Методическая разработка занятия по теме «Рождество Христово»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Бурянина Лилия Анатольевна

Рождество Христово – это праздник, который во многих странах породил большое количество символов. В рамках этого проекта учащиеся смогут ознакомиться с историей этого праздника, его символами, с традициями и обычаями этого праздника в России и других странах.

В процессе работ, учащиеся узнают много новой и полезной информации. Смогут работать в паре, проявляя свои умения и навыки, попробовать донести до других учащихся русские традиции наших предков.

В результате работы мы пришли к выводу, что многие семьи учащихся являются православными людьми, посещают храм и знают церковные обряды.

Данная работа имеет свою практическую значимость для школьников, поскольку она формирует представление о празднике Рождества в нашей стране, о семейных традициях, позволяет учащимся познакомиться с традициями и обычаями других наров и стран. Также способствует формированию кругозора и жизненной позиции, способствует раскрытию творческого потенциала учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.docx703.89 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа- №20 Петроградского района Санкт-Петербурга

«Актуальные вопросы преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР»

Проект

Методическая разработка занятия

по теме «Рождество Христово»

                     

                                выполнила: Бурянина Л.А.

                             

Санкт-Петербург

2021

Оглавление

  1.  Введение …………………………………………………………..……………….. 3
  2. Основная часть
  1. Пояснительная записка………………………………………………………..….5
  2. Методическая разработка………………………………………………………...8
  1. Заключение …………………………………………………………………………10
  2. Библиография ………………………………………………………………………11
  3. Приложение ………………………………………………………………………....12

Введение.

Тема проекта: «Рождество Христово»

Цель проекта:

Создать условия для:

  • формирования у детей понимания  духовно-нравственных ценностей;
  • развития чувства сопричастности с русской культурой;
  • воспитания  уважительного отношения к культурным  традициям страны.

Задачи проекта:

  • анализ литературы и материалов,
  • сбор материалов,
  • создание макеты, визитки праздника,
  • обобщение результата.

Гипотеза:

Учащиеся узнают:

  • историю происхождения праздника;
  • традиции празднования в Росси и других странах мира.

Ресурсы:

  • методическая литература,
  • Образовательные интернет ресурсы,
  • наглядные пособия.

Риски проекта:

  • отсутствие заинтересованности обучающихся к участию в проекте,
  • уровень готовности обучающихся в исследовательской деятельности,
  • возникновение дефицита времени при работе методом проектов.

Меры минимизации рисков проекта:

  • четкие критерии оценивания результатов, применение новых проектных технологий, применение новых информационных технологий, использование ЭОР.
  • дифференцированный подход в обучении, индивидуальная работа на уроке,
  • анализ работы учителя и обучающихся после каждого этапа проекта и корректировка дальнейших действий.

Методическая разработка внеурочного занятия

Пояснительная записка

Тип внеурочного занятия: Общекультурный практикум с элементами ППО.

Целевая аудитория: учащиеся 4 класса обучающиеся по адаптированной образовательной программе ФГОС ОВЗ НОО варианта 2.2

Цели внеурочного занятия:  

Образовательные:

  • познакомить с историей возникновения православного праздника «Рождество Христово», с основами христианского учения о Боговоплощении;
  • продолжить формирование понимания символического языка иконы;
  • обогащать словарный запас детей новыми словами историко-культурологического значения, определять и анализировать логические связи между понятиями;
  • формировать ценностное отношение детей к изучению истории православной культуры; воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре;
  • воспитывать культуру празднования Рождества Христова, семейных отношений, милосердия.
  • формирование потребностей к творчеству, развитие связной речи, развивать умение использовать мимику и жесты в жизни.      

Развивающие:

  • Развивать самостоятельную деятельность учащихся;
  • Развивать познавательные процессы: внимание, память, воображение

Воспитательные:

  • Прививать учащимся способность сопереживать, сочувствовать;
  • Пробудить интерес к особенностям празднования Рождества Христова в России;
  • Формировать ценностное отношение к православной культуре.
  • воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к другу;

Планируемые результаты УУД:

  • Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания;

- способность адекватно судить о причинах своего успеха или не успеха в учении;

- умение определять положительный эмоциональный фон, принимать его, делиться с партнером;

  • Регулятивные:

- организовывать свое рабочее место;

- умение предполагать, представлять результат своей деятельности;

  • Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках и занятиях;

  • Коммуникативные:

- устанавливать рабочие отношения, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками в группе;

- умение сосредотачиваться и слушать вопросы, выдвигать свои версии, принимать мнение окружающих;

- распределять роли в коллективе, а также принимать и соблюдать установленные правила коллектива.

Используемые технологии на внеурочном учебном занятие: на внеурочном учебном занятие используются элементы технологии сотрудничества, технология проектной деятельности.

Методы обучения:  словесные, наглядные, частично – поисковые

Раздаточный материал: конверт с заданиями: текст, наглядный материал, вопросы к тексту.

Оборудование: мольберт, персональный компьютер,  мультимедиа-проектор, презентация PowerPoint

Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на внеурочном учебном занятие.

В структуру и содержание внеурочного занятия включены следующие методы диагностики предметных, метапредметных результатов: взаимооценивание и оценивание по образцу, устный опрос учащихся.

Результатом деятельности учащихся на внеурочном занятие является поделка и запись в личное портфолио учащегося.

Методическая разработка.

1. Организационный момент

Ребята, здравствуйте. Сегодня у нас последнее занятие в нашем проекте.

На этом внеурочном занятие вы будете работать вместе, поэтому посмотрите на своих одноклассников и улыбнитесь друг другу.

Какое у вас сейчас настроение?

Вы готовы начать?

Давайте вспомним что такое «Праздник»?

Праздник - радостное состояние души, посвященное какому-то важному событию.

Какие праздники вы знаете?

Давайте разделим праздники на 3 группы: семейные, религиозные, национальные.

Назовите, ближайший религиозный праздник.

  1. Самоопределение темы и цели занятия

Назовите, ближайший религиозный праздник.

Сформулируйте тему урока. Какую поставим цель и какие задачи будем решать?

  1. Актуализация знаний

Почему этот праздник так называется?

- Что вам известно об этом празднике?

- А вы знаете,  какого числа празднуют Рождество в Европе? А в России?

- Да, в Европе праздник отмечают 25 декабря – это католическое Рождество, а в России – 7 января – Рождество Христово.

  1. Открытие детьми нового знания.

Что бы лучше узнать этот праздник, нам нужно будет ответить на несколько вопросов.

Какое событие легло в основу этого праздника?

Как звали родителей Иисуса?

Что вам известно о них?

Как на свет появился спаситель?

Что такое ясли? Встречается ли данное слово в современной жизни?

Кто первым узнал о рождении Спасителя?

Как вы думаете, что сказал им Ангел?

Что послужило ознаменованием рождения Иисуса Христа?

Что вы знаете о праздновании Рождества на Руси и в России?

Что можно назвать символом рождества?

Для этого давайте разделимся на пары. У каждой пары есть конверт с заданиями и вспомогательными материалами.

  1. Самостоятельная работа в парах.

Учащиеся делятся на пары. Выполняют задания в конверте. При этом они самостоятельно без помощи учителя составляют план работы, распределяют действия и роли. Составляют часть макета праздника.

  1. Представление своей работы.

Каждая пара рассказывает о своей работе, представляя сделанный макет.

  1. Составление макета. Выводы о проделанной работе.

Работы сделанные учащимися собираются в общий макет. Учащиеся совместно с учителем делают выводы о проделанной работе, посвященной  празднику «Рождество Христово». Составляют краткий рассказ опираясь на ранее изготовленный макет.

  1. Рефлексия

О каком празднике мы сегодня говорили?

Что нового вы узнали на занятие?

Заключение.

Рождество Христово – это праздник, который во многих странах породил большое количество символов. В рамках этого проекта учащиеся смогут ознакомиться с историей этого праздника, его символами, с традициями и обычаями этого праздника в России и других странах.

В процессе работ, учащиеся узнают много новой и полезной информации. Смогут работать в паре, проявляя свои умения и навыки, попробовать донести до других учащихся русские традиции наших предков.

В результате работы мы пришли к выводу, что многие семьи учащихся являются православными людьми, посещают храм и знают церковные обряды.

Данная работа имеет свою практическую значимость для школьников, поскольку она формирует представление о празднике Рождества в нашей стране, о семейных традициях, позволяет учащимся познакомиться с традициями и обычаями других наров и стран. Также способствует формированию кругозора и жизненной позиции, способствует раскрытию творческого потенциала учащихся.

Библиография.

  1. «Большая книга рождественских чудес» - Издательство Рипол Классик. 2014г.
  2. Марина Костромицкая: «Новый год и Рождество». Энциклопедия праздника, 2008 г.
  3. Интернет-ресурсы: https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2015/11/02/issledovatelskaya-rabota-traditsii-rozhdestva,

www.google.ru/search?q=проект+Рождество+Христово

www.google.ru/search?newwindow=1&safe=strict&biw=1280&bih

https://www.google.ru/search?q=рождественский+тропарь

https://www.google.ru/search?q=макет+вертепа&newwindow

Приложение.

Раньше Рождество Христово начинали праздновать с 6 на 7 января. Пока взрослые готовили праздничный ужин, дети ждали появления первой звезды. Как только она появлялась в небе, начинался Сочельник. Тогда отец вносил в дом сено. Хозяйка стелила его на стол. (Ведь именно на сено положили маленького Иисуса!) Из этого сена делали гнёздышко, в которое ставили горшок с кутьёй.

Перед ужином зажигали восковую свечу и все вместе вслух молились. Радостно и торжественно было в этот момент. И только после молитвы можно было начинать ужин.

Самое важное блюдо на столе — кутья т.к. зерна злаков (в основном использовалась пшеница) — символизируют плодородную землю, а также воскрешение и вечную жизнь, маковое молоко и мёд — изобилие на земле, а также жизнь в раю, изюм — благополучие, орехи — здоровье, а вся каша — продолжение рода.

Рождественская кутья в основном ассоциировалась с урожаем и достатком, т.е. считалось, что чем она будет сытнее и вкуснее, тем больший будет урожай и достаток в семье.

Кроме кутьи, по обычаю подавали рыбу, голубцы с грибной подливой, пироги с капустой, гречкой, блины... Еду запивали узваром — компотом из сухофруктов. На десерт подавали пышки, начинённые фруктовым джемом с тёртой булкой или маковой начинкой.

Для детей в Рождественский сочельник считается хорошим обычаем играть на свежем воздухе и танцевать вокруг ёлки. Это избавит от неудач и болезней на весь год

В рождественскую ночь до самого утра принято колядовать-ходить в гости. Дети и молодёжь поют песни — колядки, они желают хозяевам добра, достатка, здоровья. А гостеприимные хозяева взамен одаривают колядников сладостями и звонкими монетками. Чем больше колядовщиков посетит дом, тем больше радости будет в этом году.

Неотъемлемой традицией празднования Рождества Христова являются рождественские вертепы. Рождественский вертеп — своеобразный кукольный театр, который показывали наши предки на Рождество Христово и на Святках. Вертепы бывали разные — большие, с рост человека, и совсем маленькие — чуть больше коробки из-под обуви. Куклы вырезались из дерева, затем их раскрашивали и одевали в одежды из цветных лоскутков.

Важным атрибутом зимнего праздника является Рождественский колокольчик. Колокольчиками можно украшать не только елку, но и вход в дом.

Рождественский звон колоколов можно услышать в церквях всего мира.

И в наши дни мы сохраняем традиции Рождества. Перед Новым Годом украшаем ёлочку игрушками (символы подарков от волхвов), шарами ( воплощение бесконечности и вечной жизни), венчаем её звездой (символ путеводной звезды), кладём сладкие подарки.

А в церквях и храмах принято выставлять неподвижные вертепы.

Вертеп стоит в центре храма, где каждый пришедший на праздничную службу может поклониться рождённому Спасителю. И как волхвы, мы тоже приносим дары: наши молитвы, покаяние и добрые дела.

http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkhMfOR5M7JjBY_oKR88fPr6aKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

https://img-fotki.yandex.ru/get/6206/11911341.b/0_8e95b_b53000ab_XXXL.jpg

https://i.pinimg.com/originals/4d/93/a6/4d93a6a5d40d7179afc2771300f75f0a.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме: "Насекомые"

На занятии у  детей формируются навыки работать в парах, самостоятельно искать  информацию разными способами, разграничивать старые и новые знания.  ...

методическая разработка занятия по теме"Я и мои друзья",1 класс

Материал может быть использован во внеклассной работе с учащимися 1 класса, для классного часа, для работы с Портфолио учащихся в связи с требованиями ФГОС. К методической разработке прилагается презе...

Методическая разработка занятия по теме: " Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста".

Диагностические исследования психологов, многочисленные наблюдения педагогов показывают, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстр...

Методическая разработка «Занятие по теме «Редакция» в младшей группе объединения «Юный журналист»

Методическая разработка занятия в системе дополнительного образования (отделение дополнительного образования при гимназии) на основе игровой технологии....

Методическая разработка занятия по теме "Развитие психических процессов у детей с нарушением слуха и речи на материале занятия "Домашние и дикие животные" для 2 класса"

Конспект занятия предназначен для коррекционных педагогов, психологов, работающих с детьми с нарушением слуха и речи, по курсу «Развитие познавательных процессов». Материал будет актуален ...

Методическая разработка: Занятие на тему «"Пасха – праздник светлого Христова воскресения"»

Методитческая разработка будет интересна педагогам дополнительного образования, учителям начальных кллассов. Методическая разработка призвана пробудить интерес у детей к православным христианским...