Урок по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Струкова Анна Ивановна

Урок направлен на формирование у детей милосердное и сострадательное отношение к людям, дает возможность показать, как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям Школьники почувствуют, что милосердие – это бескорыстная помощь попавшему в беду человеку со стороны другого, что ближним православные христиане называют того, кто нуждается в помощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

по ОРКСЭ (модель православная культура)

4 класс

Учитель : Струкова Анна Ивановна,

учитель МБОУ СОШ№14 х. Красный Пахарь

Тема урока: Милосердие и сострадание.

Урок №12,  4 класс.

Цели и задачи урока:

Цели урока:

  1. Углубление представлений о милосердии и сострадании. Освоение данных понятий на новом для учащихся материале.
  2. Воспитывать потребность быть милосердным, делать добро, сострадать.

Задачи урока:

  1. Формировать у детей милосердное и сострадательное отношение к людям.  Показать, как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям (на примере «Притчи о добром самарянине»). Дать возможность школьникам почувствовать, что милосердие – это бескорыстная помощь попавшему в беду человеку со стороны другого, что ближним православные христиане называют того, кто нуждается в помощи.
  2. Развивать навыки работы с текстом, развивать речь, творческое и логическое мышление.
  3. Создать условия для формирования у учащихся чувства уважения, взаимопонимания, сотрудничества с учителем и сверстниками.

Формирование УУД:

личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

регулятивные: развивать умение принимать и сохранять учебную задачу; развивать умение делать выводы и обобщения;

познавательные: находить в тексте ответ на заданный вопрос; анализировать изучаемые объекты по смысловому восприятию текста; проводить аналогию между изучаемым объектом и собственным опытом;

 коммуникативные: управление поведением партнера, развивать умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.

Ожидаемые результаты:

- учащиеся задумаются над понятиями милосердия и сострадания;

- узнают, кого называют ближним; как христианин должен относиться к людям;

- познакомятся с притчей о добром самарянине;

- обогатят свой лексический запас (на новом для них содержательном и мировоззренческом уровне).

Основные термины и понятия:  милосердие, сострадание, ближний, любовь к врагам, милостыня, ответственность, добрый самарянин.

Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, самостоятельная работа с источником информации, работа в парах, работа в группах, работа с иллюстративным материалом и карточками.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Учитель: Ребята, здравствуйте! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к гостям и поприветствуйте их. Мне очень хочется, чтобы наша встреча принесла всем нам радость общения и наполнила наши сердца добрыми чувствами.

Ребята, подумайте, что пригодится нам для успешной работы на уроке?

(  внимательность, сосредоточенность, сотрудничество, вежливость, умение слушать другого, уважать мнение другого и т.д.)

Учитель: Ребята проверим домашнее задание. Вспомните,  о каких заповедях вы узнали на прошлом уроке?  («Почитай отца твоего и матерь твою»,  «Не убивай», «Не кради», «Не прелюбодействуй», «Не лги», «Не завидуй».) Чему они нас учат? Молодцы!  Верно,  заповеди нас учат любить отца  и мать, не лгать, не завидовать,  не убивать. Заповеди нам помогают различать  добрые поступки от злых.

2. Введение в тему

    В сопровождении мультимедийной презентации, под тихую музыку учитель читает стихотворение.

 

В глаза свои попробуй загляни
И стук сердечный свой послушай,
Когда больная кошка у двери
Иль руку тянет нищенка-прохожий.

Когда ребенок заливается навзрыд,
Когда собака лишь глазами просит,
Когда в коляске вечный инвалид,
Или больной старик, чей век уж прожит.

Глаза ты прячешь, молча уходя...
И не понятно твое сердце сжалось?
И если нет, то очень жаль тебя-
Ты больше всех заслуживаешь жалость.

Не страшно, если чувств не можешь проявить
И слез своих показывать не хочешь.
Но страшно, если ты душою инвалид,
И ничего не чувствуешь...Не можешь.

Учитель:     О чем это стихотворение?

 Как можно озаглавить прочитанное стихотворение?

 К какому хорошему человеческому качеству призывает оно?

Учитель:     Все качества, которые вы перечислили можно назвать одним словом «Милосердие».

2. Основная часть.

Учитель:   Тема сегодняшнего урока «Милосердие и сострадание» .

3. Обсуждение проблемной ситуации.

Учитель: Попробуем разобраться, как получилось слово «милосердие». Назовите корень слова.

-Молодцы! Итак, корень «мил»  и корень «серд».

-Что значит милосердный? (милый сердцу).  

- Подберите однокоренные слова.

Работа над понятием «сострадание»:

- найдите корень и приставку в слове «сострадание»;

-что означает приставка СО-?).

СО – значит «вместе». Сострадать, значит страдать вместе с этим человеком.

Подберите слова, которые имеют такую же приставку.

Со- страдание. Со-болезнование. Со-радование

Со- чувствие.

Со- переживание.

Работа со словарями.

Учитель: Давайте прочитаем в словарях понятие слов

 1)милосердие      2)сострадание         3) милый   ( работа по группам)

-Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

-Значит, «милый» - это приятный? С какой интонацией  мы произносим это слово? (доброй, нежной, ласково)

 Беседа. Мы с нежностью говорим: «Милый, милая…» Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет.

   Милая мамочка - мы говорим эти добрые слова своей маме, потому что нам всегда приятно видеть ее. Представьте, что вы рядом со своей мамой, и загляните в свою душу, послушайте ее. Что вы чувствуете? (дети отвечают)

Нежность, сладость в сердце и желание прижаться, чтобы мама нас пожалела. Мы говорим, что мама милует нас.   В ее объятиях мы чувствуем себя защищенными, нам уютно и хорошо, потому что мы ей полностью доверяемся.

- Ребята, назовите еще слово с корнем «мил» (Милость)

Что думаете о значении этого слова?  

Милосердный - это добрый человек, который всех жалеет, сочувствует, прощает.  К каждому он относится, как к родному,  к своему ближнему.

(6 слайд) Учитель:  Такому отношению к людям христиан учило ЕвАнгелие. Однажды некий человек спросил Иисуса Христа: «Кто мой ближний?» В ответ на вопрос Христос рассказал   «Притчу о милосердном самарянине» - жителе Самарии, области, расположенной к северу от Иерусалима. Иудеи считали самарян невежественными, чужими  и смотрели на них свысока

Перед просмотром мультфильма познакомьтесь с вопросами, на которые вы должны найти ответ в мультфильме.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Притча - рассказ с нравоучением.

Священник-священнослужитель в храме, посредник между Богом и человеком

Леви́ты - часть евреев, из левитов набирались служители (певчие, музыканты, стража и т. д.) в Иерусалимском храме.

Левит - священнослужитель низшего духовного сана у древних евреев.

Самарянин - означает чужак, человек другой веры.

Самарянин - представитель этнической (связанное с принадлежностью к какому-нибудь народу, с его культурой) группы, которую евреи не признают единоверцами.

Ближний - всякий человек, который нуждается в помощи.(Слайд 3)

– Кто шёл по дороге, куда и откуда?
– Что с ним произошло?
– Кто шёл по той же дороге?
– Что сделал каждый из них?
– Кто оказался ближним пострадавшему человеку?

- Как нужно поступать людям?

- Кто такой ближний?

Мультфильм.

Учитель:  -Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине?

Нет, некоторые,  погруженные в свои высокие размышления, прошли мимо страдающего, и это непростительно. А самарянин увидел в страдающем просто человека, которому нужна помощь. Милосердие и любовь к человеку оказались выше религиозной розни.

Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию:

Учитель: Давайте уберем те значения, которые не соответствуют милосердию.

месть, злорадство, обида, равнодушие, жадность.

А можно ли научиться милосердию?

Учитель: Приведите свои примеры милосердных дел.

                   Так можно или нет научиться милосердию?

                    Вы отлично справились с заданием! Молодцы!

Учитель:  Можно ли научиться быть милосердным? Милосердию можно и нужно научиться, для этого сначала нужно себя даже заставлять помогать другим, а затем это станет доброй привычкой твоего сердца.

Учитель:  Давайте поразмышляем: часто ли вы слышали слово, вынесенное в название урока? А как часто вы видели милосердие в реальной жизни?

1 слайд (Агнес Бояджиу) Мать Тереза. Ее считали святой еще при жизни. Ей выпала нелегкая и радостная доля нести людям благую весть, что Бог есть любовь и что смысл жизни каждого смертного лишь в том, чтобы любить и быть любимым. В 20 веке она стала не просто символом милосердия, но вместе со своими послушницами являла реальную силу, с которой нельзя было не считаться. Ею восхищались, боготворили.

Слайд 2. Императрица Александра Федоровна. Она стояла у истоков возникновения движения сестер милосердия. На свои деньги она построила госпиталь для раненых солдат, сама ухаживала за ранеными. Вслед за нею работать в госпитале стали ее сестры, дочери.

Слайд 3. Сестры милосердия принимали участие в войнах 19 столетия. Они самоотверженно работали в госпиталях, на передовой, на перевязочных пунктах.

Слайд 4. Красный крест. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца объединяет свыше 500 миллионов человек в 181 стране мира. Всю свою деятельность Российский Красный Крест направляет на оказание помощи нуждающимся в ней людям.

Слайд 5. Леонид Рошаль - врач, спасший жизнь не одному человеку. Призывал людей к миру, выбору добра и справедливости.

К счастью сегодня, традиции благотворительности возрождаются. Существуют благотворительные фонды – фонд «Подари жизнь» актрисы Чулпан Хаматовой; организация заботится о детях, страдающих раком. А также фонд «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой. Одним из основных направлений работы является создание сети центров поддержки семьи для детей с нарушениями развития и их родителей «Дети Земли», «Линия жизни». Благотворительные акции проводятся и на телевидение.   Отправляя слово «Добро» смс сообщением вы можете помочь тяжелобольным детям. Существуют и благотворительные фонды помощи бездомным животным.

 Несомненно, что люди, которые работают в этих фондах, милосердны

Самостоятельная работа. Составить пословицы.

1 карточка – сила, милосердие, защитить, могущая, что, то, беззащитно., это.

2 карточка- сердце, болит, доброе, беде, чужой, о.

3 карточка- зря, милосердие, пропадет, не, никогда.

4 карточка- милосердный, человек, душе, своей, благотворит.

5 карточка- отболит, не, не, отсохнет, рука, дающая, берущая.

Милосердие и сочувствие требуются повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи.

Работа по учебнику.

С 44 45

1 абзац     Что такое милостыня?

Милостыня – это благотворение нуждающимся.

                 Что говорил Иисус Христос о милостыне?

«Всякому просящему у тебя – дай».

2 абзац    Кто больше пользы имеет – просящий милостыню или дающий ее?

 «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего  спасается».

3 абзац      Что делала святая Иулиана Муромская, чтобы помочь бедным?

Шила одежду, мало ела, чтобы поделиться с нищими, пекла хлеб из коры деревьев. Т.е., она не просто отдавала излишки, но делилась тем, что ей нужно было самой, и посвящала делу милосердия свое время, иногда и не спала.

Ребята, прислушивайтесь к взрослым, уважайте старших.

 Растите добрыми, чуткими и отзывчивыми, умеющими разделить и горе, и радость близких и ближних  людей.

 Ведь ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи.

«Солнышко милосердия»

Вы сегодня привели много примеров добрых дел, которые уже совершили. А теперь подумаем, какие добрые дела нас ждут впереди.

-Напишите на лучиках, какое доброе дело вы хотели бы совершить уже сегодня или в ближайшее время.

- Молодцы! Много добрых дел запланировали. Вы только в начале своего жизненного пути. Пусть это будет путь милосердия, любви и добра!

4. Просмотр видеоролика «Брошенный камень» на слова и музыку Светланы Копыловой. Обсуждение сюжета видеоролика.

VIII.  Рефлексия.

1 .Самооценка учащихся.

- Поднимите руку те учащиеся, которым:        

  • Урок понравился, мне было интересно.
  • Мало узнал на уроке, только время потерял.
  • Много узнал  на уроке, хочу найти дополнительный материал по изученной теме.
  • Урок не понравился, мне было скучно.

Оцените свою работу на сегодняшнем уроке по следующему плану:

  • Меня удивило…
  • Произвело впечатление…
  • Мне понравилось…
  • Меня восхищает…
  • Я любуюсь…
  • Мне пришлось по душе…
  • Мне запомнилось…
  • Я считаю, что…

Учитель:   

  •  Что бы вам хотелось рассказать дома о сегодняшнем уроке?
  •  Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке, какие новые слова запомнили?
  •    Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?

   Учитель:  – Мне хочется верить, что сегодня наш урок не прошёл даром для нас всех и что вы поняли, что надо оказывать  помощь тем, кто в ней нуждается. Но помощь должна быть незаметной, бескорыстной. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны и естественны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно.  

Ребята, вы сегодня замечательно работали.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в рамках предмета «Основы православной культуры» Тема урока № 12: «Милосердие и сострадание»

Вашему вниманию  представлен проект урока по теме:  « Милосердие   и   сострадание », который проводится в 4 классе по предмету «Основы Православной культуры» 1...

конспект урока ОРКСЭ " Милосердие и сострадание"

Данный материал  содержит  разработку  урока ОРКСЭ в 4классе  по теме : " Милосердие и сострадание"...

Урок ОРКСЭ "Милосердие и сострадание." 4 класс

Урок "Милосердие и сострадание." подготовлен для работы по модулю "Основы светской этики" 4 класс....

Открытый урок ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Цели:1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.2. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного су...

Урок ОРКСЭ Милосердие и сострадание.

Цель урока: 1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.2. Развивать способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного сужден...

Конспект урока ОПК «Милосердие и сострадание»

Учебник  «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М. Просвещение...

Урок 12 Милосердие и сострадание

Разработка урока основ православной культуры по учебнику А.Кураева...