Разработка урока ОРКСЭ "Чистый ручеек нашей речи"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Речь, является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми. Урок помогает понять, что культура речи – составная часть общей культуры человека наряду со знаниями, начитанностью и умением себя вести

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chistyy_rucheek_17.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ОРКСЭ

Тема : «Чистый ручеёк нашей речи».

Цели:

1) Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь, является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми.

2) Дать понять, что культура речи – составная часть общей культуры человека наряду со знаниями, начитанностью и умением себя вести.

3) Упражнять в умении правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом.

Оборудование: презентация по теме занятия

Ход занятия:

  1. Орг. момент.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Рассаживайтесь поудобнее. Сегодня нам предстоит очень важная беседа. А вот о чём мы будем говорить, вы догадаетесь сами, если посмотрите на доску и прочитаете то, что на ней написано. (слайд 1)

2. Обсуждение темы занятия.

- О чём же мы будем вести разговор? ( о нашей речи)

Посидим у воображаемого костра, послушаем звуки речушки звуки природы.(слайд 2-3)

- Что такое речь? Для чего она нужна человеку?

- Как связаны между собой слова речь и речка?

- Да, речь это важное средство общения. С её помощью люди обмениваются мыслями, чувствами. (слайд 4)

А вот что говорил о речи древний учёный, философ Аристотель(слайд 5 ) Как вы понимаете эти слова? Что значит приятная речь?

- Да. Это разборчивая, выразительная, внятная речь, без обидных, грубых слов.

- Если человек соблюдает правила общения, то речь становится его другом и помощником.

  1. Упражнение в умении здороваться.

- Ребята, а с чего начинается общение людей, любая встреча? (с приветствия)

- Этот обычай имеет древнейшую историю. Уклониться от приветствия или не ответить на него у всех народов во все времена считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь слова приветствия означают: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился». С чего начинается каждый наш день, урок? Вот что обозначает простое, обыкновенное «здравствуйте». Об этом слове поэт Владимир Солоухин написал стихотворение. Прочтите его. (слайд 6)

- А как нужно здороваться, чтобы «на капельку солнца прибавилось в мире»?( использовать мимику, интонацию, глядя в глаза человеку)

4.Обсуждение ситуаций. (слайд 7)

А) Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними? Как это сделать?

Б) Можно ли вместо здравствуйте говорить привет? В каких ситуациях?

- Когда мы обсуждали эти ситуации, мы пользовались определёнными правилами. Вот они то и называются красивым словом этикет. Нам предстоит постичь эту мудрость, чтобы достойно жить среди людей.

5. Наблюдение за красотой, выразительностью родной речи.

- Образцом чистой русской речи можно считать стихи русских поэтов. Например, С. Есенина (слайд 8-9)

- Перечитайте последние 4 строчки.(слайд 10) Какую картину вы себе представляете? (течению реки мешают камни, поэтому гремит волна)

- Как автору удаётся изобразить песенку ручья? (с помощью согласных)

- Этот прием называется АЛЛИТЕРАЦИЯ (слайд 10)

- Что роднит слова речь и речка? (поток, течение)

- Чтобы речка текла плавно, была полноводной, ничто не должно мешать её течению, засорять поток.

- А чтобы речь человека текла плавно, нужно не засорять её мусором ненужных, бессмысленных слов, которые портят нашу речь. Попробуем уяснить, от чего надо очистить нашу речь, чтобы она так же приятно и чисто журчала, как ручеёк.

6.Упражнения в выборе лексики.

Обсуждение ситуаций.

  1. Герои: Лёня и Коля.

- Привет, Коля! Ну, значит, пойдём в бассейн?

-Слушай, Лёня, я тебе сколько раз говорил, что нужно отвыкать от слов «ну» и «значит». Это слова – сорняки, они засоряют речь.

- Ну а кто всё время говорит «ну»?

- Да ты только что сказал.

- Ну что с тобой, Коля? Я, значит, ошибся!

- Опять говоришь так!

- Ну как же с тобой говорить?

- Без ну и без значит!

- Ну, значит, буду говорить, как ты советуешь.

- Чем недоволен Коля?

- Замечает ли Лёня в своей речи лишние слова?

- Как их называют? Почему?

- Какой вывод можно сделать?

2. Герои: дед Каширин, бабушка, Алёша.

- Ну-ка, ты, пермяк солёны уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это-аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это-что?

- Буки.

- Попал! Это?

- Веди.

- Это?

- Добро!

- Мать, ты гляди,как взвился, а? Ах, лихорадка астраханская, чего ты орёшь, чего?

- Это вы кричите.

- Чем изобилует речь деда?( он по-разному называет внука. Эти выражения сродни обзыванию. Речь его груба.)

- Известны ли вам обидные, грубые выражения?

- Приятно ли их слышать в свой адрес? А другим?

- Какой же совет следует из ваших рассуждений?

- Что загрязняет нашу речь? (слайд 11)

Что нужно делать, что бы речь была правильной? (слайд 12)

7.Задание: договори недостающие слова в рифму. (слайд 13-15)

Дядя Саша огорчён.

Рассказал он вот о чём…

- Настя – славная девчонка.

Настя ходит в первый класс!

Но… давно уже от Насти

Я не слышу слова …..

А слово то какое – очень дорогое!

Встретил Витю я соседа

Встреча грустная была:

На меня он, торпеда,

Налетел из-за угла!

Но представьте! Зря от Вити

Ждал я слова…..

А слово то какое – очень дорогое!

Он про внучку говорил:

- Экая досада!

Я портфель ей подарил,

Вижу: очень рада!

Но – нельзя ж молчать как рыба.

Ну сказала бы …..

Слово-то какое – очень дорогое!

У вас на партах листочки, проведем тест.

8.Тест – выбор правильного ответа. (слайды 16-21)

9.Работа над звукопроизношением. (слайд 22)

Чтение учащимися стихотворения С. Михалкова.

Живёт на свете Саша

Во рту у Саши каша-

Не рисовая каша,

Не гречневая каша,

Не манка, не овсянка

На сладком молоке.

Когда он вслух читает,

Поймёшь едва-едва,

И звуки он глотает,

И целые слова

.

- О какой каше идёт речь? (каша – невнятная речь, все слова смешались в единую массу, как зёрнышки в каше.)

- Что значит чисто говорить? ( чётко выговаривать слова, правильно произносить звуки, не спотыкаться на трудных звуковых сочетаниях, не комкать концы слов, не проглатывать звуки)

10. Рассказ учителя о Демосфене(слайд 23)

В Древней Греции был выдающийся оратор по имени Демосфен (оратор-тот, кто произносит речь). Его речи играли большую роль в жизни его народа. А в детстве Демосфен был косноязычным(то есть очень плохо говорил). Но мальчику очень хотелось стать оратором, а врачей-логопедов тогда не было. И он сам занялся исправлением своей речи. По утрам он уходил к морю, чтобы никому не мешать, клал себе в рот камешки и упражнялся в правильном и отчётливом произношении слов и фраз. Затруднения, которые он сам себе устроил,- камешки во рту- заставляли его говорить особенно старательно и отчётливо. Постепенно голос его окреп, у него выработалась правильная дикция, и это помогло ему стать одним из замечательных ораторов Древней Греции.

- Зачем я рассказала вам эту историю?

- Верно. Чтобы научиться чисто говорить, необходимо тренироваться. И на помощь вам придут скороговорки(чистоговорки).

11. Обобщение знаний. Рефлексия.

- Итак, давайте подведём итоги сегодняшнего занятия. А для этого ещё раз вспомним, о чём же мы разговаривали? С чем часто сравнивают речь человека?

Какие же советы мы дадим человеку, который хочет, чтобы его речь действительно как реченька журчала и была приятна окружающим?

 - Каждый образованный человек в своём разговоре должен соблюдать общепринятые правила. Но речь каждого человека оригинальна и неповторима. Быть хорошим рассказчиком – большое искусство. Всю жизнь человек учится красиво и правильно говорить на родном языке. Помогают ему в этом не только правила речевого этикета, но и лучшие образцы художественной литературы. Поэтому читайте книги и учитесь у авторов красиво и правильно высказывать свои мысли.

В заключении звучит стихотворение И.А. Бунина «Слово» (слайд24)

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у них другого достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)

Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...

Чистый ручеек нашей речи.

Конспект  урока  " Светской этики" . 4 класс. Урок с применением групповых,игровых технологий и элементами ИКТ....

Презентация к уроку русского языка "Наша речь и наш язык" (4 класс)

Презентация к уроку русского языка "Наша речь и наш язык" (4 класс, УМК "Школа России")...

Презентация к уроку русского языка "Наша речь и наш язык"

Работа подготовлена для детей 3-го класса,для того,чтобы дети разобрались , что включает в себя понятие хорошая речь....

Технологическая карта урока основы светской этики.Тема "Чистый ручеек нашей речи". УМК "Школа России" (4 класс)

Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: формирование понятий о речевом этикете, и представлений о речи как о важнейшем средстве общения, обменемыслями и чувствами между людьмиЗадачи...