Внеклассное мероприятие по курсу ОРКСЭ "Мы разные, но мы вместе"
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Люблинская (Сидоренко) Ольга Анатольевна
Сегодня поделюсь опытом своей работы « Организация внеурочной деятельности в рамках курса ОРКСЭ» . Главной особенностью этого курса является то, что детям предоставляется возможность познакомиться с культурой и традициями разных народов, с их верой, обрядами. Через курс происходит осознание своей принадлежности к народу, национальности и вероисповедания. В прошлом году ребята углубленно изучали традиции и обычаи Сибиряков. С этим исследовательским проектом учащиеся выступали внутри школы, на районном конкурсе и на городском. Ребята заняли призовые места. Чтобы расширить тему, связанную с традициями и обычаями народностей возникла идея провести такое мероприятие, где учащиеся могли бы познакомиться с традициями других народностей, которые учатся в нашем классе. Я бы хотела сегодня вам рассказать про внеклассное мероприятие "Мы разные, но мы вместе" которое было проведено в нашей школе. В его реализации приняли участие учащиеся 4Б класса, дети разных национальностей, со своими обычаями, традициями. Оказывали помощь в проведении мероприятия родители . Реализуя, это внеклассное мероприятие была поставлена следующая цель: раскрытие и развитие творческой индивидуальности личности ребенка, умеющего дорожить ценностями и традициями своего народа, выстраивать с одноклассниками отношения доверия, уважения и взаимопомощи, укрепление связи детей и родителей. задачи: 1. Расширение знаний, представлений детей о культуре, обычаях и традициях народов населяющих Россию. 2.Сплочение классного коллектива, формирование традиций школы, развитие творческих способностей детей, их самостоятельности и инициативности. 3.Вовлечение родителей во внеклассную и внеурочную деятельность через мероприятие по курсу ОРКСЭ. Для проведения данных мероприятий характерны следующие формы работы: индивидуальная, парная, групповая; Форма проведения внеклассных занятий принципиально отличается от работы на уроках. Большой упор в организации мероприятий, проводимых во внеклассное время, делается на самостоятельность учеников и вырабатывает умение работать в коллективе, дружба и взаимопомощь, необходимые в повседневной жизни человека в обществе. Ведущая деятельность детей: поисковая, исследовательская, творческая. Дети изучают и отбирают нужный для работы материал, простаивают ход выполнения задуманного, распределяют обязанности, творчески подходят к выполнению задания. Используемые технологии для реализации: театрализация, проектирование, игра, использование ИКТ Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция, которая заключается в выявлении и развитии индивидуальных способностей, склонностей и интересов учащихся через включение их в соответствующую деятельность. Дети отрабатывают умения в самостоятельном поиске информации, организации проведения мероприятия, распределение обязанностей. Отрабатывают коммуникативные навыки, умения сотрудничать, умение соблюдать этические нормы. Сейчас я продемонстрируем, как проводилось мероприятие "Мы разные, но мы вместе" На празднике было представлено 5 народностей, которые учатся в 4 Б классе: русская, узбекская, эстонская, цыганская, донские казаки. Праздник начался с представления русской культуры, т.к. основная часть учащихся - русские. Ребята рассказали о традициях русского народа, представили вниманию зрителей песню «Во поле береза стояла». Далее была представлена культура яркого и самобытного, гостеприимного узбекского народа. Ребята и родители рассказали стихотворение на узбекском языке. Поиграли в национальную игру с желающими из зала. Свободолюбивый цыганский народ показал нам цыганский танец с песнями. По плану следовало выступление эстонской национальности, т.к. в классах есть дети с этими корнями. Ребята спели частушки на эстонском языке, станцевали эстонский танец. Родители рассказывали о традициях, быте и жизни эстонцев. После эстонцев выступали ребята имеющие отношение к донским казакам. Между собой ребята инсценировали потешку. Каждая из народностей представила амулеты, обереги, которые по их мнению, защищают и оберегают дом и семью. Так как через весь курс ОРКСЭ прослеживается такое понятие как «семья», то в сценарий было включено стихотворение о семье. Закончилось мероприятие песней о дружбе всех стран. В результате выполнения творческого совместного дела, каждый ребенок достигает свои результаты: -получают новые знания о странах, в которых проживали их одноклассники, узнают ее историю, знакомится с фольклором; -расширяют словарный запас; -получают положительный опыт общения; -проявляют себя как активной, творческой личностью; - учатся сопереживать, договариваться, сотрудничать Дети становятся более сплоченные, дружные. Это обеспечивает благоприятную адаптацию в школе, мотивацию к поиску информации, заботится друг о друге, помогают что-то делать. Результатами учителя являются: -учащиеся творчески подходят к изучению курса по ОРКСЭ, наглядно знакомятся с традициями и культурой, бытом, фольклором разных народностей проживающих на территории России -складываются доброжелательные отношения с родителями, с семьей; - проявляется уважение к друг другу, дети развиваются как самостоятельные, инициативные, творческие личности, умеющие договариваться друг с другом, выстраивать коммуникативные навыки общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_sobytie._my_raznye_no_my_vmeste.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по курсу ОРКСЭ

"Мы разные, но мы вместе"

ЦЕЛЬ: раскрытие и развитие творческой индивидуальности личности ребенка, умеющего дорожить ценностями и традициями своего народа, строить с одноклассниками отношения доверия, уважения и взаимопомощи, укрепление связи детей и родителей.

Задачи:

1. Расширение знаний, представлений детей о культуре, обычаях и традициях народов, населяющих Россию.

2.Сплочение классного коллектива, формирование традиций школы, развитие творческих способностей детей, их самостоятельности и инициативности.

3.Вовлечение родителей во внеклассную и внеурочную деятельность через мероприятие по курсу ОРКСЭ.

Ожидаемые результаты:

метапредметные:

  1. Оптимизация межличностного общения учащихся.
  2. Осознание учащимися значимости каждой личности и его роли в социуме.

предметные:

  1. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

личностные:

  1. Активизация личностной позиции и взгляда учащегося на рассматриваемую на занятии проблему.
  2. Учить анализировать себя и свои поступки.

коммуникативные:

  1. Формирование умения аргументировать, высказывать собственное мнение, отстаивать свою позицию.
  2. Работать в группе, паре.

Оборудование: музыкальное сопровождение, презентации, амулеты.

Ход мероприятия:

Гости усаживаются в зале под музыку «Я, ты, он, она» (Р. Рождественский, Д. Тухманов).

Ведущий:

Все мы очень разные голубоглазые и темноглазые, активные и пассивные, веселые и грустные, высокие и низкие. Но всех нас объединяет то, что мы живем в одно время, в одной стране, учимся в одной школе №89. Так получилось, что в нашей школе всегда учились дети разных народов.

Ведущий:

Мы все разные! Но все мы при этом равные!

Мы все имеем равные права, смеяться и грустить

Мы все для счастья рождены, и так тому и быть!

Ведущий:

Ведь каждый из нас индивидуальность,
И в этом конечно и есть уникальность!

Различиями нашими мы будем восхищаться!
Друг другу доброту дарить и просто улыбаться!

Ведущий: Чтобы научить ребят уважать других людей, быть дружнее и вежливее, в нашей школе ведется курс «Основы светской этики».

Ведущий: Этот курс учит нас общаться на основе взаимного уважения, мира и согласия. На уроках данного курса мы учились уважать культурные ценности; знакомились с обрядами, играми, танцами, народными песнями.

Ведущий: Сегодня нам предоставляется возможность познакомиться с традициями народов которые учатся в нашей школе, расширить свой кругозор и представление о их традициях.

Ведущий: Давайте поприветствуем их друзья.

( Выходят дети и родители в национальных костюмах под музыку Марка Минкова "Дорогою добра")

– представители народов: русские, эстонцы, цыгане, узбеки, казаки. В руках у них таблички с названием своего народа.) Каждая народность при входе в зал здоровается на своем языке. Проходят по залу и прикрепляют свои таблички к столу с национальными блюдами.

Ведущий: Мы живем с вами в большой, красивой стране, которая называется Россия. На ее территории проживает 146 мил человек. Столица Росси -Москва.(Гимн, флаг, герб, президент-презентация и рассказ о России).

Ведущий: Основная часть населения - это русские. Основная религия- православие. Русский народ старается жить со всеми в мире. Не зря говорит пословица "лад избу ширит". Русский народ славится своим гостеприимством.

Ведущий: Есть такая замечательная традиция встречать дорогих гостей хлебом, да солью. Русский народ чтит и свои традиции и культуру. Основным символом с древних времен считался русский лес, о котором было написано много стихов, картин, рассказов.

Ведущий: Люди любовались и любили русскую березу. И всегда русские собирают друзей. Мы приглашаем на сцену ребят русской национальности.

( выходят ребята в русских костюмах и поют песню "Во поле береза стояла" с движениями по залу)

Родители: У нас в народе много праздников: Иван-Купала, масленица, Новый год, Пасха, Рождество Христов, Свадьба. Самое любимое наше блюдо - блины.

Родители: У нас много амулетов и оберегов которые защищают нас: крестик нательный, подкова-оберег семьи, кукла-домовой- оберег семьи тепла и уюта.

Родители: Уважаемые гости и ребята, приглашаем вас после праздника угоститься нашими блюдами.

Звучит узбекская музыка.

Ведущий: А сейчас мы расскажем про красивую страну Узбекистан.

Узбекистан (выступают ребята)

1 ребенок

Вся нежность Азии и крепкий стан,

Как в танце девушки прекрасной.

Ты Родина моя, Узбекистан,

Страна хурмы и дыни сочной.

2 ребенок

Живу в России и еѐ люблю,

Люблю, как, может быть, никто другой,

Теперь я знаю истину одну –

Ведущий:

Узбекистан, государство расположенное в центральной части Средней Азии (Флаг, герб презентация про Узбекистан)

По территории это государство небольшое - 447 тыс. кв.км. Основная религия - ислам. Государственным языком является узбекский язык. Столица Узбекистана - Ташкент.

Ведущий: Здесь выращиваю хлопок, чай, дыню. На их территории растет много фруктовых деревьев.

Узбекистан, звезда Востока -
Страна улыбок, песен, света.
Вдали так грустно, одиноко
Без жарких поцелуев лета!

Ведущий: приглашаем детей и родителей, чья Родина Узбекистан

Родители....................................................................................................................

Ведущий: предлагаем поиграть в узбекскую национальную игру.

Для участия в игре мы приглашаем желающих родителей и детей из зала.

Игра "Тамерлай".

Пять детей у Тамерлая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

(Водящий показывает движения, играющие повторяют).

Ведущий: Теперь отгадайте загадку о ком идет речь.

Что - за нация такая,

Разбрелась по всей стране?

По руке нам нагадают

Что вас ждет в своей судьбе?

Ведущий: ЦЫГАНЕ, рома, единственное число ром (самоназвание), народ, живущий во многих странах мира. Общая численность в Российской Федерации - 153 тыс. человек.

Ведущий: Верующие Цыгане в России - в основном православные. Наиболее распространенными занятиями были у мужчин торговля лошадьми, у женщин - гадание. Цыгане объединяются в кочевые таборы.

Ведущий: на сцену приглашаем цыган.

(выступление цыган с песней и пляскам)

Ведущий: А вы знаете такие слова: имя, езя, веллю, сызарь? (Нет) Эти слова произносят эстонцы. И у нас есть такие ребята. Эта страна сохраняет национальные культурные традиции на протяжении многих веков.

Ведущий: Эстонское рукоделие уникальное, орнамент цветов и трав использовали при вязании и вышивании. У нас в Красноярском крае есть даже целая деревня эстонцев.

Ведущий: У эстонцев много праздников, которые сопровождаются песнями и танцами.( предлагаем вам посмотреть как дружно живут эти люди.( Демонстрация видео Фестиваль" СЕТО в Сибири" деревня Хайдак 2017 г

Ведущий: приглашаются эстонцы.

(исполнение частушек на эстонском языке)

Родители: а вы знаете, что бережёт и охраняет дом эстонцев? Эстонцы очень трудолюбивый народ, целыми днями они трудились раньше в поле, сеяли рожь, пшеницу, овес, ухаживали за хозяйством и изнеможенные от труда вечерами женщины собирались дома, пряли пряжу на прялке, ткали рушники, вязали рукавицы с узорами.

Родители: Мужчины плели лапти для всей семьи, делали музыкальные инструменты: гусли, баяны и потом же на них сами играли во время праздника или посиделок.

Родители: Были у них и амулеты, в основном это яркие бусы которые женщины вешали на шею . Считалось, что они защищают их от сглаза. Родители: Сегодня мы хотим угостить вас традиционными блюдами эстонцев и просим вас попробовать в конце праздника. (Исполнение эстонского танца)

Ведущий: в нашем зале присутствуют народности которые имеют корни донских казаков.

Есть у нашего народа
Вечные, особые черты –
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреной моды –
От души они, от доброты.

Ведущий:

Гость, войди,
Традиций не нарушив!
Мы всегда чайку попьем.
Всем известно- казаков радушие:
Хлебосольство и открытый дом.

Ведущий: А знаете ли вы, ребята, кто такие казаки? (вольные, свободные люди, удалые) Откуда они появились?

Ведущий: Давным-давно вдоль берега реки Дон стали селится беглые крепостные люди, которых помещики заставляли работать от зари до зари. Они не могли прокормить свои семьи.

Ведущий: Вот и бежали люди в степи, где было много дичи. Селились сначала на островах, вблизи рек. А как вы думаете – зачем?

Ведущий: Приглашаем ребят имеющие корни Донских казаков

1-й. (Мальчики в казачьей одежде)
В моей придонской стороне
Дышу полынью в час восхода.
Не знаю как кому, а мне
Вода донская слаще меда.
2-й.

В природе ярких красок мало.
Но радует мои глаза
Литая кисть калины алой.
Пусть облетели тополя.
Я у степной твержу криницы:
ВМЕСТЕ:"Благословенной будь земля.
Где довелося нам родиться''
1 -й.

А еще любят казаки повеселиться,

счастьем поделиться.

2-й

Веселыми рассказчиками и сочинителями докучных сказок были наши предки – казаки. Любили они дурачить друг друга.

Ведущий: Как это?
1 -й. А вот как
2-й. Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли сказку сначала?
Ведущий: Начни
1 -й. Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли сказку сначала?
2-й.А я знаю другую сказку.
1 -й. Какую?
2-й.Мы с тобой шли?
1 -й. Шли
2-й. Кожух нашли?

1 -й. Нашли
2-й. Я тебе его дал?
1 -й. Дал
2-й. Ты его взял?
1 -й. Взял
2-й. Где же он?
1 -й. Что?
2-й. Да кожух
1 -й. Какой
2-й. Мы с тобой шли? (тон повышается)
1 -й. Шли
2-й. Кожух нашли?
1 -й. Нашли
2-й. Я тебе его дал?
1 -й. Дал
2-й. Ты его взял?
1 -й. Взял
2-й. Так где кожух? (на повышенном тоне)
1 -й. Что?
2-й. Да кожух
1 -й. Какой?
Ведущий: И так до бесконечности.

Ведущий: Через весь курс ОРКСЭ прослеживается понятие семья. Именно в семье нас учат добру, справедливости, заботе, почитать старших и младших, взаимопониманию, сотрудничеству, чтить и хранить традиции наших предков и не забывать наши корни. Мы очень стараемся беречь и хранить и никогда не забывать то, что привили нам наши родные и близкие.

Читает стихотворение о семье Тютерева Алена

( на сцену поднимаются все участники выступления и исполняют песню

"Давайте дружить"
(песня, написанная для фестиваля дружбы народов)
I. Суровые горы стеною стоят
Леса зеленея, прохладой шумят.
На севере злятся метели, метут.
На юге давно абрикосы цветут
Как много цветов по весне расцветет.
Как много людей на планете живет
И все они любят родные края.
И все они дети планеты земля.
Припев:
Давайте дружить, давайте любить
Давайте друг другу улыбки дарить
Добром за добро не стеснятся платить
И в гости почаще друг к другу ходить
Давайте смеяться давайте играть
Давайте друг другу во всем доверять
Мы будем дружить как большая семья
И станет счастливой планета Земля!
II. Башкирия дарит нам липовый мед
И хлопковый рай по-узбекски зовет
Армянские сладости тают во рту.
Таджикские фрукты берите к столу.
С полей Казахстана арбузы везем.
Лезгинку танцуем, калинку поем.
У каждых народов по капле берем.
И все это нашим любимым зовем
Припев:
Давайте дружить, давайте любить
Давайте друг другу улыбки дарить ( и.т.д.)
Речитативом: Российский народ, Белорусский народ.
Народ Украины встает в хоровод.
Обнимем друг друга, и руки пожмем
И песенку эту о дружбе споем
Припев………..

Ведущий: Наше праздничное мероприятие подходит к концу. Приглашаем ребят и родителей к столу рассмотреть национальные обереги и амулеты которые хранят и оберегают и приносят счастье людям, а так же мы предлагаем попробовать национальные блюда.

(Завершается выступление чаепитием)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Новогоднее путешествие по разным странам мира."

На протяжении всего внеклассного мероприятия дети путешествуют по разным странам мира, рассказывая , как в той или иной стране отмечают замечательный праздник Новый Год. Все активно вовлечены в конкур...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по играм разных народов" (2-4 классы)

Внеклассное мероприятие  способствует толерантному отношению к культуре разных народов, знакомит со старинными играми других народов и нацеливает на бесконфликтное межнациональное общение детей. ...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по играм разных народов" (2-4 классы)

Внеклассное мероприятие  способствует толерантному отношению к культуре разных народов, знакомит со старинными играми других народов и нацеливает на бесконфликтное межнациональное общение детей. ...

Внеклассное мероприятие "Все мы такие разные, но мы вместе"

Это мероприятие посвящено толерантности. Оно было проведено в форме игры: чтение и инсценирование стихотворений, решение проблемных ситуаций( работа в группах), исполнение песен о дружбе и доброте, та...

Конспект внеклассного мероприятия «Новый год в разных странах»

Цели: ознакомление обучающихся с обычаями и традициями празднования Нового года в разных странах; расширение кругозора обучающихся; воспитание чувства уважения к  традициям и обычаям других стран...