Роль образовательного учреждения в становлении патриота и гражданина
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Бахман Нелли Вячеславовна

Давно ведутся споры между семьёй и школой: "Кто чаще видит детей?", "Кто должен заниматься воспитанием подрастающего поколения?" Я попыталась разобраться в этом вопросе на основе гражданско - патриотического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бахман Нелли Вячеславовна,

МБОУ «СОШ № 8 с углублённым

изучением английского языка»  

г. Мончегорска

РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ ПАТРИОТА И ГРАЖДАНИНА

Совершенствование педагогической деятельности по реализации ФГОС НОО

Современное общество определяет стратегию своего развития в условиях глобализации. Оказывая мощное воздействие на социальное развитие, глобализация стирает национально-культурные различия.

В современных условиях становления новых национальных приоритетов особое значение приобретает патриотическое воспитание детей. Патриотизм как традиционная ценность российского народа является реальным фактором успешного развития и реализации общенациональных интересов.

Слово «патриот», по данным «Этимологического словаря русского языка» Макса Фасмера, впервые употребил Петр I. Это заимствование из немецкого Patriot или из французского pаtriote — «сын отечества». Патриотизм – социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Гражданственность – свойство поведения человека, проявляющееся в его готовности активно участвовать в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности.

Семья  как фактор воспитания – это первая культурная ниша, откуда берут начало духовно-нравственное, социально-поведенческое составляющие каждого ребёнка.

Многочисленные социологические опросы показали, что руководители учреждений, учителя отводят ведущую роль в патриотическом воспитании семье. 70% родителей отдали патриотическое воспитание на откуп школе, общественным организациям. Профессор кафедры социальной педагогики Костромского государственного университета Б. З. Вульфов пишет «приоритетной сферой влияния семьи являются патриотические чувства, а школы - патриотическое сознание». Патриотическая составляющая в личности во многом определяется степенью включённости в общественную жизнь, поэтому именно образовательному учреждению отводится ведущая роль в гражданско-патриотическом воспитании.

В утверждённой государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» патриотизм рассматривается в качестве нравственной основы формирования активной жизненной позиции человека. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» патриотизм занимает прочное место среди основных принципов государственной политики в образовательной сфере. Содержание Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ориентировано на становление таких личных характеристик обучающихся, как любовь к своему народу, своему краю и своей Родине.

Цель патриотического воспитания школьников: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся.

Основные направления гражданско–патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений из государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы»:

  • Духовно - нравственное. Осознание учащимися в процессе воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов в практической  деятельности.
  • Историко – краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.
  • Гражданско – правовое. Система мероприятий, направленных на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
  • Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений.
  • Военно – спортивное. Направлено на формирование идей служения Отечеству, способности к его защите, изучение русской военной истории, воинских традиций. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом.
  • Культурно - патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Все направления реализуются через центрическую воспитательную модель: СЕМЬЯ (любовь к родителям, к родному дому, родственникам);  ШКОЛА (уважения к старшим, людям труда, гордость за класс, школу); РОДНОЙ КРАЙ (любовь к малой родине, охрана окружающей среды); СТРАНА (любовь, забота о России, защита Отечества, гордость за страну, уважение к другим народам)

Психологи выделяют три уровня патриотического воспитания:

1.ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ уровень – знание или мнение о явлениях патриотизма, осознание их;

2.ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ уровень – реакция по отношению к этим явлениям, их оценка;

3.ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ уровень – последовательность действий проявления патриотизма в конкретной ситуации.

Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств.

Стандартная форма любого воспитания в школе – урочная деятельность. Практически на каждом уроке можно выделить воспитательную задачу гражданско – патриотической направленности. С помощью детей я собрала коллекцию пословиц и поговорок о героях, солдатах, воинах; о родной земле. Использую этот материал на уроках русского языка и литературы. По математике составила цикл слайдов с задачами про Москву. Использую тренажёры по формированию универсальных учебных действий (составитель Т. Л. Мишакина и др.) Перечислю заголовки текстов для работы из этих печатных изданий: «Берёза – неофициальный символ России»; «Кострома городок – Москвы уголок»; «Золотое кольцо России»; «Красная площадь».

Традиционно празднуем в классе день Победы. Заключительное праздничное мероприятие – продукт проектной деятельности. На музыке – учим песни, на уроке изобразительного искусства и технологии – готовим праздничное оформление. В самодельную книгу Памяти заносим описание подвигов героев войны. На разных стадиях проекта сотрудничаю с родителями учащихся. Совместно участвуем в акциях «Гвардейская ленточка», «Бессмертный полк», «Красная гвоздика». При выборе песен для мероприятий использую «классику»: «Три танкиста», «Солнечный круг» и т.п. Так стараюсь поддержать связь поколений, гости с удовольствием присоединяются  к пению. У людей разного поколения голос Левитана вызывает трепет; узнаём по звуку предмет, который его издаёт: шум танка, самолёта, салюта, топот пехоты. Отгадываем загадки военных лет: «Сокол яйцо снёс, фрицев в щепки разнёс». Дети стандартно отвечают, что это самолёт. Разбираем разницу между «штурмовиком» и «истребителем». Рассказывая о герое Великой Отечественной войны, стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся. Например: Анатолий Бредов ценой своей жизни удержал высоту. Чем ценна высота? Посмотрите на физическую карту Кольского полуострова. А были ли здесь танковые баталии? Для скорости вылета по тревоге Борис Сафонов заменил шнуровку на шлеме на эти приспособления. О каких приспособлениях идёт речь?  Таким образом дети начинают «вживаться» в сюжет. Пересказывая подвиг Анатолия Бредова, ученица детализировала историю. Сказала, что граната появилась из рукава гимнастёрки. И аргументировала, если бы граната была в руке, фашисты не подошли бы близко. Из игрушечных солдатиков выбираем нашего героя. Дети объясняют свой выбор. Нет ничего ценнее в патриотическом воспитании, чем рассказы очевидцев военных действий. Но младший школьный возраст требует смены вида деятельности, детям трудно весь урок слушать монологическую речь. Мы готовим мини-концерт, кроссворды для ветеранов, для детей войны.

Помимо традиционных праздников принимаем участие в различных мероприятиях к памятным датам. К юбилею Сбербанка провели исследовательскую работу над частной коллекцией банкнот. Разложив их в хронологическом порядке, проследили изменения в государственных символах, установили хронологию событий происшедших в России со времён Екатерины II. День семьи, день мамы отмечаем и концертами, и спортивными соревнованиями, и историко-родословными исследованиями: «Бессмертный полк», «О чем говорит фамилия», «Девиз семьи» и т.д. Ко дню Конституции провели игру «Поле Чудес» по государственной символике, готовим творческие работы «Герб класса». В международный день охраны памятников представили свои проекты о памятниках Заполярья.

Обязательно акцентирую внимание детей на то, что важно быть не просто спортсменом, танцором, участником олимпиады, важно понимать, кто или что за тобой стоит: родители, школа, город; воспитывая тем самым патриота и гражданина.

Интеграция в воспитательный союз школы, семьи, системы дополнительного образования обязательно дадут ростки патриотизма в наших детях. Важно помнить: патриотизм - это чувство, которое можно воспитать, привить, взлелеять, но не насаждать насильно или поверхностно.



ЛИТЕРАТУРА

Быков А.К., Мусс Г.Н. Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании учащихся // Воспитание школьников – 2011, - №4, - С.13 – 18

Варганова Г.В. Патриотическое воспитание как фактор развития современного общества // Патриотическое воспитание детей и подростков: педагогические и библиотечные технологии. - Москва,2015.- С.14 – 21

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» - Режим доступа:  http://government.ru/

Нефедьев А.М. Патриотическое воспитание как механизм укрепления социальной сплочённости // Патриотическое воспитание детей и подростков: педагогические и библиотечные технологии. - Москва,2015.- С.10 - 14.

Сергеева Е.А. Педагогический совет «Дискуссия о патриотизме или патриотическое воспитание – основа учебно-воспитательного процесса в школе» // Классный руководитель – 2016, - №1, - С. 46-54

Синягина Н.Ю. О патриотизме и воспитании патриота // Воспитание школьников -  2011, - №1, – С.23 – 26


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Совершенствование педагогической деятельности по реализации ФГОС НОО Роль образовательного учреждения в становлении патриота и гражданина Бахман Нелли Вячеславовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №8 с углублённым изучением английского языка» г. Мончегорска

Слайд 2

Патриотизм – социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Гражданственность – свойство поведения человека, проявляющееся в его готовности активно участвовать в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности.

Слайд 3

«…приоритетной сферой влияния семьи являются патриотические чувства, а школы - патриотическое сознание» Б.З. Вульфов

Слайд 4

Основные направления гражданско-патриотического воспитания школьника Духовно - нравственное . Историко – краеведческое . Гражданско – правовое . Социально – патриотическое . Культурно - патриотическое. Военно – спортивное.

Слайд 5

Все направления реализуются через центрическую воспитательную модель: СЕМЬЯ СТРАНА РОДНОЙ КРАЙ ШКОЛА

Слайд 6

Психологи выделяют три уровня патриотического воспитания: 1.ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ – знание или мнение о явлениях патриотизма, осознание их. 2.ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ – реакция по отношению к этим явлениям, их оценка; 3.ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ – последовательность действий проявления патриотизма в конкретной ситуации

Слайд 7

Духовно - нравственное направление патриотического воспитания: День Мамы «Богатыри земли русской» День защитников Отечества День Победы

Слайд 8

Историко-краеведческое: Лесопосадки На колокольне Экопарк Передвижная выставка

Слайд 9

Историко-краеведческое направление патриотического воспитания: Игра «Поле Чудес» «Улицы города» Лапландский заповедник Краеведческий музей

Слайд 10

Гражданско-правовое: «Россия в денежных знаках» «Герб класса» «Поле Чудес» «Символы государства» Спортивная игра по правилам дорожного движения

Слайд 11

Социально – патриотическое: Посадка лиственниц Акция «Гвардейская ленточка» Встречи с ветеранами «Последний звонок»

Слайд 12

Военно – спортивное: Спортивная игра «Зарница» Экскурсия в воинскую часть Соревнования «Быстрее, выше, сильнее!»

Слайд 13

Культурно-патриотическое: Акция «Красная гвоздика» Декоративно-прикладное творчество

Слайд 14

Культурно-патриотическое: Фольклорный праздник 3 D пазлы Городской фестиваль хоров Классный час «Нам нужен мир!» Стенгазета ко дню защитников Отечества

Слайд 15

Интеграция в воспитательный союз школы, семьи, системы дополнительного образования обязательно дадут ростки патриотизма в наших детях. Важно помнить: патриотизм - это чувство, которое можно воспитать, привить, взлелеять, но не насаждать насильно или поверхностно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕСТО И РОЛЬ ПОРТФОЛИО В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Портфель достижений учащихся младших классов. Отбор материала, который вкладываем в файлы, помещаем в портфолио....

Выступление на ГМО учителей ИЗО на тему: "Педагогическая практика - изобразительная деятельность учащихся как среда становления конкурентоспособной личности гражданина России"

Актуальность этой проблемы очевидна, так как в условиях перехода к новому образованию школа должна обеспечить достижение большинством учащихся образовательных результатов, адекватных новым требованиям...

Урок ОРКСЭ по теме «В тебе рождается патриот и гражданин»

Методическая разработка урока ОРКСЭ по модулю "Светская этика". Учебник для 4 класса общеобразовательных организаций /А.И.Шемшурина. - М.: Просвещение,2016...

Публикация "Роль урока математики в осуществлении адекватной интеграции обучающихся коррекционно-образовательного учреждения в систему современных социальных отношений"

Роль урока математики в осуществлении адекватной интеграции обучающихся в систему современных отношений. Из опыта работы учителя начальной школы....

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «МАСТЕР-КЛАСС ПЕДАГОГА: ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТА И ГРАЖДАНИНА РОССИИ 21 ВЕКА»

К участию допускаются работники образования.всех уровней (педагоги, учителя, воспитатели, тьюторы, вожатые, наставники и пр.), образовательных учреждений России (дошкольн...

Роль рационального цветового оформления помещений образовательного учреждения

Роль рационального цветового оформления помещений образовательного учреждения. Какие группы цветов с учетом их основных характеристик используются при рациональном цветовом оформлении....