Псалом 19 Технологическая карта урока
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Шмелева Вера Геннадьевна

В тех. карте урока отражены цель и задачи урока, этапы, а также есть дополнительный материал для учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psalom_19_karta_uroka.doc118.5 КБ
Файл psalom_19_stranitsa_tetradi.docx94.75 КБ

Предварительный просмотр:

             

Тема

 Псалом 19

Цель

 1. Раскрыть тему псалма – молитва за друга.

 2. Показать актуальность темы в наши дни.

Планируемые результаты

Предметные:

  • раскрыть смысл псалма 19 в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
  • Совершенствовать навыки чтения.

Личностные: 

  • стремление контролировать (анализировать) свое душевное состояние (состояние сердца), наблюдать за собой;
  • стремление молиться за друзей.

Метапредметные:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке самостоятельно или с помощью учителя;
  • умение работать с текстом псалма;
  • умение работать в паре, группе;
  • умение оценивать результаты своей работы и работы одноклассников;
  • контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы

Основные понятия

 Молитва о друзьях, состояние сердца.

Межпредметные связи

Литературное чтение.

Ресурсы

Псалтирь, аудиозапись чтения псалма братией Валаамского мужского монастыря.

Используемые технологии

 Элементы проблемного обучения.

Этап урока

Содержание этапа

Примечания

Активизация знаний

- Что такое псалтирь?

- Что такое псалом?

- Какие виды псалмов вы знаете?

- Давайте начнем наш урок с шифровки. Здесь зашифрован стих из ветхозаветной книги, которая называется « Книга притчей Соломоновых» (17,17)

4  100  400  3      30  ю  б   8   300     2   70      2  200  я   20   70   5      2  100    5   40  я.

(Друг любит во всякое время.)

- Как вы понимаете эти слова мудрейшего царя Соломона, сына царя Давида?

- Как хорошо, когда все ваши дела идут на лад: с учебой нет проблем, с мамой и папой у вас доверительные и добрые отношения, друзья веселы и всегда готовы отправиться с вами по делам. Но жизнь не всегда тихая и спокойная. Бывают в ней испытания, горести, неприятности, сложности. И если вас Господь в данный момент хранит от всего этого, такое может случиться у вашего друга. И на самом деле эта ситуация даётся Богом не столько для вашего друга, чтобы он поразмыслил, где он оступился, сколько для вас, чтобы вы могли проявить себя как друг – плохой или хороший.

- Как поступит плохой друг?

- Как поступит хороший друг? (… найдёт слова поддержки…)

- Какие слова вы скажете своему другу в день печали?

Шифровка написана на доске. Дети по желанию выходят и подписывают под числами соответствующие буквы.

Постановка темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы будем читать псалом, который, по мнению святителя Афанасия Великого, написан «как бы от лица друзей Давидовых, изъявляющих благожелания Давиду», прося Бога принять прошение царя. Мы должны не только прочесть и понять этот псалом, но и попытаться запомнить слова, которые, возможно, вам пригодятся в жизни.

Первичное восприятие.

- Прочтите этот псалом на русском языке и постарайтесь заметить, какие пожелания (слова поддержки) находят друзья.

Читает учитель.

Проверка первичного восприятия.

- Прочитайте, какие слова поддержки находят друзья.

Дети читают отдельные стихи.

Чтение текста учащимися.

Чтение текста несколькими учениками: 1-5, 6-10 стихи.

Словарная работа

- Какие слова и выражения непонятны?

Возможно, вызовут затруднение в понимании стихи: 3, 4, 7.

К стиху 3:  Святилище – храм. Сион – пророческое упоминание о будущем причастии апостолов в Сионской горнице.

К стиху 4: - Какие жертвы приносились во времена Ветхого Завета?

Тучное жирное животное, приносимое в жертву, свидетельствовало о благочестии и благоговении приносящего, т.к. показывало, что человек жертвует Богу самое лучшее из своих животных.

- Какие жертвы может принести современный христианин?

- Как вы понимаете стих 5?

-Св. Иоанн Кронштадтский так размышляет над этим стихом: «Молясь Господу Богу, всегда помни, что Господь даёт по сердцу твоему. Каково сердце – таков и дар.  Если молишься искренно, то сообразно вере твоей, степени горячности твоего сердца подаётся тебе дар от Господа. И наоборот, чем холоднее твоё сердце, маловернее, тем бесполезнее молитва: она даже прогневляет Бога.»

К стиху 7 Евфимий Зигабен: «Это слово произносит один из друзей… по получении извещения от Святого Духа, что Бог избавит его, ибо Христом, помазанным, здесь называется царь, как помазанный елеем помазания».

 «Спасение, подаваемое кому-либо правой рукой Бога, производится с силой, великой силой».

ССвт. Афанасий Великий: «Слово «десница» употреблено здесь человекообразно, в наименование Божией силы».

Выборочное чтение.

- Прочтите стих, в котором описано поведение друзей, когда беда миновала? (ст. 6)

- Прочтите слова, в которых, на мой взгляд, говорится о людях, для которых Господь не является главным в жизни? (ст. 8)

- В чём преимущество жизни верующего человека: в каком стихе это написано?  (ст. 9) Давайте поразмышляем над этими словами: «… мы встали…» А что могло быть за мгновение до того, как «… мы встали…»?  Жизнь христианина не всегда безоблачна. Падения бывают и у него. Но! У него есть Бог и друзья (желательно настоящие), и он встанет, обратиться к Богу и будет стоять прямо. В той же Книге Притчей в гл. 24 ст. 16 сказано: «Семь раз упадёт праведник и встанет.» «Семь раз» - образ – много раз.

- В чём разница между словами «мы встали» и «нас подняли»?

- Найдите слова, в которых видно искреннее переживание друзей за своего друга? (ст. 5)

- Какова, на ваш взгляд,  тема этого псалма?

- Книга Псалтирь уникальна. Каждый, кто читает любой псалом из неё, найдёт слова, которые особенно коснуться его сердца. Такие слова будут для читающего центральными (главными) в это псалме. Прочтите слова, которые вам понравились.

Сравнительное чтение.

- А теперь давайте прочтём этот же псалом на церковнославянском  языке и сравним, как звучат те же самые просьбы.

Сравнение стихов 5, 8-9 (и3спра1вихомсz – исправились; спz1ти- покорить, повергнуть на землю, родственное слово –распz1тый), 10 .

- Друзья, обращаясь к Богу, просят Его услышать. Когда ? ( В тот же день). Бог нас слышит в тот миг, когда мы к Нему обращаемся. Это надо помнить всегда: Господь видит, слышит и знает все желания сердца нашего.

- Священное Писание – главнейший источник Богопознания.  Что мы узнаём о Боге из этого псалма? Укажите стихи.

Упражнение в чтении.

- Послушаем, как читает этот псалом регент Валаамского монастыря. Обратите внимание на интонацию и произношение. Упражнение в чтении.

Включается аудиозапись

Итог урока. Домашнее задание.

- Сейчас Великий Пост, который заканчивается Светлым Христовым Воскресением. Мы будем готовить друг другу подарки, в том числе, и подписывать открытки. Какие слова из этого псалма вы можете написать в качестве пожелания другу, соседям, брату, родственникам?

- За что будем благодарить Бога в конце нашего урока?

Приложение

Псалом 19

1  Начальнику хора. Псалом Давида.

2  Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иаковлева.

3  Да пошлет тебе помощь из Святилища, и с Сиона да подкрепит тебя.

4  Да воспомянет все жертвоприношения твои и всесожжение твое да соделает тучным.

5  Да даст тебе по сердцу твоему, и все намерения твои да исполнит.

6  Мы возрадуемся о спасении твоем и во имя Бога нашего поднимем знамя. Да исполнит Господь все прошения твои.

7  Ныне познал я, что Господь спасает помазанника Своего: отвечает ему со святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей.

8  Иные – колесницами, иные – конями, а мы именем Господа Бога нашего, хвалимся:

9  Они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо.

10  Господи! Спаси царя и услышь нас, когда будем взывать к Тебе.



Предварительный просмотр:

__________________________________D:\гимназия\картинки\друзья.jpg

запиши дату урока по-церковнославянски 

Псалом 19 ______________________

                              напиши по-церковнославянски

Задание 1. Расшифруй стих из ветхозаветной книги царя Соломона «Книга притчей Соломоновых», поразмышляй над словами: почему так сказал царь Соломон.

4  100  400  3      30  ю  б   8   300     2   70      2  200  я   20   70   5      2  100    5  

_________________________________________________________________

 40  я.

_________________________________________________________________

Задание 2.                                                                                                                                    

Прочитай псалом на русском языке и подчеркни, какие слова поддержки находят друзья.

Псалом 19

1  Начальнику хора. Псалом Давида.

2  Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Израилева.

3  Да пошлет тебе помощь из Святилища, и с Сиона да подкрепит тебя.

4  Да воспомянет все жертвоприношения твои и всесожжение твое да соделает тучным.

5  Да даст тебе по сердцу твоему, и все намерения твои да исполнит.

6  Мы возрадуемся о спасении твоем и во имя Бога нашего поднимем знамя. Да исполнит Господь все прошения твои.

7  Ныне познал я, что Господь спасает помазанника Своего: отвечает ему со святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей.

8  Иные – колесницами, иные – конями, а мы именем Господа Бога нашего, хвалимся:

9  Они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо.

10  Господи! Спаси царя и услышь нас, когда будем взывать к Тебе.

  Задание 3. Прочитай псалом на церковнославянском языке и составь словарь.

Словарь псалма

Слово

Перевод

Вид псалма ________________________________________________________

Тема псалма _______________________________________________________

Задание 4. Спиши те стихи псалма, которые ты можешь написать в открытке в качестве пожелания своему другу (подруге). _________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Священное Писание – главнейший источник Богопознания. Что мы узнаём о Боге из этого псалма? Напиши и укажи номера стихов.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Псалом 22 Технологическая карта урока

Данный урок проводится в системе уроков церковнославянского языка (далее – ЦСЯ) в 4 классе. На момент проведения данного урока, обучающиеся уже владеют навыками чтения и перевода текстов на ЦСЯ....

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...