Рабочая программа ОРКСЭ по курсу "Основы светской этики"
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Манская Наталья Николаевна

Рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, ФГОС НОО с ОВЗ, требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» для 4 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО), обновлённом ФГОС НОО 2021, ФГОС НОО ОВЗ, Требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования МКОУ «Специальная школа №30», рабочей программы воспитания МКОУ «Специальная школа №30», программы формирования универсальных учебных действий,  с учётом программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида (автор Г.В. Чиркина, Е.Н.Российская) и программы по «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» (А. И. Шемшурина). Учебно-методический комплект «Школа России». Программа адаптирована для детей с тяжёлыми нарушениями речи. 

Предполагаемый учебный предмет направлен на решение следующих целей:

  • формирование первоначальных представлений о светской этике;
  • совершенствование личности обучающегося на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями;
  • формирование у младших школьников мотивации к нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций России и уважении к ним.

Для достижения поставленных целей изучения основ религиозной культуры и светской этики  в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развивать представление о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формировать готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • познакомить с основными нормами светской и религиозной морали, пониманием их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; сформировать первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; подвести к осознанию ценности человеческой жизни;
  • способствовать воспитанию нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становлению внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Дополнительные задачи реализации содержания предметных областей с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (в ред. ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ приложение 5, раздел.5.2.п.2.9.3.)

  • Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, осознание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

Общая характеристика предмета

Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
  • формирование уважительного отношения к  разным духовным и светским традициям;
  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  народа России;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные  культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Основные содержательные линии программы учебного предмета курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
  • единое пространство современной общественной жизни,  включающее  общность  государства,  языка,  образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений.

Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

  • Патриотизм.
  • Социальная солидарность.
  • Гражданственность.
  • Семья.
  • Труд и творчество.
  • Наука.
  • Традиционные российские религии.
  • Искусство и литература.
  • Природа.
  • Человечество.

Особое место является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой  по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.  

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

1.         Основы православной культуры.

2.         Основы исламской культуры.

3.         Основы буддийской культуры.

4.         Основы иудейской культуры.

5.         Основы мировых религиозных культур.

6.         Основы светской этики.

     Один из модулей изучается учащимися с их согласия и по выбору  родителей (законных представителей) на основании заявлений. С учетом этого в 4классе разработана данная рабочая программа по шестому модулю «Основы светской этики».

     Этот учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. И выбранный обучающимися и их родителями модуль согласуется по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей учащихся.             

       

     Цели:  развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности, развитие определённых человеческих качеств личности,  отражающих своеобразный нравственный портрет школьника. 

     Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

                       В области формирования личностной культуры:                                

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

                      В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
  • воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
  • формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

                       В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе российского общества;
  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;                                                
  • формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;

     •        знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

 Основные формы организации образовательного процесса по ОРКСЭ:

    - традиционный урок;

    - урок – исследование;

    - практические  занятия;

    - фронтальная, парная, групповая, индивидуальные формы учебной деятельности

Содержание учебного предмета, курса

          Введение. 2 часа. Этика – наука о нравственной жизни человека

           Этика общения. 4 часа.  Добрым жить на белом свете  веселей. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.

Каждый интересен.

        Этикет. 4 часа. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи.  Представление проектов по теме.

        Этика человеческих отношений. 4 часа. В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей.

        Этика отношений в коллективе. 4 часа. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс- мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи.

          Простые нравственные истины. 4 часа. Жизнь священна. Человек рожден для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим.

          Душа обязана трудиться. 4 часа. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков.

          Посеешь поступок – пожнёшь характер. 4 часа. Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со».

         Судьба и Родина едины. 4 часа. С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин.

Человек – чело века.  Слово, обращённое к себе.    

       В учебном плане на  изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики»модуль «Основы светской этики» в 4 классе отведено 34 часа  в  год из расчета 1 час в неделю (34 учебные недели)

Планируемые результаты освоения учебного предмета

ОРКСЭ «Основы светской этики»

Личностные результаты:

- Умение различать «красивое» и «некрасивое», потребность в прекрасном;

- Личностные качества: аккуратность, собранность, вежливость и т.д.  Осознание важности познания нового.

- Ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг».

-  Оценка  жизненных  ситуаций   и  поступков  героев  учебника  с  точки зрения

общечеловеческих норм

Регулятивные УУД:

-  Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

-  Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

-  Определять  цель  учебной  деятельности  с  помощью  учителя  и самостоятельно.

- Определять  план  выполнения  заданий  на  уроках,  внеурочной деятельности,

жизненных ситуациях под руководством учителя.

-  Использовать  в  работе  простейшие   инструменты  и  более  сложные приборы (циркуль).

-  Соотносить  выполненное  задание   с  образцом,  предложенным учителем.

- Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

-  Оценка  своего  задания  по  следующим  параметрам:  легко  выполнять, возникли

сложности при выполнении.

Познавательные УУД

-  Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;

-  Выполнять универсальные логические действия: сравнения, синтеза, классификации;

-  Составлять план текста;

-  Представлять свою информацию, в том числе с применением средств ИКТ.

-Ориентироваться  в  учебнике:  определять  умения,  которые  будут сформированы

  на  основе  изучения  данного  раздела;  определять  круг своего незнания.

- Отвечать  на  простые   и  сложные  вопросы  учителя,  самим  задавать вопросы,

находить нужную информацию в учебнике.

-  Сравнивать   и  группировать  предметы,  объекты   по  нескольким основаниям;

находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

-Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

Коммуникативные УУД

-  Умение слушать и слышать;

- выражать свои мысли и выступать перед аудиторией;

- работать  с  соседом  по  парте:  распределять  работу  между  собой  и соседом,

выполнять свою часть  работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

-  выполнять работу по цепочке;

-  видеть  разницу  между  двумя  заявленными  точками  зрения,  двумя позициями

и мотивированно присоединяться к одной из них;

-  находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения;

-  подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;

-  понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.

Предметные  результаты

   Обучающиеся научатся:

  • Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.
  • Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России.
  • Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
  • Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.
  • Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.

С учётом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР предметные результаты: (в ред. ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ приложение 5, раздел.5.2.п.4.4.)

  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • осознание ценности человеческой жизни.
  • ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
  • В результате реализации рабочей программы учащиеся должны:
  •   знать/понимать:
  •     - общие этические понятия на разных языках России;
  •     - общепризнанные ценности, идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны;
  •     - понятия: культура, мораль, нравственность, этика, долг и совесть: профессиональный долг, моральный долг;
  •    - «Золотое правило нравственности»;
  •    -  ценные качества человеческой души;
  •    - ценности рода и семьи;
  •    - светские правила;
  •    - как появилась семья;
  •    - семейные традиции;
  •    - правила поведения в школе;
  •    - права и обязанности школьника;
  •    - правила дружбы;
  •    - понятие: этикет;
  •    - сокровища нравственности;  
  •    - роли в семье;
  •    - понятия: рабочий, деловой человек, предприниматель, интеллигент, толерантность;
  •    - понятия: Отечество, Родина, любовь к Родине, патриотизм, традиция, народ, многонациональный народ, соотечественник.
  •       уметь:
  •     - определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);
  •     - излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;
  •     - устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;
  •     - строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
  •      - делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;
  •      - строить отношения между людьми в школе;
  •      - жить по законам чести;                                                                 
  •      -  держать слово;
  •      - иметь силу воли;
  •     - строить отношения в семье;
  •     - договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;
  •     - жить в мире друг с другом, сохранив национальные традиции каждого;
  •    -  любить страну, Родину и Отечество.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Вид деятельности

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

4 класс

34 ч

 Введение

 1  ч

-установление доверительных отношений между учителем и учениками;

-побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения с учителем и одноклассниками;

- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений;

- включение в урок игровых процедур;

https://resh.edu.ru/subject/32/

Этика общения

4 ч

-побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения с учителем и одноклассниками;

- включение в урок игровых процедур;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через:

демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,

- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: (работа в парах)

https://resh.edu.ru/subject/32/

Этикет

4 ч

- включение в урок игровых процедур;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через:

демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,

- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: (работа в парах)

https://resh.edu.ru/subject/32/

Этика человеческих отношений

4 ч

- включение в урок игровых процедур;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через:

демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,

- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: (работа в парах)

https://resh.edu.ru/subject/32/

Этика отношений в коллективе.

4 ч

-побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения с учителем и одноклассниками;

- включение в урок игровых процедур;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через:

демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,

- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: (работа в парах)

https://resh.edu.ru/subject/32/

Простые нравственные истины

4 ч

- включение в урок игровых процедур;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через:

демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,

- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: (работа в парах)

https://resh.edu.ru/subject/32/

Душа обязана трудиться.

4 ч

-побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения с учителем и одноклассниками;

- включение в урок игровых процедур;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через:

демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,

- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: (работа в парах)

https://resh.edu.ru/subject/32/

Посеешь поступок – пожнёшь характер.

4 ч

- включение в урок игровых процедур;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через:

демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,

- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: (работа в парах)

https://resh.edu.ru/subject/32/

Судьба и Родина едины.

4 ч

-побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения с учителем и одноклассниками;

- включение в урок игровых процедур;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через:

демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,

- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: (работа в парах)

https://resh.edu.ru/subject/32/


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Для учащихся:

  1. Шемшурина А.И. «Основы светской этики. 4 класс.- М.,Просвещение , 2018

Для учителя:

  1. Шемшурина А.И. «Основы светской этики. 4 класс.- М.,Просвещение , 2018

Календарно-тематическое планирование

«Основы светской этики»

4 класс (34 часа)

 

№ п\п

Кол-во часов

Дата

Тема урока

Примечание

1

Этика – наука о нравственной жизни человека.

1

Этика – наука о нравственной жизни человека.

1

Добрым жить на свете веселей.

1

Правила общения для всех.

1

От добрых правил – добрые слова и поступки.

1

Каждый интересен.

1

Премудрости этикета

1

Красота этикета

1

Простые школьные и домашние правила этикета.

1

Чистый ручеёк нашей речи.

1

В развитии добрых чувств- творение души.

1

Природа – волшебные двери к добру и доверию.

1

Чувство Родины.

1

Жизнь протекает среди людей.

1

Чтобы быть коллективом

1

Коллектив начинается с меня.

1

Мой класс- мои друзья. Презентации. Проекты.

1

Ежели душевны вы и к этике не глухи.

1

Жизнь священна

1

Человек рождён для добра.

1

Милосердие – закон жизни.

1

Жить во благо себе и другим.

1

Следовать нравственной установке.

1

Достойно жить среди людей.

1

Уметь понять и простить.

1

Простая этика поступков.

1

Общение и источники преодоления обид.

1

Ростки нравственного опыта поведения.

1

Доброте сопутствует терпение.

1

Действия с приставкой «со».

1

С чего начинается Родина

В тебе рождается патриот и гражданин.

1

Человек – чело века.

1

Слово, обращённое к себе.

1

Обобщающий урок по курсу.  Творческая мастерская.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по основам светской этике

[[wysiwyg_imageupload::]]Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этике"  модуль "Основы светской этики".      Модуль «Основы  светской э...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам светской этики: 4 классы

    Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о м...

материалы к рабочим тетрадям по основам светской этики

данные задания помогут разнообразить работу учителя на уроке...

Рабочая программа по основам светской этики к учебнику Данилюк Л.А.

Рабочая программа по основам светской этики (4 класс)...

Рабочая программа по основам светской этики

Программа написана к учебнику Т.Д.Шапошниковой...

Рабочая программа ОРКСЭ, модуль "Светская этика" 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана для обучающихся 4  класса  в соответствии с  Федеральным государстве...