Рабочая программа по основам светской этики для 4 класса УМК "Начальная школа XXI века"
рабочая программа (4 класс) по теме

Календарно-тематическое планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Рабочая программа по «Основам религиозных культур и светской этики» для 4 класса составлена в соответствии с основными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, требованиями основной образовательной программы ОУ, программы курса «Основы светской этики» под редакцией М.Т. Студеникина.

Общая характеристика
   

     Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений.

Цели и задачи

   Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно - нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления

о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.

Ценностные ориентиры содержания

    Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении
взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений.

Объём программы

   Рабочая программа по основам светской этики для 4 класса составлена на основе Программы курса «Основы светской этики» под редакцией М.Т. Студеникина (основы светской этики – автор М.Т. Студеникин), предусматривающей 34 часа.
  Согласно Графику – календарю МБОУ «Николаевская СОШ» на 2012-2013 учебный год в 4 классе предусмотрено 35 учебных недель (1 час в неделю), то есть фактически должно быть проведено 35 часов.
 
  В соответствии с выходными днями -  8 марта, 1 мая, 9 мая, рабочая программа по основам светской этики для 4 класса на 2012-2013 учебный год рассчитана на 34 часа.
  Программа выполняется в полном объёме (34 ч).

Содержание курса
34 часа (1 ч в неделю)

п/п

Содержательная линия

Кол-во часов

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Знать

Уметь

1

Россия – Родина моя.

Понятие Родины. Древняя Русь.

Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина – Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия – много-

национальное государство. Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры

1

Понятия: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне.

Показывать границы
Российской Федерации на карте,

объяснять значение
однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с

введением в него новых фактов

2

Этика и этикет

Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила

поведения, манеры поведения чело-

века, их характеристика

4

Понятия: этика, этикет, манеры, нравственность (мораль).

Следовать правилам
хорошего тона; объяснять практические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни;

проявлять стремление к добрым

делам и поступкам

3

Вежливость

Понятия вежливость, уважение.

Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения.

Обычай рукопожатия, обычай

снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга

3

Понятия: вежливость, уважение, тактичность, скромность.

Осознанно использовать

слова вежливости в разных
жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать,

аргументированно обосновывать

свою точку зрения

4

Добро и зло

Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние

слова на взаимоотношения людей.

Проявление тактичности и
сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность.

Забота о родных и близких. Бес-

корыстная помощь нуждающимся в

ней людям. Повседневные
проявления доброты

4

Понятия: добро, доброта, забота,

щедрость, жадность, зло,

тактичность, сдержанность,
благожелательность, бездушие.

Выявлять элементы
общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов;

соотносить понятия с
определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях

5

Дружба и порядочность
Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях.

Честность, доброта, порядочность,

трудолюбие, понимание,
бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и
ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы
друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе

4

Понятия: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, справедливость, ответственность.

Выявлять элементы
общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе;

проявлять доброжелательность в

классном коллективе, уважение

друг к другу; избегать
конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл

пословиц и поговорок

6

Честность и искренность.
Понятия честность и искренность.

Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить

по совести, честно» и др.). Что
значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность – составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению

законов

4

Понятия: честность, искренность,

правдивость, тактичность,

репутация, закон.

Сравнивать и сопоставлять;

критически осмысливать свои поступки; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов; решать практические задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации; соотносить иллюстрацию с текстом

7

Семейные традиции.

Традиция – передача из поколения

в поколение правил поведения в

семье, семейных обычаев и обрядов.

Разнообразие традиций,

собственные традиции семьи, их создание

2

Понятия: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота.

Поддерживать дружеские

взаимоотношения в семье;

обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы;

выявить различия понятий, дать

их определение; соотнести части

пословиц; написать мини –

сочинение

8

Правила твоей жизни.

Сознательная дисциплина

учащихся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям.

Распорядок дня ученика. Культура

общения сверстников.
Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к

маленьким детям, престарелым и

инвалидам, помощь им

3

Понятия: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость

Выполнять требования

соблюдения дисциплины;

заниматься самообслуживанием;

поддерживать чистоту в школе и

дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности; определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок

9

Праздники народов России.

Христианские праздники.

Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничный застольный этикет. Курбан-байрам, день Сангхи, обряды народов, свобода совести

3

Понятия: праздник, религия, христианство, мусульманство, буддизм, крещение, свобода совести

Выполнять правила
поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их

религии; соблюдать праздничный застольный этикет; пользоваться справочниками и словарями

10

Подведение итогов за 1 полугодие

2

11

Итоговое повторение.

Основные знания и умения по этике и этикету

4

Понятия: основное содержание учебника, важнейшие понятия.

Ответить на вопросы,

соотнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

«ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

К результатам освоения программы курса следует отнести:

Личностные результаты

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

формирование семейных ценностей;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;

первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;

становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Календарно – тематическое планирование по основам светской этики в 4 классе


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Диагностический инструментарий оценки достижений учащихся

Дата

1/1

Россия – наша Родина

1

Познакомить с общественными нормами нравственности и морали

Текущий

2/2

Что такое светская этика

1

3/3

Культура и мораль

1

Познакомить с историей развития представлений человечества о морали и нравственности

Текущий

4/4

Особенности морали

1

5/5

Добро и зло

1

Познакомить с основными определениями понятий этики, культуры, морали

Текущий

6/6

Добро и зло

1

7/7

Добродетель и порок

1

8/8

Добродетель и порок

1

9/9

Свобода и моральный выбор человека

1

Познакомить со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей

Текущий

10/10

Свобода и ответственность

1

11/11

Моральный долг

1

Анализировать моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях

Текущий

12/12

Справедливость

1

13/13

Альтруизм и эгоизм

1

14/14

Дружба

1

15/15

Что значит быть моральным

1

16/16

Подведение итогов

1

Итоговый

17/17

Подведение итогов

1

18/18

Род и семья – исток нравственных отношений

1

Анализировать важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм

Текущий

19/19

Нравственный поступок

1

Сравнивать явления светской культуры, искусства и различных религиозных традиций

Текущий

20/20

Золотое правило нравственности

1

Излагать своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества

Текущий

21/21

Стыд, вина и извинения

1

22/22

Честь

1

23/23

Совесть

1

24/24

Образцы нравственности

1

Познакомить с примерами высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства

Текущий

25/25

Образцы нравственности

1

26/26

Образцы нравственности в культуре Отечества

1

27/27

Этикет

1

Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставлять их с нормами разных культурных традиций

Текущий

28/28

Семейные праздники

1

29/29

Жизнь человека – высшая
нравственная ценность

1

30/30

Любовь и уважение к Отечеству

1

Учить толетарному отношению к представителям разных мировоззрений у культурных традиций

Текущий

31/31

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

1

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий

Презентация

32/32

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

1

Участвовать в диспутах: учить слушать собеседника и излагать своё мнение

Презентация

33/33

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

1

Подготовить сообщения по выбранным темам (теме)

Презентация

34/34

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

1

Итоговый

Материально – техническое обеспечение

Программа «Основы светской этики»  для 4-5  классов общеобразовательных учреждений автор М.Т. Студеникин. М: 2010

Печатные пособия

Учебное пособие для учащихся «Основы светской этики» М. Просвещение 2011 г

Иллюстративный материал

Технические средства обучения

Компьютер

Экранно- звуковые пособия

Электронное пособие к модулю «Основы светской этики». (СД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по основам светской этике

[[wysiwyg_imageupload::]]Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этике"  модуль "Основы светской этики".      Модуль «Основы  светской э...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам светской этики: 4 классы

    Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о м...

Рабочая программа по основам светской этики к учебнику Данилюк Л.А.

Рабочая программа по основам светской этики (4 класс)...

Рабочая программа по основам светской этики

Программа написана к учебнику Т.Д.Шапошниковой...

Рабочая программа ОРКСЭ, модуль "Светская этика" 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана для обучающихся 4  класса  в соответствии с  Федеральным государстве...

Рабочая программа ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс

Рабочая программа ОРКСЭ модуль "Светская этика"...

Рабочая программа по основам светской этики 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА            Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур  и светской этики» для 4 класса соста...