Урок по основам светской этики на тему: «Род и семья – исток нравственных отношений»
презентация к уроку по орксэ (4 класс)

Тибакумова Анна Владиславовна

Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»

ТЕМА:

«Род и семья – исток нравственных отношений»

Тибакумова Анна Владиславовна

 учитель начальных классов

высшей категории

Улан-Удэ  

      Тема: «Род и семья – исток нравственных отношений»

Тип урока: урок изучения  и первичного закрепления новых знаний.

Цель:  формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности.

Задачи:

Обучающие 

  • Раскрыть понятия «род»,  «семья», «родословная»;  
  • познакомить с терминами ближайшего родства;
  • представить образ семьи как важнейшую нравственную ценность в жизни каждого человека.

Развивающие 

  • Развивать речь, внимание, мышление, память;
  • формировать уважительное отношение к родителям, окружающим;
  • способствовать формированию  понимания значимости семейного  воспитания для становления личности;
  • способствовать  развитию позитивного отношения к жизни, к  окружающей действительности, к своей семье.

Воспитательные 

  • Воспитывать любовь и уважение к своей семье; 
  • Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру;
  • формирование у учащихся стремления помогать семье во всем;
  • пробуждение в ребенке чувства ответственности за семью.

Планируемые результаты

  • дать начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье;
  • сформировать ценностное отношение к своей семье, старшему поколению;
  • научить различать степени родства.

УУД:

Познавательные: использовать знаково - символические средства, в том числе модели и схемы; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные: готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;

Регулятивные: адекватное восприятие корректирующих указаний;

Личностные: уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого, освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

Ресурсы:

Интернет, мультимедийное оборудование для презентации, учебник «Основы светской этики», рабочая тетрадь к учебнику, авторы - Ветошкина Ирина Борисовна, Кузнецова Марина Викторовна, раздаточный материал – ромашки, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас!

2. Актуализация знаний.

Формула успеха (Слайд 1)

Тему нашего  урока я не обозначила. Предлагаю вам самим определить ее. А поможет вам в этом ребус на  слайде презентации и эпиграфы к уроку. (Слайд 2)

Разгадывание ребуса учащимися

Запись в тетради темы урока. Обсуждение с учащимися темы урока:

– О чем же мы сегодня будем говорить?

3. Постановка проблемы.

 - Зачем человеку семья? (Высказывания детей.)

4. Сообщение темы урока. Постановка целей и задач урока.  

– А как вы понимаете значение слово «семья»?
– Как образовано это слово? 
– Что такое род?               
– Существует ли сегодня понятие рода?  
– Какое понятие шире?

-Сформулируйте сами тему урока.

 - Сегодня на уроке мы узнаем, что такое род и семья. Познакомимся с терминами ближайшего родства, рассмотрим какую роль играет семья в жизни каждого человека.

5. Работа по теме урока.

- Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало.

Начало дерева - его корни, начало реки - ручек.

А истоки человека - это семья, где он родился, его род.

Так что же такое семья?

Давайте посмотрим, какое определение дается в словаре Ожегова С. И.:

Семья - это группа  живущих вместе близких родственников. (Слайд 3)

- Семья - это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества. В семье есть особый порядок, при котором старшие, более опытные в жизни, помогают младшим, менее знающим.

  В 2008 году  в день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии (Слайд 4)

Муромских – 8 июля – был официально объявлен праздником -  Днем семьи, любви и верности. Символом этого праздника является ромашка. Запишите на лепестках ромашки имена членов вашей семьи. (Прикрепляются на доске )

-Ребята, скажите, а если убрать сердцевину у ромашки что с цветком произойдёт? (она распадётся).

-Правильно.

-А на чём держится семья?

-Что является её сердцевиной? (любовь, понимание, уважение, забота). (Слайд 5)

-Подпишите эти главные слова на вашей ромашке.

-Я желаю чтобы ваша ромашка - семья была самая крепкая.

-А теперь давайте прикрепим ваши ромашки на наше зелёное поле.

-Посмотрите, какое у нас получилось замечательное ромашковое поле.

- Но ромашки у нас получились разные. Семьи тоже  все разные.

 -А чем они отличаются?   Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, традициями.

-Рассказать о своих семьях нам решили Захар и Диана.

Захар: (Слайд 6)

Каждая русская семья – отец, мать и дети, жили в своей избе отдельно от других семей. Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все дети и внуки – жили одной дружной семьей с родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Самым главным считался старший член семьи – его почитали и советовались с ним. Детей воспитывали в строгости. Народная мудрость поучала:

« Живы родители – почитай, умерли – поминай!»

Многие века на Руси было принято при первом знакомстве вопрошать: «Чей ты, какого роду?». В русских сказках и былинах обращаться к молодцу: «Ты скажись, молодец, родом – племенем».

Диана: (Слайд 7)

 У бурят принято жить большими семьями, всем вместе. Главой каждого семейства является отец, который обладает большой властью и авторитетом. Рядом с семьей отца обычно живут семьи всех его детей. В хорошей бурятской семье господствует любовь и взаимное уважение прав и прерогатив всех членов - от стариков до самых маленьких детей. Все члены семьи знают свои обязанности, и каждый делает свое дело, не вмешиваясь в чужое. Не допускается спорить со старшими, пререкаться и грубить. Некрасивым считается вести себя шумно и вызывающе, неуважительно.

  В семье бурята каждый должен знать историю своего рода и генеалогию племени - как минимум двенадцать поколений своих предков, а также родовые легенды, мифы, предания и песни.

Учитель:

Семья – это муж и жена, это дом, родители и дети, бабушки и дедушки. Это заботы и радость, несчастья и печали, это привычки и традиции, это любовь.

-В каждой семье существуют разные традиции. Давайте поразмышляем о них. (раздаются тексты, дети читают и объясняют, о какой семейной традиции они почитали)

(Слайд 8)

Семья

Семья – это счастье, любовь и удача, 
Семья – это летом поездки на дачу. 
Семья – это праздник, семейные даты, 
Подарки, покупки, приятные траты. 
Рождение детей, первый шаг, первый лепет, 
Мечты о хорошем, волнение и трепет. 
Семья – это труд, друг о друге забота, 
Семья – это много домашней работы. 
Семья – это важно! 
Семья – это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно! 
Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
Обиды и ссоры подальше гоните, 
Хочу, чтоб про нас говорили друзья: 
Какая хорошая Ваша семья!

-А какие традиции есть в вашей семье?

6.Физминутка. (Слайд 9)

 - Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас, во время разминки. Слушайте задания и выполняйте.

- Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши

- У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой

- Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши

- У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх

- Хлопните те, кто очень любит свою семью

Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее.

С древних времен  существовали заповеди  (правила) семьи: (слайд10 )

*свято храни честь своей семьи;

*люби свою семью и делай ее лучше;

*будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;

*подари родителям радость;

 *жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

- А какие правила, заповеди соблюдаются в вашей семье? (помогать друг другу, жить в любви, уважать друг друга, слушаться старших, не ссориться, помогать по хозяйству и т.д).

7. Работа по учебнику.

- Человек растет и задумывается над вопросом: «Кто? Откуда? Каковы мои корни?». Издавна одной из традиций  народа было знание своих предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается.

 

- Прочитайте в учебнике на стр. 38 первый и второй абзацы.

      -  Род - это люди, которые считают себя потомками общего предка. В русском языке РОД – корень самых главных понятий  в жизни человека: родители, рождать, родные, родина, природа, родник, урожай, плодородие.

В далеком прошлом люди жили родами. Они помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство, а еще и помощь друг другу в борьбе за жизнь  в дикой природе. О детях заботились сообща, всем родом и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра. 

   В русском языке РОД – корень самых главных понятий  в жизни человека: родители, рождать, родные, родина, природа, родник, урожай, плодородие.

- Существуют разные символы рода, например гербы, фамилии, родовые реликвии.

 

-Что такое реликвия? реликвия — это все то, что переходит к детям и внукам на память о родителях. В Украине был обычай: на счастье дарить рушник. Он оставался у детей и переходил к следующим поколениям, как воспоминание о родителях, как семейная реликвия (учитель демонстрирует такой рушник).

-Какие еще старинные вещи являются семейной реликвией? Это фотографии родных, семейные альбомы, которые хранились в сундуках или висели на стенах в рамках. Они рассказывают о предках, где те жили, чем занимались.

К реликвиям принадлежат и награды (ордены, медали, грамоты, коллекции) ваших родителей, дедушек, бабушек.

-Есть ли у вашей семьи семейный альбом, старинные вещи?

-У кого из вас есть дома награды ваших предков?

-Какие старинные вещи сохранились в вашей семье?

-Где они хранятся?

-О чем рассказывают? (дети рассказывают о своих реликвиях)

8. Установление родственных связей.

Работа по карточкам

 

Соедините друг с другом соответствующие понятия в столбиках.

Прабабушка                                                        

Прадедушка                                                        

Бабушка                                                              

Дедушка                                                              

Дядя                                                                      

Тетя                                                                      

Двоюродный брат                                                

Двоюродная сестра    

                                         

        

 Папин брат

 Сын твоей тети

 Мама твоего дедушки     Дочь твоего дяди

 Дедушка твоего отца    Мама твоей мамы

 Мамин папа

 Мамина сестра

Родословная – это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.

Генеалогия – историческая наука о родстве, занимающаяся изучением и составлением родословных. 

9.Работа по учебнику.

- Что такое родословная?

Родословная рассказывает об истории рода, определяет место человека в семье.

-Рассмотрите в учебнике иллюстрацию на стр. 39 «Родословная  Пушкина»

- Сколько поколений можно насчитать в родословной?

-Подумайте, почему важно знать своих предков?

Работа с учебником.

-  Все вокруг нас удивительно устроено. Посмотри вокруг, и ты увидишь, как прекрасна наша Земля и небо. Оглянись и обрати внимание на людей, которые рядом  с тобой. Это твои друзья, одноклассники. Вместе вы познаёте науки и отдыхаете. Но где бы ты ни был, чем бы ты не занимался, самыми дорогими и близкими для тебя остаются твои родные, твоя СЕМЬЯ.

- А что значит для вас семья?

10. Итог урока:

-Попробуйте своими словами объяснить смысл выражения:

Род и семья - исток нравственных отношений.

-Что вы можете рассказать о роде и семье членам вашей семьи, вашим друзьям? Какие вопросы им зададите?

- Зачем человеку семья?

- Какие заповеди семьи запомнили?

- Что вам особенно запомнилось из прочитанного и сказанного на уроке?

11.Рефлексия.

Игра  «Свеча  любви»

Давайте  поиграем  в  игру,  которая  называется  «Свеча  любви»

Конечно  же,  каждый  из  вас  любит  свою  семью,  какой  бы  она  ни  была  -  большой  или  маленькой,  полной  или  не  полной.  Но  наверняка  вы  редко  задумываетесь  о  своих  чувствах  к  членам  семьи.  Просто  любите  их  -  и  все.  Сейчас  же  я  предлагаю  вам  задуматься  именно  об  этом  -  о  том,  как  дороги  вам  ваши  близкие.

Описание  игры.

Дети  становятся  в  круг.  Каждый  получает  маленькую  сувенирную  свечку.  Учитель  зажигает  свечу  одного  из  учащихся  и  просит  всех  подумать  о  своей  семье,  вспомнить  какие-либо  волнующие  моменты  из  истории  семьи,  а  затем  предлагает  ученику,  чья  свеча  уже  зажжена,  сказать,  глядя  на  пламя,  слова  благодарности  конкретному  лицу  (маме,  папе,  бабушке,  сестренке  и  т. д.)  и  пояснить,  за  что  он  его  (их)  благодарит.  После  этого  ученик  зажигает  своей   свечой  свечу  соседа.  Игра  продолжается,  пока  в  кругу  не  зажгутся  все  свечи.  Затем  учитель  предлагает  детям  повторить  три  раза  слова  «Мир  дому  моему»,  глядя  на  свечу  любви,  после  чего  свечи  одновременно  тушатся

12. Домашнее задание. Составьте вместе с родителями свою родословную

Придумайте и изобразите герб  своей семьи. Попытайтесь дома узнать, как появилась ваша фамилия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Подумай и ответь 7Я · Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное. Платон . При соединении и малое растет, при раздоре и величайшее распадается. Саллюстий

Слайд 3

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества

Слайд 4

Святые благоверные князь Пётр и Февронья День семьи 8 июля

Слайд 5

Прабабушка Прадедушка Бабушка Дедушка Дядя Тётя Двоюродный брат Двоюродная сестра Мама твоего дедушки Дедушка твоего отца Мама твоей мамы Мамин папа Папин брат Мамина сестра Сын твоей тёти Дочь твоего дяди

Слайд 6

Понятия РОД – это связь членов семьи, произошедших от одного родоначальника. Принадлежность к роду частенько определяет судьбу («на роду написано»), долю, какие – то устойчивые черты характера («он родом таков»). Словарь В.И.Даля. Семья - это группа живущих вместе родственников. Все остальные, даже отделившиеся дети будут родней. Семья – самое главное в жизни каждого человека. Это близкие люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком – либо заботимся, кому желаем добра и счастья.. С. Ожегов. Словарь.

Слайд 7

сын папа дочь дедушка бабушка мама Моя семья

Слайд 8

РОД Родить Рожденный Рождение Перерождение Рождаемость Зарождение Вырождение Народиться Выродиться Родословная Роды Родители Родной Родовое Родненький Родственники Роднуля Родненький

Слайд 9

Генеалогическое древо

Слайд 10

семья вместе Вся – на месте так и душа. Собери пословицу

Слайд 11

Общее счастье Днём вся семья работает не уставая. А как вечер наступит, новый большой дом наполняется людьми, весёлыми и бодрыми. Счастье навсегда поселилось в большой семье . И было то счастье для всех единым. Общим Счастьем было оно.

Слайд 12

Что нужно, чтобы в доме вновь появилось счастье? уважение дружба доверие трудолюбие любовь внимание забота лад чуткость

Слайд 13

Забота о детях и стариках

Слайд 14

Загляните в семейный альбом

Слайд 15

Заповеди семьи Настоящий сын и дочь берегут своих родителей. Настоящий сын и дочь заботятся о благе своей семьи. Нельзя бездельничать, когда родители трудятся. Не вступайте в пререкания с взрослыми. Не делайте того, что осуждают старшие, - ни на глазах, нигде – либо еще. Нельзя садиться обедать, не пригласив старших. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно маму, если у нее никого нет, кроме тебя.

Слайд 16

Благодарю за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики").

Данный урок развивает интерес учащихся к семейной родословной, воспитывает уважение к своей семье, прививает любовь к семейным ценностям....

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)Цели урока: Воспитание нравственных отношений  учащихся  к семье, родителям, своему роду ч...

Методическая разработка урока по теме "Род и семья- исток нравственных отношений"

Методическая разработка урока по теме "Род и семья- исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики") Это урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель урока- формирование пре...

технологическая карта урока ОРКСЭ, Род и семья – исток нравственных отношений, модуль "Основы светской этики",

Углубить сущность понятий род, семья, нравственные отношения и расширить знания об этих понятиях, учить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Формировать умение проводить наблюдени...

Проект урока ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») по теме «Род и семья – исток нравственных отношений». (4 класс)

Урок усвоения новых знаний. Использованы игровые технологии, технология проблемного обучения, ИКТ, технология создания интеллект-карт, наглядные и практические методы. Ожидаемые результаты урока: знан...

«Род и семья – исток нравственных отношений». Модуль «Основы светской этики»

Тема раскрывает содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи роди...