Мистические движения в иудаизме
элективный курс по орксэ (4 класс)

Арчер Наталья Александровна

Иудаизм является одной из древнейших религий, сохранившейся до наших дней. Иудаизм - не только этическая система, он включает в себя исторические, религиозные, национальные и обрядовые элементы. Наряду с рационалистической традицией в творчестве иудейских мыслителей получило развитие и противоположное направление — мистическое. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему «Мистические движения в иудаизме»

Выполнила Арчер Н.А.        

учитель начальных классов,

МБОУ «Лицей №1 п. Первомайский»

                          2022 г

Оглавление

Введение      

3

1. Мистицизм

4

1.1. История возникновения мистики в иудаизме

4

1.2. Основные направления мистических движений

5

Заключение.

7

Список использованной литературы

8

Введение

       Иудаизм является одной из древнейших религий, сохранившейся до наших дней. Иудаизм - не только этическая система, он включает в себя исторические, религиозные, национальные и обрядовые элементы. Наряду с рационалистической традицией в творчестве иудейских мыслителей получило развитие и противоположное направление — мистическое. Мистика – одно из многогранных сложных понятий, это все тайное, что притягивает и ужасает. У этого явления имеются корни, которые уходят в глубокое прошлое. В этом прошлом люди были на низком уровне развития и не могли дать объяснения самым обычным явлениям и вещам, понятным в настоящее время. Однако еще остаются еще тайны, на которые у современной науки нет ответа. У мистики есть две основные платформы. Это знание, что человеческое тело имеет кроме физической оболочки ещё и более тонкая оболочка, нематериального плана. Есть в мире незыблемая вера, мысль материальна.

     Мистические практики известны еще с древних времен. О них говорят наскальные рисунки в пещерах. Люди совершали ритуальные танцы и движения, призывая на помощь духов рода.

Мистика — это вера в возможность непосредственного общения человека со сверхъестественным началом или убеждение в возможности сверхопытного и сверхчувственного познания. Речь идет о совокупности явлений и действий, которые каким-то образом связывают человека с тайным существом, с непостижимыми силами природы, независимо от условий пространства, времени и физической причинности.

  1. Мистицизм

1.1. История возникновения мистицизма в иудаизме.

 Для еврейского мистицизма характерна обособленная ориентация на Священное Писание. Можно сказать, еврейские мистики стремятся проверить и утвердить свой собственный, личный мистический опыт при помощи описаний, содержащийся в Писании. Практическая сторона в самой традиции ставиться выше теоритической: созерцательный идеал глубинным образом связан с благочестивой жизнью.

Начиная с 12 века еврейское тайное учение, которое имеет преемственную связь с более ранним, но обладает рядом специфических особенностей, называют термином «каббала» (ивр. букв. «получение», «принятие»)

   В иудаизме мистике выделяют два направления. Одно направление проявляет себя на протяжении всей истории иудаизма. Начинается с ранних этапов до хасидизма 18-20 вв. Это направление связано с приданием особого значения внутреннему мистическому опыту в различных формах. (мистическое единение с Божеством, видение Божества в некой антропоморфной форме). Для того что бы достичь такого мистического состояния были созданы разнообразные медитативные техники. Они включали в себя методы визуализации, рецитации божественных имен и т.п. В средние века это направление было представлено школой каббалы.

Второе основывается на идее о существовании эзотерического знания. Знание это недоступно массам и не достигается обычными способами исполнения религиозного культа, ритуала или изучения священных текстов. Это знание передается устно от учителя к ученику или сообщается через божественное или ангельское откровение. Эта идея является основой наиболее влиятельной школы средневековья каббалы. Она разрабатывала учение об устройстве божественного мира и о человеке как центральной фигуре мироздания.

Оба направления присутствуют в разных долях в школах еврейского мистицизма. Эти формы рассматриваются как методы достижения состояний общения или даже единения с Божеством.

1.2        Основные направления мистических движений

Раннее движение мистицизма. Этот этап описывается в текстах, которые созданы в 1-3 вв. в Палестине и Месопотамии на основе рассказов о сотворении мира в 1-й главе Книги Бытия и о видении божественного мира в 1-й главе Книги Иезекииля. Еще одной важной темой стало учение о буквах, которые рассматривались не просто как инструменты творения мира, но и как сам материал, из которого он творился. Каждая буква влияет на три основных плана бытия – пространственный (олам, космос), временной (шана, год) и микрокосмический (нефеш, жизнь или душа). Огромное значение имеет связь между буквенными комбинациями и частями тела человека.

Не маловажное значение на формирование каббалы оказало учение в 12 в на севере Франции и юге Германии религиозного движения Хасидей Ашкеназ. Немецкие хасиды проповедовали аскетизм, равнодушие к материальным благам и смирение, уделяли особое внимание душевной настроенности в молитве (каввана).

Первым произведением иудейского мистицизма, которая выражает каббалистические элементы, считается книга «Сэфэр га-багир» («Книга блеска»). Книга описывает десять Божественных изречений-эманаций, посредством которых был сотворен мир. Особое значение имело представление о том, что эманация имеет форму человеческого тела. Из этого изречения происходит центральная для каббалы идея о значении исполнения заповедей.

Первым настоящим каббалистом по праву считается Ицхак Слепой 12век из Нарбонны. В середине 13 в возникает в Кастилии новое направление так называемое «гностическое» (братья Яаков и Ицхак Коэны,Моше из Бургоса). Согласно этому направлению, существует мир эманации зла, который по структуре похож на божественный. Эта группа придавала огромное значение демонологии. Наиболее эффективной практикой в каббале при изучении Торы является медитация и визуализация. При размышлении каббалист видит божественный свет, который исходит из ее букв и в конце концов достигает светового образа Божества.

Экстатическая каббала

Эта форма каббалы возникла в Испании в 1250-60 годах. Она оказала влияние на всей последующей истории еврейского мистического движения. Родоначальником стал Авраам Абулафия, автор десятков сочинений. Несколько книг по приобретению пророческого опыта и экстатических состояний.

Достижение пророчества, состояния полного совпадения человеческой воли с божественной есть высшая цель экстатической каббалы. Она обозначается термином двекут («прилепление»). Это направление сосредотачивается на человеке и практиках, которые способны освободить его душу от оков материального мира и максимально приблизить к Богу. Согласно учению Абулафии, заповеди следует исполнять для того, чтобы совершенствовать свою душу и готовить ее к воссоединению с Божеством, к восприятию духа пророчества.

Лурианская каббала

Её учение стало известно в основном благодаря ученикам Ицхара Лурии и их сочинениям. Она стала наиболее влиятельной на протяжении последних четырех столетий. Они выдвинули оригинальную концепцию творения и развития мироздания. Эта концепция состоит из трех этапов. Она

Заключение

Таким образом, то, что принято называть в светских исследованиях «мистика», в иудаизме не существует. За всем «мистичным» кроются доступные и понятные для сведущих мудрецов Торы знания.

Но, с другой стороны, поскольку Тора безгранична и нет конца пониманию всех сторон невероятно сложной реальности мира, всегда остаётся ещё непознанное, которое и определяется в иудаизме как «тайна». Но эта тайна существует, пока она непонятна, а как только проясняется, перестаёт быть тайной.

Тора всё ещё полна тайн, которые ждут своих первооткрывателей.

Список использованных источников.

1 Бар Лев Й Начала теоретической каббалы. Иерусалим: Толдос Иерусалим, 2010

2.Блеск: Извлечение из книги «Зогар» /пер. А.Волохонского.1944

3.Бубер М. Хасидские истории: первые учителя. М. –Иерусалим: Гешарим, 2006г

4. Нечипуренко В.Н. Еврейская философия и каббала. Ростов н/Д: изд-во Южного федер. ун-та, 2007.

5.Электронная библиотека института философии РАН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздники и календари. Праздники христианства и иудаизма.

Эта разработка урока к курсу "Основы мировых религиозных культур" в 4 классе к уроку №23-24....

ОРКСЭ. Модуль: мировые религиозные культуры. Священные сооружения христианства, ислама, буддизма и иудаизма

Данный материал можно использовать на уроке ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. Данная работа включает в себя общие особенности главных священных сооружений христианства (более конкретно правос...

Презентация к уроку Иудаизм. "Во что верят иудеи".Часть 1 презентации к уроку Иудаизм.

quot;Во что верят иудеи" - часть 1 презентации - сопровождения к урокам модуля "Основы мировых религиозных культур" по теме "Иудаизм"....

Презентация к уроку Иудаизм. "Легенда о происхождении еврейского народа". Часть 2 презентации к уроку Иудаизм.

quot;Легенда о происхождении еврейского народа"- часть 2 презентации-сопровождения к урокам модуля "Основы мировых религиозных культур" по теме "Иудаизм"....

Проект " Это загадочное и мистическое число 13"

Это теоритическая часть презентации....

Мистические движения в иудаизме

Эссэ на тему "Мистические движения в иудаизме" поможет учителям в изучении религии иудаузм. Для расширения кругозора....

Эссе по ОРКСЭ на тему: «Мистические движения в иудаизме»

Мистика – одно из самых загадочных понятий, которое притягивает своей таинственностью и мраком. Человеку от природы свойственно любопытство и желание познать всё, что его окружает. Столкнувшись ...