Тематическая карта и презентация урока ОРКЭС УМК «Основы православной культуры» 4 класс Тема урока Покаяние
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Ершова Анна Александровна

Цель:

формирование у обучающихся представлений об основном приборе, который есть внутри каждого человека.

Задачи:

Дидактические:

1) познакомить обучающихся с понятиями: «совесть», «простить», «таинство исповеди», «таинство покаяния»; 

2)   проанализировать степень усвоения материала.

Развивающие:

1)     развивать познавательные интересы, внимание;

2) способствовать развитию речи учащихся, умение сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы. 

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям;

2)  воспитывать навыки сотрудничества. 

Планируемые результаты:

Предметные:

научатся:

1) излагать своё мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни человека и общества;

2)   оперировать и осознавать собственную принадлежность к нравственному чувству.

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) проявлять активность в совместной учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ

Дата: 07.03.2023

Школа: Многопрофильный лицей № 95

Класс: 4 – 8

Урок: 4

Время: 10:50-11:30

Кабинет: 306

Студент: Ершова Анна

Группа: 31

Учитель: Антонова Татьяна Юрьевна

Методист: Сачкова Татьяна Андреевна

Тема урока: «Покаяние»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представлений об основном приборе, который есть внутри каждого человека.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) познакомить обучающихся с понятиями: «совесть», «простить», «таинство исповеди», «таинство покаяния»; 

2)   проанализировать степень усвоения материала.

Предметные:

научатся:

1) излагать своё мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни человека и общества;

2)   оперировать и осознавать собственную принадлежность к нравственному чувству.

Развивающие:

1)     развивать познавательные интересы, внимание;

2) способствовать развитию речи учащихся, умение сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы.

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) проявлять активность в совместной учебной деятельности.

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям;

2)  воспитывать навыки сотрудничества.

УМК: «Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой «Основы православной культуры: религиозные традиции народа, система нравственных ценностей и воспитание», 4 класс, 2 часть.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1 – 2 мин)  

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф. р.

Словесный: беседа

  1.  Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.
  2.  Создание эмоционального настроя. Активизация внимания учащихся.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Александровна, и сегодня урок ОРКСЭ у вас проведу я. Занимайте свои места.

-  Прочитайте девиз нашего урока.

  1. Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку.
  2. Сосредотачивают внимание на речи учителя.

- Девиз нашего урока:  

Мы умеем думать,

Мы умеем рассуждать.

Все что нужно для работы,

То и будем выполнять..

Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и

самообразованию на основе

мотивации к обучению и познанию;

организовывать учебное

сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и

сверстниками

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Беседа-обобщение

Наглядный

1. Организует повторение того, что знают дети.

-Ребята, вспомните, о чём вы говорили на прошлом занятии ОРКСЭ?

-Рассмотрите изображения на слайде. И ответьте на вопрос, что из себя представляет молитва?

-На каком языке написана молитва?  Песнопение?

- Для чего был создан церковнославянский язык?

- Кто составил церковнославянскую азбуку?

- Почему церковнославянскую азбуку можно считать необычной?

- Какое название носит церковнославянская азбука?

-Давайте приведем пример, вспомним, око – это…?

1.Отвечают на вопросы учителя.

-Обращение верующих к Богу и святым.

-Молитва, которая поётся хором.

-На церковнославянском, поэтому нам трудно их понять.

-Язык был создан специально для проповеди и молитвы.

-Кирилл и Мефодий.

-Называния многих букв являются полноценными словами

-Кириллица

-Глаз

М: научатся адекватно оценивать

правильность или ошибочность

выполнения

учебной задачи, еѐ объективную

трудность и собственные

возможности еѐ решения;

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои

мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи

П: перерабатывать полученную информацию:

сравнивать и группировать факты и явления.

Презентация

Постановка учебной задачи
(4 – 5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф.р.

Словесный: беседа, рассказ

1. Подведение к формулировке темы и целей урока

-Ребята, вы когда нибудь задавали себе вопрос, почему что-то считают добром, а что-то злом?

-Как вообще определить что хорошо, а что плохо?

-Может есть специальный прибор, который помогает отличать одно от другого?

-Он действительно есть, ребята! У каждого человека внутри есть чувство, которое помогает ему распознавать, где добро, а где зло и оно есть у каждого человека.

-Прежде, чем сесть за стол, все люди проверяют, чистые ли у них руки. А христиане, прежде чем прийти на трапезу к Богу, проверяют, чистое ли у них сердце.

-Но и от скверных слов или мыслей, дурного поступка – всего того, за что стыдно и от чего становится больно человеку можно избавиться, отпустить, только вот каким образом…мы с вами и узнаем.

- Догадался ли кто-нибудь из вас, о чём пойдёт речь на нашем занятии сегодня?

- Всё верно, если быть точнее, то тема нашего занятия звучит так: «Покаяние». Найдите данную тему в учебнике на стр. 54

- Как вы считаете, что мы узнаем на уроке?

  1. Решают проблемную ситуацию, отвечают на вопросы
  2. Определяют тему урока, ставят задачи на урок совместно с учителем

Ответы детей.

-Как можно отчистить сердце.

-Что такое покаяние, какое чувство есть внутри каждого человека, позволяющее отличить добро от зла.

П: научатся

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

М: научатся

составлять план и последовательность действий

Л: организовывать учебное

сотрудничество и       совместную

деятельность с учителем и сверстниками;

взаимодействовать  и находить общие способы работы

Презентация, учебник

"Открытие" детьми нового знания

(7 – 8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф.р., Словесный: беседа,

учебный диалог

Объясняет материал.

-Ребята, внутреннее чувство, помогающие нам различать добро и зло называется – совестью.

-Совесть именуют еще нравственным чувством. Христиане же называют ее голосом Бога в душе человека.

-О чем же говорит нам еще совесть?

-А про какого человека обычно говорят – «Живет по совести»? А про какого человека говорят «Совести нет»?

-Согласно словам Иисуса, сказанным Им в Нагорной проповеди: «Блаженны чистые сердцем, изо они Бога узрят». Как вы понимаете это выражение?

Работа с текстом учебника.

-Совершенно верно. Сейчас мы с вами обратимся к учебнику с.56, вам необходимо прочитать предложенный материал и ответить на вопрос, а как же иметь чистое сердце или отчистить его?

-Верно, ребята, прочитаем понятие «простить» из вставки «Для любознательных».  

- Православные же христиане просят прощения у Бога в присутствии священника. Так они участвуют в Таинстве исповеди, которая также называется Таинством покаяния.

Работа с карточками и текстом учебника.

-Сейчас организуем работу в парах, помним о правилах такой работы.

-Внимательно прочитайте задание, указанное на карточках, которые я вам раздала, вам необходимо посоветовать и выделить из предложенных вариантов «галочкой» те, которые подходят и являются по вашему мнению ролью священника, то есть только верные, в Таинстве исповеди, можете пользоваться материалом учебника на с.57 , также есть дополнительные строки, где вы впишите, кто наделил священников властью отпускать грехи и муки людей.

Священник помогает исповедующемуся:

-молится вместе с исповедующимся;

-действует от своего имени, не имеет отношение к Богу;

-дает советы, как можно исправиться;

-дает советы, как совершать больше опасных для души поступков;

-является свидетелем покаяния человека;

-действует от имени Бога;

Властью наделил священников Сам__________

-Итак, сделаем вывод, ребята, что в Таинстве исповеди священник помогает освободить человека от греха силой Божьей благодати. А исцеляет же раненную грехом душу – Сам Бог.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задания.

-Как поступить в сложной ситуации. Заставляет испытывать стыд, когда мы совершаем что-то нехорошее.

-«Живет по совести»: человек, который старается поступать честно, совершать добро, быть справедливым.

-«Совести нет»: человек пытается заглушить голос Бога внутри себя и не может определять что хорошо, а что плохо.

-Это значит, что увидеть Бога смогут только люди с чистым сердцем.

-Попросить прощения.

-Русское слово «простить» - близкий родственник слова «простой». Когда мы просим прощения или прощаем сами, мы вновь делаем отношения простыми, понятными, правильными.

Правила работы.

  1. Говори тихо и спокойно
  2. К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра
  3. Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца
  4. Делай замечания тактично, не груби
  5. В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю
  6. Говори тихо и спокойно
  7. К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра
  8. Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца
  9. Делай замечания тактично, не груби
  10. В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю

П: формирование представления о понятиях «совесть», «простить»,

«таинство исповеди»,

«таинство покаяния»

 Л: развитие навыков

сотрудничества со взрослыми и

сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

М: овладение

базовыми предметными и

межпредметными понятиями, отражающими

существенные

связи и отношения между объектами и процессами

П: использовать текст учебника для поиска необходимой информации.

 

Презентация, учебник,

раздаточный материал

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф.р.

Словесный: учебный

Диалог

Организует работу в группах с текстом учебника.

- Ваша работа будет проходить в группах по 4 человека, предлагаю вспомнить правила такой работы. Эти правила будут на слайде пока вы работаете, если возникнут вопросы, то поднимите руку, я подойду к вам.

-Сейчас я предлагаю вам выполнить работу, которая также связана с учеником, на странице 57-58, где в разделе «Для любознательных» представлена «История двух предательств», необходимо по цепочке по одному образцу прочитать, внимательно слушая друг друга, обращаясь к правилам работы на экране. После чего совместно подумать и ответить на вопрос, почему раскаяние Петра и раскаяние Иуды имело разный результат? Как правильно поступить, когда совершаешь ошибку?

-Для ответов на эти вопросы я вам раздам сейчас карточки, а вы пока приступайте к чтению. На работу не больше 3 минут.

-Чья группа справится быстрее, тех и послушаем.

Организует и проводит динамическую паузу

Глава, рамено, голь на пальцы

Глава.

Рамено.

Колена.

Пальцы.

Колена.

Пальцы.

Глава.

Рамено.

Колена.

Пальцы.

Уши.

Уста.

Очи.

Нос!

Организует работу с текстом учебника.

-Ребята, известный сербский святой ХХ века святитель Николай (Велимирович) рассказал однажды такую притчу, которая помогает лучше понять значение покаяния для православного христианина.

Учитель читает притчу.

-О чем нам говорит данная притча?

-Верно, ребята, в течении жизни мы совершаем ошибки, и часто, к сожалению, одни и те же. Но, конечно, это не повод отчаиваться и думать, что все усилия бесполезны.

-Христиане верят, что искреннее покаяние, которое приносит человек на исповеди, принимается Богом и Бог дает человеку силы бороться со злом.

Правила работы.

Читают по цепочке.

Выполняют задание.

Ответы детей.

 

Слушают учителя.

-Притча говорит о том, что если совершить ошибку вновь и покаяться – то душа снова будет чистой. То есть покаяться можно не один раз, это делают столько раз и тогда, когда хотят отпустить свои грехи.

М: готовность слушать собеседника и вести диалог Л: развитие навыков

сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не

создавать конфликтов и

находить выходы из спорных ситуаций.

П: устанавливать причинно-

следственные связи; строить логические

рассуждении, умозаключения

Презентация, учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)


Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная работа Практический:

выполнение теста

Организует самостоятельную работу.

- Давайте проверим, что нового вы узнали на уроке с помощью тестирования.

- На выданных листочках вы видите вопросы теста, напишите свою фамилию, правильный вариант ответа в каждом вопросе только один, его необходимо обвезти в кружок.  

Тест:  

1. Совесть – это…?

1) прибор, измеряющий пульс

2) внутреннее чувство, помогающее нам различать добро и зло

3) чувство стеснения

2. Русское слово «простить» - близкий родственник слова…

1) «скромный»

2) «добродушный»

3) «простой»

 

  1.  Значение проповеди: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»

1) увидеть Бога смогут только люди с чистым сердцем

2) людям с чистым сердцам не нужно покаяние

3) те, кто не проходил покаяние - не смогут увидеть Бога

  1. Христиане верят, что в Таинстве исповеди:

1) только Бог способен освободить от греха

2) священник помогает освободить человека от греха

3) трапеза Бога освобождает от грехов

  1.  Чтобы омыть свою душу, очистить ее от грязи нужно…

1) попросить прощения

2) постыдиться

3) забыть о содеянном

- Время работы вышло, обменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте задания по эталону.

- Максимальное количество баллов, которое можно было набрать – 5. Есть ли те, кто набрал эти баллы? Поднимите руку.

Критерии оценивания:

5 баллов –

4-3 балла –

Меньше 3 баллов – 

- Вы все молодцы и хорошо справились с заданием, листы на первую парту с задних парт передаём.  

Выполняют самостоятельную работу.

Ответы:

1 - 2

2 - 3

3 - 1

4 - 2

5 - 1

Организуют взаимопроверку.

П: перерабатывать полученную информацию:

делать выводы на основе полученных знаний. М:

адекватно оценивать правильность или ошибочность

выполнения учебной задачи

Л: развитие навыков

сотрудничества со взрослыми и

сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Презентация, раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Г.р.

Словесный: беседа

Организует работу класса на повторение теоретического материала.

Обобщает материал урока.

-Ребята, в начале урока мы с вами уже определили значение пары выражений о совести. А их существует различное множество.

-Сейчас я предлагаю вам проверить себя и на карточках, которые я вам раздала правильно соотнести утверждение с его значением. Работу выполняем также в четверках. Помним правила работы в группе. Каждый по очереди определяет одно из значений и соотносит с одним утверждением. Передаем по цепочке карточку друг другу, на выбор ответа 30 секунд. Всего 8 утверждений, то есть каждый соотнесет по 2. Приступаем к работе.

1. сделать что-то на совесть: (работа сделана на самом высшем уровне)

2. угрызения (муки) совести: (переживания по поводу своего плохого поступка)

3. добросовестный человек: (честно, старательно выполняющий свои обязанности)

4. бессовестный человек: (человек, который не несет ответственности за свои поступки)

5. идти против совести: (поступать вопреки убеждениям, выбирать зло)

6. испытывать свою совесть: (сделать сомнительным выбор)

7. пойти на сделку с совестью: (человек понимает, что делать так нельзя, но все равно соглашается)

8. нечистая совесть: (то чувство, когда совершил плохой поступок)

-Сейчас вам необходимо также по цепочек от последнего выполняющего задания проверить свои ответы по эталону на экране.

- Ребята, вы большие молодцы и отлично справились с заданием!  

Работают в группах.

Выполняют задание.

П: устанавливать причинно-

следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения

М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения

учебной задачи

Л: формирование уважительного отношения к иному мнению.

Презентация, раздаточный материал

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф.р. Словесный

: беседа

Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей.

Проводит работу по самооценке.

- Домашнее задание: Ответить на вопросы на странице 59 в учебнике.

-Урок подходит к концу.

-Что вы узнали?

-Что понравилось?

-Где возникли трудности? 

Анализируют урок с точки зрения

достижения

поставленных целей.

Дают оценку своей работе на уроке.

- Я узнал…

- Мне было интересно…

- Мне было сложно…

М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения

учебной задачи; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои

мысли в устной речи

П: развитие навыков

сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Презентация, дневник


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ОРКСЕ. Модуль "Основы Православной культуры" по теме "Золотое правило этики"

Презентация к уроку по теме "Золотое правило этики".  Модуль "Основы православной культуры",  учебник  А.В. Кураева...

Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 1 класс Тема урока Образец, анализ конструкции образца изделия. Изделие по образцу. Изделие: Закладка для книги

Цель:формирование у обучающихся умений изготовления закладки для книги.Задачи:Дидактические:1.Расширить представление о правилами бережного отношения с книгой;2.Познакомить обучающихся с понятием о за...

Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 1 класс Тема урока Прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого результата. Аппликация: Подснежники

Цель:формирование у обучающихся умений прогнозирования порядка действий в зависимости от желаемого результата и выполнения аппликации: подснежники, согласно составленному плану.Задачи:Дидактические:1....

Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 4 класс Тема урока: Конструирование динамической игрушки из бросового материала» Изделие: Дед мороз

Цель:освоение технологии конструирования динамической игрушки из бросового материала.Задачи:Дидактические:1.Освоение приёмов работы с бросовым материалом.2.Изготовление изделия из бросового материала....

Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 4 класс Тема урока: Оразец, анализ конструкции образца изделия. Изделие по образцу из бумажных салфеток» Изделие: Сердце для мамы

Цель: освоение технологии работы с бумажными салфетками.Задачи:Дидактические:1.Освоение приёмов работы с бумажными салфетками2.Изготовление изделия из бросового материала Развивающие:1....

Технологическая карта и презентация урока математики УМК «Школа России» 1 класс Тема урока Присчитывание и отсчитывание единиц на числовом отрезке

Цель:формирование знаний и умений использовать способ присчитывания и отсчитывания на числовом отрезке.Задачи:Дидактические:1. Познакомить с действием присчитывания и отсчитывания на числовом отрезке....