Рабочая программа по учебному предмету ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры), 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Рабочая программа по предмету «Основы православной культуры» для обучающихся 4а,б,в классов разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (с изменениями и дополнениями), на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
к ООП НОО МБОУ «СОШ №6»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ.
Модуль ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
для 4 классов
Составитель: Каминская Т.Ю.,
учитель начальных классов
2021 – 2022 учебный год
Рабочая программа по предмету «Основы православной культуры» для обучающихся 4а,б,в классов разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (с изменениями и дополнениями), на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Российская академия образования. М.: Просвещение, 2009, примерной программы к комплексному учебному курсу «Основы мировых религиозных культур» для 4-5 классов. –М.: Издательство «Просвещение». - 2012; учебника «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 класс. А.В. Кураев, г.Москва, «Просвещение»,2013г., Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15), Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №6» на 2018-2022 годы, (с изменениями) утвержденной приказом директора от 31.08.2018 № 666-о.
На изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
- устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты:
1. Развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры.
2.Знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России.
3.Умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл.
4. Приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа.
5. Усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры.
6. Приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг.
7. Формирование потребности в нравственном совершенствовании.
Содержание учебного предмета, курса
4 класс (34 часа)
№ | Раздел/тема |
1 | Раздел I. Введение в православную духовную традицию. 1.Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют. 2.Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия. Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. 3.Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. Изучают основы духовной традиции православия. 4.Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые. 5.Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия. Дают определения основных понятий православной культуры 6.Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть. 7.Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. 8.Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху. 9.Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке. 10.Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки. 11.Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость. 12.Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры 13.Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение? 14.Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм. 15.Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. 16.Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества |
2 | Раздел II. Православие в России. 17.Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение. 18.Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности. Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. 19.Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым. 20.Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые. 21.Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях. 22.Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.) 23.Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство. 24.Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи. 25.Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы. 26.Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо. 27.Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины. 28.Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен. 29.Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. 30.Повторительно - обобщающий урок по второму разделу. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. 31.Итоговая презентация творческих проектов учащихся. Участвуют в диспутах: Учатся слушать собеседника, излагать своё мнение. Готовят сообщение по выбранной теме. 32-34.Итоговая презентация творческих проектов учащихся. |
Тематическое планирование
по Основам религиозных культур и светской этики
модуль Основы православной культуры.
4 класс
2021-2022 учебный год
Количество часов в неделю: 1
Количество часов в год: 34
№ п/п | Тема урока | Запланировано | Проведено фактически | ||
Кол-во часов | Дата проведения | Кол-во часов | Дата проведения | ||
Раздел (тема) Введение в православную духовную традицию Количество часов на изучение раздела (темы) 16 | |||||
1 | Россия – наша Родина | 1 | 03.09 | 1 | |
2 | Культура и религия | 1 | 10.09 | 1 | |
3 | Человек и Бог в православии | 1 | 17.09 | 1 | |
4 | Православная молитва | 1 | 24.09 | 1 | |
5 | Библия и Евангелие | 1 | 01.10 | 1 | |
6 | Проповедь Христа | 1 | 08.10 | 1 | |
7 | Христос и Его крест | 1 | 15.10 | 1 | |
8 | Пасха | 1 | 22.10 | 1 | |
9 | Православное учение о человеке | 1 | 29.10 | 1 | |
10 | Совесть и раскаяние | 1 | 12.11 | 1 | |
11 | Заповеди | 1 | 19.11 | 1 | |
12 | Милосердие и сострадание | 1 | 26.11 | 1 | |
13 | Золотое правило этики | 1 | 03.12 | 1 | |
14 | Храм | 1 | 10.12 | 1 | |
15 | Икона | 1 | 17.12 | 1 | |
16 | Проектная работа по теме: «Храм» | 1 | 24.12 | 1 | |
Раздел (тема) Православие в России Количество часов на изучение раздела (темы) 18 | |||||
17 | Как христианство пришло на Русь | 1 | 14.01 | 1 | |
18 | Подвиг | 1 | 21.01 | 1 | |
19 | Заповеди блаженств | 1 | 28.01 | 1 | |
20 | Зачем творить добро? | 1 | 04.02 | 1 | |
21 | Зачем творить добро? | 1 | 11.02 | 1 | |
22 | Чудо в жизни христианина | 1 | 18.02 | 1 | |
23 | Православие о Божием суде | 1 | 25.02 | 1 | |
24 | Таинство Причастия | 1 | 04.03 | 1 | |
25 | Монастырь | 1 | 11.03 | 1 | |
26 | Монастырь | 1 | 18.03 | 1 | |
27 | Отношение христианина к природе | 1 | 01.04 | 1 | |
28 | Христианская семья | 1 | 08.04 | 1 | |
29 | Защита Отечества | 1 | 15.04 | 1 | |
30 | Защита Отечества | 1 | 22.04 | 1 | |
31 | Христианин в труде | 1 | 29.04 | 1 | |
32 | Проектная работа по теме: «Христианин в труде» | 1 | 06.05 | 1 | |
33 | Любовь и уважение к Отечеству | 1 | 13.05 | 1 | |
34 | Проектная работа по теме: «Любовь и уважение к Отечеству» | 1 | 06.05 | 1 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа курса ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» 4 класс
Авторская переработка программы общеобразовательных учреждений "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики". Содержит календарно-тематическое план...

Рабочая программа учебного предмета ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры»
Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Календарно- тематическое планирование уроков по предмету ОРКСЭ модуль" Основы православной культуры"
Календарно- тематическое планирование составлено по учебнику А.В.Кураева "Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры"4-5 классы.Москва ,"Просвещение" 2012 г....
Рабочая программа по ОРКСЭ ( модуль «Основы православной культуры») для 4 класса на 2016-2017 учебный год
Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция », «мировоззрение», «духовность», «нравственность».Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающе...

Рабочая программа по учебному предмету "ОРКСЭ" модуль "ОПК"
Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной тради...

Урок по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры". Тема "Икона"
Методическая разработка по предмету "ОРКСЭ", модуль "Основы православной культуры". Тема "Икона"...

Конспект родительского собрания по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") Тема: «Основы православной культуры в 4 классе: зачем и как мы изучаем православие»
Данный конспект представляет собой подробный сценарий проведения родительского собрания, посвящённого модулю «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ. Цель собрания — ознакомить ро...