Главные вкладки

    Урок ОРКСЭ по теме «В тебе рождается патриот и гражданин»
    методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

    Методическая разработка урока ОРКСЭ по модулю "Светская этика". Учебник для 4 класса общеобразовательных организаций /А.И.Шемшурина. - М.: Просвещение,2016

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_orkse.docx23.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока по ОРКСЭ

     (Модуль «Светская этика») 4 класс

    Учитель Зудилова Светлана Александровна

    МБОУ СШ № 8 г.Кстово

    Тема: «В тебе рождается патриот и гражданин»

    ЦЕЛЬ: формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности и знакомство с понятиями «патриот», «гражданин»,  «долг гражданина».

    ЗАДАЧИ:

    1. Познакомить учащихся с понятиями «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность», «долг гражданина»; дать представление о патриотизме и гражданственности на примере конкретных жизненных  фактов, патриотических песен, литературной были «От детей сорок четвёртого года».
    2. Развивать познавательную и творческую активность; формировать коммуникативные способности; умение вести диалог, работать в группе и коллективе.
    3. Воспитывать интерес к изучению истории страны, чувство патриотизма, гражданственности, долга, гордости за свою Родину.

    Личностные УУД: умение  принимать и осваивать роль ученика; умение эмоционально откликаться на содержание курса; самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями текста; умение понимать душевное состояние и умение сопереживать; умение делать свой нравственный выбор; умение уважать  мнение собеседника.

    Познавательные УУД: общеучебные – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать  новые знания; логические – умение владеть основами смыслового чтения; умение извлекать информацию из текста;  умение делать выводы в результате совместной работы; умение использовать словари; умение  проводить  анализ, синтез, сравнение.

    Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия с поставленной задачей; контроль, самоконтроль; умение  корректировать свою деятельность, адекватно воспринимать оценку учителя.

    Коммуникативные УУД: умение работать в группе; умение участвовать в диалоге; умение формулировать собственное мнение и позицию; умение договариваться  и приходить к общему решению в совместной деятельности.

    ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Учебник для 4 класса общеобразовательных организаций /А.И.Шемшурина. - М.: Просвещение,2016;  видеоролики песен «С чего начинается Родина?», «Я поднимаю флаг своего государства»; рисунки детей;  карточки-задания  для групповой работы, кодировочные таблицы,  листы для создания опорных схем, клей, фломастеры, магнитная доска.

    ХОД УРОКА:

    1) Оргмомент.

    - Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришли  на урок. Улыбнитесь им, ребята. Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Останьтесь на своих  местах.

    - Я предлагаю просмотреть видеоролик на одну замечательную песню. Он напомнит вам о теме предыдущего урока.

    2) Актуализация старых знаний.

    А) – На какой главный вопрос мы находили ответ на прошлом уроке? (С чего начинается Родина?)

    Вы прослушали песню Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского в исполнении Марка Бернеса. 

    Б) - Вы посмотрели, как авторы видят Родину.  Посмотрите на свои рисунки, а какие чувства к Родине возникают у вас? (показ рисунков с комментарием) 

    Вывод: На прошлом уроке мы выяснили, что Родина неразрывно связана с природой, с домом, семьёй, малой родиной.

    3) Изучение нового материала.

    А) – А сейчас предлагаю поработать в группах. Разгадайте слова с помощью кодировочной таблицы.

    Б) - Слова вывешиваются на магнитную доску, читаем хором слова: «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность»

    В)  - Как часто вы слышите эти слова? Считаете ли вы себя патриотом  и гражданином? (вопрос записывается на доске)

    -В ваших рисунках отражается любовь к малой родине. Поднимите руку, кто из вас любит Родину как страну, как  наше Отечество? А вы знаете, что эта любовь обозначена  этими понятиями?  

     - Вот сегодня и попробуйте разобраться в этом  вопросе? Откройте учебник и прочитайте тему урока (хором).

    Г) Работа в группах.

    - Предлагаю вам самостоятельно в группах поработать с текстом учебника и найти ответы на вопросы.

    Карточка для группы  № 1.

    Прочитайте 4 абзац текста, ответьте на вопрос:  

    В чём проявляется патриотизм? (из данных высказываний выберите верные и дополните схему-опору).

    Карточка для группы  № 2.

    Прочитайте 5 абзац текста, ответьте на вопрос:

    - Что объединяют в себе слова гражданственность, гражданин? (из данных высказываний выберите верные, дополните схему-опору).

    Карточка для группы  № 3.

    Прочитайте  2 абзац текста на с. 145, ответьте на вопрос:

    1. Кто такой патриот?  (из данных высказываний выберите верные, заполните схему-опору)

    Карточка для группы  № 4.

    С помощью толкового словаря С.И. Ожегова выберите верные значения слов «гражданин» и «патриотизм» и наклейте их на лист.

    1. Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными конституцией, и исполняющее все установленные конституцией обязанности.
    2. Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. (из предложенных вариантов дети находят верное определение и наклеивают на лист).

    Д) Проверка работы групп (на магнитную доску вешаем полученные  схемы).

    1) Сначала говорим о понятиях «гражданин», «гражданственность»

    У вас  у всех есть документ, подтверждающий, что вы граждане России. Это свидетельство о рождении. После рождения, каждого ребёнка регистрируют и «присваивают ему звание» гражданин, т.е. дают гражданство.

     (снова обращаемся к правилу- схеме, кто такой гражданин) О правах и обязанностях граждан России вы изучали на уроках окружающего мира. Главное, что вы должны пользоваться своими правами и выполнять обязанности гражданина РФ.

    - Теперь вы можете ответить на вопрос: считаете ли вы себя гражданином? Докажите (ответы детей).

    2) Говорим о понятиях «патриот», «патриотизм»

    Более точное значение даётся в толковом словаре Ожегова. (патриот готов к любым жертвам и подвигам во имя интересов Родины)

     А звание «патриот» даётся с рождения? (из учебника  гр.3: слово «патриот»  не на любой  случай. Не каждый заслуживает такой оценки)  Можете ли вы считать себя патриотом? Докажите: обращаемся к схемам (ответы детей).

    - В чём проявляется ваш патриотизм?

    Е) Работа с учебником.

    - Давайте обратимся к учебнику и прочитаем, что говорят авторы учебника о патриотизме. С. 145 предпоследний абзац. Долг гражданина – новое понятие.

    - В чём же проявляется в полной мере патриотизм? Как?

    Ж) Чтение учащимися военной были «От детей сорок четвёртого года». (читают заранее подготовленные дети)

    З) Беседа о прочитанном:

    -Понравилась ли вам эта быль?

    - Зачем братья приезжают каждый год к этому постаменту? (почтить память, это их гражданский долг, в знак благодарности)

    - Какие моменты вас взволновали, удивили? Какие чувства вызвала у вас военная быль?

    - Можно ли назвать Василия и Антона гражданами и патриотами?

    - Зачем в учебник включили эту быль?

    О защитниках нашей Родины  мы ещё не раз вспомним на уроках. Я  хочу узнать,  а вы бы встали на защиту Родины?  А смогли бы отдать свою жизнь во имя страны? Спасибо, ребята, в такие минуты в вас действительно рождается патриот. Но я  хочу, чтобы люди никогда не знали, что такое война. Никогда не испытывали горе и боль. Я желаю всем  только радоваться процветанию нашей страны и гордиться сынами Отечества.  Ведь быть патриотом можно и в мирное время.  

    4) Конкретизация.

    - А сейчас прошу вас встать. Включаю: Видеоролик песни «Я поднимаю флаг своего государства».

    - Почувствовали ли вы себя гражданином и патриотом, прослушав песню. Испытываете ли вы чувство гордости за Россию?

    1. Итог урока, рефлексия.

    - Попробуйте выразить своё отношение к сегодняшней  теме через создание синквейна. (работа в группах)

    Составление синквейна (на столе памятка).

    Зачитывание получившихся синквейнов.

    - Я думаю, что сегодняшний урок затронул ваши души,  и вы обязательно станете настоящими гражданами и патриотами нашей Родины.

    Спасибо за отличную работу.

    Гражданин

    Достойный, истинный

    Живёт, служит, гордится

    Гражданин несёт ответственность за судьбу Родины.

    Человек!

    Патриот

    Смелый, мужественный

    Любит, верит, защищает

    Патриот верен Родине!

    герой


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

    Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

    Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России"

    На уроке используются различные виды деятельности: словарная работа, беседа, комментированное чтение, выразительное чтение, устный рассказ, самостоятелная творческая работа учащихся. Урок сопровождает...

    Урок ОРКСЭ по теме "Семья" 4 класс

    конспект урока и презентация...

    урок ОРКСЭ по теме Культура и религия

    Конспект урока с презентацией по основам мировых религиозных культур...

    Урок кубановедения на тему: "Люблю тебя, мой край родной!"

    Продолжить знакомить учащихся с историей малой родины. Закрепить понятие о символах Кубани. Воспитывать чувство любви и гордости за свой народ, за народ живущий  рядом, стремление приходить н...