Проектная работа «Основы мировых религиозных культур». Возникновение религий.
проект по орксэ (4 класс)

Газизова Елена Анатольевна

Модуль: «Основы мировых религиозных культур».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkise.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

 Проектная работа

«Основы мировых религиозных культур».

Возникновение религий.

Модуль: «Основы мировых религиозных культур».

Тема:  Возникновение религий.

Цель: Объяснить причины возникновения религиозных верований. Сформировать умение характеризовать понятие «душа». Объяснять смысл возникновения монотеистических религий в связи с выходом человечества на новый уровень нравственного развития. 

Задачи:

 1.Прививать у учащихся уважительное отношение к людям, исповедующим  разные религии.

2.Продолжить формирование коммуникативных навыков.

Виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, тестирование.

Формы и виды деятельности:  фронтальная беседа, работа с листом из рабочей тетради, работа с учебником.

Средства наглядности:  компьютерная презентация, учебник.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие, эмоциональный настрой, проверка готовности учащихся.

  1. Сообщение темы и целей урока.

- Мы с вами начинаем увлекательное путешествие в мир религий.

-  Как мы будем работать на этих уроках?

- В начале  каждого урока  вам будет дан лист рабочей тетради , который вы будете заполнять по ходу урока и складывать к себе в папку. По нему вы будете готовиться дома к следующему уроку.  В конце года вы представляете свой проект на понравившуюся тему курса.

Лист№1

По ходу урока запиши значения и ответь на вопросы

  1. Что такое душа__________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Как называется вера и поклонение

      духам или богам?     _______________________________________________________________________

  1. У славян слово «Язычник» означало ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Дары богу назывались______________________________________________________________
  3. Монотеистическая религия это:____________________________________________________________________
  4. Заповедь это:____________________________________________________________________
  5. Заслужить милость бога означало _______________________________________________________________________
  6. 3 религии , признающие веру в единого бога это_____________________________________________________________________
  7. Кем создана религия _______________________________________________________________________

Развитию искусства, письменности, книгопечатания  помогала_______________________________________________________________

А сейчас приступим к нашей первой теме «Возникновение религии».  1 слайд

III.        Изучение нового материала.  

2 слайд

-Красота и величие природы, но в то же время опасность, исходящая от неё, пробуждали чувство безграничного преклонения перед её силами со времён появления человека на земле. Человек научился добывать огонь, охотиться при помощи оружия, находить себе жилища в холода и непогоду, а потом и строить их. Позднее он стал возделывать землю и разводить домашних животных. При возникновении общества  - общаться друг с другом не только при помощи жестов и отдельных звуков, но и при помощи речи, которая становилась всё более сложной. У людей развивались мышление и воображение, они пытались понять происходящие вокруг вещи. Почему день сменяет ночь? Почему идёт дождь и звучит гром? Каким законам подчиняется жизнь растений, птиц и животных? Ответить на все эти вопросы человек не мог. 

3 слайд

Вместе с возникновением человеческого общества зародилась вера людей в божественную силу. Уже древние люди верили в колдовство и магию, в существование сверхъестественных существ — духов, которых нельзя увидеть и потрогать.

4 слайд

В эти далёкие от нас тысячелетия люди начали задумываться над смыслом своего существования, над вопросами жизни и смерти. Человек пытался представить себе дальнейшую судьбу тех, кто уходил от него навсегда. И уходил ли? Если уходил, то куда и каково им было в этом другом, неведомом живым людям мире? А может быть, они оставались где-то рядом — невидимые и неосязаемые? Так у людей появились понятия о таинственном и непостижимом загробном мире, куда нет доступа живым. Туда попадают только те, кто ушёл из жизни, а точнее, их души. Наряду с захоронениями умерших зарождаются погребальные обряды.

5 слайд

Вам уже не раз приходилось слышать слово «душа». Например, про какого-то человека могут сказать, что он душевный — добрый, отзывчивый. А про другого скажут — бездушный, то есть никогда не придёт на помощь к попавшему в беду человеку. Или говорят: «Душа болит». Кажется, у человека всё хорошо, руки-ноги целы, а он мучается... Почему? Потому, что есть душа. Нередко душа противопоставляется телу. Тело мы можем увидеть и потрогать, а душу нет. Она живёт в нас, это наше «я», но увидеть её невозможно. Итак, душа — это одновременно и способность сострадать другому, переживать и расстраиваться, и нечто бестелесное, невидимое.

Люди верили и верят, что душа в отличие от тела живёт вечно. Человек умрёт, тело его зароют в землю или сожгут на погребальном костре, а душа останется. Она будет летать по земле, всё видеть и всё слышать или же попадёт в иной мир, куда нет доступа людям.

6 слайд

Уже в далёкие времена человек считал, что судьбой его и всего мира управляют высшие силы — духи или боги. Вера в них и поклонение им называется религией.

7 слайд

Язычество — это общее название ранних, первобытных древних религий, основанных на сказаниях и легендах. Особенностью язычества является многобожие. У древних славян слово «язык» означало народ. Кроме того, «язычниками» наши далёкие предки называли людей, языка которых они не понимали, то есть слово «язычник» означало «чужак». Затем, когда русские люди приняли христианство, «язычниками» стали именовать тех, кто продолжал поклоняться старым богам.

8 слайд

Охотники, отправляясь на охоту, приносили жертвы (дары) богу охоты. Моряки, уходя в плавание, просили бога моря или океана сохранить их в пути. Они верили, что бог моря может наслать на них бурю, а если его умилостивить дарами — попутный ветер. Купцы приносили жертвы богу торговли. Но в представлении людей эти боги, несмотря на своё могущество, часто уподоблялись самому человеку и даже животным. Они совершали добрые и злые поступки, воевали друг с другом, ссорились и мирились.

9 слайд

Со временем у некоторых народов возникла вера в единого, всё создающего, всё понимающего, повсюду присутствующего Бога и убеждение в том, что постичь Его можно, лишь совершенствуя свою жизнь по начертанным Им заповедям, переданным людям либо через пророков, либо непосредственно самим Богом-человеком. На первый план в религиозных верованиях выходит не стремление умилостивить природу, а совершенствование человеческой души в соответствии с теми заповедями, что шли от Бога, но создавались людьми. Наступила эпоха монотеистических (от греческих слов «монос» — один и «теос» — бог) религий.

10 слайд

Появление веры в единого Бога означало выход человечества на новый уровень нравственного развития. Почему, спросите вы? Потому, что единый Бог в представлении людей наделялся самыми хорошими -качествами. Бога называли вечным, то есть существующим всегда, всесильным, всезнающим,   справедливым,   наказывающим   за зло, но в то же время милостивым к людям, всегда готовым простить раскаявшегося в плохих поступках человека. Верующие люди считают, что Бог помилует  тех,  кто  слушается   Его,   выполняет определённые требования — заповеди.

11 слайд

Наградой для них станет спасение души. Именно Бог, по мнению верующих, после смерти человека будет решать дальнейшую судьбу его души. Спасти душу — значит заслужить милость Бога за свою земную жизнь. Спасённые души Бог направляет в рай — место, где люди будут испытывать вечную радость от близкого присутствия Бога и славить Его, а души злых людей, или грешников, — в ад — место вечных мучений. От того, какие поступки совершит человек, зависит и то, что станет с его душой. Поэтому люди стали задумываться о том, как вести себя, чтобы их души были спасены, и передавали учение о заповедях Бога из поколения в поколение. Так вместе с человечеством религии продолжали развиваться и сохранились до нашего времени.

12 слайд

В этой книге вы познакомитесь с четырьмя традиционными религиями России — христианством, исламом, иудаизмом и буддизмом. Три из них — христианство, ислам и иудаизм — признают веру в единого Бога.

В VI—V веках до н.э. возникает ещё одна религия — буддизм, смыслом которого становится духовное освобождение человека. От чего или от кого? Об этом вы узнаете, прочитав посвященный буддизму раздел.

Таким образом, появление монотеистических религий отражало общий духовный прогресс человечества, стремление людей создать новое миропонимание, которое бы усилило жизнеспособность, жизнестойкость человеческого рода.

13 слайд

Поскольку религии созданы людьми, они менялись вместе с развитием человечества и являются важной частью его истории. Религии помогли развитию искусства, письменности, книгопечатания, способствовали созданию новых могучих государств. Монотеистические религии объединили миллионы, а теперь уже и миллиарды людей.

IV.        Закрепление.  

Тест.

  1. Способность сострадать другому, переживать и расстраиваться, и нечто бестелесное, невидимое называется

А) природные явления                           В) душа

Б) погребальные обряды                        Г) все ответы верные

     2.   Как называется вера и поклонение      духам или богам?    

А) религия                                               В) обряды

Б) магия                                                   Г) колдовство

     3.  Славянское слово «Язычник» означало:

А) народ                                                  В) чужак

Б) кто поклоняется старым богам         Г) все ответы верные

      4.  Жертвоприношение это:

А) охота                                                  В) богатый улов

Б) дар богу                                              Г) все ответы верные

5.  Монотеистическая религия это

          А)вера во многих богов                         В) вера в одного бога

 Б) неверие в богов                                 Г) другой ответ

6.  Требования бога называются :

А) проповеди                                            В) все ответы верны

Б) указ                                                        Г) заповеди

     7 .  Заслужить милость бога означало

А) спасти душу                                              В) избежать ада

Б)попасть в рай                                              Г) все ответы верны

8.   Какая религия не признаёт веру в единого бога

А) христианство                                           В) мусульманство

Б) буддизм                                                     Г) иудаизм

9.   Кем созданы религии

А) богом                                                         В) людьми

Б) духами                                                       Г) колдунами

10.  Чему помогала религия:

      А) искусству                                          В) книгопечатанию

Б) письменности                                     Г) все ответы верны

V.     Итог урока.

 Д/З с. 3-9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

Урок "Культура и религия" по курсу ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур)

Цель данного урока: формирование у учащихся общих представлений о религиозных культурах. На уроке разъясняется значение слова "религия", происходит знакомство с многообразием религиозных культур и тра...

Презентация к уроку ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) "История религий в России" Часть 2

Презентация к уроку ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур) "История религий в России". Презентация подготовлена по материалам учебника "Основы мировых религиозных культур" авторы А.Л. ...

Проектная работа. Основы мировых религиозных культур.

Тема: «Священные книги мировых религий и их основные идеи» (Методическая разработка урока)...

Конспект урока учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Священные книги религий мира»

Данный урок входит в модуль "Основы мировых религиозных культур" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, в которой отражены некоторые этапы работы на у...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ Модуль «Основы мировых религиозных культур»-«Традиционные религии народов России»

Районный заочный конкурс учителей, преподающих ОРКСЭ«Моя педагогическая мастерская»НоминацияМетодическая разработка урока по ОРКСЭМодуль«Основы мировых религиозных культур»Тема...