ОРКСЭ/ОДНКНР
материал по орксэ

Коневина Ольга Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

ОРКСЭ/ОДНКНР

Учитель начальных классов Коневина Ольга Александровна

  1. Нормативно-правовая база реализации курсов ОРКСЭ/ОДНКНР

 Федеральный закон «Об образовании в РФ»

 Федеральные образовательные  стандарты

 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России      

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года

  1. Концептуальные подходы реализации курсов ОРКСЭ/ОДНКНР

В основе концептуальных подходов реализации курсов ОРКСЭ и ОДНКНР лежит принцип диалога религиозных и светской культур в пространстве культурно-исторической и современной жизни России. В результате освоения данного предмета школьниками должны быть усвоены следующие идеи: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития современного человечества ценностным содержанием. Для методики преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики» важны следующие подходы и направления: культурологические, коммуникативные, деятельностные. Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли православия, ислама, иудаизма, буддизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умений выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения.

  1. Цели, задачи духовно-нравственного воспитания школьников

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Основной целью духовно-нравственного воспитания школьников является осуществление педагогической поддержки становления высоконравственной личности.

Задачи:

  1. Воспитание гражданственности и патриотизма.
  2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
  3. Воспитание трудолюбия.
  4. Формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ.
  5. Воспитание ценностного отношения к природе.
  6.  Воспитание эстетических компетенций.
  1. Структура курсов ОРКСЭ/ОДНКНР

Комплексный учебный курс «ОРКСЭ» состоит из 6 модулей:

 -основы православной культуры,

 -основы исламской культуры,

-основы буддийской культуры,

-основы иудейской культуры,

 -основы мировых религиозных культур,

 -основы светской этики.

 Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели - воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.

Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: Отечество, семья и культурная традиция. На этих базовых ценностях осуществляется воспитание детей в рамках нового учебного курса.

Структура учебного курса ОДНКНР.

 Учебный курс ОДНКНР состоит из следующих тем:

Гражданин России. Порядочность. Совесть. Доверие и доверчивость. Милосердие и сострадание. Правда и ложь. Традиции воспитания. Честь и достоинство. Терпимость и терпение. Мужество. Равнодушие и жестокость. Самовоспитание. Учись учиться. Речевой этикет. Мои права и обязанности.

 При изучении учебного курса ОДНКНР  целесообразно использовать педагогические возможности образовательных экскурсий в музеи, выставки, центры дополнительного образования детей, реализующие различные авторские образовательные программы в области культуры, этики, морали, духовно-нравственного воспитания.

Все экскурсии могут осуществляться только с письменного разрешения родителей (законных представителей) обучающихся.

  1. Предметные, метапредметные, личностные результаты изучения курсов ОРКСЭ/ОДНКНР

Планируемые результаты освоения предметной области ОРКСЭ и ОДНКНР ОРКСЭ:

Основные нормы светской и религиозной морали, понимание их значения в семье и в обществе.

Первоначальные представления о светской этике, религиях, их роли в культуре и истории.

Воспитание свободы совести и вероисповедания, духовных традиций.

 ОДНКНР:

Веротерпимость, уважение к религиозным чувствам.

 Основные нормы морали, духовные ценности, хранимые в традициях народов России.

 Значение нравственности и веры в жизни семьи и общества.

Предметные результаты, согласно требованиям ФГОС, формируют:

·  знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

·  знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

·  формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

·  осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Метапредметные результаты, согласно требованиям ФГОС, формируют:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.

2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности.

3. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

5. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь собственную; излагать мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

6. Определение общей цели и путей ее достижения, умение договорится о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС формируют:

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

2. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

4. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

5. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

7. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 

6. Основные базовые понятия ОРКСЭ/ОДНКНР

Духовно-нравственная культура — система ценностей человека, позволяющая не только успешно адаптироваться в обществе, но и существовать в нем без вреда для себя и других его членов.

 Религиозная культура — система взглядов на мир, ценности, нравственные идеи и правила поведения, особенности обрядов, традиций разных религий.

Светская этика — законы и правила поведения в обществе, взаимоотношений между людьми, независимые от принадлежности к религиозной вере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ММО учителей ОРКСЭ, ОДНКНР и Социокультурных истоков на 2021 - 2022 учебный год

данная программа работы Муниципального методического объединения направлена на формирование и совершенствование профессиональных компетентностей педагогических работников образовательных учреждений по...