Главные вкладки

    Обобщение опыта работы по теме: "Современный урок. Составление технологической карты урока".
    статья на тему

    Обобщение опыта работы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Обобщение опыта работы по теме:

    «Современный урок – одно из условий перехода на ФГОС нового поколения. Составление технологической карты урока».


        Любой урок  имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

        Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.  
          Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения? В чём плюсы?

    • Стремление учителя самостоятельно планировать уроки.
    • Знание принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений.
    • Точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку.
    • Знание типологии урока
    • Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока.
    • Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.
    • Формулировка, кроме темы урока так называемого «имени урока».
    • Планирование воспитательной функции урока.
    • Комплексное планирование задач урока (стр. 40)
    • Выделение в содержание материала объекта прочного усвоения и отработка на уроке именно этого.
    • Продумывание хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.
    • Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.
    • Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
    • Практическая направленность учебного процесса.
    • Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
    • Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.
    • Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение.
    • Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.
    • Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений.
    • Формирование надпредметных способов учебной деятельности (например анализирование от предмета к явлению, процессу, понятию).
    • Работа по мотивации учебной деятельности  - формирование мотивации познания.
    • Создание условий для проявления самостоятельности учащихся
    • Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.
    • Включение компьютеров в педагогические технологии.
    • Дифференциация домашних заданий.
    • Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.
    • Обеспечение благоприятных гигиенических условий.
    • Обеспечение эстетических условий
    • Общение -  сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.
    • Имидж учителя.
    • Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.
    • Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства

    Технологическая карта урока.

         Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
        Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
    Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.

    Структура технологической карты:

    • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
    • планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
    • межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
    • этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
    • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

    Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

    На первом этапе «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

    На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.

    Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает: 
    на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне 
    «знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
    на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению 
    этой же учебной информации на уровне «понимания»;
    на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению 
    этой же учебной информации на уровне «умения»;
    на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения 
    этой же учебной информации данного блока.

    Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.

    На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.

    На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.
    Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников.

                          Создание технологической карты позволяет учителю:
    • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
    • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
    • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
    • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
    • соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.


    Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

    Основные этапы организации учебной деятельности

    Цель этапа

    Содержание педагогического взаимодействия

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Познавательная

    Коммуникативная

    Регулятивная

    1. Постановка учебных задач

    Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

    Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

    Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

     Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

    Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

    2. Совместное исследование проблемы.

    Поиск решения учебной задачи.

    Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

    Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

    Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

    Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

    3. Моделирова

    ние

    Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

    Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

    Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

    Воспринимают  ответы обучающихся

    Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

    4. Конструирование нового способа действия.

    Построение ориентированной основы нового способа действия.

    Организует учебное исследование для выделения понятия.

    Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

    Участвуют в обсуждении содержания материала

    Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

    5. Переход к этапу решения частных задач.

    Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

    Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

    Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

    Учатся формулировать собственное мнение и позицию

    Осуществляют самоконтроль

    6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

    Коррекция отработки способа.

    Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

    Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

    Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

    Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

    7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

    Контроль.

    Диагностическая работа (на выходе):

    - организация дифференцированной коррекционной работы,

    - контрольно-оценивающая деятельность.

    Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

    Рефлексия своих действий

    Осуществляют пошаговый контроль по результату


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта работы по теме "Игра и игровые моменты на уроках в начальных классах".

    Обобщение опыта работы по теме "Игра и игровые моменты на уроках в начальных классах"....

    Обобщение опыта работы по теме "Игры и игровые моменты на уроках в начальных классах как средство повышения качества знаний"

    Обобщение опыта работы по теме "Игры и игровые моменты на уроках в начальных классах как средство повышения качества знаний" ...

    Составление технологической карты урока

    Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий...

    Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

    Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...

    Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

    Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

    Составление технологических карт урока по ФГОС.

    Рекомендации по составлению технологических карт....