Основы православной культуры Тема урока: «Отношение христианина к природе»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Калинина Евгения Валерьевна

Основы  православной культуры
Тема урока:   «Отношение христианина к природе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx38.5 КБ
Файл kartochka_2.docx12.85 КБ
Файл kartochka1.docx619.21 КБ
Файл test.docx14.53 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.    

ФИО студента:  Гудкова Е.В
Класс: 4
Предмет:  Основы  православной культуры
Тема урока:   «Отношение христианина к природе»

Тип занятия: изучение нового материала.
Цель:    формирование   осознанной  ответственности детей за окружающий мир через знакомство с христианскими взглядами по отношению к природе.
Задачи.
Обучающие:
-
 дать представления учащимся  об особенностях отношения христианина к природному миру,   об отношении святых к природе, к животному миру;

- помочь осмыслить связи природного и человеческого мира, особой роли человека в мире, обусловленной тем, что ему даны разум и совесть;

- обучить  установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и рассуждений автора учебной статьи;

- привлечь внимания к экологическим проблемам современного мира;

- учить  отвечать на вопросы.

Развивающие:

- помочь учащимся осознать личную сопричастность в деле охраны природы.

- способствовать  развитию христианского представления о сотворении мира, пониманию служения природе как творению Божиему;

 - развивать коммуникативные умения учащихся, умения обобщать и делать выводы, работать с текстом;

- сосредоточение внимания учащихся на возможности личного участия в решении проблемы;
- развивать внимание, память, связную монологическую речь.

Воспитывающие:
-  воспитывать бережное отношение к природе, милосердие по отношению к животным;

-  воспитывать у обучающихся уважительное отношение к иному мнению;

- воспитывать самостоятельность и ответственность за результаты своей деятельности;

-  воспитывать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками и доброжелательное к ним отношение.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу урока; высказывать своё предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, при индивидуальной работе.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение работать в паре;

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: учебник ОРКСЭ  Основы православной культуры  А.В. Кураев – стр 84-85; презентация; карточки с заданиями; картинки: дерево, солнце, река, горы, камень, самолет, ноутбук, костюм, кружка;  видеоролик «Задумайтесь»; мультфильм «Сотворение мира»; мультфильм  "Мальчик и Земля", тест.

 

Ход урока

          Этапы урока

                Деятельность учителя

      Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

 -  Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.

- Одному или одной

Трудно справиться с бедой.

Слово «мы»

Сильней, чем «я».

Мы – семья

И мы – друзья

- Приветствуют учителя, садятся.

  1. Проверка дз

  1.  Актуализация знаний

 

    -  Вашим домашним заданием было подготовить сообщение « Кто из известных вам личностей принял монашество?». Кто готов рассказать?

 - У вас на парте лежат  картинки  (дерево, солнце, река, горы, камень, самолет, ноутбук,   кружка). Рассмотрите их и распределите их на 2 группы.  

-Какие группы получились?  Объясните.  

- Вспомните, пожалуйста, определение, что такое природа.  

- А кто создал природу с точки зрения православных христиан?  

- А кто ещё был создан Творцом

4-5 учащихся отвечают

 - Рассматривают, распределяют

- объекты природы и предметы, сделанные руками человека

- Природа – это все то, что не создано руками человека

- Природа создана Богом-Творцом

- Человек

 3 . Целеполагание  

 -   Прочитайте высказывание к нашему уроку.

«Мир нам дали в надежде, что мы сохраним и приумножим его красоту».

-  О чем это высказывание?

-  Сейчас мы свами просмотрим фильм, а вы подумайте, о чем мы буднем говорить на уроке. (видеоролик «Задумайтесь»)

-Поделитесь, пожалуйста, своими чувствами и мыслями от просмотренного фильма

-Как вы думаете, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

-   Сегодня на уроке мы узнаем как к природе относятся Христиане, рассмотрим проблему охраны и защиты природы и животных.

 - Слушают

- нам дали ответственность за нашу землю и мы должны оберегать ее.

- смотрят

- высказывают мнения

- о природе

- слушают

 4  Открытие нового знания

-За сколько дней Бог сотворил мир?

- Давайте  вспомним, в какой день и что сотворил Бог. Об этом рассказано в Ветхом завете. Только надо понимать, что «день» в этой легенде не равняется суткам. Каждый день – это длительный период в 1000, а может быть и в 500 лет.  

- Давайте просмотрим видео ролик и вспомним, как

Бог сотворил наш мир. (мультфильм «Сотворение мира»)

- Итак, что бог создал в 1 день?

- На второй?

- А затем?

- Что было создано на 4 день?

- А на 5 день ?

- Кто был создан на 6 день?

- А сколько у нас всего дней ?

- Правильно. А было ли что то создано на 7 день?

(На  слайде появляются позиции в правильном порядке.)

-   Задание 1 в группах: Составьте схему из слов  «природа», «Бог», «человек» так, чтобы получилось христианское представление о том, кто кому или чему служит? Аргументируйте свой ответ.( схема на слайде)

-Бог отдал ответственность за землю людям. А что такое ответственность? Давайте об этом поговорим

- Как вы понимаете, что такое ответственность?

 - Слово «ответ» изначально означало «виновность». Т.е. человек, давая ответ, отчитывался, отвергал свою вину, оправдывался. А «отвечать» - означало «говорить в защиту, защищать, защищаться». И до сих пор обвиняемого на гражданском суде называют ответчиком.

-Как вы считаете, перед кем человек должен держать ответ?

- А вот православные христиане считают, что - перед Богом, перед людьми и перед самим собой. Когда человек понимает и помнит, что ему нужно отвечать за свое поведение и поступки, то человек становится ответственным. Готовность отвечать за что-то или за кого-то и называется ответственностью.

- Как вы думаете, за кого и за что нужно человеку нести ответственность, защищать?

- Ответственность можно нести не только за свои поступки, но и за других. Например, в жизни нам встречаются слабые животные, которые не могут ответить за себя, не могут защититься от невзгод и плохих людей. И тогда человек с доброй и любящей душой берет на себя ответственность за слабых и немощных.

- Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых. Христианская древность знает немало примеров удивительной дружбы святого человека с животными.

(Работа в группе)

Прочитай текст и соотнеси его с картинками на слайде.

        Человек, который любит Бога, любим всеми Божьими созданиями. Например, святой Сергий Радонежский (№ картинки_____) накормил голодного медведя последним кусочком хлеба, который у него оставался. Святой Герасим Иорданский (№ картинки_____)  вытащил занозу из лапы льва и приручил взрослого дикого хищника.

- Кого из святых Вы узнали на картинках?

-А есть ли у вас дома животные, за которых вы отвечаете? Расскажите об этом.

- Это хорошо, что вы несете ответственность за своих питомцев. А ещё каждый человек должен нести ответственность за свой родной дом. Скажите, можете ли вы самовольно начать все дома переделывать, ломать или выбрасывать?

- Нет. Почему?

- Потому что, хотя это и ваш родной дом, вы там не главные распорядители. Сделали этот дом ваши родители. Они главные хозяева. И в этом доме живут другие ваши близкие. И если вы как-то повредите дом, то должны будете дать ответ. Да и вам самим жить в разрушенном доме будет неуютно.

-Т.е., вы несете ответственность за сохранение родного дома, так же, как и вся семья. Свой дом вы любите, бережете и защищаете.

-Вот также и Земля – наш дом. Этот дом сотворил для человека Бог. Поэтому, хотя люди и хозяева на Земле, но должны нести за нее ответственность перед Богом. И перед другими людьми.

  - за 6

- просматривают  

1 день — Бог создал свет и отделил его от тьмы,

2 день — создал твердь и воду,

3 день — сушу и растения,

4 день — небесные светила,

5 день — птиц, рыб и пресмыкающихся,

6 день— животных и человека.

- 7

- нет, Бог отдыхал, этот день был создан для отдыха

- Бог - человек – природа

- Ответственность – это обязанность человека отвечать за свои действия, это надежность и честность, забота  по отношению к себе и окружающему миру.

- слушают

-  ответы детей

- Ближних, животных, растения, природу и т.п.

- слушают

- Человек, который любит Бога, любим всеми Божьими созданиями. Например, святой Сергий Радонежский накормил голодного медведя последним кусочком хлеба, который у него оставался. Святой Герасим Иорданский вытащил занозу из лапы льва и приручил взрослого дикого хищника.

- отвечают

- рассказывают

- нет

- отвечают

 5. Физминутка

 Стали мы учениками (шаг на месте)

Соблюдать режим мы стали

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись. Потянулись (потягивание)

Для здоровья, настроенья, (повороты туловища)

Делаем мы упражненья.

Руки верх и руки вниз (вверх, вниз)

На носочки поднялись. (Поднялись на носки)

То присели, то нагнулись (Присел, нагнулись)

А потом мы умывались

Аккуратно одевались.

Завтракали, не торопясь,

В школу, к знаниям, стремясь. (шаг на месте)

- Повторяют движения за учителем.

     6. Работа по теме урока

 - Откройте учебник  стр 84.  Прочитайте название статьи.

- Давайте прочитаем статью.

- Прочитайте слова, которые выделены жирным шрифтом. Почему это сделано?

- что значит милосердие ?

- О каких книгах М.В. Ломоносов говорил, что они написаны Богом? Прочитайте.

- Что Бог вложил в Библию, а что в «книгу природы»? Прочитайте.    

- Почему христиане считают, что человек выше природы? Прочитайте.

-  Как с точки зрения христиан, человек должен относиться к природе?

- Как вы понимаете слова М.В.Ломоносова? Почему необходимо познавать мир?

- А сейчас посмотрите мультфильм и подумайте о чем он?.

- О чем мультфильм?

 - Знакомо ли вам понятие «Экологический кризис». Что вы об этом знаете?

- «Эко» – это греческое слово, означающее дом, жилище, местопребывание.

«Кризис» – это тоже греческое слово и в переводе оно означает "суд". И человек и окружающий мир – это Божье творение. Следовательно, экологический кризис – это суд Божий. Бог так говорит человеку, что человек нарушает и заповеди и законы природы. Православные христиане считают, что однажды Бог наказал людей за их грехи.  Об этом рассказано в Ветхом завете.

- Послушайте небольшой рассказ

Однажды Бог решил наказать людей за их грехи потопом. Он спас только одну семью – семью праведника Ноя. Несколько лет Ной строил корабль-ковчег. Он звал людей на помощь, но никто не верил в то, что потоп может захлестнуть мир. Ему помогала только его семья. Ной заполнил свой ковчег  животными. Он брал каждой твари по паре, чтобы они смогли продолжить свой род. Кроме того Ной собрал семена многих растений, чтобы  спасти их от исчезновения. И начался всемирный потоп. Сорок дней шел сильный дождь. Вода смыла все живое с лица земли… Причиной же катастрофы были  бездумные поступки людей.

- Как же Бог наказал людей за их грехи?

-Что помогло Ною и его семье спастись?

- Какова была причина катастрофы?

Человек может сделать много добрых дел, которые помогут сохранить природу. Но он, к сожалению, совершает и много злых поступков, которые губят окружающий мир.

- открывают , читают

- читают по цепочке

 - это важные слова

 

-  доброжелательное, заботливое, любовное отношение

- книга природы и Библия

- в книгу природы- законы природы, в Библию- заповеди

- Человек выше природы, т.к у него есть разум, совесть, свобода

-  Природа- это дом. Его нельзя засорять, ломать, вредить.

-  Человек, изучающий законы природы, несет великое христианское служение.

- слушают , смотрят

- о загрязнении природы

-отвечают

- слушают

- потопил всех

- Ной спас животных и растения.

- бездумные поступки людей.

    7.   Рефлексия  

  -Вспомните тему урока.

- Каким же должно быть отношение людей к природе?

- Сейчас я проверю, как вы усвоили тему урока. На столах у вас лежат тесты,  там всего 4 задания. Выполните их самостоятельно.

                «Отношение христианина к природе»

1. Как может проявляться «образ Божий» в человеке по отношению к природе?

            а) Если человек будет походить на бога, вся природа сама будет подчиняться ему.

            б ) Как Бог повелевает этим миром, так и человек должен  стремиться  подчинить этот мир себе.

            в)  Как Бог сотворил и благоустроил этот мир, так и человек должен стараться делать мир вокруг себя краше, добрее, лучше.

2 Должен ли быть человек ответственным за окружающий мир?

              А) Нет, потому что человек должен жить отдельно от природы.

             б) Нет, потому что  человек должен брать от природы всё, что только можно, а ответственность за мир  будет мешать ему

              в) Да, потому что Бог повелел человеку быть ответственным за мир, и человек должен выполнять этот завет.

3. Как человек должен относиться к природе?

               А)  С любовью. Не только сохранять красоту природы, но и стараться облагородить её.

                Б) Потребительски, т.е. брать от природы все, что она дает

                В) Бережно, пытаясь сохранить её первозданную чистоту.

4.  Вспомните и запишите какое две книги бог дал людям ….  .

- Поменяйтесь листочками. Давайте проверим

 - Отношение христианина к природе

- бережное, люди должны сохранять природу и заботиться о ней

- выполняют

В)

В)

А)

- Книга природы и Библия

- взаимопроверка

 8. Итог урока  

- Что вы нового узнали на уроке?

- За кого и что мы должны нести ответственность?

- Зачем нужна природа?

- Оцените работу групп. Работа какой группы вам понравилась

 - отвечают на вопросы

9.  Домашнее задание

-  Откройте дневники, запишите задание: стр. 84–85, прочитать материал в учебнике, составить синквейн на тему «ответственность».

Записывают



Предварительный просмотр:

Карточка 2

Человек, который любит Бога, любим всеми Божьими созданиями. Например, святой Сергий Радонежский (№ картинки_____) накормил голодного медведя последним кусочком хлеба, который у него оставался. Святой Герасим Иорданский (№ картинки_____)  вытащил занозу из лапы льва и приручил взрослого дикого хищника.

Карточка 2

Человек, который любит Бога, любим всеми Божьими созданиями. Например, святой Сергий Радонежский (№ картинки_____) накормил голодного медведя последним кусочком хлеба, который у него оставался. Святой Герасим Иорданский (№ картинки_____)  вытащил занозу из лапы льва и приручил взрослого дикого хищника.

Карточка 2

Человек, который любит Бога, любим всеми Божьими созданиями. Например, святой Сергий Радонежский (№ картинки_____) накормил голодного медведя последним кусочком хлеба, который у него оставался. Святой Герасим Иорданский (№ картинки_____)  вытащил занозу из лапы льва и приручил взрослого дикого хищника.



Предварительный просмотр:

http://nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2014/08/171.pnghttps://openclipart.org/image/2400px/svg_to_png/213775/1423333804.pnghttps://pixy.org/src/20/201140.png

https://2.bp.blogspot.com/--KG3UHkL4_c/WJ2YwZLaatI/AAAAAAAAAdE/gafIgLMntzQh22sU_YgRfdd_VpLq3vbbwCLcB/s1600/Cauvery%2Briver.jpghttps://w-dog.ru/wallpapers/13/4/493733644799497.jpg

https://img1.goodfon.com/original/4068x3321/d/7c/hi-tech-personal-computer-pc-5639.jpghttps://png.pngtree.com/png_detail/18/09/10/pngtree-red-coffee-cup-png-clipart_808234.jpghttps://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/airplane/samoleti1.jpg



Предварительный просмотр:

                                                Тест

                      «Отношение христианина к природе»

1. Как может проявляться «образ Божий» в человеке по отношению к природе?

            а) Если человек будет походить на бога, вся природа сама будет подчиняться ему.

            б ) Как Бог повелевает этим миром, так и человек должен  стремиться  подчинить этот мир себе.

            в)  Как Бог сотворил и благоустроил этот мир, так и человек должен стараться делать мир вокруг себя краше, добрее, лучше.

2 Должен ли быть человек ответственным за окружающий мир?

              А) Нет, потому что человек должен жить отдельно от природы.

             б) Нет, потому что  человек должен брать от природы всё, что только можно, а ответственность за мир  будет мешать ему

              в) Да, потому что Бог повелел человеку быть ответственным за мир, и человек должен выполнять этот завет.

3. Как человек должен относиться к природе?

               А)  С любовью. Не только сохранять красоту природы, но и стараться облагородить её.

                Б) Потребительски, т.е. брать от природы все, что она дает

                В) Бережно, пытаясь сохранить её первозданную чистоту.

4.  Вспомните и запишите какое две книги бог дал людям ….  .

                                                         Тест

«Отношение христианина к природе»

1. Как может проявляться «образ Божий» в человеке по отношению к природе?

            а) Если человек будет походить на бога, вся природа сама будет подчиняться ему.

            б ) Как Бог повелевает этим миром, так и человек должен  стремиться  подчинить этот мир себе.

            в)  Как Бог сотворил и благоустроил этот мир, так и человек должен стараться делать мир вокруг себя краше, добрее, лучше.

2 Должен ли быть человек ответственным за окружающий мир?

              А) Нет, потому что человек должен жить отдельно от природы.

             б) Нет, потому что  человек должен брать от природы всё, что только можно, а ответственность за мир  будет мешать ему

              в) Да, потому что Бог повелел человеку быть ответственным за мир, и человек должен выполнять этот завет.

3. Как человек должен относиться к природе?

               А)  С любовью. Не только сохранять красоту природы, но и стараться облагородить её.

                Б) Потребительски, т.е. брать от природы все, что она дает

                В) Бережно, пытаясь сохранить её первозданную чистоту.

4.  Вспомните и запишите какое две книги бог дал людям ….  .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по ОРКСЭ "Отношение христианина к природе".

Разработка урока по основам религиозной культуры и светской этики на тему "Отношение христианина к природе".К   конспекту урока прилагается презентация....

Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры", тема "Отношение христианина к природе"

Цель урока: Познакомить учащихся с христианскими взглядами и отношением к природе, как к творению Божиему. Конспект урока выполнен по требованиям ФГОС:- представлены планируемые результаты: предм...

Конспект урока "Отношение христианина к природе"

Урок по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики"...

Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»

Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...

Урок "Отношение христианина в природе"

Цель данного урока познакомить учащихся с христианскими взглядами и отношением к природе, как к творению Божиему....

Презентация к уроку "Отношение христианина к природе"

Данная презентация поможет учителю  познакомить учащихся с христианскими взглядами и отношением к природе, как к творению Божиему....

Технологическая карта урока "Отношение христианина к природе"

    Тема урока – «Отношение христианина к природе», разработана  по  учебнику  Кураев А.В. «Основы религиозных культур  и светской этики&ra...