Семья. Ценности православной семьи.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Методическая разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsarskaya_semya_korotko.pptx2.7 МБ
Файл konspekt_uroka.docx83.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« 3 ноября. Пятница. Вечно памятный для меня день. Богом посланную дочку при молитве мы назвали Ольгой. Боже, что за счастье! …Маленькая душка чувствует себя хорошо»

Слайд 2

«Я все время молилась за Вас обоих, дорогие, чтобы Бог помог Вам в это ужасное время. Я просто не могу выразить, как Я жалею Вас, Мои любимые. Мне так жаль, что Я ничем не могу помочь...Благословляю , вас, мои любимые. …Много раз целую тебя и дорогого Папу…Ваша любящая, верная дочь Татьяна»

Слайд 3

«Милой Мари исполнилось 8 лет. Утром она получила подарки» «Долго гулял и катался с детьми с горы..» «После обеда поехал с детьми в цирк…» «Прогулялся с Алексеем на Детском острове, а затем занимался с ним русской историей…» «В 2 часа вышел в сад со всей семьей…»

Слайд 4

Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви – это наш дом, самое родное место для нас в мире.



Предварительный просмотр:

Тема урока: Семья. Ценности православной семьи. (Первый урок из цикла «Православная семья»)

Цель: работать над формированием у учащихся представлений о православной семье и ее святых покровителях.

Задачи:

1) Раскрыть сущность православного брака через христианские ценности.

2) Представить образ семьи, как великую нравственную ценность на примере семьи Николая II и жития Петра и Февронии Муромских

3) Развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли, логическое мышление, навыки работы с текстом

4) Воспитывать чувство ответственности, любви к своим ближним.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

-находить и отбирать нужную информацию из различных источников

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

-владеть диалогической формой речи

-признавать различные точки зрения и формулировать собственное мнение, уметь договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности

 -оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

РегулятивныеУУД:

- принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Личностные УУД:

- формировать внутреннюю позицию школьника

- развивать этические чувства, доброжелательность, понимание и сопереживание чувствам других людей;

- осознавать свою роль в семье и личную ответственность за свои поступки.

 Межпредметная связь:

окружающий мир, литературное чтение, технология, изобразительное искусство

Формы работы: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.

Оборудование: электронная презентация, учебник Н.Ф.Виноградовой  «Основы православной культуры», карточки с материалами по теме урока, шаблоны ромашек, толковый словарь Ожегова

Ход урока

  1. Организационный этап. Самоопределение к деятельности

Очень много слов на свете, как снежинок у зимы.

Но возьми, к примеру, эти: слово «Я» и слово «Мы».

«Я» на свете одиноко, в «Я» не очень много прока.

Одному или одной трудно справиться с бедой.

Слово «Мы» сильней, чем «Я».

МЫ - семья, и МЫ – друзья.

Рядом мы, и мы едины.

Вместе мы непобедимы.

- Ребята, посмотрите друг на друга. Как хорошо, что вы не одиноки. Улыбнитесь друг другу. Начнем.

  1. Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и задач урока.

- Ребята, прослушайте высказывания детей и определите, о чем они говорят. Это и будет темой нашего урока. (на экране видеофрагмент «Устами младенца». Слово, которое пытаются объяснить дошкольники – семья)

- А эпиграфом к уроку будут такие слова:

Счастлив тот дом, где пребывает мир…,

где брат любит брата, родители пекутся о детях,

дети почитают родителей! Там благодать Господня…»

Иоанн Златоуст

- Как вы понимаете эти слова?

- Сегодня мы начинаем цикл уроков, посвященных православной семье, а также начнем работу над проектом, в результате которого будет создан вот такой буклет, посвященный вашей семье.

Сегодня на уроке мы вспомним, что такое семья, узнаем секреты православной семьи, узнаем кто является покровителями семьи и приступим к оформлению первой страницы своих буклетов.

- А еще наш урок украсит ромашка (вывешивается на доску). Почему именно этот цветок? (ромашка – символ семьи и верности)

3. Актуализация знаний

- Что вам представляется при слове «семья»? (дом, мама….)

- Вот какие добрые и теплые у вас впечатления от этого слова.

- Вспомнимните, что такое семья?

Работа со словарем

- Давайте посмотрим, какое толкование этому слову дано в словаре Ожегова

- Какое значение в жизни человека имеет семья?

  1. Первичное усвоение новых знаний

- В нашей стране даже есть особенный праздник «День семьи, любви и верности», который отмечается 8 июля. И установлен он в честь Муромских святых Петра и Февронии.

Работа с учебником. 

- Откройте учебник на стр.97. Перед вами икона святых Петра и Февронии. Прочтите, что под ней написано. (Покровители православной семьи и брака).  
- Действительно, им молятся о мире и благополучии в семье. А почему - мы узнаем, послушав рассказ ребят.

- Из какого города Петр и Феврония?

- Кем был Петр? А Феврония?

- Что потребовали бояре от Петра?

- Почему он этого не сделал?

- Петр понял, что богатство, власть – это не главные ценности в жизни. А что для него было главным? (семья, любовь)

- Христианскую семью объединяют определенные семейные ценности. Давайте прочитаем о них (стр. 94)

- Каковы ценности православной семьи?

- А какие ценности почитаются в вашей семье?

- Еще одной ценностью православной семьи является любовь к Богу. Поэтому семью также называют Церковью, только меньшей, домашней. Как Глава Церкви – Христос, так глава семьи – муж, отец. Он нес ответственность за всю семью, но и ему все подчинялись. Отец первым садился за стол. Ему отдавали первый и самый хороший кусок. Дети жили в полном повиновении и почитании своих родителей. Строго соблюдалась заповедь, данная Христом: почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

- Люди ценили, берегли свою семью. Немало пословиц и поговорок сложено о семье. А какие вы помните?

Работа в группах.

- Сейчас вы поработаете в группах. Давайте вспомним основные правила работы в группе.

- У вас на столах лежат карточки со словами из пословиц. Вам нужно сложить пословицу и объяснить ее смысл.

Материнская молитва со дна моря поднимет.

Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

Отца с матерью почитать – горя не знать.

Не нужен клад, когда в семье лад.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Согласную семью и горе не берет.

Работа с учебником. 

- Да, трудно создать семью, но еще труднее ее сохранить. Как часто в наше время мы видим, что семьи распадаются. Так в чем же секрет крепкой, дружной семьи. Об этом мы узнаем, поработав с текстом в учебнике на стр. 96. (Секреты православной семьи: любовь, дружба, правильное распределение обязанностей, доверие, единство интересов)

- Что бы вы еще добавили? (терпение, прощение, забота…)

5. Закрепление

- Народная мудрость гласит, что семья держится на трех опорах: любви, прощении, терпении. Именно эти ценности были положены в основу семьи нашего последнего царя Николая II, которая считается образцом христианской семьи

(слайд 1)

- Послушайте с какой любовью Государь пишет о рождении своей первой дочери Ольги.

(слайд 2)

- А вот письмо второй дочери Татьяны родителям:

(слайд 3)

- Как часто в нашей жизни мы слышим от родных «мне некогда», «я занят». А уж кто больше Государя может быть занят? А он находил время для своей семьи. Вот как об этом он пишет в своем дневнике:

(слайд 4)

- А по вечерам Государь лично читал детям. Причем брал не первую попавшуюся книгу, а обдуманно подбирал нужную.

(слайд 5)

- У Николая II и Александры Федоровны было 5 детей. Но все они росли в атмосфере любви и взаимоподдержки. Дети были очень дружны. Девочки даже подписывались общим именем, которое составили из первых букв своих имен «ОТМА»

(слайд 6)

- А когда Александра Федоровна болела, дети устанавливали дежурство и поочереди заботились о маме.

(слайд 7)

- Их любовь и милосердие выходили далеко за пределы семьи. В годы Первой Мировой войны Государыня вместе с дочерьми работали в госпитале, помогали в операционной.

(слайд 8)

- А вот слова Александры Федоровны, обращенные ко всем нам:

(слайд 9)

  1.  Рефлексия

- Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Прочитайте его еще раз.

- Что же самое главное в семье? (любить друг друга)

- А что значит любить?

Практическая работа

- Ребята, сегодня мы начнем работу над проектной задачей, в результате которой вы создадите буклет, посвященный вашей семье. У вас на столах лежат карточки со словами апостола Павла о любви и маленькие ромашки – это символы вашей семьи. Давайте в центре своих ромашек напишем главные слова «Любить –это..»

- А сейчас все вместе прочитаем слова апостола  Павла и определим, что же значит – любить. И запишем эти заповеди на лепестках своих ромашек

Любовь долготерпит,

       милосердствует,

           любовь не завидует,

              не гордится

                 не раздражается,

                   не мыслит зла,

                        всему верит

                                          http://nebo365.ru/images/detailed/35/36247_0_01.jpg

- Итак, апостол Павел говорит «любовь долготерпит. Значит,  любить –это терпеть (на лепестке крепится слово «терпеть», «не завидовать»….)

- У нас остались свободные лепестки. Может быть после нашего урока у вас появилось свое мнение – «что значит любить» или как нужно поступать, чтобы сохранить свою семью крепкой и дружной. Подумайте и запишите свои мысли на свободных лепестках. Приклейте ваши ромашки на первую страницу своих буклетов.

 - Теперь и у вас есть символ вашей семьи. И если вам в жизни станет трудно, обидно или вы сами обидите родных, перечитайте эти слова. И берегите свою семью!

  1. Информация о домашнем задании

По серии картинок на стр.95 составить рассказ «Что объединяет семью?»

 А также подготовить рассказ о любимом занятии ВАШЕЙ семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Семейные ценности. Традиции семьи"

Эта презентация может быть использована на внеклассном мероприятии по теме "Семья. Семейные ценности. Отношения в семье."Цель:-Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые любят дру...

Ценности христианской семьи.

Презентация к уроку основ православной культуры по теме "Христианская семья" на примере семьи Государя Николая II. Его жена Александра Федоровна Романова вела дневники на английском языке, которые был...

Любовь к Родине начинается с семьи. Что такое семья. Я член семьи, какой я.

проект внеклассного мероприятия в 1 классе (час семейного общения)...

Внеклассное мероприятие во 2 классе по основам православной культуры Тема: "Семья в православной традиции"

Внеклассное мероприятие во 2 классе по основам православной культуры Тема: "Семья в православной традиции"         ...

"Царская семья Николая II – идеал православной семьи»

Работа посвящена чрезвычайно актуальной теме, поскольку с каждым годом вопросам культуры воспитания уделяется все больше внимания со стороны общественности России. Проблема в том, что семья как х...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Семейные ценности и традиции. Труд, досуг, занятия членов семьи. Наша дружная семья"

Семья́ - группа людей, которое связаны между собой брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общим бытом, взаимной моральной ответственностью.Но м...