Методическая разработка. Урок «Представление о человеке в христианстве» (ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур»), 4 класс
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Литовченко Марина Владимировна

Методическая разработка

Урок «Представление о человеке в христианстве»

(ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур»), 4 класс

Цель урока: формирование представления о человеке в христианстве.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ средняя школа №511 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Учитель начальных классов Литовченко Марина Владимировна

Методическая разработка

Урок «Представление о человеке в христианстве»

(ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур»), 4 класс

Цель урока: формирование представления о человеке в христианстве.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с историей из Ветхого Завета об Адаме и Еве, с главными заповедями Христа, с древней иконой «Лествица».

2. Помочь осознать смысл христианского учения о жертвенности людей.

3. Формировать первоначальные представления о светской этике.

Опорные понятия: человек, Спаситель, лестница, жертва, подвиг.

Техническое оснащение урока: компьютер, проектор, презентация к уроку «Представление о человеке в христианстве».

Планируемые результаты:

Предметные: познакомятся с историей из Ветхого Завета об Адаме и Еве, узнают главные заповеди Христа, обсудят важные ценности для христиан, познакомится с древней иконой «Лествица», сформируют первоначальные представления о светской этике.

Метапредметные:

Познавательные: научатся оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изучаемые понятия с примерами из жизни. 

Коммуникативные: сформируется готовность слушать собеседника, вести диалог, вступать в речевое общение, работать в группе, пользоваться материалами учебника.

Регулятивные: овладеют способностью принимать учебную задачу и сохранять её.

Личностные: сформируется представление о человеке в христианстве, осознают смысл христианского учения о жертвенности людей, сформируется мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Диагностические формы урока: рабочие листы обучающихся (Приложение).

Задания на диагностических листах позволяют оценить:

  • Степень усвоения предметных знаний в части изучения представления о человеке в христианстве.
  • Степень формирования УУД: познавательных (соотнесение изучаемых понятий с примерами из жизни), анализ и систематизация материала для наблюдения (на примере образа лестницы и ступеней), сопоставление (на примере религиозных понятий и событий).

Образцы заполненных листов:

C:\Users\Андрюха\Desktop\Рабочий лист Корнеев.jpeg

C:\Users\Андрюха\Desktop\Рабочий лист Букавнева.jpeg.jpeg

Оценка достигнутых в ходе урока результатов складывается из оценки устных высказываний обучающихся и качества заполнения рабочих листов:

Критерии оценки рабочих листов обучающихся:

№ задания

Проверяемые предметные навыки

Критерии оценки

Проверяемые метапредметные навыки

Критерии оценки

1

Знание истории из Ветхого Завета об Адаме и Еве

Правильное определение понятия, лексического значения слов

Нахождение символического значения в предметах и понятиях

Понимание лексического значения

непонятных слов

2

Знание понятия «Лествица» в христианстве

Определение символов в изображении лестницы

Сопоставление объектов на иллюстрациях

Подбор и запись качеств человека

3

Умение составлять синквейн на заданную тему

Правильное составление синквейна на заданную тему

Сопоставление качеств человека

Оценка понятийного и словарного запаса

Особое значение имеют задания №2-3, так как их выполнение свидетельствует о формировании образного мышления и переходу к понятийному мышлению.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Организационный момент.

1. Звучит стихотворение.

Вначале было слово.

Оно было у Бога.

То было Божье слово.

То было слово - Бог!

Великое начало

Писания святого,

Из времени былого

Принёс нам Божий слог!

2. Ребята, мы начинаем наш урок. Что бы вы хотели пожелать себе на этом уроке?

Бесценный дар природою нам дан -

Глядеть пытливым оком,

Чтоб мир познать глубоко.

Настраиваются на урок.

Слушают стихотворение.

Предполагаемые ответы учащихся.

Планируемые результаты I этапа урока:

Универсальные учебные действия:

Коммуникативные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Регулятивные УУД: понимать цель выполняемых действий, планирование учебного сотрудничества.

Личностные УУД: положительное отношение к процессу познания.

Используемые педагогические технологии: развитие критического мышления.

Методы и приемы, стимулирующие познавательную мотивацию: работа в условиях системно - деятельностного подхода; участие в коллективной работе.

II Подготовка к усвоению нового материала.

В рабочих листах прочитайте стихотворение А.С.Пушкина.

О люди! Все похожи вы
На прародительницу Еву:
Что вам дано, то не влечёт
Вас непрестанно змий зовёт
К себе, к таинственному древу:
Запретный плод вам подавай,
А без того вам рай не рай.

Подчеркните слова, которые вам непонятны.

Какие вопросы вы хотите задать по тексту стихотворения?

Кто знает ответы на эти вопросы?

Читают стихотворение в рабочих листах.

Подчёркивают незнакомые слова (прародительница Ева, змий зовёт, таинственное древо, рай, запретный плод).

Формулируют вопросы: Кто такая Ева? Почему змий зовёт? Почему плод запретный?)

Планируемые результаты II этапа урока:

Универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД: определять цель деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД: формулировать своё мнение, свою позицию.

Познавательные УУД: делать выводы на основе анализа объектов.

Используемые педагогические технологии: технология развития критического мышления, проблемное обучение, обучение в диалоге.

Методы и приемы, стимулирующие познавательную мотивацию: решение логической задачи, метод совместного целеполагания при нахождении непонятных слов.

III Усвоение новых знаний.

1. Первичное восприятие нового материала.

Я предлагаю вам посмотреть мультфильм. Возможно, он поможет нам найти ответы на эти вопросы.

2. Проверка первичного восприятия.

Можете ли вы теперь объяснить подчёркнутые слова?

3. Формулирование темы урока.

Попробуйте сформулировать тему урока. О чём или о ком мы будем размышлять?

4. Работа с учебником.

Откройте учебник на стр.92.

Вспомните, какую ответственность, по христианскому учению, Бог возложил на человека и почему?

Прочитайте статью учебника на ст.92-93.

Кто такой Спаситель?

Что вы о нём узнали из статьи учебника, найдите в тексте?

Смотрят мультфильм «Истории из Ветхого Завета. Адам и Ева». (Сайт «Радость моя» http://www.radostmoya.ru/)

Предполагаемые ответы учащихся:

(Ева – первая женщина, жена Адама; в христианстве змий-искуситель отождествляется с Сатаной; в стихотворении Пушкина рай — в религии и философии: состояние вечной, блаженной жизни (существования, бытия) в гармонии с мирозданием, и нетронутое злом, временем, болезнями, страданиями, конфликтами)

Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока. (О человеке).

Открывают учебник, читают тему урока «Представление о человеке в христианстве».

Вспоминают пройденный материал.

(Бог сотворил землю, отдал её во власть людям и возложил на человека ответственность за всё живое и неживое на ней, христиане убеждены, что люди должны сохранять природу и беречь нашу планету, заботиться о ней).

Ответы учащихся (Иисус Христос)

Своей смертью Христос заплатил за грехи людей и теперь люди, поверившие в него, могут обрести спасение.

Методический комментарий: усвоение исторических реалий данного периода носит важнейшее значение в формировании культуры восприятия истории и искусства в целом.

Прочитаем статью учебника на стр.93 «Бог, создавая мир ...» (читает учитель)

Вспомните, что такое заповеди?

Давайте вспомним, где вы уже встречались с этим понятием?

Какие заповеди дал Бог иудейскому народу (помним, что иудаизм является религией одного народа – евреев)?

Вернёмся к теме нашего урока. Можете ли вы рассказать о том, какие заповеди дал Бог христианам, о том, какой у них нравственный закон?

Прочитаем текст в учебнике на стр.93-94. - Обсудите в парах главные заповеди, нравственный закон христиан.

5. Первичное закрепление.

Что значит «Возлюби ближнего твоего, как самого себя?»

Расскажите, чего нельзя желать другому?

6. Восприятие и усвоение нового материала.

Вернёмся к ключевым словам урока.

-Рассмотрите книжную иллюстрацию 17 века «Лествица». (Это книга, сочинение преподобного Иона Лествичника, написанная им в 6-7 вв).

Как вы думаете, что такое ЛЕСТВИЦА?  

Что на ней изображено?

С чем связан образ лестницы и ступеней?

У вас в рабочих листах есть своя лестница. Поразмышляйте, как должен жить человек, каким он должен быть, чтобы нравственно совершенствоваться? Запишите слова на ступеньках лестницы.

Давайте узнаем, как по христианскому закону должен жить человек, чтобы духовно совершенствоваться?

Прочитаем об этом в учебнике на стр.94-95.

Расскажите, что значит жертвовать собой ради других?

Знакомо ли вам слово патриотизм?

Давайте обратимся к словарю.

Кого, на ваш взгляд можно назвать патриотом?

Я вам расскажу такую историю:

 «Во время Русско-турецкой войны 1877-78гг. в плен к туркам попал русский солдат. Враги велели ему снять с себя нательный крест и отказаться от веры во Христа. За это они обещали сохранить жизнь. В случае отказа пленного ждала страшная смерть. Турки вырыли большую яму и кинули в неё несколько десятков крыс. Их долго не кормили и крысы озверели. В яму бросали раненых пленных, и крысы набрасывались на них, оставляя лишь обглоданные кости. Двое врагов подвели пленника к самому краю ямы и угрожали сбросить к голодным крысам. Русский солдат схватил своих врагов и вместе с ними прыгнул в эту страшную яму. Турки были поражены его бесстрашием. Он погиб от травмы, полученной в результате падения – крысы его не тронули»

Способны ли современные солдаты на подобные подвиги?

Я хочу рассказать о Евгении Родионове, солдате российской армии, который более 20 лет назад попал в плен и погиб от рук террористов. Он отказался снять свой нательный крест и сменить веру.  У него был выбор, чтобы остаться в живых. Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать.

Как вы думаете, легко ли человеку подниматься по лестнице?

Кто ему может помочь?

О том, как труден путь к вершине лестницы, и кто помогает человеку преодолеть этот путь, рассказывает христианская притча. Прочитаем притчу на стр. 96.

Объясните, как вы поняли смысл христианской притчи.

Как вы считаете, а люди могут помогать друг другу на этом пути? Какую помощь они могут оказывать друг другу?

Внимательно слушают.

Работают со словарём в конце учебника.

Вспоминают пройденный материал (По Божественному велению пророк Моисей вывел еврейский народ из Египта, где евреи находились в рабстве в Ханаан – Землю обетованную, обещанную Богом еврейскому народу. Путь евреев из Египта в Землю обетованную пролегал через пустыню до горы Синай. Около горы Синай Бог обратился ко всему народу и провозгласил десять заповедей).

Ответы учащихся. (Заповеди требовали почитать лишь одного Бога-единого Творца, запрещали поклоняться другим богам, делать какие-либо изображения Бога (отсюда и выражение – «не сотвори себе кумира»), произносить имя Бога напрасно. Заповеди велели соблюдать субботу – день отдыха и молитвы, посвящённый Богу. Отдельная заповедь говорила об уважении к родителям – «чти отца твоего и мать твою». Заповеди запрещали убийство, воровство, измену, лжесвидетельство, не разрешали желать и брать ничего чужого.)

Предполагаемые ответы учащихся.

Читают по цепочке.

В парах обсуждают главные заповеди, нравственный закон христиан.

Предполагаемые ответы учащихся.

 (Не желать другому того, чего ты не желаешь самому себе. Например, сплетни или рассказ секрета, драка, ссора, одиночество в коллективе.)

Устаревшее слово ЛЕСТНИЦА.

Делая добрые дела, человек поднимается вверх по лестнице.

Записывают слова. Несколько человек читают.

Готовность помочь членам семьи, уступить место в транспорте, воинский подвиг.

Предполагаемые ответы учащихся.

Работают со словарём в конце учебника.

Слушают рассказ учителя.

Предполагаемые ответы учащихся.

Предполагаемые ответы учащихся.

Христиане верят, Христос помогает им в трудном пути к вершине лестницы.

Предполагаемые ответы учащихся.

Планируемые результаты III этапа урока:

Предметные: получение знаний о значениях слов «Спаситель», «Лествица».

Универсальные учебные действия:

Познавательные УУД: обобщение, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Регулятивное УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы, оценивать правильность выполнения задания.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Личностные УУД: анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм. Сопоставлять положительные и отрицательные качества людей.

Используемые педагогические технологии: проблемное обучение.

Методы и приемы, стимулирующие познавательную мотивацию: индивидуальные рабочие листы, диалог искусств как метод активизации когнитивной деятельности, активное восприятие близкого вида искусства (мультфильма).

IV Закрепление изученного материала.

Сегодня мы говорили о человеке, о представлении человека в христианстве. Вы хорошо работали, а теперь я предлагаю выполнить синквейн.

Как вы думаете, какая тема нашего синквейна?

Пример синквейна:

1. Человек

2. Добрый, справедливый.

3. Любит, помогает, жертвует.

4. Человек жертвует ради других.

5. Уважение.

Человек.

Выполняют задание в рабочих листах. Несколько человек читают.

Планируемые результаты IV этапа урока:

Познавательные УУД: обобщение, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Регулятивное УУД: оценивание правильности выполнения задания.

Личностные УУД: анализ качеств людей с точки зрения общечеловеческих норм.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Используемые педагогические технологии: технология развития критического мышления, формирующее оценивание.

Методы и приемы, стимулирующие познавательную мотивацию: самооценка своих знаний в сравнении со знаниями других обучающихся.

V Рефлексия.

Дополните предложения.

Сегодня на уроке я узнал…

Больше всего мне запомнилось…

Я задумался…

Соотносят цели и результаты своей деятельности. Вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности работы.

Методический комментарий: данная диагностика, а также анализ сданных рабочих листов обучающихся по предложенным в начале урока критериям позволяют оценить успешность достижения целей урока.

VI Итоги урока.

Домашнее задание на выбор:

1.Прочитать ещё раз статью учебника и ответить на вопросы.

2. Найти в приложении (стр.189-190) описание поделки «Как люди выражают свою любовь». Сделать её. Подумать, кому бы вы хотели её подарить.

Записывают домашнее задание.

Приложение

Рабочий лист обучающегося

1. Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина. 

О люди! Все похожи вы

На прародительницу Еву:

Что вам дано, то не влечёт

Вас непрестанно змий зовёт

К себе, к таинственному древу:

Запретный плод вам подавай,

А без того вам рай не рай.

Подчеркните слова, которые вам непонятны. Какие вопросы вы хотите задать по тексту стихотворения?                    

2. Поразмышляйте, как должен жить человек, каким он должен быть?   Запишите слова на ступеньках лестницы.

         

3. Синквейн.

1. ________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________

4. ________________________________________________________________

5. ________________________________________________________________