технологическая карта урока по ОРКСЭ тема "Совесть"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Шульская  Елена Владимировна

 

сформировать представление обучающихся об ответственности за свои поступки, нравственный выбор, помочь в осмыслениии нравственного понятия «совесть». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_po_orkse_tema_sovest.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

СОВЕСТЬ

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

знакомство с высказываниями великих философов и писателей о совести, стыде, раскаянии

формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, адекватного использования речевых средств, выполнять разные типы учебных заданий (работа с текстом, логические задания, творческие задания).

развитие начальных форм регуляции собственного поведения, навыков сотрудничества со сверстниками.

Цель урока

 сформировать представление обучающихся об ответственности за свои поступки, нравственный выбор, помочь в осмыслениии нравственного понятия «совесть».

Основные понятия, изучаемые на уроке

Совесть, стыд

Средства ИКТ, используемые на уроке

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Карточки «Собери пословицу», карточки с афоризмами, карточки «Найди пару», текст рассказа А.Гайдара «Совесть», толковые словари

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Приветствие учителя.

Добрый день, ребята!

Свой урок мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов.

На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости.

Вас радушно встречает мудрец. Он все знает о человеческой жизни.

Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я?

Каким я себя чувствую? Что бы вы рассказали мудрецу о себе?

Вступают с диалог с учителем.

Дети закрывают глаза и представляют себя

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Послушайте отрывок из повести "Детство"  Л.Н. Толстого и постарайтесь уловить чувства Николеньки в этом отрывке: (до чтения надо рассказать детям, что действие сцены, которая будет прочитана, происходит после того, как за обедом, шаля, Николенька проливает квас на скатерть).  

(Приложение №1)

Попытайтесь представить «партитуру» чувств Николеньки (как меняется его настроение)

Что же помогло Николеньке освободиться от злобы, досады и  уязвлённой гордости? Какое название носит это чувство?

А теперь  назовите тему нашего урока.

- Исходя из темы, определите цель урока.   (Слайд №2)

- Поставим учебные задачи к уроку.

(Проводится мозговой штурм, наполняется корзина идей).

(Приложение №2)

 Отрывок из повести Л.Н. Толстого "Детство" читает подготовленный ученик

-отвечают на вопросы;

- обмениваются мнениями;

-комментируют  ответы;                 -аргументируют свой выбор.

Формулируют тему, цель и задачи.

Познавательные:

-извлечение необходимой информации.

Коммуникативные:

-умение слушать и слышать собеседника;

-умение взаимодействовать в статичных парах;

-планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

 - определение целей;

- функций участников;

-способов взаимодействия.

Личностные:

-оценивают поступки героев художественных произведений с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные: выделяют ориентиры действия в новом учебном материале;

-принимают и сохраняют учебную задачу.

3. Открытие нового знания.

(Работа в парах)

-Как вы думаете, что такое совесть?

-Если мы что-то не знаем, где будем искать информацию?

 На каждой парте лежит толковый словарь найдите и прочитайте, что означает слово "совесть".

(Приложение №3).

Слайд № 3,4,5.

2. Откройте учебник на странице 48 и прочитайте какое определение слову совесть даёт автор учебника.

3. Сравните  определения, которые вы прочитали и сделайте вывод. Что такое совесть?  

Слайд № 6.

Учащиеся указывают источники информации

Работа в парах со словарём и  учебником.

В ходе обсуждения формулируют свое понимание этого слова.

Обсуждают полученный результат.

Коммуникативные:

-сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные:

-поиск выделение конкретной информации с помощью учителя.

4. Первичное закрепление.

(Игра в парах сменного состава «Суета»).

- По сигналу встаньте и объединитесь в группы согласно карточке           посреднику.

- Почему вы объединились в эту группу? Докажите правильность объединения.  Выставляется пиктограмма А. Гайдар "Совесть" на стол данной группы.

И т.д. Детям предлагаются отрывки из сказки А. Погорельского "Чёрная курица или подземные жители", притча "Самая мягкая подушка", басня Толстого "Старый дед и внучек".

(Приложение №4).

Аргументируют свой выбор

1-ая группа - чтение рассказа представителем группы целостно.

2-ая группа выразительное чтение сказки группой по ролям.

3-ья группа - выразительное чтение рассказа группой по цепочке.

4-ая группа - Выразительное чтение притчи группой по ролям.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

 - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

 -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Учебная стратегия: тонкие и толстые вопросы

- Попробуем придумать по одному тонкому и одному толстому вопросу.

Учитель может задавать свои тонкие и толстые вопросы.

(Приложение №5).

Обобщение.

- Ребята, зачем человеку нужна совесть?

Работа текстом учебника с. 49.

Прочитайте 1 абзац.

О чем вы узнали?

 Слайд №7.

-Что значит поступать по совести?

  Слайд №8.

Происходит перекрёстная дискуссия, т.е. упорядоченный обмен мнениями и суждениями.

Сначала проводится работа с тонкими вопросами. Группа, ответившая на тонкий вопрос, задаёт свой тонкий вопрос другим группам.

Аналогичная работа проводится с толстыми вопросами.

Ответы детей.

Читают 1-ый абзац учебника на стр. 49.

Ответы детей.

Коммуникативные:

 -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владением монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные: нравственно- этическая ориентация;

 - действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Коммуникативные:

умение слушать и слышать собеседника, умение взаимодействовать в группе. освоение способов совместной деятельности.

Личностные: уточнение собственных возможностей и ограничений.

Регулятивные:

-рефлексия способности организовать творческую работу;

-оценка своих достижений на уроке

Познавательные: структурирование знаний;

-рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

5.Самостоятельная работа.                   Приём "Синквейн".

- Я предлагаю вам побывать в роли поэта и составить стихотворение на тему "Совесть" и не просто стихотворение, а синквейн.

-Давайте вспомним, что такое синквейн?

Детям предлагается инструкционный лист.

 (Приложение №6).

Слайд №9

Составляют синквейн.

6. Рефлексия

   О чём мы говорили сегодня на уроке?

Назовите главные ценности нашей жизни.

Представим себе, что у нас есть все из перечисленного:  мы живы, здоровы, есть семья, Родина, мир на земле. Все для человека.

И тогда возникают вопросы.

Каким должен быть человек, чтобы сохранить все это?

 Что самое главное в человеке?

Слайд №10

 Ответы учащихся.  

Дити перечисляют главные ценности.

Обмениваются мнениями;

комментируют  ответы;                 аргументируют свой выбор;

обобщают сказанное.

Работа с листком самооценки.

Урок подошёл к концу, и нам осталось лишь оценить свою работу.

Заполняют лист самооценки.

Фиксируют чему научились.

7. Домашнее задание

Мы с вами на уроке составили пирамиду критика. Это основа – помощник, чтобы вы смогли подготовить отзыв о  притче, рассказе, сказке.

По желанию можно приготовить пересказ любого понравившегося произведения, проиллюстрировать его.

Подготовить выразительное чтение.

Слайд №11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Культура и мораль"

Модуль: «Светская этика» Учебное пособие: А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4 – 5 класс» Тема урока: «Культура и мораль» Урок № 3. Цель: освоение нр...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему "Православие в Советской России"

Методическая разработка урока составлена по ФГОС....

Технологическая карта урока по ОРКСЭ. Тема "Христианская церковь"

Данный урок является 3 по счету  в разделе «Христианство» и дает знания о развитии христианства, о возникновении христианской церкви, о церковной организации. Урок  является культурологическ...

Технологические карты уроков по ОРКСЭ (светская этика).

Технологические карты уроков основ религиозной культуры и светской этики для 4 класса....

Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Добродетель и порок"

Технологическая карта урока по ОРКСЭ  "Добродетель и порок"...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему: "Семья. Семейные ценности"

Урок направлен на организацию совместной деятельности по определению основных ценностей семьи, таких как: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Зачем творить добро"

Технологическая карта урока по ОРКСЭ № 21 "Зачем творить добро"...