Урок по ОРКСЭ 4 класс "В тебе рождается патриот и гражданин".
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Технологическая карта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2._v_tebe_rozhdaetsya_patriot_i_grazhdanin.docx31.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1»

Технологическая карта урока ОРКСЭ

(Светская этика)

«В тебе рождается патриот и гражданин»

 

4 класс

Подготовила Андреева Е.С.,

учитель начальных классов

январь, 2023г.

Технологическая карта урока ОРКСЭ (Светская этика)

 Тема: «В тебе рождается патриот и гражданин».

Цели урока: формирование у учащихся чувства патриотизма и гражданственности.

Задачи урока:

-познакомить учащихся с понятиями «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность», «Отечество», «долг гражданина»;

- дать представление о патриотизме и гражданственности на примере конкретных исторических и современных фактах.

Личностные УУД: осознание себя патриотом и гражданином своей страны; формирование гражданского долга; осознание своей ответственности за судьбу Родины; мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять цель выполнения заданий на уроке, формулирование и удерживание учебной задачи, осуществление

самоконтроля и взаимоконтроля, умение корректировать выполненные задания на уроке под руководством учителя.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; анализ и обобщение, умозаключение, построение логической цепи рассуждений; выделение и формулирование познавательной цели, постановка учебной задачи совместно с учителем.

Коммуникативные УУД: участвовать в дискуссии, слушать собеседника и вести диалог, не перебивать, благодарить, использовать

специальную лексику; соблюдать простейшие нормы речевого этикета; выступать с монологом.

Основные термины и понятия урока: патриот, патриотизм, гражданин, Отечество, долг.

Используемые виды оценивания: словесное оценивание, самооценивание, взаимооценивание.

Оборудование: карточки со словами: патриот, в тебе, гражданин рождается, и , патриот, гражданин; карточки с определениями

патриот; карточки с буквами слова патриот; жетоны (красные, синие, зеленые); толковый словарь С.И. Ожегова; листы А4; компьютер,

проектор, презентация.

Этап урока

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Адатапционный этап

1.Начинается урок!

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой на уроке дорожи!

Проверка домашнего задания.

2.Начну наш урок с цитаты древнеримского философа Марка Цицерона

«Нам дороги родители, нам дороги дети, близкие, родственники, но все представления о любви к чему-либо соединены в одном слове «Отчизна».

-Как вы понимаете это высказывание?

И действительно Отечество, Отчизна, родина неразрывно связаны с природой, малой родиной, домом и семьей. Мы нежно и горячо любим свою Родину, но любовь к ней должна проявляться не только на словах, но и на деле.

Прочитайте слова и попробуйте составить из них предложение - тему нашего урока.

На доске: патриот, В тебе, гражданин рождается, и

Какую цель поставим перед собой?

Мотивирует учащихся на продуктивную работу.

Подводит к теме урока, предлагает определить цель.

Настраиваются на работу на уроке. Делятся на группы, используя жетоны.

Слушают учителя, из слов составляют предложение – тему урока, с помощью учителя ставят цель урока.

Личностные УУД:

формирование мотивации учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять тему и цель урока.

2. Основной этап

1. Как вы думаете, кто такой гражданин?

Гражданин - это человек, проживающий в определенной стране, обладающий правами и обязанностями этой страны.

Когда человек появляется на свет, он получает свой первый документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является гражданином Российской Федерации.

У каждого человека, проживающего в нашей стране, есть определенный набор прав и обязанностей, которые он должен обязательно выполнять. Они прописаны в законах нашей страны. Каждый человек должен понимать свой моральный долг перед своей страной. Соблюдение обязанностей - это и есть долг гражданина (гражданский долг).

Физминутка.

Ровным строем мы идём,

В барабаны громко бьём.

Мы летим, ка самолёт,

Ускоряется полёт.

Пересели в вертолёт,

Поднимает в верх пилот.

Поплывём на корабле,

Нас качает на волне.

Наши пушки метко бьют.

Нашей Армии салют!

Кто такой патриот? Кого можно назвать патриотом? Продолжите предложение… (выбрать)

Патриот – это…

это человек, который любит свою Родину

это человек, который гордится Родиной

это человек, который готов встать на защиту Родины

это человек который предан Родине и отстаивает ее интересы

Патриотизм- любовь к Родине, своему народу.

Из истории нашей страны мы знаем, что многие пытались захватить её. Благодаря мужеству, героизму народа она выстояла. Защитники нашей Родины – это патриоты. Дмитрий Донской, Суворов, Минин и Пожарский, Кутузов, многие герои ВОВ.

Работа с учебником с. 144-145.

Чтение текста учебника о патриотизме и гражданском долге.

2. «Расшифруй слово». Каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику патриоту.

П- преданный

А-активный

Т-трудолюбивый

Р-решительный

И-интересующийся

О-ответственный

Т-терпеливый

3.Многие люди отдали жизнь, своё сердце людям, которые живут сейчас, благодаря их не прожитой жизни…

Рассказ учащихся о земляках, воевавших в ВОВ. (Ахтырский Вячеслав Иванович и Воробьёв Иван Григорьевич )

Выстоять и победить в этих воинах людям помогли такие чувства как: любовь к Родине-патриотизм, потребность человека стоять на страже Отчизны - гражданственность и долг гражданина своей страны.

Организует беседу.

Организует физминутку.

Организует работу с понятием «патриот» и несколькими определениями к нему.

Организует работу с учебником.

Организует работу в группах.

Использует приём «Расшифруй слово».

Предлагает учащимся заранее подготовившим материал, рассказать о земляках ВОВ

Вступают в обсуждение.

Выполняют упражнения.

Высказывают свои предположения, делают выводы.

Читают определения в учебнике.

Работают в группах: обсуждают, предлагают слова.

По окончании работы дети представляют результаты исследований и объясняют свой выбор.

Учащиеся подготовившие выступления, рассказывают. Остальные слушают.

Личностные УУД:

осознание себя патриотом и гражданином своей страны; формирование гражданского долга.

Регулятивные УУД: умение определять цель выполнения заданий на уроке, формулирование и удерживание учебной задачи, осуществление

самоконтроля и взаимоконтроля.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной.

Коммуникативные УУД: участвовать в дискуссии, слушать собеседника и вести диалог, не перебивать, благодарить, использовать

специальную лексику; соблюдать простейшие нормы речевого этикета; выступать с монологом.

3. Творческий этап.

1.Сейчас идёт Специальная Военная Операция (СВО) по освобождению бывших регионов Украины от нацистов. Многие сотни российских военнослужащих и добровольцев демонстрируют истинный патриотизм и самоотверженность. Мы должны понимать, как тяжело тем, кто днём и ночью несёт нелёгкую службу по защите нашего Отечества. И человеку, находящемуся далеко от дома, необходима поддержка.

Что бы вы хотели пожелать нашим бойцам?

Творческая работа «Письмо солдату»

(Письма отправляются военнослужащим).

2.Рефлексия «Что я могу делать, чтобы быть патриотом и гражданином своей страны?» (Хорошо учиться, изучать историю, традиции своей страны, хранить память о людях, подаривших нам мирное небо над головой, помогать друг другу, выполнять правила и обязанности и т. п.)

Урок закончим исполнением гимна РФ.

3. Домашнее задание: с. 149 «Домашнее задание»

Организует творческую работу.

Организует рефлексию.

Пишут письмо солдату, по желанию оформляют рисунком.

Высказывают свои умозаключения.

Личностные УУД: осознание себя патриотом и гражданином своей страны; формирование гражданского долга; осознание своей ответственности за судьбу Родины.

Регулятивные УУД: умение выполнять задания, удерживая учебную задачу; осуществление

самоконтроля.

Методический материал.

1.Слова для вывода темы: патриот, В тебе, гражданин рождается, и

2. Слова для выведения понятий: гражданин, гражданский долг, патриот, патриотизм.

3. Карточки для расшифровки.

П

А

Т

Р

И

О

Т

4. Информация об участниках ВОВ.

Ахтырский Вячеслав Иванович родился 3 марта 1922 года в деревне Ильясово Луховицкого района. После 6 класса Вячеслав Иванович продолжил обучение в г. Коломна.  29 мая1941г. его забирают на учения в особые войска. Так как началась война их отправляют учиться то в один город ,то в другой.

10 апреля 1942г. Ахтырский В. И. окончательно покинул школу.

14 апреля 1942 г. перешел в 702 окз БАО г. Буденовск и начал работу пиромеханника. (Вел учёт невзорвавшихся снарядов, организовывал хранение боевых и т.п.)

Вячеслав Иванович бережно хранил карту, на которой отмечен весь его боевой путь, а также дневник. Его он вел с 1942 по 1946 год, в свободное время между боями. Также не забывал писать письма родственникам.

Война закончилась 9 мая 1945 года в 2 часа ночи. Их часть находилась в 20 км от Берлина. Но Ахтырский Вячеслав Иванович еще 2 года находился вне дома.

9 мая, в 6 часов утра, ему было дано задание отвезти пустую тару из-под авиабомб из г. Деетц. 3 июня ездили с батальоном на экскурсию в Берлин. Там сделали фото у Рейгстага. Затем вернулись в г. Штраусберг, где сделали много памятных фотографий.

В июле его батальон уехал, Вячеслав Иванович остался один сторожить боеприпасы.

12 августа 1945 г. Прибыл в Тутово и стал снова служить в своем батальоне.

12 сентября 1945г. его батальон оправился в г. Барт собирать боеприпасы, а 22 сентября 1945г. они их подорвали.

30 октября 1945г. ему вручили награды.

Все это время Вячеслав Иванович скучает о доме. 23 января 1946г он переходит из702 БАО в 7 окз АТП и работает завскладом.

Весь 1946 г. Ахтырский, находясь в Германии скучает по родным местам. Только в феврале 1947 г. он вернулся на Родину. В декабре 1947г.  Вячеслав Иванович женился. У него родилось трое детей.

Ахтырский В.И. начинает увлекаться рисованием и пчеловодством. В последние годы, он проживал  по адресу: Московская область, г. Луховицы, ул. Куйбышева д 380. В настоящий момент его уже нет в живых, но память о нем будет жить вечно.

https://infourok.ru/tvorcheskaya-rabota-na-temu-uchastnik-vov-ahtirskiy-vi-3087853.html

Иван Григорьевич Воробьёв прошёл путь от лётчика до командира авиационной эскадрильи. Принимал участие в боях на Северо-Кавказском и 4-м Украинском фронтах. Участвовал в Сталинградской битве, освобождении Кубани и Крыма.

Всего за время войны он совершил 179 боевых вылетов на штурмовике «Ил-2», сбил 3 вражеских самолёта. Также за время войны два раза был подбит (в 1942 и 1944 годах), оба раза садился на вынужденную посадку.
Иван Григорьевич удостоен звания Герой Советского союза.
С 1951 года Воробьёв был лётчиком-испытателем авиационного завода № 30 в Луховицах. Участвовал в испытаниях пассажирских самолётов «Ил-14» и «Ил-18», сверхзвуковых истребителей «Су-9» и «МиГ-21», а также их различных модификаций. 24 января 1965 года в свой 45-й день рождения Иван Григорьевич Воробьев разбился на самолете МИГ-21. Летчик делал всё, что мог, но, когда понял, что высота критическая, принял решение катапультироваться. Из-за малой высоты парашют не успел раскрыться, и летчик-испытатель погиб. Погиб, выполняя свой служебный долг.

https://vk.com/wall-77853462_33717


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль образовательного учреждения в становлении патриота и гражданина

Давно ведутся споры между семьёй и школой: "Кто чаще видит детей?", "Кто должен заниматься воспитанием подрастающего поколения?" Я попыталась разобраться в этом вопросе на основе гражданско - патриоти...

Урок ОРКСЭ по теме «В тебе рождается патриот и гражданин»

Методическая разработка урока ОРКСЭ по модулю "Светская этика". Учебник для 4 класса общеобразовательных организаций /А.И.Шемшурина. - М.: Просвещение,2016...

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «МАСТЕР-КЛАСС ПЕДАГОГА: ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТА И ГРАЖДАНИНА РОССИИ 21 ВЕКА»

К участию допускаются работники образования.всех уровней (педагоги, учителя, воспитатели, тьюторы, вожатые, наставники и пр.), образовательных учреждений России (дошкольн...

Урок по ОРКСЭ "Люблю тебя, моя Россия!"

По тематике курса этот урок  позволяет расширить знания и представления о Родине.      Цель: формирование у школьников патриотических чувств, любви и уважения к Роди...