Семья. Ценности православной семьи.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Методическая разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsarskaya_semya_korotko.pptx2.7 МБ
Файл konspekt_uroka.docx83.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« 3 ноября. Пятница. Вечно памятный для меня день. Богом посланную дочку при молитве мы назвали Ольгой. Боже, что за счастье! …Маленькая душка чувствует себя хорошо»

Слайд 2

«Я все время молилась за Вас обоих, дорогие, чтобы Бог помог Вам в это ужасное время. Я просто не могу выразить, как Я жалею Вас, Мои любимые. Мне так жаль, что Я ничем не могу помочь...Благословляю , вас, мои любимые. …Много раз целую тебя и дорогого Папу…Ваша любящая, верная дочь Татьяна»

Слайд 3

«Милой Мари исполнилось 8 лет. Утром она получила подарки» «Долго гулял и катался с детьми с горы..» «После обеда поехал с детьми в цирк…» «Прогулялся с Алексеем на Детском острове, а затем занимался с ним русской историей…» «В 2 часа вышел в сад со всей семьей…»

Слайд 4

Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви – это наш дом, самое родное место для нас в мире.



Предварительный просмотр:

Тема урока: Семья. Ценности православной семьи. (Первый урок из цикла «Православная семья»)

Цель: работать над формированием у учащихся представлений о православной семье и ее святых покровителях.

Задачи:

1) Раскрыть сущность православного брака через христианские ценности.

2) Представить образ семьи, как великую нравственную ценность на примере семьи Николая II и жития Петра и Февронии Муромских

3) Развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли, логическое мышление, навыки работы с текстом

4) Воспитывать чувство ответственности, любви к своим ближним.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

-находить и отбирать нужную информацию из различных источников

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

-владеть диалогической формой речи

-признавать различные точки зрения и формулировать собственное мнение, уметь договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности

 -оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

РегулятивныеУУД:

- принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Личностные УУД:

- формировать внутреннюю позицию школьника

- развивать этические чувства, доброжелательность, понимание и сопереживание чувствам других людей;

- осознавать свою роль в семье и личную ответственность за свои поступки.

 Межпредметная связь:

окружающий мир, литературное чтение, технология, изобразительное искусство

Формы работы: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.

Оборудование: электронная презентация, учебник Н.Ф.Виноградовой  «Основы православной культуры», карточки с материалами по теме урока, шаблоны ромашек, толковый словарь Ожегова

Ход урока

  1. Организационный этап. Самоопределение к деятельности

Очень много слов на свете, как снежинок у зимы.

Но возьми, к примеру, эти: слово «Я» и слово «Мы».

«Я» на свете одиноко, в «Я» не очень много прока.

Одному или одной трудно справиться с бедой.

Слово «Мы» сильней, чем «Я».

МЫ - семья, и МЫ – друзья.

Рядом мы, и мы едины.

Вместе мы непобедимы.

- Ребята, посмотрите друг на друга. Как хорошо, что вы не одиноки. Улыбнитесь друг другу. Начнем.

  1. Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и задач урока.

- Ребята, прослушайте высказывания детей и определите, о чем они говорят. Это и будет темой нашего урока. (на экране видеофрагмент «Устами младенца». Слово, которое пытаются объяснить дошкольники – семья)

- А эпиграфом к уроку будут такие слова:

Счастлив тот дом, где пребывает мир…,

где брат любит брата, родители пекутся о детях,

дети почитают родителей! Там благодать Господня…»

Иоанн Златоуст

- Как вы понимаете эти слова?

- Сегодня мы начинаем цикл уроков, посвященных православной семье, а также начнем работу над проектом, в результате которого будет создан вот такой буклет, посвященный вашей семье.

Сегодня на уроке мы вспомним, что такое семья, узнаем секреты православной семьи, узнаем кто является покровителями семьи и приступим к оформлению первой страницы своих буклетов.

- А еще наш урок украсит ромашка (вывешивается на доску). Почему именно этот цветок? (ромашка – символ семьи и верности)

3. Актуализация знаний

- Что вам представляется при слове «семья»? (дом, мама….)

- Вот какие добрые и теплые у вас впечатления от этого слова.

- Вспомнимните, что такое семья?

Работа со словарем

- Давайте посмотрим, какое толкование этому слову дано в словаре Ожегова

- Какое значение в жизни человека имеет семья?

  1. Первичное усвоение новых знаний

- В нашей стране даже есть особенный праздник «День семьи, любви и верности», который отмечается 8 июля. И установлен он в честь Муромских святых Петра и Февронии.

Работа с учебником. 

- Откройте учебник на стр.97. Перед вами икона святых Петра и Февронии. Прочтите, что под ней написано. (Покровители православной семьи и брака).  
- Действительно, им молятся о мире и благополучии в семье. А почему - мы узнаем, послушав рассказ ребят.

- Из какого города Петр и Феврония?

- Кем был Петр? А Феврония?

- Что потребовали бояре от Петра?

- Почему он этого не сделал?

- Петр понял, что богатство, власть – это не главные ценности в жизни. А что для него было главным? (семья, любовь)

- Христианскую семью объединяют определенные семейные ценности. Давайте прочитаем о них (стр. 94)

- Каковы ценности православной семьи?

- А какие ценности почитаются в вашей семье?

- Еще одной ценностью православной семьи является любовь к Богу. Поэтому семью также называют Церковью, только меньшей, домашней. Как Глава Церкви – Христос, так глава семьи – муж, отец. Он нес ответственность за всю семью, но и ему все подчинялись. Отец первым садился за стол. Ему отдавали первый и самый хороший кусок. Дети жили в полном повиновении и почитании своих родителей. Строго соблюдалась заповедь, данная Христом: почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

- Люди ценили, берегли свою семью. Немало пословиц и поговорок сложено о семье. А какие вы помните?

Работа в группах.

- Сейчас вы поработаете в группах. Давайте вспомним основные правила работы в группе.

- У вас на столах лежат карточки со словами из пословиц. Вам нужно сложить пословицу и объяснить ее смысл.

Материнская молитва со дна моря поднимет.

Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

Отца с матерью почитать – горя не знать.

Не нужен клад, когда в семье лад.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Согласную семью и горе не берет.

Работа с учебником. 

- Да, трудно создать семью, но еще труднее ее сохранить. Как часто в наше время мы видим, что семьи распадаются. Так в чем же секрет крепкой, дружной семьи. Об этом мы узнаем, поработав с текстом в учебнике на стр. 96. (Секреты православной семьи: любовь, дружба, правильное распределение обязанностей, доверие, единство интересов)

- Что бы вы еще добавили? (терпение, прощение, забота…)

5. Закрепление

- Народная мудрость гласит, что семья держится на трех опорах: любви, прощении, терпении. Именно эти ценности были положены в основу семьи нашего последнего царя Николая II, которая считается образцом христианской семьи

(слайд 1)

- Послушайте с какой любовью Государь пишет о рождении своей первой дочери Ольги.

(слайд 2)

- А вот письмо второй дочери Татьяны родителям:

(слайд 3)

- Как часто в нашей жизни мы слышим от родных «мне некогда», «я занят». А уж кто больше Государя может быть занят? А он находил время для своей семьи. Вот как об этом он пишет в своем дневнике:

(слайд 4)

- А по вечерам Государь лично читал детям. Причем брал не первую попавшуюся книгу, а обдуманно подбирал нужную.

(слайд 5)

- У Николая II и Александры Федоровны было 5 детей. Но все они росли в атмосфере любви и взаимоподдержки. Дети были очень дружны. Девочки даже подписывались общим именем, которое составили из первых букв своих имен «ОТМА»

(слайд 6)

- А когда Александра Федоровна болела, дети устанавливали дежурство и поочереди заботились о маме.

(слайд 7)

- Их любовь и милосердие выходили далеко за пределы семьи. В годы Первой Мировой войны Государыня вместе с дочерьми работали в госпитале, помогали в операционной.

(слайд 8)

- А вот слова Александры Федоровны, обращенные ко всем нам:

(слайд 9)

  1.  Рефлексия

- Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Прочитайте его еще раз.

- Что же самое главное в семье? (любить друг друга)

- А что значит любить?

Практическая работа

- Ребята, сегодня мы начнем работу над проектной задачей, в результате которой вы создадите буклет, посвященный вашей семье. У вас на столах лежат карточки со словами апостола Павла о любви и маленькие ромашки – это символы вашей семьи. Давайте в центре своих ромашек напишем главные слова «Любить –это..»

- А сейчас все вместе прочитаем слова апостола  Павла и определим, что же значит – любить. И запишем эти заповеди на лепестках своих ромашек

Любовь долготерпит,

       милосердствует,

           любовь не завидует,

              не гордится

                 не раздражается,

                   не мыслит зла,

                        всему верит

                                          http://nebo365.ru/images/detailed/35/36247_0_01.jpg

- Итак, апостол Павел говорит «любовь долготерпит. Значит,  любить –это терпеть (на лепестке крепится слово «терпеть», «не завидовать»….)

- У нас остались свободные лепестки. Может быть после нашего урока у вас появилось свое мнение – «что значит любить» или как нужно поступать, чтобы сохранить свою семью крепкой и дружной. Подумайте и запишите свои мысли на свободных лепестках. Приклейте ваши ромашки на первую страницу своих буклетов.

 - Теперь и у вас есть символ вашей семьи. И если вам в жизни станет трудно, обидно или вы сами обидите родных, перечитайте эти слова. И берегите свою семью!

  1. Информация о домашнем задании

По серии картинок на стр.95 составить рассказ «Что объединяет семью?»

 А также подготовить рассказ о любимом занятии ВАШЕЙ семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Семейные ценности. Традиции семьи"

Эта презентация может быть использована на внеклассном мероприятии по теме "Семья. Семейные ценности. Отношения в семье."Цель:-Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые любят дру...

Любовь к Родине начинается с семьи. Что такое семья. Я член семьи, какой я.

проект внеклассного мероприятия в 1 классе (час семейного общения)...

Внеклассное мероприятие во 2 классе по основам православной культуры Тема: "Семья в православной традиции"

Внеклассное мероприятие во 2 классе по основам православной культуры Тема: "Семья в православной традиции"         ...

"Царская семья Николая II – идеал православной семьи»

Работа посвящена чрезвычайно актуальной теме, поскольку с каждым годом вопросам культуры воспитания уделяется все больше внимания со стороны общественности России. Проблема в том, что семья как х...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Семейные ценности и традиции. Труд, досуг, занятия членов семьи. Наша дружная семья"

Семья́ - группа людей, которое связаны между собой брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общим бытом, взаимной моральной ответственностью.Но м...

Методическая разработка классного часа. Традиционные семейные ценности:«Моя семья - традиции и ценности»

Семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством, общими делами, но и значимыми ценностями — взаи...