сценарный план урока и технологическая карта урока ритмики на тему: «Характер музыки и характер движения» (открытый урок проходил в рамках конкурса "Учитель года 2020")
план-конспект урока (3 класс)

Очеретова Оксана Александровна

Учебный предмет: ритмика

 

Учитель: Очеретова О.А.

 

Класс: 3- «В»

 

Тема: «Характер музыки и характер движения».       

Цель: Учить двигаться в соответствии с настроением, образом  и  характером  музыкального сопровождения.

Задачи:

- закрепить знания и умения передавать ритм, темп, характер и настроение  музыки в движении;

 

-развивать музыкально-ритмические и двигательные способности учащихся, посредством активизации эмоционально-образного мышления;

 

-развивать чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве в процессе танцевально-творческой деятельности;

 

-развивать  коммуникативные  навыки  в процессе выполнения упражнений;

 

 -развивать музыкальный  кругозор и познавательный  интерес к искусству музыки и танца.

 

Тип урока: урок систематизации знаний.

Технологии построения урока:

-технология коллективного взаимодействия,

-здоровье сберегающие технологии,

-игровые технологии,

-ИКТ.

Оборудование: ПК, телевизор, тематическая презентация, аудио записи сопровождения урока, реквизит (бубен, платочки, помпоны)

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmika_3_klass.docx47.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учебный предмет: ритмика

Учитель: Очеретова О.А.

Класс: 3- «В»

Тема: «Характер музыки и характер движения».        

Цель: Учить двигаться в соответствии с настроением, образом  и  характером  музыкального сопровождения.

Задачи: 

- закрепить знания и умения передавать ритм, темп, характер и настроение  музыки в движении;

-развивать музыкально-ритмические и двигательные способности учащихся, посредством активизации эмоционально-образного мышления;

-развивать чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве в процессе танцевально-творческой деятельности;

-развивать  коммуникативные  навыки  в процессе выполнения упражнений;

 -развивать музыкальный  кругозор и познавательный  интерес к искусству музыки и танца.

Тип урока: урок систематизации знаний.

Технологии построения урока:

-технология коллективного взаимодействия,

-здоровье сберегающие технологии,

-игровые технологии,

-ИКТ.

Оборудование: ПК, телевизор, тематическая презентация, аудио записи сопровождения урока, реквизит (бубен, платочки, помпоны)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

познавательные

коммуникативные

регулятивные

личностные

I.

Орг.  момент

(вход в зал, поклон-приветствие,

2 мин.)

Вход в зал шагом с носка,

под маршевую музыку,

сначала мальчики,

затем девочки,

построение в 2 линии

в шахматном порядке:

девочки впереди, мальчики сзади.

Здравствуйте ребята. Меня зовут Оксана Александровна. Сегодня урок ритмики проведу у вас я.

Итак, улыбнитесь, и мы начинаем наш урок  с поклона-приветствия:

-Здравствуйте девочки…..

-Здравствуйте мальчики…

(Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку, обращает внимание на внешний вид, после чего вместе с детьми делает поклон-приветствие).

Активизация внимания учащихся.

Слушают учителя. Улыбаются друг другу и учителю, настраиваются на позитивную и продуктивную работу на уроке.

Входят в зал для занятий под маршевую музыку, используя навыки ориентации в пространстве, выполняют построение в две линии в шахматном порядке. находят оптимально удобное и правильное положение относительно друг друга при построении и выполняют поклон-приветствие.

Понимание необходимости дисциплинированного поведения на уроке, соблюдения культуры внешнего вида и культуры общения.

II.

Мотивация к учебной деятельности

(подготовительная часть – разминка)

(8 мин.)

-Ребята, послушайте пожалуйста музыкальные фрагменты и в нескольких словах дайте им описание.

(небольшую характеристику, какая музыка?)

Обратите внимание на слайд, здесь вам предложены слова – помощники, которыми вы можете воспользоваться при  анализе предложенных музыкальных фрагментов.

1. Георгий  Свиридов – романс из сюиты «Метель», музыка:

-медленная,

-грустная,

-задумчивая.

2. Иоганн  Штраус – «Трик-трак-полька», музыка:

-быстрая,

-веселая, игривая,

-задорная.

3. Николай Андреевич Римский-Корсаков – «Полонез»,

музыка:

-средний темп, умеренный,

-спокойная,

-торжественная

-Как вы думаете, движения под все эти музыкальные фрагменты  будут одинаковыми?

 (нет).

-А от чего будет зависеть то, какие движения будут исполняться под ту или иную музыку?

(от темпа и настроения или, по-другому сказать – от характера музыки).

Да, совершенно верно.

-И тема нашего урока так и звучит –

«Характер музыки и характер движения».

-Сегодня мы будем с вами продолжать учиться двигаться в соответствии с настроением, образом и характером музыкального сопровождения.

- Но прежде чем начать активную работу на уроке нужно подготовиться.

-Эта подготовка называется…

(ученики отвечают – разминка)

-Итак, внимание на меня, я включаю музыку:

все движения делаем в соответствии с ритмом и темпом музыки.

 (кинезиологические упражнения).

-Молодцы.

-А теперь приступаем к упражнениям по кругу.

-Хочу напомнить  вам о необходимости соблюдения техники безопасности, а так же о культуре поведения и общения на уроке, обращаю ваше внимание:

-все движения начинаются после вступления и заканчиваются вместе с окончанием музыки,

-выполнение упражнений бега начинается с отскока и заканчивается соскоком – приземление идет через полупальцы на всю стопу.

А первое упражнение разминки – «полупальцы – пятки»…

Слушают музыку, рассуждение и  вопросы учителя.

Отвечают на вопросы.

Построение из линии в одну колонну, выполнение разминки по кругу за ведущим.

Выполняя упражнения, контролируют правильность выполняемых действий.

выполняют движения

разминки:

1- кинезиологические упражнения: 

-вдох-выдох

-колечко

-цепочка

-дом, ежик, замок

-сжимание и разжимание кистей

-восьмерка

-шевеление пальцами

-вдох-выдох

2- полупальцы-пятки.

3-высокий марш.

4 – бег с поджатыми ногами (захлест) и бег с поднятием колена и бедра. 

Понимание необходимости соблюдения техники безопасности и техники выполнения движений.

III.

Актуализация и систематизация знаний.

(5 мин.)

-Мы с вами уже знаем, что музыка может передавать разное настроение и соответственно вызывать различные чувства и эмоции.

-Я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Театр эмоций», а для этого нам  нужно образовать полукруг.

Итак, внимание на экран:

Здесь показаны наиболее распространенные выражения лица и характерные им проявления чувств и эмоций.

Например: радость, грусть…

-Ребята, назовите, какие еще эмоции вы видите на рисунке?

-Давайте с помощью мимики и жестов попробуем выразить разные чувства и эмоции:

- Когда  мы удивлены – как мы это показываем?

- Когда мы устали – мы делаем вот так….

Очень хорошо!

А теперь покажите:

- «Я обиделся»

- «Мне скучно»

- «Я стесняюсь»

Отлично!

-Я думаю, что теперь вам будет намного легче выражать настроение, о котором рассказывает музыка.

Да ребята?

-Ну,  тогда давайте пробовать!

Встаем, проверяем расстояние в полукругу.

Слушают рассуждение и  вопросы учителя.

Отвечают на вопросы, учителя.

Выполняют задания учителя.

IV.

Применение знаний и умений в новой ситуации.

(10 мин.)

-Я  приглашаю  вас совершить танцевальное  путешествие.

А помогут нам в этом разные страны и континенты нашей огромной земли.

Посмотрите на экран, что же это за континенты? Назовите их…

-И мы начинаем наш «Танцевальный калейдоскоп» - с Северной Америки,

где нас уже встречает ковбой, который потерял свою лошадку:

1-ковбойский танец

(сначала на месте, а затем по кругу: ковбой выглядывает по сторонам, но нигде не видно его лошадки, он очень расстроен, рассердился ковбой, взял свое  лассо и пошел ее искать…)

-А вот – Южная Америка – встречает нас зажигательным Бразильским карнавалом, а карнавал это что? Какие эмоции?

Это радость и веселье!

2-бразильский карнавал.

(берем помпоны с подоконника и выстраиваемся в одну колонну, боком к зрителю, включаю музыку и становлюсь ведущим, дети двигаются с помпонами «змейкой» за ведущим-учителем).

- После такого зажигательного танца нужно немного охладиться и мы отправляемся в гости к пингвинам.

 Куда? (Где живут пингвины?) –

в Антарктиду:

даю инструкцию и комментирую движения: одновременно с проговариванием истории показываю движения и вместе с детьми прорабатываем схему движений, которые будем делать под музыку: 

Представьте, что пингвины никогда не видели людей,

они очень удивились и немного испугались,

но освоившись, даже немного задрали свои носики, ведь они – королевские пингвины!

3-танец пингвинов.

- Спасибо, замечательные получились пингвины!

Ну, а нам пора отправляться дальше.

-Ребята, а вы знаете кто такие аборигены?

А я вам сейчас расскажу.

-Аборигенами  называют  племена  коренных  жителей  Африки  и  Австралиии.

Итак, перевоплощаемся в африканско-австралийских аборигенов!

Они сели у костра и с удовольствием танцуют свой ритуальный танец.

4-танец  аборигенов.

(сидя на полу, рисунок построения – в рассыпную).

-И мы приближаемся к самому большому материку, который называется…

 (ответы детей)

Правильно – Евразия!

 Здесь располагается очень много стран и живет огромное количество народов.

Ведь Евразия – это территория стран Европы и Азии, которые соединяет между собой – наша с вами Родина – (дети отвечают хором) – Россия.

А визитная карточка нашей страны – это танец – Калинка.

 

5-танец «Калинка».

Даю инструкцию и объясняю порядок движений:

-Сначала мальчики (сильные, удалые русские молодцы, веселые и задорные) идут по кругу и строятся в линию,

-а затем идут девочки (русские девицы-красавицы, стройные, величавые и немного кокетливые, воображают перед мальчишками)  с платочками и строятся в линию перед мальчиками,

-девочки начинают танцевать с платочками, а мальчики сзади смотрят на девчонок и помогают им, хлопками на сильную долю в такте, а сильная доля – это счет – раз.

-Затем девочки с мальчиками меняются линиями «топотушками»,

- и теперь девочки хлопают, а мальчики танцуют,

-на конец музыки девочки и мальчики соединяются в одну линию «топотушками» и кланяются зрителю).

-Наше путешествие подошло к концу, вы все проявили себя просто замечательно!

И я с гордостью могу сказать: «Вы хоть и маленькие, но уже – звезды!»

А завершить наш «Танцевальный калейдоскоп» предлагаю –  флэш-мобом, который так и называется – «Маленькие звезды».

Итак, я включаю музыку, движения очень простые, поэтому я буду говорить и показывать их в процессе танца.

Не волнуйтесь, у вас все получится!

Слушают пояснения учителя.

Отвечают на вопросы, учителя.

Выполняют задания учителя, проявляют свои творческие и индивидуаль-ные способности в процессе работы над заданиями.

Понимание необходимости соблюдения техники безопасности и техники выполнения движений.

V. 

Рефлексивно- оценочный этап (итог урока,

5 мин.)

-Ребята, вы все сегодня работали на отлично, были активными и внимательными, молодцы!

-Скажите, а что вы узнали о характере музыки и о характере движения?

(Музыка имеет разный характер и передает разное настроение и движения должны соответствовать тому образу, тому настроению, о котором нам рассказывает музыка).

-А кроме характерных движений, с помощью чего еще ярко и понятно можно передать музыкальный образ?

(с помощью разных эмоций, мимики и жестов).

-Что было интересно?

- Что больше всего запомнилось?

-Что было трудно?

(ничего страшного, если вы будете продолжать работу в этом направлении у вас все получится!)

-С каким настроением мы заканчиваем урок?

-Я попрошу вас помочь выразить это настроение.

Поможете?

-Тогда приготовили свои ладошки:

-начинается маленький и тихий дождик, первые капельки падают на землю …

-дождик усиливается….

-дождик пошел еще сильнее…

-и вот на землю обрушился ливень, который превратился в «бурю аплодисментов!»

- Здорово!

-Эти аплодисменты звучали сейчас для вас, вы очень хорошо потрудились сегодня на уроке!

-А сейчас приготовились к поклону-прощанию.

Наш урок окончен, спасибо, до свидания!

-Девочки…

-Мальчики..

Ребятки, те, кого я отметила сегодня в процессе работы на уроке, можете приготовить свои дневники, а я приду к вам чуть позже в класс и поставлю отметки.

Под маршевую музыку выходят из зала.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя и с помощью рассуждения оценивают свою работу на уроке.

Выполняют заключитель-ные упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме: «Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)»

Тема: «Выражение характера человека через украшение (украшение     щитов и зеркал  сказочных героев)»Цель:  Помочь детям разобраться в значении формы, цвета и символики п...

Урок и технологическая карта урока 2 класс. Тема: Части речи (вводный)

Урок и технологическую карту разработала учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 города Лермонтова Садовникова Ольга Викторовна в рамках предметной недели. Февраль 2018г. Лист индивидуальных заданий для...

технологическая карта урока ритмики на тему: Изучение танцевальной композиции «Школьный вальс» (4 класс)

Урок ритмики 4 класс. Учитель: Очеретова Оксана Александровна.Тема:  Изучение танцевальной композиции «Школьный вальс».Тип урока:  урок открытия нового знания.Цель урока: Из...

Технологическая карта урока музыки на тему «Повсюду музыка слышна» (1 класс)

Данные об учителе: Крапивко Наталья ВладимировнаПредмет: музыкаКласс: 1Учебник: НауменкоТема урока: «Повсюду музыка слышна»Тип урока: урок усвоения новых знан...

Технологическая карта урока математики по теме \'\'Решение задач на одновременное движение\'\' (УМК "Перспектива", 4 класс)

Тип урока: общеметодологической направленности.Цель урока: систематизация знаний у обучающихся о решении задач на все случаи одновременного движения.Задачи урокаПланируемые результаты Дидактическ...