Урок ОРКСЭ «Православные воины - защитники Отечества»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Горбачёва Светлана Викторовна

Содержание урока «Православные воины - защитники Отечества» способствует раскрытию сущности понятий «Отечество» и «миротворец», знакомит учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми; способствует  формированию личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развивает познавательную активность, пополняет словарный запас, развивает устную речь учащихся, повышает интерес к изучаемому предмету, создаёт эмоциональный настрой, прививает интерес к истории родного государства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Православные воины - защитники Отечества»

 по учебному модулю «Основы православной культуры»

Горбачѐва Светлана Викторовна учитель начальных классов ГБОУ «Школа № 1065» г. Москва

1. Общая часть 

Предмет 

ОРКСЭ. Основы православной культуры 

Класс  4 

Тема урока 

Православные воины - защитники Отечества 

Кол-во учебных часов

2 часа

Планируемые образовательные результаты

Предметные 

Метапредметные 

Личностные 

Понимать смысл понятия « подвиг», рассуждать по теме урока, научить соотносить собственное поведение с морально - нравственными ценностями и установками, учить с любовью и уважением относиться к отечественной православной культуре.

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своѐ действие в соответствии с поставленной задачей;   (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). 

Формировать умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.

Формировать уважение и любовь к Отечеству как главное нравственное убеждение, формирующее личность.  На основе примеров  христианского отношения к войне и воинскому долгу, воспитывать чувство гордости за свою Родину и российский народ, уважительное отношение к истории страны, семейным ценностям.  

Цель урока 

Познакомить учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми; способствовать формированию личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развивать познавательную активность, пополнять словарный запас, развивать устную речь учащихся.

Повышать интерес к изучаемому предмету, создавать эмоциональный настрой, прививать интерес к истории родного государства.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Знание и понимание ценностей: Отечество, Родина, справедливая война, законы милосердия и справедливости на войне.

Средства ИКТ, используемые на уроке

 

Компьютер, интерактивная доска,  электронная презентация;  «Русские православные воины» - сайт: http://pogran-uglich.my1.ru/publ/istorija/russkie_pravoslavnye_voiny/3-1-0-4:; «Русские святые воины» - сайт: https://pravoslavie.fm/interested/top-10-russkikh-svyatykh-voinov-chast-pervaya/; «Российский героический календарь» - сайт: http://rosgeroika.ru/russkie-svyatyie-voinyi; «Православный календарь» - сайт: http://days.pravoslavie.ru/Life/life6392.htm; «100 великих полководцев» - сайт: http://100.histrf.ru/commanders/ushakov-fedor-fedorovich/; «Величайшие русские полководцы» - сайт: http://russian7.ru/post/velichayshie-polkovodcy-russkie-polko/; Иоанн (Снычев) митрополит СанктПетербургский и Ладожский, постоянный член СВЯЩЕННОГО СИНОДА : БЫТЬ РУССКИМ! – сайт: http://3rm.info/mainnews/36410-ioann-snychevmitropolit-sankt-peterburgskiy-i-ladozhskiy-postoyannyychlen-svyaschennogo-sinoda-byt-russkim.html; «Письмо солдата к Богу» - сайт:

http://memory.clanfm.ru/viewtopic.php?f=77&t=79 

Ресурсы, используемые  на уроке

Физическая карта Российской Федерации, видеозапись песни «Милые взрослые, отмените войну»- сайт: https://www.youtube.com/watch?v=PUFY6myOJfQ 

С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка», информационные карточки, рабочие листы.

Учебник А. В. Кураева «Основы православной культуры» 4 класс М. , «Просвещение» 2014

Виды деятельности

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, работа в парах и группах, учебный диалог, исследовательская работа.

Организационная структура урока 

Этап 1. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха. 

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

8 минут

Беседа.

Мы теперь уж не друзья,

Личностные:

Мотивация к

Ты ушел, в обиде я.

Не на шутку разругались, друг на друга обозвались, Ну а я теперь грущу.

Приходи, тебя прощу.

Согласись, ведь из-за вздора

Выросла вот эта...

(ссора)

 -А вам приходилось ссорится?

  • Что вы чувствовали?
  • Что произойдет, если поссорятся между собой страны? (происходят войны)

Просмотр видеоклипа «Милые взрослые, отмените войну» Самостоятельная формулировка учащимися темы урока.

Вы посмотрели видеоклип.

- Как вы думаете, о чѐм мы будем говорить на уроке? (о войне)

- Послушайте стихотворение «Письмо к Богу» 

Послушай, Бог… Ещѐ ни разу в жизни С Тобой не говорил я, но сегодня Мне хочется приветствовать Тебя. Ты знаешь, с детских лет мне говорили, Что нет Тебя. И я, дурак, поверил.

Твоих я никогда не созерцал творений.

И вот сегодня ночью я смотрел

Из кратера, что выбила граната,

На небо звѐздное, что было надо мной. И понял вдруг, любуясь их мерцаньем, Каким жестоким может быть обман.

Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку, Но я Тебе скажу, и Ты меня поймѐшь: Не странно ль, что среди ужаснейшего ада Мне вдруг открылся свет, и я узнал Тебя? А кроме этого мне нечего сказать,

Вот только, что я рад, что я Тебя узнал.

На полночь мы назначены в атаку,

Но мне не страшно: Ты на нас глядишь… Сигнал. Ну что ж? Я должен отправляться.

Мне было хорошо с Тобой. Ещѐ хочу сказать, Что, как ты знаешь, битва будет злая, И, может, ночью же к Тебе я постучусь. И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом, Позволишь ли ты мне войти, когда приду? Но, кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь, Со мной случилось то, что нынче я прозрел.

Прощай, мой Бог, иду. И вряд ли уж вернусь.

Как странно… Но теперь я смерти не боюсь.<1944>

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

-  Кто мог написать его? (Ответы детей).

 - Правильно, это письмо с фронта. Нашли его в простреленной шинели русского солдата Александра Зацепы, погибшего в годы Великой Отечественной войны.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке православной культуры?  (Сегодня на уроке православной культуры мы будем говорить о воинах, о защитниках нашей Родины.)    

учебной деятельности, желание учиться, проявление интереса к изучаемому предмету. Познавательные:  Самостоятельное выделение и формулирование цели

Этап 2. Учебно-познавательная деятельность. Постановка и решение учебной задачи 

Длительность этапа 

Основные формы работы учителя и учащихся 

Формируемые УУД 

20 минут

Самоопределение к деятельности. Работа в парах на карточках( каждая пар работает с одним словом), а затем с «Толковым словарѐм русского языка» С.И.Ожегова.

Учащиеся высказывают предположения на карточке, а затем ищут информацию в словаре. (проверка результатов  работы - поставьте + или - ) -Что означает слово ―война”? (Война – это вооружѐнная борьба; Война – это гибель миллионов невинных людей.)

- Война - это вооружѐнная борьба между государствами или народами, между классами внутри государства.

-Как называется то место, где вы родились и выросли?

– Это наша маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состои

а

т

Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний. Познавательные: осуществляют поиск необходимой

великая Родина.

  • Что такое «Родина»? Попробуйте дать определение.
  • А какое определение можно найти в словарях? (ученик находит в словаре) 1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь. Этимология слова. Общеславянское слово, образовано от слова «род» - происхождение, семья, «родиться», место рождения.

 Отечество, отчизна — родная страна. 

Понятие отечество обозначает страну предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству особое, сакральное чувство, которое сочетает любовь и чувство долга (патриотизм). 

Справедливая война – это оборонительная война, которая направлена на защиту Родины, семьи и веры.

Воинский долг - почетная обязанность солдата защищать свою Родину. Героизм – это отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.  

Миротворец -  тот, кто способствует установлению, поддержанию мира, согласия, устранению войн, вражды, ссор.

Фронтальная работа: обсуждение результатов деятельности в парах, обмен мнениями.   

 

информации.

Личностные: проявляют

самостоятельнос

ть в поиске решения задачи Коммуникативн ые: умеют слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы. 

Этап 3. Построение проекта открытия нового знания 

Длительность этапа 

Основные формы работы учителя и учащихся 

Формируемые УУД 

17 минут

 

 

 

 

 

 

 

Работа с картой

  • Как называется страна, в которой мы живѐм?
  • Кто является главой нашего государства?
  • Покажите на карте Россию.
  • Что вы можете сказать о еѐ территории?

 Наша Родина очень велика.  

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн так говорил об Отечестве:  

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника и рассказа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25 минут___________________ 

«Отечество – понятие священное, ибо его даровал всякому народу Сам Господь Бог, а дар Божий надо беречь».  

Кто такие защитники Отечества?  От чего защищали Отечество воины?

Работа в парах. Чтение статьи учебника стр.89.(2 и 3 абзацы)

На рабочих листах зафиксируйте, какая война считается справедливой, а какая несправедливой и почему. Приведите примеры.

Справедливая война (оборонительная) Цель: защитить свою семью, Родину и еѐ святыни.                                   

Несправедливая война Цель: захватить чужие земли, навязать свою веру.

- Когда православный человек вправе взяться за оружие? (Если надо защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие.)

Групповая работа «Православные воины - защитники Отечества». Учащиеся работают с информационными карточками. Передают полученную информацию одноклассникам.

-Давайте вспомним выдающихся соотечественников  – защитников нашей Родины: 

(соедините портрет и имя) 

1)Кутузов Михаил Илларионович  

Великий русский полководец. Генерал-фельдмаршал. Главнокомандующий Русской армией во время Отечественной войны 1812 года. Он прекрасно понимал, что истинное полководческое искусство проявляется в умении заставить противника играть по своим правилам. Его жизнь прошла в сражениях. Личная храбрость принесла ему не только множество наград, но и два ранения в голову - оба считались смертельными. То, что он оба раза выжил и вернулся в строй, казалось знаком, что Кутузов предназначен к чему-то великому. Ответом на ожидания современников стала победа над Наполеоном.  

2.Александр Ярославич Невский.    

  Знаменитый русский полководец. Он одержал победы над шведскими и немецкими рыцарями. Когда те вторгались на русскую землю. Но ещѐ князь Александр - великий миротворец. В те времена многие земли Руси были завоеваны Золотой Ордой. В любую минуту отряды завоевателей могли вновь обрушиться на русские города. Но князь Александр с помощью переговоров несколько десятилетий удерживал Русь и Орду от столкновений. Всю свою жизнь Александр Невский посвятил освобождению России от иноземных захватчиков. Русские люди любят и почитают святого благоверного князя Александра Невского.  

учителя, электронных ресурсов; выделяют необходимую информацию, в результате анализа делают вывод. Коммуникативн ые: способность работать в паре и группе; готовность слушать собеседника и вести диалог; эффективно сотрудничать с учителем и сверстниками. Регулятивные: оценивают свои знания, выделяют то, что уже известно, и то, что предстоит узнать и усвоить.

Личностные: имеют желание выполнить работу без

3.  Дмитрий Иванович Донской.  

  • В 1380 году войско монгольского хана Мамая шло на Москву. Святой московский князь Дмитрий Донской собрал полки русских городов для отпора. Пока дружины собирались, князь поехал в подмосковный Троицкий монастырь, основанный святым Сергием Радонежским за благословлением на бой с врагом. В битве на Куликовом поле Дмитрий Донской показал себя выдающимся полководцем. Память о великом князе дорога именно тем, что он сумел объединить всех русских князей на великое дело – защиту  земли Русской. Впервые русский народ выступил против  монголо-татарской орды и нанес  ей  сокрушительное поражение.  4.  Фѐдор Фѐдорович Ушаков.     
  • Среди святых православной церкви – адмирал Федор Ушаков. Он сражался с флотами Франции и Турции. Св. Феодор провел десятки морских сражений – и ни одного не проиграл. Более того: он не потерял ни одного судна и не отдал в плен ни одного матроса. Выйдя в отставку, он мог бы ездить по балам, показывая свои многочисленные заслуженные ордена. Но вместо этого он поселился рядом с Санаксарским монастырем в Мордовии и в монашеской молитве провел последние годы своей жизни.  

5. Илья Муромец 

Православные воины умели воевать и умели достойно возвращаться с войны. Легендарный богатырь Илья Муромец, одержав победы во многих поединках, в конце концов стал монахом. Кстати, в православной Церкви память святого Ильи Муромца отмечают на Новый год — 1 января. Его останки — «мощи» — до сих пор лежат в Киево-Печерском монастыре.

 

- А как вы думаете, есть ли святые воины  в современной России?

 

6.  Евгений Родионов (рассказ учителя)           

Евге́ний Алекса́ндрович Родио́нов был рядовым Пограничных войск РФ. Служил на чечено-ингушской границе. На войне вместе с группой сослуживцев долгое время провѐл в плену, подвергаясь жестоким пыткам, отказался от  предложения переменить веру в обмен на свободу, за что был зверски убит. Для многих Евгений стал символом героизма, мужества, чести и верности. Посмертно награждѐн орденом Мужества и орденом «Слава России». В конце 2003 года было предложено канонизировать Евгения Родионова.

-Объясните смысл фразы.  

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих»

(здесь слово душа - в значении жизнь)

ошибок, понимают важность соблюдения определенных правил.

Этап 4. Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности

Длительность этапа

18минут

Блиц-опрос (ответы записываются на рабочих листах). Проверка (+

или -)

1. Когда война может быть оправдана?

  1. Когда целью войны становится завоевание новых территорий для государства.
  2. Когда целью войны выступает желание защитить и спасти своих близких и свою родину.
  3. Когда целью войны служит обогащение воюющих.

 

2. Как вы понимаете слова великого русского полководца Александра Невского: «Кто на землю русскую с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»

  1. Воевать надо всегда, так как только мечом можно убедить другого в своей правоте.
  2. Если кто-то с войной придет на русскую землю, русские сумеют за себя постоять.
  3. Русским только дай повод, сразу начнут войну.

 

3. Что никогда нельзя делать при помощи оружия? A. Навязывать другим свою веру.

  1. Защищать свою Родину.
  2. Защищать свою жизнь.

Вопросы

  1. Может ли война быть справедливой? В каком случае?
  2. Какие поступки недопустимы даже на войне?
  3. Какие слова Христа вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве?
  4. Одинаково ли надо реагировать на обиды, нанесенные тебе и любимому тобой человеку?

Формируемые УУД

 

Коммуникативные: уважают всех участников диалога, контролируют действия друг друга.

Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

Познавательные: выделяют необходимую информацию, анализируют, сравнивают, делают выводы.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося 

Рефлексия 

КАРТОЧКА

Составьте нужные ответы из этих слов

 

 

  Я могу          

         

                         

Я не должен

                   

 

 Я должен      

                       

 

 простить  

 

                                 

    защитить          

 

                     

вступиться  за

 

                     

отомстить  за

         

 

  мою сестренку

 

         

                 обиду  

 

 

          себя

                   

 

Родину

Этап 5. Домашнее задание 

Домашнее задание 2 мин.

 

 Расскажи членам семьи об известных тебе православных воинах – защитниках Отечества. Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев  ВОВ они знают? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги?

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ссора война

Слайд 2

https://www.youtube.com/watch?v=PUFY6myOJfQ Милые взрослые, ОТМЕНИТЕ ВОЙНУ! https://www.youtube.com/watch?v=PUFY6myOJfQ

Слайд 4

Православные воины - защитники Отечества

Слайд 5

1. Отечество , отчизна - родная страна. Справедливая война Воинский долг Героизм Миротворец

Слайд 6

Митрополи́т Иоа́нн — епископ Русской Православной Церкви, с 20 июля 1990 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, постоянный член Священного Синода, мыслитель, богослов, один из основателей Петровской академии наук и искусств и историк «Отечество – понятие священное, ибо его даровал всякому народу Сам Господь Бог, а дар Божий надо беречь».

Слайд 7

Александр Ярославич Невский Фёдор Фёдорович Ушаков Дмитрий Иванович Донской Михаил Илларионович Кутузов

Слайд 8

Икона преподобного Ильи Муромца

Слайд 10

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих» (здесь слово душа - в значении жизнь) Александр Пересвет и Андрей Ослябя – это настоящие русские богатыри (не случайно в слове «богатырь» корень – бог – ), воины-монахи, своим примером вдохновившие войско на победу.

Слайд 11

1. Когда война может быть оправдана ? Когда целью войны становится завоевание новых территорий для государства . Когда целью войны выступает желание защитить и спасти своих близких и свою родину . Когда целью войны служит обогащение воюющих.

Слайд 12

2. Как вы понимаете слова великого русского полководца Александра Невского: «Кто на землю русскую с мечом к нам придет, от меча и погибнет !» Воевать надо всегда, так как только мечом можно убедить другого в своей правоте . Если кто-то с войной придет на русскую землю, русские сумеют за себя постоять . Русским только дай повод, сразу начнут войну.

Слайд 13

3 . Что никогда нельзя делать при помощи оружия ? Навязывать другим свою веру . Защищать свою Родину . Защищать свою жизнь.

Слайд 14

Родина - мать, умей за нее постоять.

Слайд 15

https:// %BD%D0%B0+%D0%B8+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8+&*&imgdii=whybt6OnrXRWeM:&imgrc=y9cxThtUEhLy3M : Интернет-ресурсы http://posloviz.ru/category/zashita-otechestva/ http://pravsarov.su/content/846/1882/3487.html http://ikonodel.ru/ikonograf/ikonografia/peresvet_i_oslyabya.htm https://www.google.ru/search?q=%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82+%D0%B8+%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%8F%D0%B1%D1%8F&newwindow=1&biw=1366&bih=613&espv=2&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&sqi=2&ved=0ahUKEwiwyuPR0q3SAhWEE5oKHXNkCT8QsAQIWQ#imgrc=26XZWCLkQ8pi0M:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРКСЭ Основы Православия "Защитники Отечества"

Разработка урока по курсу ОРКСЭ . Модуль Основы Православия . Тема "Защитники Отечества"...

конспект урока "Открытка к дню Защитника Отечества."

Предмет: ТехнологияКласс: 4Тема урока: Открытка к дню Защитника Отечества.Цели урока: познакомить учащихся с   праздником «День защитника отечества», воспитывать аккуратность, интерес к изго...

Конспект урока по ОРКиСЭ Тема: «Защитники Отечества» 4 класс УМК "НИШ"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся о защитниках Отечества, об  их роли в судьбе страны. Планируемые результаты:Предметные: - познакомить с понятиями «отечество»;- р...

Проект по ОРКСЭ на тему "Защитники Отечества"

Проектная работа по ОРКСЭ на тему "Защитники Отечества".    Не раз мирный труд и тихая семейная жизнь Руси – России нарушались военными грозами. Почти половина из тысячи...

Классный час в 3 классе «Урок мужества» к Дню защитника Отечества

Конспект занятия поможет провести классный час ко Дню защитника Отечества в 3 классе, а так же и в других классах....

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Православная молитва" ("Основы православной культуры", 4 класс)

Цель деятельности учителя: формирование понятия православной молитвы и знаний о том, когда и где нужно обратиться к молитве.Задачи урока:Дидактические: 1)познакомить обучающихся с понятием правос...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Православная молитва" (УМК "Основы православной культуры", 4 класс).

Цель урока: формирование у обучающихся представления о православной молитве.  Задачи урока:Дидактические:1)познакомить обучающихся с понятиями: «молитва-славословие»,  &laqu...