Рабочая программа по основам светской этике
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему

Абдуллина Сирина Сафуановна

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этике"  модуль "Основы светской этики".

      Модуль «Основы  светской этики»  является культурологическим и направлен на развитие у школьников  представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании ШМО учителей начальных классов

 ________/Сангинова З.З. /                       Протокол  №____

от “____” _________2012 г.

Согласовано

Зам директора по УВР МБОУ Нижнемактаминской СОШ №1

_________/Фархутдинова А. М./

“____” _________2012 г.

             Утверждено                  Директор  МБОУ  Нижнемактаминской СОШ №1

_________ /Гумеров И.Х./

“____” _________2012 г.

Рабочая программа по основам светской этике

МБОУ  Нижнемактаминской СОШ №1

учителя начальных классов

I квалификационной категории

Абдуллиной Сирины Сафуановны

4 класс

на  2012/2013 учебный год

     Рассмотрено на заседании                                                                                       педагогического совета                                                                                    

 протокол  №    от”__” _________2012г.

Пояснительная записка

        Рабочая программа составлена на основе:

1. Требований Стандарта (п. 12.4);

2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).

3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).

4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].

  Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).  

Модуль  «Основы  светской этики» является единой комплексной учебно-воспитательной системой.  Модуль согласуется  педагогическими  целями, задачами, требованиями  к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного модуля, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

      Модуль «Основы  светской этики»  является культурологическим и направлен на развитие у школьников  представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

      Преподавание знаний об основах светской этики призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

В учебном плане на изучения модульного курса «Основы светской этики» отводится 34 часа в 4 классе, по 1 часу в неделю.

Цель модульного курса «Основы светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных  традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи модульного курса «Основы светской этики»

1.  Знакомство обучающихся с основами  светской этики;

2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3.  Обобщение знаний, понятий и представлений о  культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4.  Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

     Место модульного курса «Основы светской этики» в  программе обучения.

Модуль, раскрывающий основы  светской этики изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.  И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. Модульный  курс создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Модуль создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры.

 

Освоение учебного содержания модуль  должно обеспечить:

  1. понимание значения  нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

  1.   знание основных норм светской  этики,  понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;

  1.    формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах светской этики в России;

  1.   знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, культура  - как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  1.  укрепление веры в Россию;

Включение  модуля  «Основы  светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

  1. Патриотизм
  2. Социальная солидарность
  3. Гражданственность
  4. Семья
  5. Труд и творчество
  6. Наука
  7. Традиционные российские религии
  8. Искусство и литература
  9. Природа
  10. Человечество

               Планируемые результаты изучения учебного предмета                               «Основы светской этики»

Обучение детей по программе  модульного курса «Основы светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

 Требования к личностным результатам:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  2. формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  3. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  4. развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  5. воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  6. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  7. наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  2. формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  3. адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  4. умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  5. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  6. овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  7. готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  8. определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  1. знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  2. знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  3. формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в истории и современности России;
  4. осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Содержание модульного курса

«ОСНОВЫ  СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

  1. 4 класс (34 часа)
  2. Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и
  3. общества (1 час)
  4. Блок 2. Основы  светской этики (28 часов)
  5. Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Блоки 1 и 3 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 3 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.

Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс

Календарно - тематическое планирование

 № п/п

Дата

Кол-во часов

Тема урока

ЗУН

Вид контроля

Домашнее задание

I. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

1

Россия  - наша Родина.

II. Основы светской этики

2

1

Что такое светская этика?

Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица.

Президент. Государственные символы.

Творческая работа «Составление

предложений со словами Россия, Отечество,

патриот, президент, духовные ценности»

Рассказать членам семьи об известных людях. Подготовить вопросы для интервью с известным человеком

3

1

Мораль и культура

Мораль, культура

Коллективная рефлексия (электронное сопровождение к курсу)

Статья из пособия: пересказать родителям содержание, ответить на вопросы

4

1

Особенности морали

Культура, материальная культура, духовная культура, мораль

Самостоятельная работа «Выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно-нравственной культуры»

Подготовить устный рассказ об особенностях морали

5

1

Добро и зло

Добро, зло

Самостоятельно выписать 2-3 предложения, которые показались самыми важными

Подготовить рассказ с примерами из истории и литературы, иллюстрирующими представления человека о добре и зле

6

1

Добро и зло

Добро, зло, гуманность

Коллективная рефлексия (электронное сопровождение к курсу)

Рассказать членам семьи, друзьям о содержании урока

7

1

Добродетели и пороки

Добро, зло, добродетель

Самостоятельная работа: найти в тексте и подчеркнуть два определения добродетели

Подготовить план рассказа «Добродетель и порок»

8

1

Добродетели и пороки

Добродетель, порок, чувство собственного достоинства

Самостоятельная работа: найти в тексте 2-3 пары слов с противоположным значением, выписать

Подобрать примеры добродетельных поступков

9

1

Свобода и моральный выбор человека

Свобода, моральный выбор, моральный конфликт, ситуация морального выбора

Самостоятельная работа: выписать из текста пособия: что предполагает свободный выбор

Подобрать примеры и подготовить рассказ «Свободный выбор человека»

10

1

Свобода и ответственность

Ответственное поведение, свободный выбор личности, отношения ответственности

Выписать из текста: что значит отношения ответственности

Подобрать примеры из литературы, в которых описывается ответственное поведение человека

11

1

Моральный долг

Моральный долг, моральная ответственность

Самостоятельная работа: составить предложения со словом долг

Подобрать пословицы, в которых говорится о долге человека

12

1

Справедливость

Справедливость, моральные правила справедливого человека

Самостоятельная работа: составить план статьи из пособия

Придумать рассказ о справедливом и несправедливом человеке

13

1

Альтруизм и эгоизм

Альтруизм, эгоизм, здоровый эгоизм

Найти и выписать определения альтруизма и эгоизма

Рассказать родителям о содержании урока

14

1

Дружба

Добродетельные отношения, дружба

Коллективная рефлексия (электронное сопровождение к курсу)

Написать рассказ о своем друге

15

1

Что значит быть моральным?

Добро и зло, добродетель, свобода, моральный выбор, моральные нормы

Самостоятельная работа: продолжить фразу «Быть моральным — значит....»

Подготовить план сочинения на тему «Добро и зло»

16

1

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества

Род, семья, фамилия, родословная

Коллективная рефлексия (электронное сопровождение к курсу)

Письменные задания и пособия

17

1

Нравственный поступок

Золотое правило нравственности

Самостоятельная работа: выписать из пособия пять компонентов нравственного поступка

Выбрать и проанализировать поступок любимого литературного героя

18

1

Золотое правило нравственности

Золотое правило нравственности

Самостоятельная работа: выписать из пособия золотое правило нравственности в положительной или отрицательной формулировке, оформить

Оценить поступок героя сказки с точки зрения золотого правила нравственности

19

1

Стыд, вина и извинение

Стыд, «ложный стыд», вина, раскаяние

Коллективная рефлексия (электронное сопровождение к курсу)

Подготовить вопросы к тексту в пособии

20

1

Честь и достоинство

Честь, достоинство, Кодекс чести

Коллективная рефлексия (электронное сопровождение к курсу)

Подобрать и выписать пословицы, в которых говорится о чести и достоинстве

21

1

Совесть

Совесть, стыд, размышления, чувства, воля

Самостоятельная работа: составить план статьи

Рассказать членам семьи о том, как поняли понятие «совесть»

22

1

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы

Богатырь, рыцарь, правила честного поединка

Самостоятельная работа: составить 5-6 предложений о подвигах русских богатырей или рыцарей

Подготовить рассказ на тему «Нравственный образец богатыря»

23

1

Джентльмен и леди

Джентльмен, леди

Коллективная рефлексия (электронное сопровождение к курсу)

Подготовить рассказ на тему «Джентльмен и леди»

24

1

Этикет

Этикет, образец, правила этикета

Коллективная рефлексия (электронное сопровождение к курсу)

Ответить письменно на вопрос «Кого из современников можно назвать героями, защитниками Отечества?»

25

1

Семейные праздники

Праздник, подарок, праздничный ритуал

Коллективная рефлексия (электронное сопровождение к курсу)

Составить перечень правил этикета, которые должен соблюдать школьник

26

1

Жизнь человека — высшая нравственная ценность

Ценности, уникальность, неповторимость жизни

Коллективная рефлексия (электронное сопровождение к курсу)

Подготовить рассказ на тему «Высшая нравственная ценность жизни человека»

III. Духовные традиции многонационального народа России

27

1

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ

Коллективная рефлексия (электронное сопровождение к курсу)

Рассказать членам семьи о морали гражданина

28

1

Образцы нравственности в культуре Отечества

Культура, Отечество, нравственность

Анализ отрывков из литературных произведений

План статьи

29

1

Подготовка творческих проектов.

Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы

30

1

Подготовка творческих проектов.

31

1

Подготовка творческих проектов.

32

1

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем городе, селе)» и т.д.

33

1

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины» и т.д.

34

1

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.

Для изучения модульного  курса «Основы светской этики», должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

Учебное пособие  «Основы светской этики»

Оборудование

  1. оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
  2. технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)

-          классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

-          демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);

-   вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;

  1. экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;
  2. электронное пособие к  модулю курса «Основы  светской этики»;

-          дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

  1. библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

-          учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы светской этики»  (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);

-          нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие  правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;

-          специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);

-          научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

-          хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

-          документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);

-          энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);

-          религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);

-          художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;

  1. печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам светской этики: 4 классы

    Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о м...

материалы к рабочим тетрадям по основам светской этики

данные задания помогут разнообразить работу учителя на уроке...

Рабочая программа по основам светской этики к учебнику Данилюк Л.А.

Рабочая программа по основам светской этики (4 класс)...

Рабочая программа по основам светской этики

Программа написана к учебнику Т.Д.Шапошниковой...

Рабочая программа по основам светской этики 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА            Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур  и светской этики» для 4 класса соста...