмане серьезно относятся к созданию семьи и очень дорожат ею. Главное, что важно для исламской семьи, это любовь: родителей друг к другу, к детям, детей к родителям. Мусульманские семьи, как правило, бывают большие. Они часто включают не только супругов и их детей, но и остальных родственников. Мусульманскую семью объединяют не только крепкие родственные чувства, но и обязанности. Мусульмане считают, что только большая семья может справиться с жизненными трудностями.
(Слайд))
Ребята, а ваши семьи какие? Кто входит в вашу семью? Давайте поговорим о ваших семьях. Сколько же Я в ваших семьях? Ведь семья это семь – Я.
На одном лепестке ромашки запишем ЛЮБОВЬ
2 группа. Как распределяются обязанности в мусульманской семье? ( Абзац четвертый и пятый)
Ребята, вы, наверное, слышали, иногда говорят, кто хозяин в доме? а как вы понимаете это выражение?
(Ответы детей) Да правильно это означает, кто главный в семье? А кто в ваших семьях главный? Конечно это ваши отцы. Чаще в мусульманской семье именно муж обеспечивает всех материально. Для того чтобы семья не нуждалась мужу приходится много работать. Но при этом нужно помочь по хозяйству и жене. И конечно уделить время детям.
Ребята, а чем занимаются ваши мамы? (ответы детей) Как видим, ваши мамы ведут домашнее хозяйство, готовят вам вкусную еду, создают уют в вашем доме. На долю матери выпадает большая часть заботы, по воспитанию детей. В исламе уважение к матери и ценности материнства неразделимы. Особо красноречиво роль и место матери в жизни человека описаны Пророком Мухаммедом. (Слайд)
Один человек спросил пророка: «Кого я должен уважать в первую очередь?» Пророк ответил: «Мать». «А кого потом?», - спросил человек. «Мать»,- ответил Пророк. «А кого после нее?» «Мать». «А после этого?», - спросил человек. «Отца» (Хадис из Бухары и Муслим) Получается, что семейные обязанности - нелегкая ноша. Согласны, с этим утверждением?
- Ваши родители жалуются на то, что им тяжело выполнять свои обязанности?
- Нет.
ВЫВОД: если муж и жена живут в согласии друг с другом, то обязанности будут не в тягость, а в радость.
На втором, на третьем лепестках запишем ПОМОЩЬ, СОГЛАСИЕ,
3 группа. Какие качества нужны человеку, чтобы создать прочную семью?
( Абзац второй)
Важнее всего красота внутренняя, доброта человека, уважение, милосердие, научиться дарить радость своей второй половине и детям. Не случайно у мусульман Кавказа родилась пословица: «Красота до вечера, доброта - до смерти»
На следующих лепестках запишем ДОБРОТА, МИЛОСЕРДИЕ
4 группа. Что важно для семейного союза в исламе? (абзац третий), (слайд ВЫВОД: Для создания прочного семейного союза важно, чтобы муж и жена имели схожие взгляды на жизнь, воспитание детей. Для них важно также умение понимать друг друга, прощать случайные обиды.
На следующих лепестках запишем ПОНИМАТЬ, ПРОЩАТЬ.
Об обязанностях родителей мы узнали, а как дети должны вести себя? Какие есть обязанности у детей? (ответы детей).
Ребята, каждый из вас должен с почтением относиться к родителям, помогать им, уважать, их, беречь и любить. (Слайд)
ВЫВОД:
Самым дорогим для детей являются их родители, теплота и материнская любовь, отцовская доброта и забота. Ничто не может заменить родителей. И, дети, т.е. вы в свою очередь должны любить своих родителей, помогать им, поддерживать в любой момент, находить и говорить теплые, душевные слова, благодарить за все то, что делают для вас родители.
Физкультминутка:
Наша дружная семья: (шагаем на месте)
Мама, папа, брат и я.
Спортом любим заниматься, (приседаем)
И, конечно, закаляться. (в плечах руки)
Мы счастливая семья,
Мама, папа, брат и я.
( руки вперед, вверх, в стороны руки ладошками вверх руки вперед, вверх, в стороны).
Ребята, вот мы говорим: Исламская культура, семья в исламе, а что означает слово « ислам» в переводе с арабского языка? Мир и покорность богу)
Как называют людей принявших ислам? ( Людей принявших ислам называют мусульманами) Как называют бога в исламе? ( Аллахом), а главная священная книга? ( Коран)
Главной ценностью для мусульманина является его семья. Существуют определенные отношения между родителями и детьми. Мусульманин с большим уважением и почтением относится к старшим, родственникам и родителям. В Коране сказано: Слушайте слово старших. Навещайте своих родичей. Уважайте женщин, они ваши матери, жены и сестры.
Если одновременно позовут тебя отец и мать, то прежде подойди к матери.
Сейчас вашему вниманию я хочу предложить видео. Садитесь по удобнее. После просмотра вам предстоит ответить на вопрос, который содержится в этом ролике. Будьте внимательны!
Дискуссия
Учитель предлагает детям прочитать пословицу: Рай под ногами ваших матерей».
Объясните смысл данной пословицы.
Притча «Корзину-то возьми»
Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.
Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:
- Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!
- На что она мне?
- Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда…
Анализ притчи:
- О чем эта притча?
- О чем забыл сын? (Обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда отец и мать стареют)
- О каком важном законе нравственности напоминает притча?
(Ответственность перед родителями, уважение, милосердие)
-Чему учит притча?
«Хочешь знать, как будут относиться к тебе дети в дни твоей старости –
оглянись на то, как ты относишься к своим родителям». Персидская
поговорка
Собери пословицы о семье. Работа в парах. Организация работы в парах.
Игра «Сжатый кулак»
Сейчас нам предстоит работа в парах. Перед тем, как начнем работать, давайте поиграем.
Ребята, сидящие с правой стороны, сжимают пальцы в кулак, а соседи постараются разжать их. А теперь поменяйтесь ролями.
Сложно сделать это? Сожмите все кулачки. Разожмите пальцы, пожалуйста. Видите, у меня получилось разжать ваши пальчики, не касаясь вас. Я просто попросила вас разжать кулаки. Ведь в условии игры не было сказано, что обязательно нужно применять физическую силу. Вежливое отношение друг к другу позволит вам сохранить энергию для более важных дел и свершений. Поэтому, работая в паре, уважайте мнение товарищей, и ваши ответы будут более удачными.
- Дерево держится корнями, а человек – семьей.
- Семейное согласие всего дороже.
- Родители трудолюбивы - и дети не ленивы.
- В дружной семье и в холод тепло.
О том, что семья играет большую роль не только в жизни человека, но и в жизни общества в целом нам расскажет календарь праздничных дат.
Какие праздники, посвящённые членам семьи вы знаете?
(15 мая - Международный день семей,
8 июля- День семьи, любви и верности в России,
1 июня - День защиты детей,
20 ноября «Всемирный день ребенка»,
первое воскресенье ноября – День матери,
- День семьи в России отмечается 8 июля неслучайно. В этот день православная церковь чтит память Святых Петра и Февронии. Вы уже догадались, что они были мужем и женой. А вот как они жили и почему их приравняли к лику Святых, вы сможете узнать из дополнительной литературы.
- Символом семьи в России с 2008 года считается ромашка. Как вы думаете, почему именно этот цветок? (Ромашка)
- Что символизируют лепестки цветка? (Членов семьи)
-На чём держатся лепестки? (На сердцевинке)
- Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевинку? (Погибнет)
- Что же символизирует сердцевинка? (Ценности, на которых основывается семья).
- Какие, по вашему, ценности должны укреплять семью?
Сейчас давайте вернемся к нашим символам семьи ромашкам. Положите их перед собой, прочтите те ценности, о которых мы сегодня говорили. Если вам понравился сегодняшний урок, если вы узнали на уроке что-то новое и интересное, то, что вам пригодится в жизни, нарисуйте ромашке улыбку. Если урок вам не понравился – гримасу. Если в уроке что-то осталось непонятным, вызывающим сомнение – вопрос.
Учитель:
– Ребята, давайте возьмем наши цветы-символы в руки. Чувствуете, какие они красивые и хрупкие? Каждый цветок тянется к солнышку, купаясь в его лучах. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность – нашу семью. Прикрепим же символы нашей маленькой семьи к карте большой семьи России, и пусть она крепнет и процветает. Ведь крепкая семья – это сильная страна.
Рефлексия.
Что для вас семья? У вас на столах лежат сердечки. Возьмите его и напишите на нем слова, которые вы хотели бы сказать своим родным.
Итог урока. - Считаешь ли ты полезным то, о чем мы говорили?
- Что особенно понравилось?
- Какие вопросы по теме урока тебя волнуют?
Молодцы! Я надеюсь, что вы все эти знания используете в будущем.
Я уверена, что вы пронесете через всю свою жизнь любовь к своим родителям. Сегодня, придя домой, каждый пусть обнимет своих родителей и скажет им все теплые слова. На сердечках пишут теплые слова, слова любви.
Домашнее задание: написать сочинение про свою семью.
Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!
Пусть дети и взрослые помнят всегда –
Семья – это главное! Через года,
Сумейте вы счастье свое пронести,
Пускай только лучшее ждет впереди!
- На этом наш урок подошёл к концу, всем вам спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/27/picture-153091-1354027815.jpg)
Паломничество в Мекку. План - конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Основы исламской культуры"
Вербицкая Татьяна Сергеевна ГБОУ СОШ №1236 г.Москва творческая группа соавторов предлагают вам план - конспект урока по курсу ОРКСЭ. Надеемся, что вам разработка поможет!...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/11/picture-162570-1355247964.jpg)
Конспект урока по ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"
Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/07/picture-14035-1481134707.jpg)
Открытый урок по ОРКСЭ модулю"Основы православной культуры" по теме "Заповеди"
Открытый урок по ОРКСЭ по теме "Заповеди"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/10/picture-956961-1507659800.jpg)
Презентация к уроку по ОРКСЭ модуль "Основы исламской культуры" 4 класс к учебнику Латышиной
презентация для урока в 4 классе...
Конспект урока по ОРКСЭ (Модуль "Основы исламской культуры") 4 класс
Тема урока: "Семья в исламе"Предмет:"Основа исламской культуры"Класс: 4Цель урока: Создать условия для формирования образа семьи у детей 4 класса. Образовательная: з...
Презентация по ОРКСЭ (Модуль "Основы исламской культуры") на тему "Семья в исламе" 4 класс
Тема урока: "Семья в исламе"Предмет: ОРКСЭ (Модуль "Основы исламской культуры"Класс: 4 Учебник:"Основы исламской культуры" 4 класс Муртазин М.Ф. 2010 Цель...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/16/picture-642642-1434482812.jpg)
Технологическая карта открытого урока по ОРКСЭ модулю «Основы православной культуры» 4 класс Урок №28 Тема: «Защита Отечества»
Урок подготовлен для обучающихся в 4 классе. Используя учебник А.В. Кураева ,учебник «Основы православной культуры», «Просвещение», 2012. - с. 88-91. и другую дополнитель...