Методическая разработка урока "Ценность рода и семьи"
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Валеева Елена Динафовна

Урок по ОРКСЭ посвящен обобщению темы "Ценность рода и семьи" в 4 классе. На уроке учащиеся представляют защиту своих проектов по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

   

Методическая разработка урока

по курсу ОРКСЭ модуль «Светская этика»

Представление проектов  по теме: «Ценность рода и семьи»

Выполнила : учительница начальных классов  ООШ с.Тюрюшево филиал МОБУ СОШ с.Кузеево МР Буздякский район РБ

Валеева Елена Динафовна


Тема урока: Представление проектов  по теме: «Ценность рода и семьи»

Цели урока:

Формировать умение собирать, обрабатывать и представлять информацию по указанной теме.

Воспитывать познавательный интерес к изучаемому предмету.

Развивать чувство ответственности за выполненную работу.

Прививать эстетический вкус.

Воспитывать дух соревнования.

Развивать умение выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы)

Воспитывать интерес к изучению истории своей семьи, своего рода.

Оборудование: учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» 4 класс авторы Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И.Кремлёва; компьютер, интерактивная доска, презентации «Родословная семьи  Гаязовых», «Вершина достижений семьи Валеевых», «Аллея памяти и славы», плакат «Род Гайнановых», родословные учащихся в формате А4, книжки – малышки, карточки с пословицами.

Предварительная работа: проведение анкетирования «Знаешь ли ты историю  своей семьи», составление родословной семей учащихся, составление фотовыставки «Загляни в семейный альбом», выставка рисунков «Моя любимая семья».

Ход урока:

  1. Актуализация знаний. Создание эмоционального настроя на урок.

– Ребята, прочитайте высказывание Льва Толстого на доске. Как он отражает то важное, что мы изучали на прошлом уроке? Какие понятия он раскрывает?

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. ( Л. Толстой)

(Учащиеся  высказывают своё мнение.)

  • Что для вас означает понятие семья?
  • Какая семья считается счастливой?
  • Какова главная ценность семьи?  (Главная ценность семьи  – готовность

помогать друг другу, поддерживать своих близких.)

  • Ребята  составим план нашего урока:

1. Представление проектов.

2. Оценивание  проделанной работы.

3. Выводы .

  • Какое  умение мы формировали? (Умение планировать свою деятельность.)
  • С какой целью мы будем представлять  друг другу результаты своих проектов? (Чтобы увидеть истоки общих правил поведения в семейных ценностях.)

Знакомство с итогами анкетирования «Знаешь ли ты историю своей семьи?» (Приложение 1)

  1. Представление проектов.
  • Ребята, сегодня мы совершим путешествие в «Семейную страну».

На доске - карта «Семейной страны». На ней отмечены станции, где мы будем останавливаться и представлять свои проекты. Познакомимся с названиями станций: «Семейное дерево», «Вершина достижений»,  «Аллея памяти и славы», «Поляна размышлений», «Остров Читай-ка».

  • Издавна  в  семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое древо.

– Что такое родословная? Что такое род? (Это перечень поколений одного рода. Род – союз людей, которых объединяет родство, общий предок и помощь друг другу в борьбе с жизненными  трудностями.)

  • Первая наша станция «Семейное дерево». Гаязов Ильназ хочет представить свой проект «Генеалогическое древо семьи Гаязовых». (Приложение 2)
  • Гайнанов Владик тоже составил  генеалогическое древо рода Гайнановых  и оформил её на плакате.  (Приложение 3)
  • Вторая станция, где мы остановимся называется «Вершина достижений». Валеева Т. собрала грамоты, дипломы, благодарственные письма своих родных  и свои тоже, полученные на конкурсах чтецов, пения, олимпиадах. Оформила  работу в виде презентации. (Приложение 4)
  • Третья наша станция «Аллея памяти и славы». Валеев Д. расспросил своих родственников о членах своей семьи, принимавших участие в Великой Отечественной войне,собрал сведения, материалы. (Валеев Д. рассказывает о своём дедушке ,участнике Великой Отечественной войны  и дяде, летчике-испытателе ,участнике Парада Победы на Красной площади  24 июня 1945 года. (Приложение 5)
  • Четвёртая станция «Поляна размышлений».  Динекеева Р. воспитывается в многодетной семье . Она написала сочинение-размышление «Каким добрым правилам меня научила моя семья?». Послушаем её. (Приложение 6)
  • Последняя станция нашей страны «Остров Читай-ка».

Девочки  собрали пословицы, поговорки, стихи, загадки о семье и оформили в виде книжки-малышки. Они познакомят нас  сейчас с содержанием этих книжек.

  1. Игра «Клубочек добрых пожеланий»

Учитель держит  в руках клубочек.

  • Он не простой, а волшебный. Конец нити оставляю у себя и передаю его следующему ученику. При этом говорю добрые пожелания семье этого ученика/цы: «Я хочу пожелать …., чтобы его семья была здоровая, счастливая и дружная». (Желательно, чтобы клубок коснулся всех детей. Важно, чтобы каждый ребенок услышал от учителя и детей добрые пожелания в адрес его семьи).
  1. Работа в парах.

Ребята собирают пословицы по разрезанным карточкам.

В дружной семье                                             и  в холод тепло.

В недружной семье                                         добра не бывает.

В прилежном доме густо,                               а в ленивом доме пусто.

В своем доме                                                   и стены помогают.

В семье                                                            и каша гуще.

В семье разлад,                                               так и дому не рад.

В семье согласно,                                            так идет дело прекрасно.

В семье, где нет согласия,                               добра не бывает.

В семью, где лад,                                             счастье дорогу не забывает.

В хорошей семье                                             хорошие дети растут.

Вся семья вместе,                                             так и душа на месте.

  1. Оценивание проектов.
  • Чтобы оценить свой проект  откроем 60 страницу учебника и ответим на вопросы:
  • Какой проект ты выбрал для своего проекта?
  • Главный результат твоего проекта (выбрать: Текст. Изделие. Действие.)
  • Какую цель ты поставил перед собой ,приступая к проекту?
  • Достиг ли ты своей цели (сравни с результатом)? Да или Нет?
  • Ты осуществил  проект самостоятельно, в одиночку или с чьей-то помощью? Кто помогал и в чём?
  • Какие трудности тебе пришлось преодолеть?
  • Что в проекте тебе удалось лучше всего, какие у тебя личные достижения?
  • Доволен ли ты своим проектом?
  1. Итог урока. Рефлексия.
  • Вам интересно было работать?
  • В чём, по-вашему, заключается главное, что вы узнали из этой темы?
  • За кого из ребят вы порадовались?
  • Какие полезные  выводы вы сделали для себя? Как то, что вы узнали и поняли, пригодятся для жизни в нашей многонациональной стране?
  • Как вы считаете, ребята нужно гордиться свое семьей, фамилией, делами предков?
  • Выберите символ для своего настроения:

  • Уважаемые ребята я верю, что вы будете достойны своих предков!  Наш урок я хочу закончить стихотворением:

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле

 

                                                     



Предварительный просмотр:

Анкета

Знаешь ли ты историю своей семьи?

В каком классе ты учишься?                          

  1. Сколько в твоей семье известных тебе поколений (считая твоё поколение)? ____________
  2. Знаешь ли ты девичью фамилию твоей матери?                     Да              Нет
  3. Знаешь ли ты, кем работает твоя мама?                             Да               Нет
  4. Знаешь ли ты,  кем работает твой папа?                            Да               Нет

5. Знаешь ли ты родных братьев и сестёр своих родителей?              Да              Нет     У них их нет

  1. Знаешь ли ты информацию про бабушку и дедушку по маминой линии? Какую?

Фамилия, имя, отчество

годы жизни       профессия       увлечения

7. Знаешь ли ты информацию про бабушку и дедушку по папиной линии? Какую?
Фамилия, имя, отчество

годы жизни       профессия        увлечения

8. Были ли в твоей семье известные люди (писатели, актёры, политики, учёные и т.д.)?

                                                                                                                 Да             Нет     Не знаю

9. От кого ты узнаёшь информацию о своих родных?

от родителей                        от других родственников

из семейного альбома                из других источников

10. В каких источниках ты находишь сведения о своих родных?

в книгах        в телевизоре        в Интернете     в других (укажи, в каких)                ни в каких

11. Сколько в твоей семье было известных тебе участников и героев Великой Отечественной войны?

1         2      3             4

10. Считаешь ли ты нужным знать историю своей семьи?

                                                                                                                        Да              Нет       Затрудняюсь ответить



Предварительный просмотр:

Сочинение-размышление

«Каким добрым делам меня научила моя семья»

  Я живу в многодетной семье . У меня три братика и сестрёнка. Мы все вместе живём дружной, большой семьёй. Нас родители учат быть к друг другу терпеливыми и добрыми.

     Я как старшая дочь в семье ответственная за младших ,когда родителей нет дома.

     И ещё мы знаем ,что к старшим надо относиться с уважением и любовью.

Живя в многодетной семье я поняла, что надо стараться быть самостоятельной и в любой момент протянуть руку помощи своим родным.

 Надеюсь, когда мы станем взрослыми, то не забудем слова и советы наших родителей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мой дедушка-Валеев Гайнелгилим ,участник Великой Отечественной войны. Воевал в 742 стрелковом полку рядовым солдатом. Ушёл на фронт 1 января 1942 года. Воевал до 1945 года.

Слайд 3

Мой дядя - Валеев Асгат Нуриахметович . Во время Великой Отечественной войны служил лётчиком–испытателем. Участвовал в освобождении Украины , Молдавии, Румынии, Болгарии , Югославии, Венгрии, Австрии,Чехословакии. Выполнил 219 боевых вылетов . В 72-х воздушных боях сбил лично 6 самолётов. Награждён орденами Боевого Красного знамени, Отечественной войны I степени, Отечественной войны II степени, двумя –Красной звезды и многими другими медалями. Участник Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года . Я горжусь своим дедушкой и дядей, за то что они внесли большой вклад в победу над врагами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов предлагает во всех школах России провести 1 сентября 2012г  «Уроки семьи и семейных ценностей». Представляю мето...

Методическая разработка.Презентация к дню "Семьи и школы".

Я предлагаю вам презентацию о том, чем мы занимались с ребятишками моего класса во внеурочное время....

Методическая разработка родительского собрания «Роль семьи в воспитании личности»

Доклад родительского собрания на тему: «Роль семьи в формировании личности».Данный доклад  обеспечивает интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности учащихся.Самое глав...

Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»

Конспект классного часа, посвящённый празднику Дня Знаний на тему: «Семья и семейные ценности». Данный урок поможет раскрыть значение понятий «семья», «семейные ценности», воспитывать уважение к члена...

Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»

Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»...

Методическая разработка тематического классного часа«Семья и семейные ценности»

Цели и задачи:- формирование убеждения о важности и роли семьи и школы в жизни человека;- воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;- формирование духовных и н...

Методическая разработка: праздник, посвященный Дню семьи "Как хорошо, что есть семья!"

Методическая разработка: праздник, посвященный Дню семьи "Как хорошо, что есть семья!" Сценарий праздника, приложения....