Главные вкладки

    сценарный план урока и технологическая карта урока ритмики на тему: «Характер музыки и характер движения» (открытый урок проходил в рамках конкурса "Учитель года 2020")
    план-конспект урока (3 класс)

    Очеретова Оксана Александровна

    Учебный предмет: ритмика

     

    Учитель: Очеретова О.А.

     

    Класс: 3- «В»

     

    Тема: «Характер музыки и характер движения».       

    Цель: Учить двигаться в соответствии с настроением, образом  и  характером  музыкального сопровождения.

    Задачи:

    - закрепить знания и умения передавать ритм, темп, характер и настроение  музыки в движении;

     

    -развивать музыкально-ритмические и двигательные способности учащихся, посредством активизации эмоционально-образного мышления;

     

    -развивать чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве в процессе танцевально-творческой деятельности;

     

    -развивать  коммуникативные  навыки  в процессе выполнения упражнений;

     

     -развивать музыкальный  кругозор и познавательный  интерес к искусству музыки и танца.

     

    Тип урока: урок систематизации знаний.

    Технологии построения урока:

    -технология коллективного взаимодействия,

    -здоровье сберегающие технологии,

    -игровые технологии,

    -ИКТ.

    Оборудование: ПК, телевизор, тематическая презентация, аудио записи сопровождения урока, реквизит (бубен, платочки, помпоны)

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ritmika_3_klass.docx47.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учебный предмет: ритмика

    Учитель: Очеретова О.А.

    Класс: 3- «В»

    Тема: «Характер музыки и характер движения».        

    Цель: Учить двигаться в соответствии с настроением, образом  и  характером  музыкального сопровождения.

    Задачи: 

    - закрепить знания и умения передавать ритм, темп, характер и настроение  музыки в движении;

    -развивать музыкально-ритмические и двигательные способности учащихся, посредством активизации эмоционально-образного мышления;

    -развивать чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве в процессе танцевально-творческой деятельности;

    -развивать  коммуникативные  навыки  в процессе выполнения упражнений;

     -развивать музыкальный  кругозор и познавательный  интерес к искусству музыки и танца.

    Тип урока: урок систематизации знаний.

    Технологии построения урока:

    -технология коллективного взаимодействия,

    -здоровье сберегающие технологии,

    -игровые технологии,

    -ИКТ.

    Оборудование: ПК, телевизор, тематическая презентация, аудио записи сопровождения урока, реквизит (бубен, платочки, помпоны)

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Универсальные учебные действия

    познавательные

    коммуникативные

    регулятивные

    личностные

    I.

    Орг.  момент

    (вход в зал, поклон-приветствие,

    2 мин.)

    Вход в зал шагом с носка,

    под маршевую музыку,

    сначала мальчики,

    затем девочки,

    построение в 2 линии

    в шахматном порядке:

    девочки впереди, мальчики сзади.

    Здравствуйте ребята. Меня зовут Оксана Александровна. Сегодня урок ритмики проведу у вас я.

    Итак, улыбнитесь, и мы начинаем наш урок  с поклона-приветствия:

    -Здравствуйте девочки…..

    -Здравствуйте мальчики…

    (Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку, обращает внимание на внешний вид, после чего вместе с детьми делает поклон-приветствие).

    Активизация внимания учащихся.

    Слушают учителя. Улыбаются друг другу и учителю, настраиваются на позитивную и продуктивную работу на уроке.

    Входят в зал для занятий под маршевую музыку, используя навыки ориентации в пространстве, выполняют построение в две линии в шахматном порядке. находят оптимально удобное и правильное положение относительно друг друга при построении и выполняют поклон-приветствие.

    Понимание необходимости дисциплинированного поведения на уроке, соблюдения культуры внешнего вида и культуры общения.

    II.

    Мотивация к учебной деятельности

    (подготовительная часть – разминка)

    (8 мин.)

    -Ребята, послушайте пожалуйста музыкальные фрагменты и в нескольких словах дайте им описание.

    (небольшую характеристику, какая музыка?)

    Обратите внимание на слайд, здесь вам предложены слова – помощники, которыми вы можете воспользоваться при  анализе предложенных музыкальных фрагментов.

    1. Георгий  Свиридов – романс из сюиты «Метель», музыка:

    -медленная,

    -грустная,

    -задумчивая.

    2. Иоганн  Штраус – «Трик-трак-полька», музыка:

    -быстрая,

    -веселая, игривая,

    -задорная.

    3. Николай Андреевич Римский-Корсаков – «Полонез»,

    музыка:

    -средний темп, умеренный,

    -спокойная,

    -торжественная

    -Как вы думаете, движения под все эти музыкальные фрагменты  будут одинаковыми?

     (нет).

    -А от чего будет зависеть то, какие движения будут исполняться под ту или иную музыку?

    (от темпа и настроения или, по-другому сказать – от характера музыки).

    Да, совершенно верно.

    -И тема нашего урока так и звучит –

    «Характер музыки и характер движения».

    -Сегодня мы будем с вами продолжать учиться двигаться в соответствии с настроением, образом и характером музыкального сопровождения.

    - Но прежде чем начать активную работу на уроке нужно подготовиться.

    -Эта подготовка называется…

    (ученики отвечают – разминка)

    -Итак, внимание на меня, я включаю музыку:

    все движения делаем в соответствии с ритмом и темпом музыки.

     (кинезиологические упражнения).

    -Молодцы.

    -А теперь приступаем к упражнениям по кругу.

    -Хочу напомнить  вам о необходимости соблюдения техники безопасности, а так же о культуре поведения и общения на уроке, обращаю ваше внимание:

    -все движения начинаются после вступления и заканчиваются вместе с окончанием музыки,

    -выполнение упражнений бега начинается с отскока и заканчивается соскоком – приземление идет через полупальцы на всю стопу.

    А первое упражнение разминки – «полупальцы – пятки»…

    Слушают музыку, рассуждение и  вопросы учителя.

    Отвечают на вопросы.

    Построение из линии в одну колонну, выполнение разминки по кругу за ведущим.

    Выполняя упражнения, контролируют правильность выполняемых действий.

    выполняют движения

    разминки:

    1- кинезиологические упражнения: 

    -вдох-выдох

    -колечко

    -цепочка

    -дом, ежик, замок

    -сжимание и разжимание кистей

    -восьмерка

    -шевеление пальцами

    -вдох-выдох

    2- полупальцы-пятки.

    3-высокий марш.

    4 – бег с поджатыми ногами (захлест) и бег с поднятием колена и бедра. 

    Понимание необходимости соблюдения техники безопасности и техники выполнения движений.

    III.

    Актуализация и систематизация знаний.

    (5 мин.)

    -Мы с вами уже знаем, что музыка может передавать разное настроение и соответственно вызывать различные чувства и эмоции.

    -Я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Театр эмоций», а для этого нам  нужно образовать полукруг.

    Итак, внимание на экран:

    Здесь показаны наиболее распространенные выражения лица и характерные им проявления чувств и эмоций.

    Например: радость, грусть…

    -Ребята, назовите, какие еще эмоции вы видите на рисунке?

    -Давайте с помощью мимики и жестов попробуем выразить разные чувства и эмоции:

    - Когда  мы удивлены – как мы это показываем?

    - Когда мы устали – мы делаем вот так….

    Очень хорошо!

    А теперь покажите:

    - «Я обиделся»

    - «Мне скучно»

    - «Я стесняюсь»

    Отлично!

    -Я думаю, что теперь вам будет намного легче выражать настроение, о котором рассказывает музыка.

    Да ребята?

    -Ну,  тогда давайте пробовать!

    Встаем, проверяем расстояние в полукругу.

    Слушают рассуждение и  вопросы учителя.

    Отвечают на вопросы, учителя.

    Выполняют задания учителя.

    IV.

    Применение знаний и умений в новой ситуации.

    (10 мин.)

    -Я  приглашаю  вас совершить танцевальное  путешествие.

    А помогут нам в этом разные страны и континенты нашей огромной земли.

    Посмотрите на экран, что же это за континенты? Назовите их…

    -И мы начинаем наш «Танцевальный калейдоскоп» - с Северной Америки,

    где нас уже встречает ковбой, который потерял свою лошадку:

    1-ковбойский танец

    (сначала на месте, а затем по кругу: ковбой выглядывает по сторонам, но нигде не видно его лошадки, он очень расстроен, рассердился ковбой, взял свое  лассо и пошел ее искать…)

    -А вот – Южная Америка – встречает нас зажигательным Бразильским карнавалом, а карнавал это что? Какие эмоции?

    Это радость и веселье!

    2-бразильский карнавал.

    (берем помпоны с подоконника и выстраиваемся в одну колонну, боком к зрителю, включаю музыку и становлюсь ведущим, дети двигаются с помпонами «змейкой» за ведущим-учителем).

    - После такого зажигательного танца нужно немного охладиться и мы отправляемся в гости к пингвинам.

     Куда? (Где живут пингвины?) –

    в Антарктиду:

    даю инструкцию и комментирую движения: одновременно с проговариванием истории показываю движения и вместе с детьми прорабатываем схему движений, которые будем делать под музыку: 

    Представьте, что пингвины никогда не видели людей,

    они очень удивились и немного испугались,

    но освоившись, даже немного задрали свои носики, ведь они – королевские пингвины!

    3-танец пингвинов.

    - Спасибо, замечательные получились пингвины!

    Ну, а нам пора отправляться дальше.

    -Ребята, а вы знаете кто такие аборигены?

    А я вам сейчас расскажу.

    -Аборигенами  называют  племена  коренных  жителей  Африки  и  Австралиии.

    Итак, перевоплощаемся в африканско-австралийских аборигенов!

    Они сели у костра и с удовольствием танцуют свой ритуальный танец.

    4-танец  аборигенов.

    (сидя на полу, рисунок построения – в рассыпную).

    -И мы приближаемся к самому большому материку, который называется…

     (ответы детей)

    Правильно – Евразия!

     Здесь располагается очень много стран и живет огромное количество народов.

    Ведь Евразия – это территория стран Европы и Азии, которые соединяет между собой – наша с вами Родина – (дети отвечают хором) – Россия.

    А визитная карточка нашей страны – это танец – Калинка.

     

    5-танец «Калинка».

    Даю инструкцию и объясняю порядок движений:

    -Сначала мальчики (сильные, удалые русские молодцы, веселые и задорные) идут по кругу и строятся в линию,

    -а затем идут девочки (русские девицы-красавицы, стройные, величавые и немного кокетливые, воображают перед мальчишками)  с платочками и строятся в линию перед мальчиками,

    -девочки начинают танцевать с платочками, а мальчики сзади смотрят на девчонок и помогают им, хлопками на сильную долю в такте, а сильная доля – это счет – раз.

    -Затем девочки с мальчиками меняются линиями «топотушками»,

    - и теперь девочки хлопают, а мальчики танцуют,

    -на конец музыки девочки и мальчики соединяются в одну линию «топотушками» и кланяются зрителю).

    -Наше путешествие подошло к концу, вы все проявили себя просто замечательно!

    И я с гордостью могу сказать: «Вы хоть и маленькие, но уже – звезды!»

    А завершить наш «Танцевальный калейдоскоп» предлагаю –  флэш-мобом, который так и называется – «Маленькие звезды».

    Итак, я включаю музыку, движения очень простые, поэтому я буду говорить и показывать их в процессе танца.

    Не волнуйтесь, у вас все получится!

    Слушают пояснения учителя.

    Отвечают на вопросы, учителя.

    Выполняют задания учителя, проявляют свои творческие и индивидуаль-ные способности в процессе работы над заданиями.

    Понимание необходимости соблюдения техники безопасности и техники выполнения движений.

    V. 

    Рефлексивно- оценочный этап (итог урока,

    5 мин.)

    -Ребята, вы все сегодня работали на отлично, были активными и внимательными, молодцы!

    -Скажите, а что вы узнали о характере музыки и о характере движения?

    (Музыка имеет разный характер и передает разное настроение и движения должны соответствовать тому образу, тому настроению, о котором нам рассказывает музыка).

    -А кроме характерных движений, с помощью чего еще ярко и понятно можно передать музыкальный образ?

    (с помощью разных эмоций, мимики и жестов).

    -Что было интересно?

    - Что больше всего запомнилось?

    -Что было трудно?

    (ничего страшного, если вы будете продолжать работу в этом направлении у вас все получится!)

    -С каким настроением мы заканчиваем урок?

    -Я попрошу вас помочь выразить это настроение.

    Поможете?

    -Тогда приготовили свои ладошки:

    -начинается маленький и тихий дождик, первые капельки падают на землю …

    -дождик усиливается….

    -дождик пошел еще сильнее…

    -и вот на землю обрушился ливень, который превратился в «бурю аплодисментов!»

    - Здорово!

    -Эти аплодисменты звучали сейчас для вас, вы очень хорошо потрудились сегодня на уроке!

    -А сейчас приготовились к поклону-прощанию.

    Наш урок окончен, спасибо, до свидания!

    -Девочки…

    -Мальчики..

    Ребятки, те, кого я отметила сегодня в процессе работы на уроке, можете приготовить свои дневники, а я приду к вам чуть позже в класс и поставлю отметки.

    Под маршевую музыку выходят из зала.

    Слушают учителя.

    Отвечают на вопросы учителя и с помощью рассуждения оценивают свою работу на уроке.

    Выполняют заключитель-ные упражнения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока 2класс изобразительное искусство"Характер линий"

    Технологическая карта урока по изобразительному искусству для 2 класс по теме "Характер линий".   Это форма урока по ФГОС  с  указанием  деятельности учителя и деятельности уч...

    Технологическая карта урока по теме: «Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)»

    Тема: «Выражение характера человека через украшение (украшение     щитов и зеркал  сказочных героев)»Цель:  Помочь детям разобраться в значении формы, цвета и символики п...

    Урок и технологическая карта урока 2 класс. Тема: Части речи (вводный)

    Урок и технологическую карту разработала учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 города Лермонтова Садовникова Ольга Викторовна в рамках предметной недели. Февраль 2018г. Лист индивидуальных заданий для...

    технологическая карта урока ритмики на тему: Изучение танцевальной композиции «Школьный вальс» (4 класс)

    Урок ритмики 4 класс. Учитель: Очеретова Оксана Александровна.Тема:  Изучение танцевальной композиции «Школьный вальс».Тип урока:  урок открытия нового знания.Цель урока: Из...

    Технологическая карта урока музыки на тему «Ладово-интонационные особенности зарубежной музыки»

    Цель: Выявить характерные ладово-интонационные особенности в музыке норвежского композитора Э.Грига на примере инструментальной пьесы "Утро"....