Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему " Совесть и раскаяние".
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Технологическая карта урока по теме "Совесть и раскаяние".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka._matrosova_l._ya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Совесть и раскаяние

Курс: Основы религиозной культуры и светской этики

Модуль : основы православной культуры

Урок 5.

Разработала: Матросова Л. Я. , учитель начальных классов

МБОУ Лицей № 11 г. Химки Московской  области


Тема: Добро и зло.

Урок в модуле:  № 5

Цель: : развитие представлений учащихся о добре и зле, как основных этических понятиях.

Задачи:  1. воспитывать стремление совершать добрые дела, отслеживать собственные поступки и анализируя другие;

2. воспитывать доброту,  милосердие, уважение друг к другу и окружающим;

3. формировать представление о нравственной ответственности человека за свои поступки;

4. развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с разными источниками, развивать этические чувства, как регуляторы морального поведения.

 

Тип урока: урок «открытия»  нового знания

Оборудование: Учебник: Основы светской этики. 4-5 классы/ А.Я.Данилюк.- М.: Просвещение, 2012 г.

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

I.Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся на совместную работу

-Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с афоризмов:

1."Мертвые души" найти не сложно, а вот живые... (Борис Шапиро)

-Как вы понимаете его смысл?

-И в продолжении:

2.Душа человека заключается в его делах. (Генрик Ибсен)

-О чем хотели сказать авторы этих афоризмов?

Прочитайте эпиграфы на доске, вставьте нужные слова и попробуйте определить тему нашего урока.

Эпиграфы:  При солнышке тепло, при матери ….(добро).

Всякое …(зло) наказуемо.

-Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о добре и зле.

(вывешивается тема «Добро и зло» на доске).

Работа над понятиями «добро» и «зло».

Участвуют в диалоге, настраиваются на последующую работу

Личностные (самоопределение, мотивация учения),

коммуникативные (участие в диалоге)

II. Актуализация знаний. АМО «Ромашка мнений»

«Ромашка мнений»

-Запишите на лепестках ромашки, какие синонимы вы можете написать к слова «добро» и «зло».

Проверка.

Учащиеся заполняют лепесток, прикрепляют его на доску к серединке.

Регулятивные контроля (самоконтроля, коммуникативные).

III.Целеполагание

Учитель:

- Понятны ли вам слова «добро» и «зло»?

Учащиеся:

Да. Понятны.

Учитель:

- Каких людей вы назовёте добрыми, а каких – злыми?

Учащиеся:

-Люди, которые совершают хорошие, добрые дела – называют добрыми, а злыми называют тех, кто  обижает, оскорбляет и унижает других.

Учитель:

- Какое отношение вызывают у вас злые люди?

Учащиеся:

- Кто делает плохие поступки, с ними никто не хочет дружить.

Учитель:

- А с какими людьми вы хотели бы общаться в своей жизни? С добрыми или злыми?

Учащиеся :

- Конечно, с добрыми.

Учитель:

- Как существует добро, так  есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его. Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый из вас для себя выработал правило : «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

 - Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

- Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее? Как вы сегодня ответите на этот вопрос?

 

-Откройте урок 5.

-Прочитайте тему нашего урока.

-О чем вы сегодня узнаете?

-Сформулируйте цель нашего урока.

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

IV.Этап усвоения новых знаний.

1.Работа в парах по учебнику.  

Учащиеся читают, обсуждают, находят ответы на вопросы.

Участвуют в последующем диалоге, делают вывод

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

V.Первичное закрепление

Учитель: Давайте познакомимся с одной притчей. Мне было бы интересно узнать ваше мнение и поделиться своими мыслями о прочитанном.

Два волка.

Когда – то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Учитель: Ребята, согласны ли вы со словами деда, что в каждом из нас живут такие волки?

Учащиеся: Да,  согласны. Когда мы совершаем хороший поступок – в нас побеждает добрый волк, а когда мы кого –то обидим – побеждает злой волк.

Учитель: Эта притча – одна из самых моих любимых. Небольшой текст, а так много мудрости заключено в этих словах! Она рассказывает о двух состояниях души человека. Иногда побеждает добро, а иногда и зло… Но одного без другого не бывает. Как вы думаете, почему старик не даёт своему внуку чёткого ответа на вопрос о том, какой волк побеждает?

Учащиеся: Старик хотел, чтобы внук сам принял решение и нашёл ответ на свой вопрос. Человек сам хозяин своей жизни.

Учитель:

- Чего на земле больше: добра или зла?

 

Слушание рассказа, участие в обсуждении, диалоге, вывод

Познавательные, личностные

VI.Самостоятельная работа с проверкой.

 Иногда человек бывает в такой жизненной ситуации, где нужно принять правильное решение, сделать правильный выбор:

- Как поступили бы вы  в следующих ситуациях? Работа в группах.

1. У девочки нет папы. Он умер. Вы оказались      рядом, когда одноклассницы дразнили девочку. Безотцовщина. Как поступите?

2. Вы едете в маршрутке. Все места заняты. На остановке входят несколько человек.  Из них очень старая  бабушка с сумкой. Как поступите?

3.Твой друг  в раздевалке вытаскивает из карманов вещи и деньги. Как поступите?

Работают в группах с текстом.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

VII.Включение в систему знаний и повторение

5.Игра «Кто больше». Работа в группах.  

Подбор пословиц о добре и зле.

 

Работают в группах, подбирают  пословицы, поговорки

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

VIII.Рефлексия

-Назовите тему сегодняшнего занятия

-Составьте синквейн по этой теме:

1 существительное

2 прилагательных

3 глагола

Предложение из 4 слов, выражающее основную мысль урока

Одно слово- самое главное на уроке

Составляют синквейн

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

IX.Домашнее задание по выбору

1.Ответить на вопросы учебника

2. Поговорите дома с членами семьи и друзьями о добре и зле, о том как развивались представления людей о добре и зле. Попробуйте найти ответы на эти вопросы.

3.  13 ноября отмечается Всемирный день Доброты. Подготовьте сюрприз и оформите открытку. Подарите ее тому, кто нуждается в этом.  По желанию.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Интернет-ресурсы:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2017/11/15/urok-po-teme-dobro-i-zlo

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/01/07/orkse-urok-dobro-i-zlo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Культура и мораль"

Модуль: «Светская этика» Учебное пособие: А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4 – 5 класс» Тема урока: «Культура и мораль» Урок № 3. Цель: освоение нр...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему "Православие в Советской России"

Методическая разработка урока составлена по ФГОС....

Урок по ОРКСЭ (модуль ОПК) "Совесть и раскаяние"

Данный материал  поможет провести учителю урок по ОРКСЭ (модуль ОПК) в 4 классе....

технологическая карта урока по ОРКСЭ тема "Совесть"

сформировать представление обучающихся об ответственности за свои поступки, нравственный выбор, помочь в осмыслениии нравственного понятия «совесть»....

Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Совесть"

Конспект урока по теме: " Совесть"...

урок ОРКСЭ по теме "Совесть и раскаяние"

Урок ОРКСЭ в 4 классе по теме "Совесть и раскаяние"...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему:"Подвиг"

Представлена часть технологической карты"...