ОРКСЭ 4 класс. Человек рождён для добра
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Данилова Лидия Насимовна
Тема: Человек рождён для добра
Цели: дать понятие о «добре и зле», активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждении вопросов, связанных с введением данного понятия и их представлениями о «золотом правиле нравственности».
Планируемые  результаты:
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из текста.
 2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).
3. Строить речевое высказывание в устной форме.
4. Объяснять понятия: добро, зло, граница.
Регулятивные УУД
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
5. Формулировать своё мнение, свою позицию.
Личностные УУД
1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Человек рождён для добра

Цели: дать понятие о «добре и зле», активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждении вопросов, связанных с введением данного понятия и их представлениями о «золотом правиле нравственности».

Планируемые  результаты:

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

 2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Объяснять понятия: добро, зло, граница.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные УУД

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Ход урока

        1. Организационный этап

Эмоциональный настрой детей на занятие.

В жизни по-разному можно жить –  
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать – 
И, помышляя о чуде,
Рукой, обожженною, солнце достать
И подарить его людям.

У всех отличное настроение и у меня тоже. Я желаю вам, чтобы оно таким же и сохранялось у вас на протяжении всего урока.

2. Тема урока. Целеполагание.

- Чтобы узнать, о чём будем говорить сегодня на уроке , надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова. (Слайд1)

  • Жизнь дана на …. дела.
  • Мир не без …людей.
  • ….желаешь – …и делай.
  • Истинное …всегда просто.
  • …слово человеку – что дождь в засуху.

Просмотр фрагмента из мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена»

(про строительство детской  площадки)

У.- Почему милиционер не наказал Крокодила Гену и Чебурашку?

(помогли детям, построили для детей площадку бескорыстно)

У.- Для чего рождён человек?

(Человек рожден для добра)

- Какова же  тема нашего урока?

- Правильно вы догадались. Человек рожден для добра

(-Мы будем говорить о добре и какую роль оно играет в жизни каждого человека.)

- Уже в древние времена считалось, что  неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.

Мне бы хотелось, чтобы  на сегодняшнем уроке каждый для себя выработал уникальный критерий для добра и зла.

Слайд № 2

У.- Именно добро ждут от человека люди. Об этом звучат песни, повествует народное творчество, слагаются сказки. Только добро может быть в основе продолжения жизни, иначе сама жизнь окажется под угрозой своего существования. Чему учит нас сказка?

(Доброте, добре)

Слайд № 3

У.- Назовите добрых героев (положительных)

В чём заключается их доброта? А какие добрые дела, добрые поступки они делали?

 Работа в парах.

У.- Перед вами листочки. Напишите черты характера добрых сказочных героев.

(бескорыстие, доброта, преданность, человечность, щедрость, трудолюбие, аккуратность, справедливость, смелость, самостоятельность, ответственность)

 - На примере сказки мы увидели, какие качества присущи человеку.

Слайд № 4

.- А душа человека стремится к добру, истине и красоте.

Слайд № 5

- По какому же правилу действовали положительные герои сказок?

- А человек по какому?

( основному правилу нравственности –«Золотое правило»)

4. Работа по сказке.

Слайд № 6  (дети читают)

Л.Н.Толстой «Белка и волк»

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонноговолка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:

-Пусти меня.

Волк сказал:

-Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.

- Что такое добро?

У.- Добро-все то, что помогает человеку и обществу жить, развиваться процветать.

- Что такое зло?

- Зло- все то, что мешает человеку и обществу развиваться, процветать.

- Так какие поступки надо совершать?

(добрые, человек рожден для добра, а зло надо стараться избегать, искоренять)

- Как?

(надо делать больше добрых дел)

5. Слайд № 7,8

Распределите слова на две группы, в первую положите слова, относящиеся к понятию «добро», во вторую- к понятию «зло»

(- - добро, = - зло)

Обман , насилие, взаимовыручка честность, помощь, хвастовство, трудолюбие, мужество, честь, жестокость, скромность, милосердие, совестливость, хитрость, лживость, справедливость, выдержка, эгоизм.

- Кто готов?

- Посмотрите не доску. Вот, что у меня получилось. Вы согласны?

6. Работа по сказке.

Слайд № 9

Сказка: Однажды  Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но в чашку вместо сахара положило соль.  Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало. Только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю».

- В чем, по-вашему, смысл этой сказки?

(зло совершило злое действие, а добро ответило добром)

У.- А если бы добро поступило так же, как зло, зло бы уменьшилось?

Конечно, нет.  Поэтому  важно следовать известной мудрости:

- Какой?

Слайд № 10  Отойди от зла и сотвори благо, добро.

7. Чтение народных пословиц.

У.- На столе у вас разные мудрые изречения, прочитайте вслух.

Желающий добра подобен делающему добро.  Арабская поговорка

Злоба лишает человека силы. Русская поговорка

Настоящий воин тот, у кого есть милосердие. Японская пословица

Против милосердия и меч бессилен. Японская пословица

Сердцу злого человека и во время отдыха нет покоя. Хаусская пословица

Что людям радеешь, то и сам добудешь. Русская пословица

Сделав добро, худа не ждут. Русская пословица

За недобрым пойдешь – на беду набредешь. Русская пословица

Злой плачет от зависти, а добрый от радости. Русская пословица

Гони от себя злобу- вот лучший способ держаться подальше от беды. ХунЦзычен

Зло исцеляют противоположным. Вольтер

Путем зла не доходят до добра. Уильям Шекспир

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. Лев Толстой

Корень злых дел в дурных мыслях. Лев Толстой

- Кто поделится своими мыслями?

8. Что совершать легче добро или зло? Почему?

(зло, потому что добро требует усилий. Зло часто прикидывается добром, маскируется).

Почему же люди, зная, что добро лучше, все же совершают злые поступки?

-Легко ли быть добрым человеком? Почему?

(необходимо преодолеть себя)

3. Творческая работа «Великодушное сердце». Групповая  работа.

- Великодушное, доброе Сердце больше всего похоже на Бога (Роберт Бернс).

Раскрасьте контуры сердечек цветами-качествами, необходимыми человеку, чтобы стать великодушным. Напишите на сердечке имя самого великодушного человека в классе.

(На обратной стороне рисунка дети разукрашивают цвета, символизирующие разные качества сердца великодушного человека.

Красный –любящее

Зелёный -благородное

Желтый –доброе    

Оранжевый -нежное

Голубой –сильное )    Отчёт групп.

        6. Обобщение и рефлексия

- Скажите, мы смогли сегодня ответить на наши вопросы,  которые поставили на уроке.

1. Как в сказках подтверждают мысль о том, что человек рождён для добра?

2. Как преодолеть в себе вспышки злости?

3. Почему зло, проявленное человеком, аукнется ему тем же?

4. Что ты готов изменить в себе во имя добра?

 Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

1) Помогать людям. 2) Защищать слабого.

3) Делиться с другом. 4) Не завидовать. 5) Прощать ошибки другим.

 ( Правила записываются на доске)

- Запишите на отдельных листочках, что надо в себе преодолеть, чтобы быть добрым, не отвечать на зло злом.

 7. Итог урока

- Почему добро в сказках побеждает зло?

Сказки пишутся взрослыми для детей, в них сравнивается добро и зло, правда и ложь, хорошее и плохое. Слушая сказку, ребёнок искренне переживает за добрых персонажей, проходя все испытания, стоящие у них на пути, и доходит вместе с ними до счастливого конца.

Сказочные рассказы - это очень хорошее средство воспитания. Именно с детства закладываются те основные понятия, которые будут с человеком на протяжении ещё долгого времени. Злые персонажи сказок принимают разные формы: от жалких и нелепых до могущественных и коварных. Но какой бы невиданной силой не обладал злодей, обязательно найдется герой способный его победить.

Злым быть невыгодно и неинтересно, от зла нет никакой пользы. Добро же всесильно, делая добро человек, помогает себе и другим людям.

- Пусть общий смысл понятого сегодня вами выразят следующие стихотворные строки:

Не обижай людей,

Придет расплата.

Нам счастья не сулит

Обида чья-то.

- Я желаю Вам творить только добро и идти по жизни дорогою добра. (Звучит песня «Дорогою добра». Слова: Юрия Энтина , Музыка: Марка Минкова).

8.Домашнее задание по выбору

1.Напиши сказку о добре.2.Нарисуй сказочный сюжет на тему занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Человек рождён для добра"

Классный час "Человек рождён для добра" с презентацией. 2 класс...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе по теме : "Человек рождён для добра"

Целью данного урока является формирование у школьников мотивации к осознанному, нравственному поведению, осмыслению понятия добра, милосердия, воспитывать великодушие, милосердие, сострадание, учить д...

Конспект урока по ОРКСЭ "Человек рождён для добра"

Конспект предназначен для учителей, преподающих «Основы светской этики». Один из вариантов проведения урока по теме «Человек рождён для добра». Данный конспект может использоваться при подготовке к ур...

Конспект урока по ОРКСЭ "Человек рождён для добра"

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики" -  "Человек рождён для добра"Цели: дать понятие о «добре и зле»,  активизировать познавательную деятел...

«Человек рождён для добра», ОРКСЭ 4 класс

Цель: познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями через развитие их представлений о добре и зле.Задачи:- образовательные: - помочь осмыслить понятия «добро» и «зло»;- п...

Конспект урока ОРКСЭ по теме «Человек рождён для добра».

Тема. Человек рождён для добра.Цель:  Познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями через развитие их представлений о добре и зле.Задачи:- образовательные: - помочь осмыслить понятия «...

Технологическая карта ОРКСЭ "Человек рождён для добра"

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представления учащихся о добре и зле, как этических категориях, о взаимоотношениях между людьми.Задачи урока Планируемые р...