урок ОРКСЭ 4 класс (ОПК)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

 Иванова Любовь Александровна

Материал подготовлен для обучающихся 4 класса. В ходе урока дети знакомятся с особенностями семейных традиций в православной культуре, узнают о христианских семейных ценностях. Материал имеет воспитывающую цель: воспитывать любовь и  нравственный долг детей перед родителями, представителями старшего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_hristianskaya_semya.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ

«Христианская семья – главная ценность в жизни».

Цель: дать понятие о христианском понимании семьи и семьи как базовой ценности общества.

Задачи :

Обучающая:  познакомиться  со смыслом обряда «Венчания»,  особенностями семейных традиций в православной культуре.

Развивающая: понять, какие качества необходимы жениху и невесте для создания христианской семьи ; развивать способность к послушанию в семье

Воспитывающая: воспитать любовь и  нравственный долг детей перед родителями, представителями старшего поколения.

Предметные  результаты.

- познакомить с тем, что означает обручальное кольцо;

- познакомить с составляющими компонентами, необходимыми для создания семьи;

- познакомить с таинством венчания;

- иметь представление о понятии «Христианская семья».

Личностные результаты:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
  • развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки, принятие решений;
  • осознание принадлежности к семье;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
  • ценностное отношение к семье.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно организовывать свое рабочее место;
  • развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • прогнозировать предстоящую работу;
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

  • развивать умение извлекать информацию из иллюстраций и  текстов;
  • на основе анализа объектов делать выводы, обобщать;
  • ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте;
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (в начале урока);
  • поиск и выделение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие текстов научного стиля (стихи, прочитанная сказки, притча);
  • применение методов информационного поиска (на протяжении всего урока);
  • структурирование знаний (итог урока);
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме и письменной (подписывали рисунки);
  • определение основной и второстепенной информации;

Коммуникативные УУД:

  • развиваем умение слушать и понимать других;
  • развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства;
  • сформировать уважительное и бережное отношение к своей семье, умение общаться  в  кругу семьи;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • оформлять свои мысли в устной форме;
  • умение работать в паре, в группе;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникацииОборудование: доска, листы с сердечками, листы с тестами, кубики, листы с пословицами, аудиозапись со сказкой, презентация

Ход занятия

1.Организационный момент.

Эмоциональный настрой учащихся на совместную работу с педагогом .

Эмоциональное погружение: видеоролик  «Гимн семье».

Учитель: В семейном кругу мы с вами растем

                    Основа основ – родительский дом!

                     В семейном кругу все корни твои!

                      И в жизнь ты выходишь из семьи!

2. Актуализация знаний

- Послушайте сказку (аудиозапись)

- Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у звездочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью, то тусклый и незаметный»? Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой! «А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна. «Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их манит в дорогу, куда они так спешат»? «Ты узнала тайну спешащих странников»?- спросила Луна. «Да, - ответила Звёздочка.- Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в пути. Он выглядел измождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза…». «А какими были его глаза»? – недоумённо спросила Луна. «Они светились в темноте от счастья и радости», - ответила, тяжело вздохнув, звёздочка и продолжила. - Чему ты радуешься, странник»? И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное». Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью?» «А разве это возможно»? – с надеждой спросила Звёздочка.

- Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы твоя  Семья»!

- Как вы думаете, почему я прочитала Вам именно эту сказку?

3.Сообщение темы и цели занятия.

- О чем мы с вами сегодня будем говорить?

- Что можем мы без семьи? Мы одиноки, и жизнь кажется пустой и ненужной. Когда некого любить, то сердце не живёт, а душа не знает покоя. Семья начинается с детства. 

- Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы будем вести разговор о семье, узнаем, что такое венчание. Каково значение христианской  семьи, как следует относиться друг к другу  в семье, какие бывают семейные традиции.

4.Открытие новых знаний

   - Ребята, что возникает в вашем воображении, когда вы произносите слово семья? (ответы детей.)

Слова «дом», «семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни.

Семья – это великий дар.

Когда - то Лев Толстой сказал:

 «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Игровой момент «Кубики» (работа в паре)

-  Из кубиков ,лежащих на столе, на которых написаны признаки семьи, построить дом.

- А вы знаете, как появилось слово семья?

- Почему слово семья состоит из 7 – Я?

-А может ответ на этот вопрос нам даст стихотворение.

Как появилось слово «семья»?

Когда- то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам;

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

-Кто деток родит мне богиня моя?

И Ева тихонько ответила «Я».

- Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: "Я".

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все также ответила: "Я".

Кто платье сошьет, постирает белье.

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос подруга моя..?

- «Я, я, я» - Ева молвила «Я».

Сказала она знаменитых семь «Я».

И так на земле появилась семья!

-Но есть ещё одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова «семя».

- Как вы думаете почему?

- Вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья.  Ребята, значит у семьи давние корни.

- Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся. 

- Чтобы Вы хотели узнать о христианской семье?

Слушаем притчу

Один старец призвал своих учеников и показал им лист чистой бумаги, в середине которого стояла черная точка.

- Что вы здесь видите? - спросил старец.

- Точку, - ответил один.

- Черную точку, - подтвердил второй.

- Жирную черную точку, - уточнил третий.

И тогда их любимый учитель сел в углу и заплакал.

- Скажи нам, отче, о чем ты так горько плачешь? - удивились ученики.

- Я плачу о том, что все мои ученики увидели только черную точку, и никто из них не  заметил чистого белого листа.

- Как вам кажется, о чем эта притча?

- Люди очень часто судят человека по поступку, который им не нравится. Поступок, как черная точка, отвлекает внимание от прекрасных качеств души этого человека. Мы видим чужие грехи, но мало обращаем внимание на чужие добродетели.

- Давайте вспомним с вами, чем отличается человек благодарный от неблагодарного?

Отличие благодарного человека — это способность замечать чужой труд, чужую красоту, чужую любовь, чужие достоинства.

Работа с сердечками(на столах листы бумаги с нарисованным сердечком)

- Впиши в сердечко духовные сокровища, которые хранятся в папином или мамином сердце.

-Давайте послушаем что вы написали,  видите ли вы в своих родителях сокровища их души или только свои обиды на них. Белый лист или черную точку. 

Физкультминутка.

-А сейчас вы можете подарить частичку тепла каждому из нашего класса.

(Дети по очереди передают мягкое игрушечное сердце и говорят друг другу что-нибудь приятное)

-  А как люди создают семью?

- Два человека, полюбившие друг друга создают семью. Они заключают брак в церкви - венчаются. Каждому на палец надевается обручальное кольцо. Кольцо не имеет конца. Одевая кольцо друг другу, жених   и невеста соглашаются быть верными  друг другу до смерти. Они должны оставаться вместе, даже если будут у них  болезни и несчастья.

Во время венчания на голову жениху и невесте одевают венцы.

Венец – это награда за решимость подарить себя друг другу.

- Семья – это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Это гнездо, в котором детей готовят ко времени их самостоятельного полёта.

                  Легенда

        - Существует древняя легенда о том, что когда-то давным-давно жили на земле большие, талантливые, сильные люди. Жили они счастливо. И позавидовал им какой-то недобрый дух, и разделил каждого из них на две половины. Одну половину сделал женщиной, а другую мужчиной. С тех пор бродят по свету разъединённые люди, ищут свою половину. Если находят, возникает очень сильное чувство – любовь, образуется семья, в семье появляются дети. Чем больше любовь, тем крепче семья. Чем крепче семья, тем счастливее дети.

- Издавна на Руси семьи  были большие и крепкие. Уважали и почитали старших.            

-   Кто знает, в какой заповеди  Божией говорится о почитании родителей?

 -Давайте прочитаем вместе. (хором) (на доске)

Чти отца твоего и матерь твою, да благо  ти  будет, и да долголетен  будети на земли.

- Каждая семья – это уникальное объединение людей разного возраста. Вы, ребята, должны почитать родителей: в детстве – слушать их, в молодости – советоваться с ними,  в зрелом возрасте – заботиться о них.

        - Если заповедь эта исполняется, то семья хорошая. Бывает, что по одному человеку судят о всей семье. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье.

- В каждой семье есть свои обычаи. Касаются они всего: как обустроить дом,

распределить обязанности, воспитывать детей, что готовить для праздничного стола, где отдыхать... И нам кажется, что по-другому просто и быть не может. Мы к этому привыкли.

     Основное назначение традиций — подсказывать нам, как вести себя в той или иной ситуации.

     Ритуал отхода ко сну: дети обожают пошептаться с мамой, послушать сказку или простенькую колыбельную.

     Воскресной традицией может стать семейный «выход в свет» – экскурсия, кино, театр, ... Непременное условие: четкая повторяемость и  элемент неожиданности. И ещё: это должно нравиться всем!

На  праздники можно отправляться в лес - игры на свежем воздухе.

Субботней традицией может стать семейное чаепитие с пирогом.

-А какие традиции есть в  вашей семье?)

- В семье приобретается умение заранее замечать то, что может причинить боль другому человеку.

- Как называется такое умение?  (тактичность)

 - Без постоянного взаимного прощения и терпения жизнь в семье невозможна.

- Послушайте семь главных правил семьи.

Учащиеся читают стихотворение  И. Молчановой «Семь главных правил»

1. Что значит для меня моя семья?
Конечно - счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень - очень важных

2. Во - первых, это главное - любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по - разному.

3. Второе - дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца - не напиться.
А дети - это жизнь, это родник,
И продолженье рода. Пусть струится!

4. Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то.

5. Четвертое - терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды...
И отогреет солнышком окно.
Что инеем заледенело белым.

6. А пятое - ответственность и дом
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.


7. Шестое — уваженье. Только с ним
Приобретёшь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным.


8. И наконец, седьмое – чистота.
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива и радостна.

- Семья играет особую роль в нашей жизни. Именно в семье многие люди узнают о традициях своего народа, своей страны, об основах веры. Семья в православии часто именуется Церковью, только не большой, в которой есть епископы и священники, а маленькой, малой, но тоже -  Церковью.

- В семье должны выполняться все правила сказанные в стихотворении «Семь главных правил», основанные на взаимном доверии и, главное, послушание Богу.

- А как можно назвать такую семью? (Христианской семьёй)

5. Закрепление нового.

Там, где дружная семья

От счастья кружиться голова!

Лица светятся улыбкой

Словно звездочки горят.

Там, где дружная семья

Спорятся отлично все дела!

Там, где дружная семья

Удач тропинка пролегла.

- Дружба, мир и покой в семье всего дороже. Как говорится, не надобен клад, коли в семье лад. Создать семью нелегко, а сохранить её еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, не хватает житейской мудрости. Именно этому учат нас русские пословицы и поговорки. Давайте их вспомним.

 Игра « Собери пословицу» есть начало, надо добавить продолжение и объяснить

Когда семья вместе,  ……                                    и душа на месте.

Дом красив не углами,……                                         а пирогами

Каков батюшка,  ………                                          таковы у него и детки.

Семья – это то, что мы делим на всех,

 Семья – это то, что с тобою всегда.

Всем понемножку: и слёзы и смех,

 Пусть мчатся секунды, недели, года,

Взлёт и падение, радость, печаль,

 Но стены родные, отчий твой дом–

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Сердце навек останется в нём

6. Итог занятия

          Рефлексия. (Тесты на каждого ученика)  выбери правильный ответ.

1.Церковное таинство бракосочетания:

  • Венчание
  • Крещение
  • Миропомазание

2.Венцы в таинстве венчания символизируют:

  • Вечность
  • Богатство
  • Долгую жизнь
  • Единство любви и испытаний.

3.Вычеркни «лишнее» слово:

Добро, месть, милосердие, любовь, уважение, вежливость.

        -  Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственные уроки притчи. Урок ОРКСЭ в 4 классе

Презентация используется к уроку по теме "Добро и зло"...

Сценарий урока ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")№ 13 в 4 классе .Тема урока "Золотое правило этики"

В сценарии урока представлена технологическая карта. Прописаны личностные, предметные и метапредметные результаты, духовно-нравственное развитие.Имеется приложение. Сценарий составлен по учебнику ...

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...

Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103   Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...