Урок по ОРКСЭ 4 класс "Есть ли место подвигу в современной жизни?"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Технологическая карта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_3_est_li_mesto_podvigu_v_sovremennoy_zhizni.docx50.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1»

Технологическая карта урока ОРКСЭ

(Светская этика)

«Есть ли место подвигу в современной жизни?»

 

4 класс

Подготовила Андреева Е.С.,

учитель начальных классов

январь, 2023г.

Технологическая карта урока ОРКСЭ (Светская этика)

 Тема: «Есть ли место подвигу в современной жизни?»

Цели урока: подвести к пониманию того, что «в жизни всегда есть место подвигу».

Задачи урока:

- выделить основные качества, необходимые герою, и какие условия необходимы для появления героев;

- научиться видеть героические поступки реальных простых людей;

- воспитать чувство гордости за историю своей страны, уважения к людям, совершивших героический поступок.

Личностные УУД: анализировать свои действия и управлять ими, сотрудничать со взрослыми и сверстниками; признавать свои ошибки; осознание себя как ученика; умение приготовить всё необходимое к уроку; стремление выполнить работу; мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, формулирование и удерживание учебной задачи; познавательная инициатива, оценка результата работы, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля, самооценка на основе критерия успешности.

Познавательные УУД: общеучебные универсальные действия, анализ, обобщение, умозаключение, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, постановка учебной задачи совместно с учителем, построение речевых высказываний, выдвижение гипотез и их обоснование, структурирование знаний, рефлексия, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД: слушать собеседника и вести диалог; умение работать в паре; готовность признать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Основные термины и понятия урока: герой, героизм, подвиг, поступок.

Используемые виды оценивания: словесное оценивание, самооценивание.

Оборудование: толковый словарь С.И. Ожегова, видеофрагмент С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», карточки со словами (характеристика и качества «героя»), компьютер, проектор, презентация, карточки с бомбочками для рефлексии, карточки со словами герой (несколько определений), подвиг, поступок.

Этап урока

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Адатапционный этап

1.Стихотворение.

Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Всё в порядке?

Посмотрите и тихонечко садитесь.

2.Стихотворение.

Герои родины как много в этом смысла!

И честь, и храбрость в этих двух словах.

Героями нельзя стать слишком быстро,

Герой лишь тот, кому неведом страх.

Всем тем, кто храбро воевал с врагами,

Кто мужествен, решителен и смел,

Кто свершил немало важных дел,

Присвоить можно звание героя!

2.- О каких героях рассказывает нам

автор? (О героях ВОВ)

- Как вы понимаете слово герой?

(Ответы детей)

Толковый словарь Ожегова. ГЕРОЙ-

Человек, совершающий подвиги,

необычный по своей храбрости,

доблести, самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны. 

- Каких героев ВОВ вы знаете?  Среди них не только взрослые, но и дети (Саша Матросов, Алексей Маресьев, Марат Казей, Зинаида Портнова). Они получили звание Героя Советского Союза.

- Наши земляки лётчики Фёдор Степанович Чесноков и Константин Петрович Командиркин, Борисов Иван Григорьевич, танкисты Павел Павлович Кулешов и Михаил Алексеевич Лукин, которые дошли до Германии и многие другие, также получили это высокое звание.

3. «Героями не рождаются – есть такая фраза. Ими становятся.»

-Как вы думаете, есть ли место подвигу в современной жизни? (Да)

Предположите тему нашего урока.

Тема: «Есть ли место подвигу в современной жизни?»

Создает эмоциональный настрой.

Организует беседу и работу со словарём. На доску вывешивает карточки со соловом «герой» .

Подводит учащихся к теме, цели урока.

Дети слушают, выполняют.

Вступают в беседу с учителем, высказывают предположения, отвечают на вопросы, комментируют и дополняют ответы одноклассников.

Высказывают и обосновывают свои мнения. С помощью учителя выводят тему и цели урока.

Личностные УУД:

осознание себя как

ученика; умение приготовить всё необходимое к уроку;

стремление выполнить работу; мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД нацеливание на успешную деятельность.

Познавательные УУД. 

умение анализировать, сравнивать, вывести полное определение понятия «герой».

Коммуникативные УУД:

формирование умения слушать и слышать.

2. Основной этап.

1. Послушайте историю.

 Два друга поспорили, кто сможет спрыгнуть с крыши пятиэтажного дома. Один спрыгнул, чтобы показать свою решительность и смелость.

- Как вы думаете, это подвиг или поступок? Почему?  (Ответы детей) (Это поступок, к тому же глупый. Его цель не была благородной).

Физминутка.

Раз-два, раз-два,

Вот шагает детвора.

Влево, вправо наклонись, на носочках подтянись.

Раз-прыжок, два-прыжок.

Отдохнули мы дружок!

-Что же такое подвиг? (Ответы детей)

Подвиг – доблестное действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях.

- Люди могут совершать подвиги не только в военное время. Кто в наше время совершает их? (Ответы детей) Давайте разберёмся.

Разве редко совершают подвиги сотрудники медицинской службы, спасая жизни миллионов больных и пострадавших? (Ответы детей)

Нет. Часто. Но это мало кто замечает, ведь их труд считается не героическим. Хотя каждый третий вызов кареты скорой помощи приравнивается к спасению человеческой жизни. И очень редко эти герои за очередную спасенную жизнь слышат простое, человеческое спасибо.

Часто с риском для жизни трудятся в полиции и МЧС люди – герои нашего времени. Им постоянно доводиться спасать людей, а для большинства граждан – это повседневность.

2. Какими качествами должен обладать герой? (Ответы детей)

Храбрость, отважность, сострадание, упорство, мужество, решительность, самопожертвование, бесстрашие, доброта, человеколюбие, умение дружить, смелость, высокое чувство долга.

Как правило, герои – это люди исключительной смелости, мужества и доблести. Как вы думаете, каждый ли может стать героем? (Ответы детей)

3.Просмотр видеофрагмента С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»

- О ком рассказывается в этом произведении? Можно ли назвать его героем? Совершил ли героический поступок? Докажите. Обсудите в парах.

- Есть место подвигу в современной жизни? (Ответы детей)

Да. И для этого не надо искать приключений. Необходимо просто не быть равнодушным к постороннему горю.

Организует работу над ситуацией. Подводит к осознанию терминов «поступок» и «подвиг».

Организует физминутку.

Организует «Мозговой штурм».

.

Организует просмотр видеофрагмента и работу в парах.

Анализируют, сравнивают, делают выводы.

Выполняют упражнения.

Высказывают своё мнение. Вывешивают озвученные качества на доску.

Смотрят видеофрагмент, обсуждают в парах, отвечают, доказывая свою точку зрения.

Личностные УУД:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение, на основе работы с представленным материалом.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, построение речевых высказываний, выдвижение гипотез и их обоснование, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД: умение работать в паре, умение ясно и чётко излагать своё мнение;

выстраивать речевые конструкции.

3. Творческий этап.

1.- Могут ли дети быть героями? (Ответы детей) В годы ВОВ дети помогали взрослым. Стояли у станков, работали в поле. Но и в наше время есть немало детей совершивших подвиг. Эти ребята очень разные. По возрасту и увлечениям, характерам и темпераменту. Объединяет их одно: все не прошли мимо чужой беды, проявили смекалку и храбрость, спасли от увечий и смерти десятки людей. Все они стали участниками Всероссийского гражданско-патриотического проекта «Дети-герои» получили награды из рук губернатора Московской области Андрея Воробьева. Корреспондент «Подмосковье сегодня» выяснил, как рядовые школьники совершили нерядовые поступки. Сейчас ребята расскажут о некоторых из них.

Рассказывают подготовленные дети.

(Школьники из Луховиц Дмитрий Калинников, Егор Алексеев; Андрей Селиверстов из Солнечногорского района Илья Щанкин и Алексей Деливрон). 

2.Мини-проект «Защита поступка».

3. Люди, совершающие подвиги, всегда были, есть и будут, только в момент совершения своего героического поступка, они вовсе не размышляют о нём, они с риском для жизни делают то, чего просто не могут не сделать.

Жизнь так устроена, что всегда и всюду, независимо от каких- либо обстоятельств, для подвига есть и всегда будет место в любое время, в любой стране и в любой сфере нашей жизни.

Составим «Сиквейн».

Примерный:

Герой.

Мужественный, решительный.

Спасает, помогает, защищает.

Всегда придёт на помощь!

Подвиг.

4. Рефлексия.

-Кто сегодня на уроке от наших героев получил заряд положительных эмоций и как они готов к великим делам, возьмите в руки бомбочку с горящим фитилём. https://free-images.com/or/5086/bomb_explode_detonate_explosion.jpg

-Кто сегодня на уроке от наших героев получил заряд положительных эмоций, но ещё не готов, как они к великим делам, возьмите в руки бомбочку с не горящим фитилём. https://free-images.com/or/5086/bomb_explode_detonate_explosion.jpg

- Урок закончен. Спасибо!

Домашнее задание: не задано.

Организует работу детей подготовивших сообщение.

Организует работу в группах.

Организует подведение итогов.

Проводит рефлексию.

Одни дети рассказывают, другие слушают, делают выводы по полученной информации.

Находят примеры настоящих поступков (из книг, фильмов, из жизни). Каждая группа представляет поступок как можно убедительнее, используя разные формы (сообщение, рисунок).

С помощью учителя подводят итоги урока, составляют Синквейн.

Определение своего эмоционального состояния на уровне ощущений

Личностные УУД:

проявление самостоятельности и инициативы в разных видах деятельности; умение анализировать свои способности и  действия.

Регулятивные УУД:

формулировать и удерживать учебную задачу; учится отличать, верно от неверного.

Познавательные УУД:

 умение ориентироваться в своей системе знаний;

находить ответы на вопросы, используя свой опыт; осмысление понятий, связанных с данной темой, работа с информацией, анализ, выбор.

Коммуникативные УУД: управлять поведением, умение слушать и слышать товарища.

Методический материал.

Слова для карточек.

1. Герой, поступок, подвиг.

2. Мужественный, отважный, сильный, храбрый, бесстрашный, упорный, решительный

3. Качества: доброта, человеколюбие, сострадание, умение дружить, самопожертвование, смелость, высокое чувство долга.

4. Бомбочки для рефлексии.

 https://free-images.com/or/5086/bomb_explode_detonate_explosion.jpg https://free-images.com/or/5086/bomb_explode_detonate_explosion.jpg

5. Информация о детях.

Школьник из Луховиц Дмитрий Калинников. Губернатор Московской области Андрей Воробьев вручил юноше медаль «За мужество в спасении». Этой награды Дмитрий удостоен за то, что в июле спас 13-летнюю девочку, которая тонула в пруду.

«Живу с мамой в военном городке на Черной. Был вечер. Я гулял по улице и увидел плачущую бабушку. Она говорила, что у нее пропала внучка. Потом встретил друзей, которые сказали, мол, в последний раз видели девочку на водоеме, что рядом. Пошел туда. На берегу увидел, что она тонет. Там ребята стояли, смотрели, но ничего не делали. Не раздеваясь, я прыгнул в воду, вытащил ее и понес домой. На тот момент она была без сознания. Потом уже пришли родные девочки, которые и вызвали скорую помощь», – рассказал о случившемся Дмитрий.

При этом, он, как сам же подчеркивает, свой поступок героическим не считает. Дима убежден, что так отреагировали бы многие, поэтому даже стесняется широкой известности и оказываемого ему внимания.

https://inluhovitsy.ru/novosti/obschestvo/gubernator-podmoskovya-vruchil-medal-za-muzhestvo-v-spasenii-shkolniku-iz-luhovic-dmitriyu-kalinnikovu 

После разговора с одиннадцатилетним Егором Алексеевым из Луховиц кажется, что это вполне взрослый человек. Недаром даже родители иногда называют его между собой Егором Романовичем. За основательность и ответственность. Когда вместе с другом Егор увидел горящее рядом с жилыми домами поле, не убежал куда подальше, а решил действовать.

– У нас было немного воды, и мы принялись тушить траву. Попутно я вызвал пожарных, – рассказывает Егор.

Как вспоминают в дежурке местной пожарной части, мальчик подробно описал место, где произошло возгорание, и представился по полной программе. Сообщил имя, фамилию, отчество, дату рождения и даже адрес проживания. А потому у человека на другом конце провода не возникло сомнений в реальности происходящего. Когда прибыл пожарный расчет, ребята затаптывали горящую траву. И не переставали этого делать, даже когда вода из брандспойта полилась на поле.

– Ну а что же... Надо было все довести до конца, – улыбается паренек.

Мама Егора говорит, что, когда сын пришел домой и все рассказал, она очень испугалась, но виду не подала, чтобы не расстраивать его.

– Взяла себя в руки. Понимаю, что по-другому вряд ли он смог бы поступить, – говорит Елена Киселева. – Егор у нас отличник, активист. На Новый год сам придумал для школы сценку в спектакле. Организовал всех в классе.

Егор мечтает стать сотрудником МЧС, правда, попутно подумывает и о карьере врача. Почему бы не объединить одно с другим?

– Будет здорово, если получится стать врачом МЧС – вот это работа так работа!

Андрей Селиверстов из Солнечногорского района думает стать сотрудником МЧС и потому учится не в обычном, а в кадетском классе, упорно занимается физподготовкой. Хорошая физическая форма и самообладание помогли ему в экстремальной ситуации.

– Вышел на улицу, собирался погулять вечером с друзьями, вдруг услышал крики неподалеку. Побежал. Мальчик из нашей школы буквально горел, – рассказывает подросток. – Вокруг ребята стоят и кричат: «Помогите!» Я сначала остолбенел, это выглядело очень страшно. А потом думаю: «Да сгорит же». Все это за доли секунды, наверное, произошло.

Андрей стал срывать со Славки (так зовут горевшего мальчика) одежду.

– Было горячо, и когда я понял, что больше не смогу ничего сорвать, чтобы самому не загореться, снял с себя кофту и стал его тушить. Ну и попутно вызвали скорую и пожарных. Славка обгорел не сильно. У меня тоже почти не было ожогов.

По словам Андрея, со Славкой они часто видятся, здороваются, иногда общаются в школе.

– Я всегда очень рад видеть его. Видеть, что у него все хорошо, – говорит юный герой.

Илья Щанкин и Алексей Деливрон – по жизни неразлучные друзья. Вот и, рассказывая о своем поступке, Илья не забывает про друга.

– Мы с Алексеем гуляли, услышали крики о помощи. Увидели, что нетрезвый мужик бьет женщину. Подбежали, оттащили его, вызвали полицию, – говорит Илья. – Все сделали вдвоем, а приглашение почему-то прислали мне одному. Но обещали, что Алексея тоже наградят.

На просьбу рассказать подробности Илья отвечает, что рассказывать-то нечего.

– Мужик тот был нетрезвый, но что делал – соображал, – уточняет Илья.

По его словам, этот случай еще больше сплотил ребят. Они поняли, что могут положиться друг на друга.

– Мы, не сговариваясь, переглянулись и побежали на крик. Значит, думаем одинаково.

А еще в жизни ребят появился добрый ангел-хранитель – спасенная ими тетя Оля. Женщина, фамилию которой мы не разглашаем по ее просьбе, до сих пор не может без слез вспоминать события того зимнего вечера.

– Этот человек наскочил на меня сзади, ударил ногой по голове, я упала. Он стал бить ногами в живот, в грудь. Пытался вырвать сумку. А потом нагнулся и говорит: «Ну все, сейчас я тебя убью», – рассказывает женщина. – Поднял и собрался стукнуть головой о машину. Я заорала что было мочи. Ребята прибежали и оттащили его. Настоящие герои! Они же не знали, сколько тут людей – один бандит или пятеро. И все равно пришли на помощь. Теперь мы общаемся. Я всегда им, если нужно, помогу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В жизни всегда есть место подвигу!"

Классный час о героях разных войн....

Методическая разработка урока по ОРКСЭ: модуль Основы православной культуры по теме "Подвиг"

Цель урокаФормировать общеучебные умения  работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета,- создать условия для ознакомления с православным пониман...

В жизни есть место подвигу

Открытое внеклассное занятиеКласс: 2Форма: классный час (беседа с элементами дискуссии и проектной деятельности) Тема: «В жизни есть место подвигу» Цели:ü Дать знания об Отечестве и его геро...

Конспект урока по ОРКСЭ "Подвиг"

Общая информация Модуль - Основы православной культуры УМК - Школа России Тема урока - «Подвиг» Тип урока - Комбинированный Цель, задачи - Формирование знаний детей о понятии «подвиг» Задачи:учить дет...

в жизни всегда есть место подвигу

классный час о героях...

Конспект урока по ОРКСЭ Подвиг

Конспект урока по ОРКСЭ Подвиг...