Рабочая программа внеурочной деятельности по основам православной веры ориентирована на учащихся 1 класса 2018г.
рабочая программа по орксэ

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам православной веры ориентирована на учащихся 1 класса 2018г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_osnovam_pravoslavnoy_very_1_kl.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДОБРАЯ ШКОЛА НА СОЛЬБЕ»

РАССМОТРЕНО

на заседании школьного

методического объединения

учителей начальных классов

Протокол № 1 от 30.08.2018

УТВЕРЖДАЮ

Директор ЧОУ

 «Добрая школа на Сольбе»

_____________________ Е.М. Гажу

Приказ № ___ от _____________2018

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ

1 класс

Составитель: учитель начальных классов

        Кузьменко А.Н., 1 квалификационная категория

       

м. Сольба 2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам православной веры ориентирована на учащихся 1 класса и разработана на основе следующих документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) с изменениями и дополнениями.
  2. Авторской программой  Погорелова С.Т., Погореловой Н.А. «Православная культура» (издательство Екатеринбургской епархии), 2013 г.
  3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
  4. Положение ЧОУ Добрая школа на Сольбе «О рабочих программах».

Для реализации программного содержания используются учебные пособия:

  1. Учебно-методический комплекс «Азбука православной культуры. 1 класс»: учебное пособие с мультимедийным приложением и рабочая тетрадь. 

Дополнительная литература:

1.        «Закон Божий» под редакцией прот. Серафима Слободского. Изд. Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012 – 667стр.

2.        Мультфильмы по Ветхому Завету телеканала «Радость моя» //[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.radostmoya.ru

3.        Православная энциклопедия "Азбука веры"//[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://azbyka.ru/

4.        Интернет-ресурс: «Предание.ру» режим доступа: http://predanie.ru/lib/.

5.        Интернет-ресурс: сайт Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах. Мультикалендарь:   http://hram-troicy.prihod.ru/pravoslavnyjj_kalendar

Описание места учебного предмета в учебном плане.

На изучение Основ православной веры в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 33 ч: в 1 классе по 33 ч (33 учебные недели).

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Личностные результаты изучения «Основ православной веры»:

  • укоренение в православной вере, традиции и культуре;
  • ознакомление с основами веры в контексте Библейской истории;
  • приобретение начального опыта личного аскетизма и добродетели (Богообщения и жертвенного служения людям);
  • любовь к Родине, её святыням и культуре, формирование исторической памяти;
  • благоговейное отношение к святыням Православной Церкви;
  • отношение к миру как дару Божьему, который нужно беречь и преумножать;
  • осознание присутствия Божия в собственной жизни и в мире;
  • усвоение норм христианской нравственности на уровне поступка и поведения.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Важное место в обучении «Основам православной веры» отводится целенаправленной работе по развитию у младших школьников ценностных ориентаций и общеучебных (метапредметных) умений, навыков и способов деятельности, помогающих воспринимать все сферы жизни в контексте православного мировоззрения и осмысливать изучаемые предметы через призму христианской веры.

Итогом такой работы должны стать:

  • овладение базовыми понятиями православного вероучения;
  • умение извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний;
  • развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере в контексте православного мировосприятия;
  • умение анализировать и духовно осмысливать прочитанные тексты.

Предметные результаты изучения «Основ православной веры»:

  • осмысленно выполнять личное молитвенное правило, уметь читать молитвы по молитвослову; знать начальные молитвы наизусть;
  • пересказывать отдельные истории Священного Писания Ветхого и Нового Завета.
  • на слух узнавать и уметь продолжить Библейский рассказ или историю из жития святого;
  • ориентироваться в хронологии событий Библейской истории (в рамках пройденного материала);
  • уметь рассказывать о важнейших событиях из истории России и Русской Православной Церкви: просвещении славян, происхождении славянской письменности, Крещении Руси, о первых русских святых, о первых монастырях, о событиях, связанных с современным светским праздником Днем народного единства (4 ноября); иметь представление и уметь объяснять, какое место и значение имеют в жизни Церкви Соборы;
  • видеть учительный смысл в действиях конкретных личностей Библейской истории;
  • знать смысл некоторых Церковных Таинств;
  • знать и объяснять золотое правило нравственности, основные понятия христианской нравственности;
  • знать основные христианские добродетели;
  • осознавать важность поста как добродетельного пути к Богу;
  • уметь рассказывать о церковных праздниках;
  • объяснять следующие понятия: мир как творение Божие, БОГ – Троица, свойства Божии, Церковь как семья, грехопадение, грех как нарушение воли Божией, молитва как образ Богообщения, Крест и Воскресение Христовы – главное содержание Евангелия, крестное знамение, храм, Евангелие (значение слова), невидимый мир и видимый мир, ангелы, святые, Таинства, двунадесятые праздники, евангельские притчи; благословение священника, родителей;
  • оценивать свои поступки и поступки людей, исходя из понятий христианской нравственности.

  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 КЛАСС

«АЗБУКА ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Тема 1. Ах, какая красота, если в сердце доброта!

Красота православия. Красота человека. Красота души. Православные люди. Православная культура. Фильм «Золотые купола».

Храм. Православный храм. Церковь. Свеча. Молитва. Фильм «Православный Храм».

Храм Христа Спасителя. Отечество. Вера. Память. Памятник. Защита Отечества. Фильм «Памятники защитникам Отечества». Пословицы о Родине.

Кто Он – Христос Спаситель? Иисус Христос. Благая весть. Дева Мария. Ангел. Евангелие. Господь. Фильм «О чем рассказывает Евангелие».

Крест – символ Спасения. Крест. Нательный крест. Ангел – хранитель. Грех. Фильм «Крест Христов».

Праздник «Воздвижения Креста Господня»(Великие двунадесятые праздники). Великие двунадесятые праздники. Голгофа. Император Константин и царица Елена. Фильм «Праздник Воздвижения Креста Господня».

Святой Преподобный Сергий Радонежский. Святой старец. Чудотворец. Преподобный святой. Духовный наставник. Богоугодность. Благочестие. Монастырь. Монах. Лавра. Фильм «Отрок Варфоломей». Картины М.В. Нестерова «Труды Сергия Радонежского».

Заключительный урок-проект по теме «Ах, какая красота, если в сердце доброта!» Ресурсный круг «Почему важно быть добрым? Как научиться быть добрым?» Выполнение заданий в рабочей тетради.

Тема 2. Бог открывает себя.

«Рождество Христово» (Великие двунадесятые праздники). Дева Мария. Иисус Христос. Ясли. Богомладенец. Вифлеемская звезда. Фильм «Рождество Христово».

Библия – книга книг. Библия. Священное Писание. Евангелие. Богооткровение. Фильм «Евангелие – главная книга Богослужений».

Бог – Творец мира: Начало творения. Творение мира. Свет. Тьма. Твердь. Бог – Творец. Предназначение. Смысл. Фильм «Три дня Творения».

Бог – Творец мира: Кто сотворил Солнце, Луну, звезды, рыб, птиц, зверей? Сотворение мира. Творение Бога. Дни творения. Вселенная. Шесть дней творения. Фильм «Бог – Творец мира».

Бог – Творец мира: Кто сотворил человека? Адам. Богообщение. Разум. Творчество. Дары Бога человеку. Предназначение человека. Фильм «Как Адам давал имена животным».

Бог – Творец мира: Нехорошо быть человеку одному. Ева. Семья. Счастье. Совершенство Божьего Творения. Царство Божие. Рай. Любовь. Забота. Любовь к Богу. Повиновение Божьей воле. По страницам Библии.

«Пасха» (Великие двунадесятые праздники). Пасха – торжество из торжеств. Воскресение Христово. Обычаи праздника. Фильм «Пасха красная».

Мир – наш общий дом. Божий мир. Дом. Красота мира. Познание мира. Цель в жизни. Дары Бога. Фильм «Без названия». К.Д. Ушинский «Богатство».

Заключительный урок-проект по теме Бог открывает себя. Ресурсный круг «Как Бог открывает себя людям?» Выполнение заданий в рабочей тетради.

Итоговый проект года «Смысл жизни». Талант. Притча о талантах. Дарование. Святой благоверный князь Александр Невский. День славянской письменности и культуры.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО  КУРСУ

1 класс – 33ч. «Азбука православной культуры»

№ п\п

Раздел / Тема урока

Кол-во часов

Практические работы

Ах, какая красота, если в сердце доброта!

13 ч.

1

Бог открывает себя.

20ч.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-2 классов. «Школа хороших манер».

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-2 классов. «Школа хороших манер». Цель программы: воспитание грамотной культурной личности. Содержание ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности «Безопасное детство»

На ступени начального образования происходит становление мировоззрения обучающихся, принятие ими нравственных установок. Поэтому важно в этом возрасте сформировать у школьников культуру безопасности ж...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Путь к успеху" для учащихся 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Путь к успеху" для учащихся 2 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Путь к успеху" для учащихся 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Путь к успеху" для учащихся 3 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Путь к грамотности"для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)начального общего образования

Рабочая программа составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности по русскому языку О.В. Олейник, Л.П.Кабанюк с учетом федерального компонента государственного стандарта начального об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ КУРС «ЭРУДИТ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1- 4 КЛАССОВ

Данная программа составлена на основе авторской программы «Умники и умницы» , модернизированной программы развивающего курса и имеет социально-педагогическую  направленность....

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению. «Юный художник» для учащихся 1-4 классов

    Программа  «Юный художник» является программой художественно-эстетического направления, предполагает кружковой углубленный уровень освоения знаний и практических ...