Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
методическая разработка на тему

Гафиатуллина Рушания Ахатовна

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны

Для успешной работы в условиях образовательных стандартов второго поколения учителю требуется ряд особых профессионально- педагогических умений. Среди них – умения по проектированию и проведению уроков, реализующих системно- деятельностный подход и направленных на достижение образовательных результатов ФГОС НОО 2.

 

А чтобы урок был успешным, его надо правильно организовать. Одни учителя при этом делают ставку на эффектное начало. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Время «готовых» уроков отошло. 

Обучать по традиционной формуле «Послушай - повтори - выполни - получи отметку» сегодня невозможно. 

Всем нам рано или поздно необходимо проводить открытые уроки. Обычно методисты не спрашивают наличие плана или технологическую карту урока. Им важно знать как проходит урок, что на уроке преподаватель собирается делать, их интересует уровень владения учеников языковыми навыками и еще с десяток других параметров.

Но сейчас по новым требованиям, наличие техкарты урока является обязательным для работы учителя, реализирующего федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Об этом и поговорим на семинаре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ татарская гимназия № 14 имени Хади Атласи.

Методический семинар ШМО учителей начальных классов

Разработала руководитель ШМО начальных классов

 Гафиатуллина Р.А.

 «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Цель: приобретение знаний в проектировании технологической карты урока, используя алгоритм её конструирования.

Задачи:

1.Раскрыть необходимость создания практического средства реализации требований ФГОС в образовательном процессе.

2.Представить методологические подходы к конструированию технологической карты урока.

3.Обучить педагогов проектированию урока на основе технологической карты.

4.Повысить педагогическую компетентность и мотивацию к профессиональному  развитию учителей.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знакомство с современными подходами к проектированию урока,
  • выявление типологии урока.
  • выбор приемов активизации образовательного процесса на учебном занятии,
  • развитие умений педагогов проектировать урок.

Метапредметные:

  • развитие коммуникативной компетенции – стимулирование навыков коммуникации в группе, обмена опытом и взаимообучения,
  • развитие творческого потенциала и инициативности.

Личностные:

  • развитие познавательного интереса к проблеме проектирования современного урока в соответствии с требованиями ФГОС,
  • развитие мотивации к использованию на уроках современных педагогических технологий.

Раздаточный материал: образцы технологических карт урока по предметам, макеты технологических карт, заготовка технологической карты урока для выполнения практического задания.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Ход семинара:

I.Введение.

1.Актуальность темы. 

Для успешной работы в условиях образовательных стандартов второго поколения учителю требуется ряд особых профессионально- педагогических умений. Среди них – умения по проектированию и проведению уроков, реализующих системно- деятельностный подход и направленных на достижение образовательных результатов ФГОС НОО 2.

А чтобы урок был успешным, его надо правильно организовать. Одни учителя при этом делают ставку на эффектное начало. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Время «готовых» уроков отошло. 

Чтобы провести урок, отвечающий требованиям ФГОС , учитель должен уметь:

  • грамотно трактовать ключевые понятия, определяющие контекст современного урока;
  • проектировать уроки, направленные на реализацию системно-деятельностного подхода и достижение результатов ФГОС НОО;
  • организовывать ведущую к достижению результатов обучения деятельность учащихся на уроке;
  • анализировать проведенный урок в соответствии с современными требованиями к нему. Для этого, по мнению института РАН, необходима технологическая карта урока.

Что это такое? Каковы её преимущества? Структура? Как её правильно составить? Как оптимизировать? Ответы на эти вопросы мы постараемся найти сегодня.

Тема семинара «Технологическая карта урока»

2.Введение в тему семинара.

Начнем мы с такой притчи: Наберись смелости и сделай попытку!

 Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.

«-О, вы, подданные мои»,- « У меня есть трудная задача и я хотел бы знать, кто сможет решить ее.»

Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще ни кто никогда не видывал.

«Это самый большой и самый тяжелый замок, который         когда –либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?»- спросил царь.

Одни придворные только отрицательно качали головами, другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако, вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным  придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, она слишком трудна. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места, и наконец, одним рывком дернул его.

О, чудо- замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут.

Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому, что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку».

Что объединяет смысл этой притчи и подход к современному образованию? (Деятельность)

Здесь хочется вспомнить слова Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность».

 Деятельность,  по мнению многих учѐных-педагогов, является основой современного учебно-воспитательного процесса. Именно она может гарантировать не только успех в освоении учебных знаний, умений и навыков, но и успех в развитии личности каждого ребѐнка.

Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности.

Психолого-педагогическими  основаниями конструирования урока является системно-деятельностный подход, что соответствует ключевым особенностям ФГОС.  Обучать по традиционной формуле «Послушай - повтори - выполни - получи отметку» сегодня невозможно.

Таким образом, в структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:

  • тщательного планирования каждого этапа деятельности;
  • максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
  • координации всех субъектов педагогической деятельности и синхронизации их действий.

II.Понятие термина « технологическая  карта урока».

1. Всем нам рано или поздно необходимо проводить открытые уроки. Обычно методисты не спрашивают наличие плана или технологическую карту урока. Им важно знать как проходит урок, что на уроке преподаватель собирается делать, их интересует уровень владения учеников языковыми навыками и еще с десяток других параметров.

Но сейчас по новым требованиям, наличие техкарты урока является обязательным для работы учителя, реализирующего федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Термин «технология» нынче очень модное слово во всех сферах жизни человека. Где только не услышишь его. Мы слышим о внедрении различных технологий по радио и телевидению, читаем о них в газетах и журналах. Все технологии являются инновационными и передовыми. Сегодня разнообразные технологии пришли и в образование.

КАК ПОНИМАЕТЕ ТЕРМИН ТЕХНОЛОГИЯ «Технологическая карта»

(Мозговой штурм «КОРЗИНА ИДЕЙ»- обмен мнениями)

 Термин  «Технологическая карта» пришел в педагогику  из технических, точных производств.  

Требования

к уроку

Традиционный урок

Урок по ФГОС

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Различные источники предлагают несколько определений этого понятия.

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции,  обеспечивающий эффективное  и качественное преподавание  учебных курсов  в школе и возможность достижения  планируемых результатов освоения основных  образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение  сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.

На наш взгляд самое доступное  для понимания  определение  следующее:

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающегося.

        Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

  • в ней должен  быть  описан весь процесс деятельности;
  • должны быть указаны операции, их составные части.

Какие основные моменты следует учитывать учителю  при подготовке к  современному уроку? Прежде  всего,  необходимо чётко понимать, чем традиционный урок отличается от урока по ФГОС.

2.Прошу вас заполнить таблицу отличий «Отличия традиционного урока от урока по ФГОС»

(Педагогам предлагается чистая таблица отличий, которую они должны заполнить)

Вывод (на слайде)

3. Основные правила современного урока по ФГОС

  1. Идеальный урок по ФГОС – учитель зашёл в класс, попросил детей начать работу и дети весь урок работают самостоятельно, лишь изредка прибегая к помощи  учителя или одноклассников
  1. 50% работы – на самостоятельное изучение
  2. Главное научить ребёнку КАК делать, т.е. вооружить его способом действия, а это и есть УУД. Знаниевый компонент отходит на второй план. Если я знаю как это сделать и где взять нужную информацию, то я это сделаю САМ.

Например, часто задают вопрос: Почему не учим делить на трёх или четырёхзначное число?

 Скажите, коллеги алгоритм деления на двузначное число отличается от алгоритма деления на трёхзначное число? Нет. Тогда если мы научим хорошо  делить на двузначное число, то в случае необходимости ребёнок сможет разделить и на трёхзначное число.

4. Основа стандарта – системно-деятельностный подход. Коллеги,  что такое деятельность? Это целенаправленный  процесс имеющий результативность. То есть если я не достигаю  никакого результата, то и процесс нельзя назвать деятельностью.

5. Непременное условие современного урока – обучение как активный труд, а не тяжёлое бремя.

6. Смена видов деятельности – основа здоровьесберегающих технологий о которых сегодня говорят очень много.

7. Оптимальный ритм урока – правило, о котором не должен забывать учитель. Часто дети не успевают за темпом учителя. Проследим цепочку. Отстал – не услышал – не нашёл следующее задание – не сделал – получил отрицательный результат – снижение мотивации и интереса.

4.Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

 

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Групповая и индивидуальная

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации).

Результаты обучения

 

 

 Основная оценка – оценка учителя

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Создание портфолио

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

III. Отличие технологической карты от конспекта урока

Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Что такое конспект урока?

Систематическая, логическая связная запись, объединяющая план, тезисы, выписки - вот что такое конспект. К важным качествам конспекта относятся: внутренняя логика изложения, ясность и краткость.

Конспект урока, план урока, методическая разработка … Это святая святых, это творческая лаборатория учителя, это плод его дерзаний и терзаний, это то, что может родиться внезапно, а может вымучиваться бессонными ночами, во время работы, в тишине кабинета или суете общественного транспорта.

Конспект урока – это предмет повышенного интереса администрации, это то, чем мы делимся с коллегами, что обсуждаем, анализируем, оцениваем. Но иные учителя задаются вопросом – а нужен ли конспект урока? Ведь иногда, или почти всегда не удается провести урок так, как задумывал. Ну и что? Пройдя множества обсуждений, дискуссий анализируя опыт работы – вывод один. Конспект все-таки нужен. Это ноты, позволяющие импровизацию, это опора, основа, фундамент будущего здания под названием «урок».

В отличие от плана или конспекта урока, которые представляют собой обычное текстовое описание урока, технологическая карта – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность учителю максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

Структурные компоненты современного урока в рамках ФГОС(поС.С.Татарченковой)

Вызов

1

Организационно - мотивационный

 

2

Опрос – актуализация (может быть в завуалирован в виде игр «Карусель», «Суета» и др.)

 

3

Целеполагание (выход на тему, цель, учебные задачи урока в сотворчестве с детьми).

 

Осмысление

4

Изучение нового материала в ходе активного взаимодействия учителя и учащихся.

 

5

Первичное закрепление нового материала через разные виды деятельности.

 

6

Промежуточный контроль и оценка деятельности учащихся

Может и не быть

7

Коррекция

Может и не быть

Рефлексия

8

Обобщение и систематизация

 

9

Инструктаж выполнения домашнего задания

Обязательно!

10

Подведение итогов урока, рефлексия

 

При конструировании технологической карты урока необходимо опираться на следующие методологические критерии

  1. технологическая карта имеет статус документа;
  2. в ней записан весь процесс;
  3. указаны операции, их составные части;
  4. названы материалы;
  5. перечислено оборудование;
  6. указаны инструменты;
  7. обозначены технологические режимы;
  8. рассчитано время;
  9. определён квалификационный статус исполнителей.

IV.Создание универсальной технологической  карты урока

        Предполагается, что технологическая карта позволяет экономить время учителя на написание конспекта и больше времени уделять творческой составляющей педагогического труда.

На начальном этапе для  каждого учителя технологическая карта– это сущий кошмар.

Некоторое время назад мне  пришлось вплотную столкнуться с задачей составления технологической карты. Сразу пришло осознание трудоемкости задачи - первую технологическую карту урока создавала более 6 часов! После составления нескольких карт удалось выйти на 2-х часовой уровень.

Нередко вам в голову приходил такой вопрос: «А когда же учить детей?». Действительно, педагог, должен, в первую очередь, заниматься с детьми, учить их новому и интересному. Главное в преподавательской деятельности – это увлечь ребенка своим предметом. Однако, чтобы все это подготовить нужно затратить немало свободного времени, а где его взять, если все оно уходит на составление ТК ?

И дело не только в том, что составление подобной карты отнимает много времени у учителя, но и в том, что по новым правилам оформления ТК работать быстро, а главное правильно, получается не у каждого учителя. Безусловно, требуется  универсализация.         

V.Практическая работа.

РАБОТА С ШАБЛОНАМИ. 

Вашему вниманию предлагается сначала техническая сторона - вид незаполненной карты.

Приложение 1.

VI. Выводы

В целом, можно выделить два пути использования ТК на уроках:

1. На любом уроке использовать предложенную универсальную карту.

2. Самостоятельно составить 8-10 карт, а затем выбирать аналогичный урок и менять страницы и номера упражнений.

Можно использовать и оба варианта.

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

Литература:

1 .Классная шпаргалка для учителя. Создание технологической карты урока Капранова М. Н., методист ГБОУ гимназии № 1583, г. Москва.[Электронный ресурс].

e-osnova.ruPDF/osnova_10_47_13083.pdf

2. Иоффе А. Н. Структура современного занятия / А. Н. Иоф фе, Н. Ф. Крицкая, Л. В. Мостяева. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www. myshared.ru/slide/787173/

3. Капранова М. Н. Методика проектирования уроков в современной информационной образовательной среде. Опыт работы по ФГОС ООО / М. Н. Капранова. — Волгоград : Учитель, 2015. — 98 с.

 4. Малыхин С. Мастер технологических карт. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://mastertk.ru/ 5. Типология уроков по ФГОС. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://docs.google.com/document/ d/1pYMD_lShDiWQ3_-tV2jFoC4nJGMmK01_ AzT1dHgb8zc/ed

5.[Электронный ресурс Интернет ресурс.Технологическая карта урока, как современная форма...ped-kopilka.ru›Современный урок›…-karta-uroka-kak…

Приложение 1.

Универсальная технологическая карта урока №1

Класс:

№ урока

Дата:

Примечания:

Тема урока (тип урока, место урока):

УУД:

Личностные:

Познавательные:

Регулятивные:  

Коммуникативные:

Цели:

Задачи:

ЭОР

Предыдущее домашнее задание:

Что проверить:

Не забыть:

Ход урока:

Деятельность учителя

Время

Деятельность учеников

Время

Результат

Если осталось время:

Домашнее задание:

1 уровень:

2 уровень:

Универсальная технологическая карта урока № 2

Предмет

Класс

Тема урока

Педагогические цели урока

1.

2.

Задачи урока

Тип урока

Планируемые образовательные результаты (с учетом разделов «Ученик научится», «Ученик получит возможность научиться»)

Предметные

Метапредметные

Личностные

Регулятивные:

Познавательные:

Коммуникативные:

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы

Оборудование

Основные понятия

Форма проведения урока

Этап урока (название, время, цель). Количество этапов зависит от типа урока.

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к  достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Этап урока (название, время, цель)

Этап урока (название, время, цель)

Этап урока (название, время, цель)

      Этап урока (название,   время, цель)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Написание слов типа Орёл-орёл"

В разработке представлен подробный конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Написание слов типа Орёл-орёл"....

Школьный семинар «Технологическая карта урока, формирующего универсальные учебные действия».

Материал данного семинара предназначен для приобретения знаний педагогами МБОУ СОШ№4 в проектировании технологической карты урока, используя алгоритм её конструирования....

Урок-путешествие. Технологическая карта урока математики " Решение задач. Повторение" 1 класс "Школа России"

Урок-путешествие.  Технологическая карта урока математики " Решение задач.Повторение"  1 класс "Школа России"...

Урок и технологическая карта урока 2 класс. Тема: Части речи (вводный)

Урок и технологическую карту разработала учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 города Лермонтова Садовникова Ольга Викторовна в рамках предметной недели. Февраль 2018г. Лист индивидуальных заданий для...

сценарный план урока и технологическая карта урока ритмики на тему: «Характер музыки и характер движения» (открытый урок проходил в рамках конкурса "Учитель года 2020")

Учебный предмет: ритмика Учитель: Очеретова О.А. Класс: 3- «В» Тема: «Характер музыки и характер движения».        Цель: Учить...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...