рабочий лист "Честность и искренность"
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Вислоцкая Елена Александровна

материал для групповой и парной работы учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_list_otkrytyy_urok_orkse.odt43.88 КБ

Предварительный просмотр:

В. Осеева  “Что легче?”

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой – боятся:

— Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

– Я скажу, – говорит первый, – будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

– Я скажу, – говорит второй, – что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

– А я правду скажу, – говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной сторож идёт.

– Нет, – говорит, – в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину наказал, а за ложь вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину наказала, а за ложь – вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.

– Кто главные герои в произведении?

Понравились ли вам мальчики? Почему?

- Как бы вы поступили на месте детей?

О каких человеческих качествах заставляет нас задуматься В. Осеева?

-Как вы думаете, почему этот   рассказ вы прочитали ?

Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.
Они рассказывали  друг другу что им много лет, что они плавали в океане в Африке и им откусывали головы акулы и крокодил, а они ходили без голов.

Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

— Вот врут-то! И вам не стыдно?

— А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, — сказал Стасик. — Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

— Сказки! — презрительно фыркнул Игорь. — Нашли занятие!

— А ты думаешь, легко выдумывать!Ну, выдумай что-нибудь.

— Сейчас… — сказал Игорь. — Пожалуйста.— Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.

— Какая польза?

— А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал.Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама еще варенья дала. Вот и польза.

— Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! — сказал Мишутка- А вот ты этот, как это называется… Брехун! Вот!

— Сами вы брехуны!

— Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидет

Ушел Игорь и ребята тоже пошли домой.На лестнице они встретили Иру. Глаза у нее были заплаканные.

— Ты чего ревела? — спрашивает Мишутка.

— Меня мама гулять не пускала.

— За что?

— За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.

– Кто главные герои в произведении?Понравились ли вам мальчики? Почему?

- Как бы вы поступили на месте детей? -О каких человеческих качествах заставляет нас задуматься Н.Носов?-Как вы думаете, почему этот   рассказ вы прочитали ?

Мы были одни в столовой — я и собака Бум. Я стал  баловаться, держась за край стола раскачивался  на стуле.Стол выскользнул из моих рук. Послышался звон… На полу валялась разбитая папина чашка. Бум вылез из-под стола, осторожно обнюхал черепки и сел.Из кухни послышались  шаги.

— Что это? Кто это? — Мама опустилась на колени — Папина чашка… — Потом подняла глаза и с упреком спросила: — Это ты?

 Колени у меня дрожали, язык заплетался:— Это… это… Бум!

— Бум? — Мама поднялась с колен и медленно переспросила: — Это Бум?

Я кивнул головой. Бум, услышав свое имя, задвигал ушами и завилял хвостом. Мама смотрела то на меня, то на него.Лицо у мамы потемнело. Она взяла Бума за ошейник и пошла с ним к двери.

— Он будет жить в будке, — сказала мама.

Я стоял, не смея подойти к ней. Бум заскребся у двери.

— Не пускай! — быстро сказала мама.— Если ты… нечаянно, — медленно начала она.

Но я перебил ее, торопясь и заикаясь:— Это не я… Это Бум… Он подпрыгнул… Он немножечко подпрыгнул… Прости его!

Лицо у мамы стало розовым, даже шея и уши ее порозовели. Она встала:— Бум не придет больше в комнату, он будет жить в будке.

Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось все тяжелее. После ужина небо вдруг потемнело.Я разделся и лег, уткнувшись головой в подушку.  За окном было черно. Ветер качал деревья. И в этой тьме сквозь шум ветра я различал голос Бума. Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться. И вдруг в мое окно с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, я вбежал к маме:—Мама! Это я разбил чашку. Это я, я! Пусти Бума…

Лицо ее дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. Бум холодным шершавым языком осушил мои слезы. Мы с мамой вытирали его сухим полотенцем. Потом он затих, улегся на свое место и, не мигая, смотрел на нас. Он думал: «Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?»Мама долго не спала. Она тоже думала: «Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?»И я тоже думал, лежа в своей кровати: «Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?»В эту ночь мы долго не спали и у каждого из нас троих было свое «почему».

– Кто главные герои в произведении?- Как бы вы поступили на месте героя? -О каких человеческих качествах заставляет нас задуматься автор ?-Как вы думаете, почему этот   рассказ вы прочитали ?

У Димы кто-то вырвал из

У Димы из тетрадки кто то вырвал  чистый лист.

— Кто бы это мог сделать? — спросил Дима.

Все ребята молчали.

— Я думаю, что он сам выпал, — сказал Костя. — А может быть, тебе в магазине такую тетрадку дали… Или дома твоя сестренка вырвала этот лист. Мало ли что бывает… Правда, ребята?

Ребята молча пожимали плечами.

— А еще, может, ты сам где-нибудь зацепился… Крах! — и готово!.. Правда, ребята?

Костя обращался то к одному, то к другому, торопливо объясняя.

— Кошка тоже могла вырвать этот лист… Еще как! Особенно котеночек какой-нибудь…

Уши у Кости покраснели, он все говорил, говорил что-то и никак не мог остановиться.

Ребята молчали, а Дима хмурился. Потом он хлопнул Костю по плечу и сказал:

— Хватит тебе!

Костя сразу обмяк, потупился и тихо сказал:

— Я отдам тебе тетрадь… У меня есть целая!

 Кто главные герои в произведении?Понравились ли вам мальчики? Почему?

- Как бы вы поступили на месте детей? -О каких человеческих качествах заставляет нас задуматься автор ?-Как вы думаете, почему этот   рассказ вы прочитали ?

Юра и Толя шли неподалеку от берега реки.

— Интересно, — сказал Толя, — как это совершаются подвиги? Я все время мечтаю о подвиге!

— А я об этом даже не думаю, — ответил Юра и вдруг остановился…

С реки донеслись отчаянные крики о помощи. Оба мальчика помчались на зов… Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону книги и, достигнув берега, бросился в воду.

А Толя бегал по берегу и кричал:

— Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?

Между тем Юра с трудом втащил на берег плачущего малыша.

— Ах, вот он! Вот кто кричал! — обрадовался Толя. — Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя, кто знает, что было бы!

 Кто главные герои в произведении?Понравились ли вам мальчики? Почему?

- Как бы вы поступили на месте детей? -О каких человеческих качествах заставляет нас задуматься автор ?-Как вы думаете, почему этот   рассказ вы прочитали ?

Лучше горькая правда,    чем красивая ложь.

 Лучше малые крохи с честностью,   чем большие куски с лихостью.

 Маленькая ложь  за собою большую ведет.

Правда – пешком   ложь – верхом.

 Правда горька, да она лечит,  а кривда сладка, да всю жизнь искалечит.

 Правда как шило в мешке   сколько ни прячь, все равно наружу вылезет.

 Ржа ест железо,   а ложь – душу.

 Кто вчера солгал,    тому и завтра не поверят.


Как бы ни пряталась ложь,     правда ее отыщет.


Ложь до добра    не доведет.


Маленькая ложь за  собой большую  ведет

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к уроку литературного чтения 4 класс ПНШ Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно желаю…»

Тема урока: Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно желаю…»Учебник:  Н. А. Чуракова «Литературное чтение», 4 класс, 1 часть (УМК «Перспективная начальная школа»)...

Инновационная работа по ОРКСЭ урок по теме "Честность и искренность"

​Урок построен в соответствии с ФГОС, в уроке использованы различные виды работы, видеоматериал....

Инновационная работа по ОРКСЭ урок по теме "Честность и искренность"

​Данная презентация поможет учителю интересно провести урок...

Разработка урока по ОРКСЭ. 4-й класс. Тема урока: "Честность и искренность".

Цели урока:– формировать представление о понятиях: честность, искренность, добросовестность, безупречность, прямота, правдивость, надёжность;– учиться сравнивать и сопоставлять, критически...

Урок "Искренность и честность"

Урок по основам светской этики. 4 класс. Студеникин....

Урок ОРКСЭ в 4 классе по теме "Честность и искренность" к учебнику М. Т. Студеникина

Конспект урока ОРКСЭ (модуль Основы светской этики) с использованием социо-игровой технологии....

Презентация по ОСЭ 4 класс "Честность и искренность" ученицы 4-д класса Гребенюк Д.

Презентация по теме "Честность и искренность" - ОСЭ 4 класс...