Рабочая программа по ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Волошина Наталья Ивановна

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль"Основы мировых религиозных культур"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20 им Н.З.Бирюкова

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ №20

им.Н.З.Бирюкова

_____________Воронова Т.А.

Приказ №_____от «____»_____2019 г

Рабочая программа

по ОРКСЭ

(основам мировых религиозных культур)

базовый уровень

 класс 4.1

Составитель:  Волошина Наталья Ивановна

учитель начальных классов высшей категории

                  Количество часов в год: 34

Количество часов в неделю: 1

Учебник: Основы религиозных культур 4 класс:

учебник/А.Л.Беглов, Е.В.Саплина,  и др.: -

М.: Просвещение, 2010

Орехово – Зуевский городской округ

2020г.

1.        Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Метапредметные результаты:

     Регулятивные:

-ставить цель собственной познавательной деятельности;
- самостоятельно формулировать задание: определять его действия, планировать свои действия, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приемы действий, корректировать работу по ходу выполнения;

- выбирать для выполнения определенной задачи различные средства;

- регулировать свое поведение в соответствии с общепринятыми нормами.

     Познавательные:

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий;

- самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- рефлексия способов и условий действий.

      Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Предметные результаты изучения курса:

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;

- толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

- установление взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.

Выпускник начальной школы научится:

–        раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);

–        на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;

–        излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;

–        соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;

–        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

      Выпускник начальной школы получит возможность научиться:

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;

–        устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;

–        выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

–        акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

        Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.

2.        Содержание учебного предмета.

Рабочая программа по ОРКСЭ, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373  (в редакции приказов Министерства образования и науки РФ № 1643 от 29.12.2014 года, № 1576 от 31.12.2015 года), на основе ООП НОО МОУ СОШ № 20 им. Н.З. Бирюкова, на основе Положения о рабочей программе отдельных учебных предметов, курсов (в том числе внеурочной деятельности) ФГОС  и ГОС в  МОУ  СОШ №20 им. Н.З. Бирюкова городского округа Орехово-Зуево Московской области, авторской программы по ОРКСЭ учёных Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представителей религиозных конфессий и на основе программы, разработанной авторами Р.Б. Амировым, О.В. Воскресенским, Т.М. Горбачёвой и другими под редакцией Шапошниковой Т.Д.)  

Учебный предмет «ОРКСЭ» включен в предметную область «Основы религиозных культур и светской этики»  обязательной части   Учебного плана начального общего образования Муниципального  общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 20 имени Н.З. Бирюкова. Учебный план предусматривает изучение ОРКСЭ в 4 классе в расчете 1 час в неделю, при 34учебных неделях – 34 часа в год.

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (3ч) Россия - наша Родина. Культура и религия. Возникновение религий. Древнейшие верования.

Основы мировых религиозных культур (31ч).

Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Типитака. Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран. Хранители предания в религиях мира. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. История религий в России. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Паломничества и святыни. Праздники в религиях мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Любовь и уважение к Отечеству. Подготовка творческих проектов.

Презентации творческих проектов на выбранные темы.

Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.

3. Тематическое планирование

п/п

Тема раздела

Количество часов

1

Наша Родина

3

2

Мировые религии

31

4. Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ. 4 класс.

п/п

урока

Тема урока

(страницы учебника, тетради)

Плановые сроки прохождения программы

Скорректированные сроки прохождения программы

Наша Родина 3ч

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 3ч

1

Россия – наша Родина

02.09

2

Культура и религия

09.09

3

Культура и религия

16.09

Мировые религии 31ч

Основы религиозных культур 31ч

1

Возникновение религий. Древнейшие верования

23.09

2

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

30.09

3

Священные книги религий мира

14.10

4

Священные книги религий мира

21.10

5

Хранители предания в религиях мира

28.10

6

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния

04.11

11.11

7

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния

11.11

8

Человек в религиозных традициях мира

25.11

9

Священные сооружения

02.12

10

Священные сооружения

09.12

11

Искусство в религиозной культуре

16.12

12

Искусство в религиозной культуре

23.12

13

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Рай и ад

30.12

14

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Рай и ад

13.01.2021

15

История религий в России

20.01

16

История религий в России

27.01

17

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

03.02

18

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

10.02

19

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

17.02

20

Религиозные ритуалы в искусстве

03.03

21

Паломничества и святыни

10.03

22

Религия и мораль

17.03

23

Календари религий мира. Праздники в религиях мира

24.03

24

Праздники в религиях мира

31.03

25

Семья, семейные ценности

07.04

26

Семья, семейные ценности

21.04

27

Долг, свобода, ответственность, учение и труд

28.04

28

Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий

05.05

12.05

29

Любовь и уважение к Отечеству

12.05

30

Защита творческих проектов

19.05

31

Защита творческих проектов

26.05

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания предметной кафедры

начального образования и воспитания

от  «____»   августа  2020 г.    № ___

Руководитель кафедры

__________________/Брежнева О.В../

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

______________/Валентюк М.Г. /

«____ »    августа    2020 г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20 имени Н.З.Бирюкова

городского округа Орехово-Зуево Московской области

                                                                                           

                                               

Открытый урок

 по основам мировых религиозных культур

(ОРКСЭ) по теме

«История религий в России»

 4 класс

  Составитель: Волошина Н.И.,

                                                             учитель начальных классов

высшей категории

                                                       

2021 г.

Цели урока:

  • образовательная - формирование у обучающихся первичных представлений о появлении мировых религий в России; как выбрали христианство;
  • воспитательные:
  • формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций народов России;
  • формирование культуры учебного труда, воспитание чувства ответственности за качество и результат выполняемой работы;
  • развивающая - развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных УДД, а именно:
  • развитие любознательности и наблюдательности учащихся, способности к установлению аналогий и причинно-следственных связей;
  • развитие учебно-организационных умений: умения планировать  деятельность по рациональному выполнению задания, давать самооценку;
  • развитие учебно-информационных умений: умения работать с различными источниками информации, переводить информацию из одной знаковой системы в другую;
  • развитие учебно-интеллектуальных умений: умения мотивировать деятельность, логически осмысливать информацию, решать проблему, обобщать, делать выводы;
  • развитие коммуникативной компетенции.

Задачи урока:

  1. формировать первоначальные представления по истории мировых религий в России;
  2. определять их роль в развитии культуры, истории и современности России.

Ход урока.

  1. Орг.момент.

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к нашей работе.

  1. Актуализация знаний. Постановка проблемы урока.

(На столах у учащихся карточки с текстом) Необходимо найти и исправить ошибки (работа в парах). Учащиеся сталкиваются с проблемой, что материал во втором абзаце карточки еще не изучали и исправить они не могут.

Карточка. В настоящее время известны 4 мировые религии – иудаизм, христианство, ислам и буддизм. Священная книга буддизма называется Коран, что в переводе означает «Три корзины». Библия состоит из трех частей. Только в исламе существует иерархия чинов (от низшего к высшему). В буддизме является обязательной ежедневная пятикратная молитва (намаз)

        Крещение Руси произошло в 1988 году. Крестил Русь князь Иван. Крещение князя происходило в г.Москва. Мусульманское государство существовало на Руси издавна. Буддизм начал распространяться на Руси в 20 веке.

- Предложения 2 абзаца вы не смогли исправить. Сегодня на уроке вы получите ответы на эти вопросы. Карточки отложим в сторону и вернемся к ним в конце урока.

  1. Основной этап урока. Поиск ответа на проблемный вопрос.

- Ребята, в нашей стране все люди верят в Бога? (нет)

- Давайте вспомним, а что было в древности, как появились первые мировые религии? (первобытные верования, многобожие, национальные и мировые религии)

-А как появились религии в России, как вы думаете? (ответы детей)

- Что было на Руси в древности?  (Язычество – многобожие)                    Слайд 1

- Мы  с  вами  уже  говорили, что   Россия - многонациональное  государство, множество  народов  населяют  её   земли. На  территории  нашей  страны    есть  представители  различных   вероисповеданий. И каждый  вправе   выбрать  свой  путь.  Наш  народ   в  большинстве  своём  относит   себя  к  христианам. Но  так  было   не  всегда, на Руси в древности люди

поклонялись  многим  богам.  Давайте   вспомним  некоторых  из  них . Слайд 2-

- Почему на Руси было много богов? (жили племенами, у каждого плнмени был свой бог, силы природы)

- Из-за того, что у каждого племени был свой бог – люди воевали и враждовали друг с другом. В истории нашей страны было много великих правителей и не все они сразу были верующими, а только после испытаний пришли к вере в Единого Бога. Одним из таких правителей был Князь Владимир Красное Солнышко.                                 Слайд

Рассказ ученика о князе Владимире.

Однажды Владимир победил множество врагов и захотел принести богу Перуну большую жертву, чтобы хорошо отблагодарить его за помощь.

-  У вас нас толах лежат фрагменты исторического текста. Прочтите тексты, лежащие перед вами, и скажите, получилось ли у князя выполнить задуманное?

Работа с историческим текстом. (Читает ученик)

Текст: “... Старцы и бояре сказали: “Кинем жребий на отроков и девиц; на кого падет, того принесем в жертву богам”. В это время жил в Киеве один варяг, который пришел из Греции и держал христианскую веру; был у него сын. Прекрасный лицом и душою; на этого-то молодого варяга и пал жребий.

Посланные от народа пришли к старому варягу и сказали ему: “Пал жребий на твоего сына, богам угодно взять его себе, и мы хотим принести его им в жертву”. Варяг отвечал: “У вас не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниет, ни едят, ни пьют, ни говорят, но сделаны руками человеческими из дерева; а Бог один, которому служат греки и кланяются, который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека, дал ему жить на земле; а эти боги что сделали? Сами деланные. Не дам сына своего бесам!”. Посланные рассказали эти речи народу, толпа взяла оружие, пошла к варягову дому и разломала забор вокруг него; варяг стоял в сенях с сыном. Народ кричал ему: “Дай сына своего богам”. Он отвечал: “Если они боги, то пусть пошлют какого-нибудь одного бога взять моего сына, а вы о чем хлопочите?” Яростный крик был ответом толпы, которая бросилась к варягам, подсекла под ними сени и убила их.” (Из книги С.М.Соловьева “История России с древнейших времен”)

 - Кто такие варяги? (ответы учащихся) Если мы не знаем точного значения слова, где его можно найти? ( В толковом словаре). Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова и  найдем значение слова варяги.                              Слайд (значение слова)

- Итак, смог ли князь и его бояре принести жертву своим богам? (нет)

Почему вы так думаете?

- Найдите в тексте слова, которые показывают смелость варяга, его верность христианскому Богу? (“У вас не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниет, ни едят, ни пьют, ни говорят, но сделаны руками человеческими из дерева; а Бог один, которому служат греки и кланяются, который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека, дал ему жить на земле; а эти боги что сделали? Сами деланные. Не дам сына своего бесам!”)                                                       Слайд

Благодаря этим людям князь впервые задумался, а так ли хороша его вера? Так ли сильны его боги, которые не пришли за мальчиком – варягом?

Князь стал искать ответы на эти вопросы. Для этого он стал приглашать проповедников разных стран, расспрашивал об их вере, выбирал веру не только для себя, но и для всего русского народа.

Владимир долго думал, как объединить всех людей в государстве и решил выбрать веру в единого Бога, которая сблизила бы всех людей. Князь отправил своих послов в разные страны. По возвращении те поделились своими впечатлениями об увиденных религиозных обычаях и обрядах.

Физминутка

Вы, наверное, устали?
Тихо все, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело!

Сценка. Князь Владимир и послы рассказывают о религиях.

Больше всех вер князю Владимиру понравилась “вера греков” Греческий проповедник рассказывал князю о православии и произвел на него самое сильное впечатление, но князь отправил 10 послов в Константинополь, чтобы увидеть своими глазами православные храмы, услышать православную службу и убедиться в том, что это и есть его выбор.

Слайд. Колокольный звон. Софийский Собор.

- И вот в 988 году сначала князь Владимир был крещен сам, а затем и все киевляне и жители других русских сел и городов. Владимир послал глашатаев по всему Киеву с приказом: «Если не придет кто на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб – противен мне да будет!»                                        Слайд

- И христианство начало распространяться на Руси.

- А как же другие религии. Как они появились на Руси? (ответы детей)

Класс делится на 2 группы и работают с учебником.

Самостоятельная работа с учебником. Ислам – с.48-49. Буддизм – с.51.

- Как появился на территории России ислам?

- Как появился на территории России буддизм?                   (ответы учащихся)

  1. Подведение итогов урока.

- Давайте теперь попробуем исправить неточности в текстах, с которыми работали в начале урока. Дети исправляют ошибки.

Домашнее задание: учебник с.40-51

Приложение. Сообщение о князе Владимире

Князь Владимир - великий киевский князь, ведь при нем произошло крещение Руси. Он воспитывался своим дядей – язычником Добрыней. Владимир вырос хорошим воином, смелым и мужественным, но далеким от православной веры. Когда он стал править в Киеве, поставил идолы языческих богов, и стал приносить им жертвы по разным случаям.

В народе князя Владимира называют Святым, Крестителем и Красным солнышком. Существуют две версии, почему так называют князя Владимира.

Согласно первой версии, за многие заслуги, которые он совершил в своей жизни, церковь признала князя равноапостольным и святым. Люди его тоже очень уважали и любили за доброту, щедрость и сострадание к простым людям и свое уважение они проявляли так: в различных былинах и сказаниях его называют Красным солнышком (то есть великим человеком).

 Вторая версия гласит, что однажды князь Владимир решил устроить великий пир. Отличием от прежних празднований было то, что на торжество были приглашены все люди из ближайших городов, кроме бояр и старейшин, т.е. только простые и бедные люди.  Бедные и нищие люди приходили во дворец и брали еду. После этого торжества подобные пиры стали проходить каждый год. Именно этим способом князь завоевал себе уважение среди людей. И именно поэтому его стали называть Красным Солнышком.

Сценка. Выбор веры.

1-й ПОСОЛ

 Владимир-князь! Немало мы

 Прошли с тех пор земель,

 Но краше греческой страны

 Не встретили досель.

 В магометанстве Бог-Аллах,

 Единый Бог для верных,

 Но веру их спрягает страх,

 А он учитель скверный. 

 2-й ПОСОЛ

 Латинцы веруют в Христа,

 Посильна тяжесть их поста,

 Но в службе нет величия,

 В том с греками различие. 

3-й ПОСОЛ

Владимир! Великий князь!

Мы видели много стран –

Католиков, магометан,

Мы долго блуждали во мгле,

Но дивной такой красоты

Нет больше нигде на земле,

Как в храме Святой Софии

В заморской стране Византии!

4-й ПОСОЛ

Разносится там ангельское пенье,

Торжественно идут богослуженья,

Сияет золотой иконостас,

И праведники молятся о нас!

…Нет на земле подобной красоты!

5-й ПОСОЛ

Не на земле – на небе были мы.

И боле не хотим языческой мы тьмы.

Казалось, Сам Господь с высот

Сойдя, ходил меж нами… Вот.

 А у Христа – для всех любовь,

 И милость всем без меры.

 Мы повторяем вновь и вновь -

 Проси у греков веры! 

Князь Владимир

Я жду от вас решающего слова:

В чем этой веры главная основа?

1-й ПОСОЛ

Познали мы учение Христа,

В нем главное – любовь и чистота,

С тех пор мы повторяем вновь и вновь:

"Любовь, любовь, христианская любовь!

Любить людей, как самого себя," –

Так на вопрос тебе отвечу я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе

Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....

Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального  общего образования. А также на осн...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...