Рабочая программа учебного курса «ОРКСЭ»
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Надежда Ивановна Севостьянова

Рабочая программа учебного курса «ОРКСЭ»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл enmelen_rp_orkse_2018-19g_4_kl.docx52.03 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА ЭНМЕЛЕН»

689275 Чукотский автономный округ, Провиденский городской округ, с. Энмелен, ул. Н-Чирикова, 9

тел./факс: 8(427-35) 29-249 e-mail:  school-еnmelen@yandex.ru

Рассмотрено

на МО учителей  начальных  классов

Протокол от 07.05..2018 г. №  4

 

Согласовано

Заместитель директора по УР

_____________ Ю.В.Овчинникова

Протокол №         от 17.08.2018 г.

Утверждаю

директор________Л.А.Родионова

Приказ №

от 17.08.2018 г. № 02-02-4

Рабочая программа учебного курса

«Основы религиозной культуры и светской этики» 

Модуль «Основы светской этики» 

РЕАЛИЗУЕТСЯ НА УРОВНЕ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (4 класс)

Составители: учитель начальных классов

I категории Ю.В. Овчинникова

учитель начальных классов

I категории Н.И. Севостьянова

учитель начальных классов

I категории А.А. Рагтувье

 

Энмелен

2018 год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

                Рабочая программа  учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики»  разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 г., Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в ред. приказов Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241; от 22 сентября 2011 г. № 2357; от 18 декабря 2012 г. № 1060; от 29 декабря 2014 г. № 1643), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «ООШ с.Энмелен», основе рабочей программы к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 4 класса автора М.Т. Студеникина, с учебным планом МБОУ «ООШ с.Энмелен»; Федеральным перечнем  учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях.

             Особенности  рабочей  программы  

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

     Курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении  образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

       Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

   Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую системумежличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

    Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

     Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

         Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель - воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними идругими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

   Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

           В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме.

Курс рассчитан на 1 год обучения на уровне начального общего образования.

Учебно – методический комплекс:

Дидактическое обеспечение  

М.Т.  Студеникин  «Основы  духовно- нравственной  культуры  народов  России. Основы  светской  этики»,  пособие  для учащихся М. Русское слово 2011 г.

Методическое обеспечение

Программа  курса  к  учебнику  М.Т. Студеникина  «Основы  светской  этики» М. Русское    слово, 2011 г.

Рабочие  программы:  к  учебникам  А.Н. Сахарова,  К.А.  Кочегарова  «Основы религиозных  культур  народов  России»,

М.Т.  Студеникина  «Основы  светской этики». 4 класс / авт.-сост. К.А. Кочегаров, М.Т.  Студеникин.  —  М.:  OOO  «Русское слово – учебник», 2011. —32 с.

М.Т. Студеникин, В.И. Добролюбова Основы  духовно-нравственной  культуры народов России. Книга для учителя

Методическое пособие к учебнику 4 класса общеобразовательных учреждений  «Основы светской этики», М.: «Русское слово», 2011 г.

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. А.Я.Данилюк.- М.: Просвещение, 2010г.

Методы изучения предмета (курса):
а) объяснительно-иллюстративный, 
б) репродуктивный,
в) проблемное изложение изучаемого материала,
г) частично-поисковый, 
д) исследовательский метод.

Формы контроля. Формой промежуточного контроля являются выполнение различных творческих заданий (составление кроссворда, рисунки, соответствующие темам занятий и т. д.), тестовых, практических заданий и т. д. Форма итогового контроля – защита проекта. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося за весь курс.

Способы и формы оценивания образовательных результатов учащихся Уроки по курсу ОРКСЭ - уроки безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию. Поэтому для оценивания учащихся на уроках по данному курсу используются вербальное поощрение, похвала, одобрение.
Виды деятельности, используемые на уроках:

- познавательная;

- исследовательская;

- проектная.

Формы урока:

- Урок – игра;

- КВН;

- интегрированный урок;

- тестирование

-проблемно-ценностное  общения (этическая беседа);

-дебаты;

-тематический диспут;

-проблемно-ценностная  дискуссия  с участием внешних экспертов;

- творческие задания;

- работа в группах

Цели и задачи обучения модуля «Основы светской этики»

Цель курса: создание условий для формирования у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций всех народов нашей страны, готовности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи:

- знакомство обучающихся с основами светской этики;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для семьи, для общества, для развития полноценной личности гражданина России;

- обобщение знаний, понятий, представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе и формирование в них ценностно - мировоззренческих основ, обеспечивающих восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- развитие способностей к обобщению в полиэтнической и религиозной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Место предмета в учебном плане.

Учебный курс ОРК и СЭ рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа в год и включает в себя модули:

1. Основы православной культуры;

2. Основы исламской культуры;

3. Основы буддийской культуры;

4. Основы иудейской культуры;

5. Основы мировых религиозных культур;

6. Основы светской этики.

           Обучающимся изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей  (законных  представителей).  По  результатам  анкетирования  с  согласия  и  по  выбору  родителей (законных представителей) четвероклассников был выбран модуль «Основы светской

этики».  

Особенности модуля:

         Курс  выступает  в  качестве  связующего  звена  всего  учебно  -  воспитательного  процесса, обобщая  знания  об  этике  и  этикете,  полученные  в  начальной  школе.  Курс  призван  обеспечить общественно  значимую  мотивацию  поведения  детей,  их  поступков.  Школьникам  следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.  

Описание ценностных ориентиров учебного модуля.

          В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

         В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и

коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой обучающиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

        Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Планируемые результаты.

 

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- Формирование семейных ценностей;

- Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты

 Регулятивные УУД

– самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

– совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);

– совместно с учителем составлять план решения проблемы;

– работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

 Познавательные УУД

ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;

– отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий,

справочников и других материалов;

– добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);

– читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором»

(прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;

– перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, направленные на реализацию 1-й линии развития, а также технология продуктивного чтения.

 Коммуникативные УУД

– доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

– доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;

– слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;

– договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), работа в малых группах.

Предметные результаты

 

К 1-й линии развития относятся следующие из них:

– определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям

(нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);

– излагать своё мнение по поводу значения светской культуры в жизни отдельных людей и общества;

– знать основные понятия светской этики, ее особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России;

– устанавливать взаимосвязи между определённой светской  культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;

– проявлять уважение к любой вере или к отсутствию её (за исключением тоталитарных сект, направленных на разрушение и подавление личности);

– осознавать сходство некоторых важных духовно-нравственных оснований разных религий при их существенных отличиях.

Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:

– строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

– делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;

– договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;

Диагностика успешности достижения этих результатов осуществляется прежде всего в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

 

В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен: 
знать/понимать: 
основные понятия светской этики; 

понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;

первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;

становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

осознание ценности человеческой жизни.

уметь: 

описывать различные явления светских традиций; 

устанавливать взаимосвязь между светской этикой и поведением людей; 
излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества; 
соотносить нравственные формы поведения с нормами светской этики; 
строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; 
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение; 

готовить сообщения по выбранным темам

 

Проектная деятельность.

Обучающийся научится:

  • составлять план последовательности выполнения  задания по заданному слайдовому или текстовому  плану;
  • определять этапы проектной деятельности;
  • определять задачи каждого этапа проектной деятельности под руководством учителя и самостоятельно;
  • распределять роли при выполнении задания под руководством учителя и/ или выбирать роли в зависимости от своих интересов и возможностей;
  • проводить оценку качества выполнения задания по заданным критериям;
  • проектировать деятельность по выполнению  задания на основе технологической карты  как одного из средств реализации проекта;

Обучающиеся получат возможность:

  • осмыслить   значение задания в практической и производственной деятельности;
  • выделять  задачи каждого этапа проектной деятельности;
  • распределять роли при выполнении  задания в зависимости от умения качественно выполнять отдельные виды обработки материалов;
  • проводить оценку качества выполнения  задания на каждом этапе проекта и корректировать выполнение задания;
  • развивать навыки работы в коллективе,  умения работать в паре; применять на практике правила сотрудничества.

Содержание курса.

             Данный модуль выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, расширяя знания об этике.. Он призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.

        На уроках светской этики в 4 классе учащимся предстоит выяснить, кто такой гражданин, в чём состоят его права и обязанности; раскрываются важнейшие нравственные понятия: честь и достоинство, совесть и порядочность, сострадание и милосердие, правда и ложь и многие другие. Насущными проблемами современного российского общества посвящены темы: «Терпение и труд», «Честность и искренность», «Дружба и порядочность». При изучении этих тем ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - жизни. Развитию и совершенствованию личности подростка, его организованности и самостоятельности помогут темы: «Правила твоей жизни», «Семейные традиции».

       Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умения избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций. На уроках светской этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимания особенностей их культуры. Модуль «Основы светской этики» вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности, национального самосознания – чувства принадлежности к своей стране и народу.

         На уроках светской этики ученики знакомятся с Конституцией Российской Федерации, определяющей нормы и правила жизни нашего общества и государства. У детей в этом возрасте слишком мал собственный опыт, и задача преподавателя – помочь им усвоить положительный опыт поведения других людей. Содержание курса даёт детям возможность на «физиологическом уровне» усвоить ценные знания поведенческого характера. Которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения.

      В связи с эти важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Большое внимание обращается на деятельность ученика по анализу текста, его логической обработке при составлении плана, решению практических задач. В процессе деятельности у учеников возникают положительные эмоции, чувство удовольствия от умственной деятельности, формируются познавательные потребности.

      В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.

     На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком и литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой. Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним. Ученики, например, определяют части речи, находят однокоренные слова, вспоминают героев произведений, рассматривают положительные и отрицательные стороны их поступков. В ходе диалога-беседы ученики оценивают поступки героев, выясняют свою собственную позицию.

      Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян.

Введение 1ч.

Знакомство с учебником.

Тема 1. 2ч.

Понятия гражданин и гражданство. Конституция – Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей – гражданский долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Правительство. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства.

Тема 2. Этика и этикет. 2ч.

Понятие порядочность. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства. Общественная ценность порядочности.

Тема 3. Вежливость. 2ч.

Понятие вежливость. Вежливость – важнейшая составная часть порядочности человека. . Развитие чувства вежливости и уважения. Умение понять и простить. Правдивость и её цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Вежливость– «внутренний голос человека». Жить по законам вежливости. Несовместимость совести с эгоизмом и корыстолюбием. Кодекс взаимоотношения одноклассников.

Тема 4. Добро и зло. 2ч.

Добро – важнейшее качество личности. Понятия добра и зла .Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установлений доверительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.

Тема 5. Дружба и порядочность. 2ч.

Понятие дружбы. Общественная ценность порядочность. Взаимосвязь сострадания и порядочности, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила дружбы. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.

Тема 6. Честность и искренность. 2ч.

Понятия честность и искренность. Правда – то, что соответствует действительности. Ложь – намеренное искажение действительности. Правдивость. Искренность. Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Хитрость.

Тема 7. Гордость и гордыня. 2ч.

Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважение. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. .Нормы морали. Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Этикет.

Тема 8. Обычаи и обряды русского народа. 2ч.

Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Образцы нравственности в культуре Отечества. . Этикет.Проявление патриотизма учащихся.

Тема 9. Терпение и труд. 2ч.

Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Россия – многонациональное государство. Что такое терпимость (толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни российских городов. Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость. Трудовая мораль. Методы нравственного самосовершенствования.

Тема 10. Семья. 2ч.

Семья- объединение людей разного возраста, основанное на кровно-родственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия- наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи

Тема 11. Семейные традиции 2ч.

Традиция –передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание.

Тема 12. Сердце матери. 2ч.

Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье-неразделимые понятия. Мать-творец человека. Подарить радость маме. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким

Тема 13. Правила твоей жизни. 2ч.

Цель обучения в школе. Приёмы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приёмы работы учеников на уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростка. Правила и приёмы запоминания. Сочетание труда умственного и физического.

Тема 14. Праздники народов России. 2ч.

Праздники: государственные, светские, религиозные, школьные, семейные. Происхождение Масленицы. Великий пост. Христианские праздники: Пасха, Рождество Христово, Крещение. Мусульманские праздники: Рамадан-байрам, Курбан- байрам. Буддийские праздники

Тема 15. Защитники Отечества. 2ч.

23февраля-День защитника Отечества. Состав Вооружённых сил Р Ф Страницы Родины с 13 до 20 в., Невская битва, сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в 17 в,, подвиги полководца А. В. Суворова, Отечественная война 1812г., Великая Отечественная война 1941-1945г,, Защита Родины-долг каждого гражданина Р Ф. Служба в Вооруженных силах Р Ф - почётная обязаность.

Тема 16. Мои права и обязанности 2ч.

Устав школы. Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного труда. Участие в самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Итоговое повторение 1ч.

 

Тематическое планирование

№ блока

Наименование блок

Всего часов

Блок 1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

1 час

Блок 2

Основы религиозных культур и светской этики.

16 часов

Блок 3

Основы религиозных культур и светской этики.

9 часов

Блок 4

Духовные традиции многонационального народа России.

6 часов.

Итоговое повторение

2 часа

 Приложение № 1

Календарно-тематический план по  предмету «Основы религиозной культуры и светской этики»

в 4 классе – 34 ч. (1 ч./нед.)

№ урока

Наименование раздела и тема урока

Количество часов

Тип урока

Дата по плану

Дата фактическая

Наглядные пособия

Рабочие

страницы / Домашнее

задание

I четверть (9 ч.)

1

2

4

3

5

6

7

8

 

1,2

 Россия  -   Родина моя

2

У.ознаком.

06.09

13.09

4-16

3,4

 Этикет и этика

2

Комбинир.ур.

20.09

27.09

 17-26

5,6

 Вежливость

2

Комбинир.ур.

 04.10

11.10

27-38

7,8

 Добро и зло

2

Комбинир.ур

 18.10

25.10

39-49

9

 Дружба и порядочность

1

Комбинир.ур.

 01.11

50-60

II четверть (7 ч.)

10

Дружба и порядочность

1

Комбинир.ур

15.11

50-60

 11,

12

 Честность и искренность

2

Комбинир.ур.

 22.11

29.11

61-69

 13,

14

 Гордость и гордыня

2

Комбинир.ур.

 06.12

13.12

70-78

 15,

16

 Обычаи и обряды русского народа

2

Комбинир.ур.

20.12

27.12

79-86

III четверть – 10 ч.

17

18

 Терпение и труд

2

Комбинир.ур.

17.01

24.01

87-96

19

20

 Семья

2

Комбинир.ур.

31.01

07.02

 97-104

 21

22

 Семейные традиции

2

Комбинир.ур.

14.02

21.02

105-112

  23

24

Сердце матери

2

Комбинир.ур.

28.02

07.03

113-122

 25

26

Правила твоей жизни

2

Комбинир.ур.

14.03

21.03

 123-131

IV четверть (6 ч.)

 27

28

Праздники народов России

2

Комбинир.ур

04.04

11.04

 132-142

29

30

Защитники Отечества

 2

Комбинир.ур

18.04

25.04

 143-154

31

Тестирование

1

Комбинир.ур

16.05

 

32

Защита проектов

1

Комбинир.ур.

23.05

 

33

Обобшение

1

34

Резерв

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА Название курса: «Русский язык»4 класс

Программа учебного курса "Русский язык" 4 класс(программа "ПЕРСПЕКТИВА")...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Программа учебного курса «Технология» для 1 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Рабочая программа учебного курса "ОРКСЭ" 4 класс

Рабочая программа учебного курса "ОРКСЭ" 4 класс...