Рабочая программа курса ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"
рабочая программа по орксэ (4 класс)

      Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий] и на основе программ, разработанной авторами Р.Б. Амировым, О.В. Воскресенским, Т.М. Горбачёвой и другими под редакцией Шапошниковой Т.Д. с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_4_klass_omrk_.docx37.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

Рабочая программа

комплексного курса

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

 модуль «Основы мировых религиозных культур»

в 4 классе

на 2021-2022 учебный год

г. Покачи

2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий] и на основе программ, разработанной авторами Р.Б. Амировым, О.В. Воскресенским, Т.М. Горбачёвой и другими под редакцией Шапошниковой Т.Д. с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

            Курс рассчитан на 34 часа лекционно-практических занятий в 4 классе.

Цель учебного курса ОРКСЭ

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ

1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

Знакомство с новым предметом ОРКСЭ (7 ч)

Россия - наша Родина. Духовные ценности человечества. Культура. Религия. Возникновение религий. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Священные сооружения. История религий в России.

Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях (5 ч)

Древние верования и религиозные культы. Рассказ Сэнди о верованиях коренного населения Австралии. Рассказ Алекса о верованиях коренного населения Америки. Акико рассказывает о мифологии и культуре Японии. Саша рассказывает о верованиях древних славян.

Иудаизм (5 ч)

Представление о Боге в иудаизме. Мир и человек в иудаизме. Тора и заповеди. О чем говорит иудейский Закон. Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме.

Христианство (6 ч)

Представление о Боге и мире в христианстве. Представление о человеке в христианстве. Библия- священная книга христиан. Православие. Католицизм. Протестантизм.

Ислам (5 ч)

Представление о Боге и мире в исламе. Пророк Мухаммед. Коран и Сунна. Столпы ислама. Праздники ислама. Священные города и сооружения ислама.

Буддизм (4 ч)

Жизнь Будды. Учения Будды. Духовные наставники и священные сооружения буддизма. Священные тексты буддизма.

«Золотые правила нравственности» (2 ч)

«Золотые правила нравственности». Не совсем обычный урок. Интересный разговор.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

        Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • Формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
  • Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

Программа включает следующие разделы:

  1. Знакомство с новым предметом ОРКСЭ
  2. Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях
  3. Иудаизм
  4. Христианство
  5. Ислам
  6. Буддизм
  7. «Золотые правила нравственности»

         Основной формой организации учебного процесса в 4 классе (при изучении основ мировых религиозных культур) является традиционный школьный урок. Для закрепления изученного материала проводится беседа (собеседование). В 4 классе (при освоении нравственных основ мировых религиозных культур) беседа является основной формой проведения занятий. Занятия по курсу «Основы мировых религиозных культур» рекомендуется сопровождать демонстрацией изображений, совместным чтением и другими источниками, прослушиванием произведений, уроками- экскурсиями.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

I четверть- 8 ч

II четверть- 7 ч

III четверть - 10   ч

IV четверть-  9 ч

№ п/п

Тема

Кол-во часов

№ п/п

Тема

Кол-во часов

№ п/п

Тема

Кол-во часов

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Знакомство с новым предметом

3

1

Иудаизм

5

1

Христианство

4

1

 Буддизм

3

2

Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях

5

2

Христианство

2

2

Ислам

5

2

Подведение итогов

6

 Буддизм

1

Проект

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Дата

план

факт

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества - 1ч

1

Россия – наша Родина.

1

Беседа, комментирование чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Блок 2. Основы религиозных культур – 28 ч

2-3

Культура и религия

2

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

4

Возникновение религий. Древнейшие верования

1

Коллективная рефлексия, предусмотренная электронном сопровождении к уроку. Игра с анаграммами. Возникновение первых религиозных верований. Возникновение первой монотеистической религии – иудаизма.

5

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

1

Коллективная рефлексия, предусмотренная электронном сопровождении к уроку. Игра с анаграммами. Возникновение первых религиозных верований

6

Священные книги религий мира. Веды, Авеста, Трипитака

1

Возникновение древнейшей письменности. Появление первых рукописных текстов. Первые священные книги.

7

Священные книги религий мира. Тора, Библия, Коран

1

Возникновение древнейшей письменности. Появление первых рукописных текстов. Первые священные книги.

8

Хранители предания в религиях мира

1

Работа над понятием хранитель: происхождение, значение, « кто такой хранитель предания?» человек?

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

9

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

1

Работа над понятием хранитель: происхождение, значение, « кто такой хранитель предания?» человек?

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

10

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

1

Работа с понятиями добро, зло, грех; выписывание из толкового словаря определения этих понятий. Примеры добрых, злых поступков ( из личного опыта или из литературы).

11

Человек в религиозных традициях мира

1

Коллективная рефлексия, предусмотренная электронном сопровождении к уроку

12

Священные сооружения

1

Составление таблицы «Священные сооружения»? В чем особенности каждого из сооружений? Похожи ли они на священные сооружения православной и иудейской культуры? Как вы думаете, почему?

Нахождение в своем городе (поселке, деревне) священное сооружение исламской ( или изображение в книге, Интернете). Сравнение особенностей свойственных этим религиям. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, составление плана, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

13

Священные сооружения

1

Составление таблицы «Священные сооружения»? В чем особенности каждого из сооружений? Похожи ли они на священные сооружения православной и иудейской культуры? Как вы думаете, почему?

Нахождение в своем городе (поселке, деревне) священное сооружение исламской ( или изображение в книге, Интернете). Сравнение особенностей свойственных этим религиям. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, составление плана, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

14

Искусство в религиозной культуре

1

15

Искусство в религиозной культуре

1

16

Творческие работы ученика

1

Иметь представление: Искусство в религиозной культуре христианства ислама, иудаизма., буддизма; понять: священные сооружения разных религий можно назвать искусством; что при всем различии их объединяет высокая духовность и высокий художественный уровень.

17

Творческие работы ученика

1

18

История религий в России

1

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, составление плана, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

19

История религий в России

1

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, составление плана, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

20

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

1

Беседа с учащимися по вопросам: В вашей семье существуют традиции, ритуалы? Если да, то отличаются ли они религиозных? Чем? В чем особенности религиозных ритуалов и обрядов?

Подготовка к беседе с членами семьи: о возникновении ритуалов и обрядов

21

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

1

22

Паломничества и святыни.

1

Работа с иллюстративным материалом. Возможные вопросы: Как вы думаете, какие религиозные праздник здесь изображены?

23

Праздники и календари

1

24

Праздники и календари

1

25

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

1

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрацией, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, участие в учебном диалоге.

26

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

1

27

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

1

Обсуждение в группах: милосердие в религиях; Можно ли научиться милосердию? А надо ли учиться милосердию? Зачем? Можно ли этому научиться?

28

Семья.

1

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, составление плана, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

29

Долг, свобода, ответственность, труд.

1

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрацией, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, участие в учебном диалоге. Работа в парах.

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России- 5 ч

30

Любовь и уважение к Отечеству.

1

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрацией, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, участие в учебном диалоге.

Работа в парах.

31

Подготовка творческих проектов.

1

Групповая творческая и самостоятельная работа учащихся.

32

Выступление учащихся со своими творческими работами

1

Групповая творческая и самостоятельная работа учащихся.

33

Выступление учащихся со своими творческими работами

1

Групповая творческая и самостоятельная работа учащихся.

34

Презентация творческих проектов

1

Групповая творческая и самостоятельная работа учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ. "ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР"

ПРЕЗЕНТАЦИИ К УРОКАМ ОРКСЭ. МОДУЛЬ "ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР"...

Рабочая программа по ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. 4 класс

Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 классБеглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С. и др...

Рабочая программа по ОРКСЭ («Основы мировых религиозных культур») для 4 класса УМК "Школа России"

Рабочая программа по ОРКСЭ ("Основы мировых религиозных культур") для 4 класса УМК "Школа России"...

Рабочая программа учебного предмета «Основы мировых религиозных культур и светской этики» для 3 класса (КРО).

Для реализации программного содержания используется учебник по предмету «Основы светской этики» автора М.Т. Студеникина; Москва «Русское слово» 2015г. ...

Рабочая программа курса ОРКиСЭ "Основы мировых религиозных культур" 4 класс

В данной методической разработке рассматривается рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур" для 4 класса....

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль Мировые религиозные культуры) 4 класс

Учебная программа: Основы религиозных культур и светской этики: 4 – 5 классы/ А.Я. Данилюк - М.: «Просвещение», 2019Учебно – методический комплекс:Основы религиозных культур и ...