Икона
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Ерохина Надежда Ивановна

Икона и ее роль в правосланой культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_ikona_2.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

«Икона»

Выполнила

Ерохина Надежда Ивановна

Москва 2024г.

Цель урока: углубление знаний об иконе и её роли в православной культуре.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с особенностями иконы и её отличиями от картины;
  • развивать умение выявлять причинно-следственные связи, умение доказывать, слушать, развивать связную устную речь;
  • воспитывать уважительное отношение к иконе как святыне;
  • техническое обеспечение урока: Компьютер, проектор, экран.


Ход урока

Организация класса.

Постановка темы и целей урока.

Показываю икону и картину с изображением апостола Павла.

- Можете ли вы узнать где здесь картина, а где икона? (…)

- Как вы определили? (…)

- Где вы видели иконы? (….)

- Кого изображают на иконах? (…)

- Давайте попытаемся определить, что же такое икона? ( …)

- Где мы можем найти более точное определение? (в толковом словаре, в интернете, …)

- Дети находят и читают определение. (…)

- Икона - это изображение Господа Иисуса Христа, Святой Троицы, Божией Матери, ангелов, святых, а также событий из Священной и церковной истории. Само слово «икона» (eikon) греческого происхождения и означает: образ, изображение.

- Как вы думаете, когда могли появиться первые иконы? (…)

Согласно Преданию Православной Церкви, появление первой иконы связывается со временем земной жизни Господа Иисуса Христа. Случилось это так. Царь Эдессы Авгарь, болевший проказой, узнав от своих подданных о необыкновенном Человеке, проповедавшем и творящем поразительные чудеса в Палестине, послал к Нему своего придворного живописца Ананию. Добравшись до места проповеди Спасителя, Анания несколько раз пытался нарисовать Его образ, но ему это не удавалось по причине большого стечения народа, Его окружавшего. Наконец, к Анании подошел апостол Фома и подвел его к Спасителю. Господь, омыв Свое лицо, взял чистый плат и им отерся. Этот плат Он отдал Авгарю, который в изумлении увидел на нем непостижимым образом изображенный Его Божественный лик. Когда царь Авгарь прикоснулся к этому плату, то получил совершенное исцеление от своей ужасной болезни. Со временем оглавный образ Спасителя на плате стали изображать иконописцы. Этот образ получил название «Спас Нерукотворенный».

Первые иконы Божией Матери были по преданию написаны апостолом и евангелистом Лукой еще во время Ее земной жизни, она изображалась со Спасителем Младенцем на руках.

Со временем его иконы были утрачены, но сохранилось много их видоизмененных повторений, относящихся уже к более поздним историческим эпохам.

- Как вы думаете, каждый ли художник сумеет написать икону? (…)

- Как называют художника который пишет иконы? (…)

Икона сама по себе сложный символ, в котором каждая деталь, каждый штрих, каждый жест, даже цветовая гамма исполнена особого назначения. Как нельзя менять ни одного слова в Библии, так же нельзя произвольно толковать и изображать ее сюжеты. Итак, первое отличие иконы от картины – это соблюдение канона, поэтому все иконы, написанные на один сюжет, легко узнаваемы. Канон – система правил создания изображений. В канон входят правила о технике написания икон (используется доска), о пропорциях фигур (пропорции человеческого тела сознательно нарушаются: фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше; всё тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды), овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот – мелкими, глаза – большими; внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, строго определены (иконография Богоматери, иконография Христа). Когда иконописец приступает к работе над иконой, он не должен придумывать цвет одежды святого, черты его лица или внешний вид. Существуют специальные книги, которые называются иконописными подлинниками. В них очень точно приведён схематический рисунок с характерными для каждого святого чертами, внешним видом, красками и цветом одежды.

Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога.

Пурпурный цвет- это цвет царя, владыки - Бога на небе, императора на земле.

Красный - один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения - победы жизни над смертью.

Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты.

Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное.

Зеленый цвет - природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления.

Коричневый - цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.

Черный цвет - цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры - символы могилы - и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.

Цвет, который никогда не использовался в иконописи - серый.

В иконе нет того, с помощью чего создается реалистическое изображение, то есть в ней отсутствуют живописные свет, тень и полутень, так как она совсем не изображает естественный источник света. Лик святого сам излучает свет. Не случайно слово «лицо» в иконно писании заменено словом «лик».

Икона – образ, указывающий на соединение этого человека с Богом. В иконе передается не повседневное, обычное лицо человека, а его вечный прославленный лик. Поэтому плоть изображается существенно иной, чем обычная плоть человека. Внутренний мир передается миром внешним: морщины, волосы, одежда, все, что окружает святого, приведено к высшему порядку. Это зримое выражение победы над разделением человека и мира.

Какие бывают иконы.

Православная традиция иконописи оставила нам множество школ и техник, а также множество видов икон.

Образы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы занимают первостепенное место в православной иконографии. Во все времена, в любом доме и избе, их можно было увидеть в «красном» углу. Красный – значит красивый, прекрасный. Красный угол – самый видный в доме, в комнате; поэтому именно там стояли иконы. Существует множество образов Божьей Матери и Спасителя. Для каждой местности, как и для каждого человека, есть свой, наиболее любимый и почитаемый.

Праздничные иконы пишутся прежде всего на сюжеты священной истории - прежде всего Воскресения Христова и Двунадесятых Праздников, Страстной недели и другие.

Житийные иконы, изображающие житие и чудеса того или иного святого. Именные иконы, изображающие святого, в честь которого человек нарекается при Святом Крещении. Иконы святых, покровительствующих учебе, воинской службе, различным видам трудовой деятельности. Иконы святых, к помощи которых обращаются при различных болезнях и других житейских надобностях.

Итог
Русского человека икона сопровождала в течение всей его жизни. Иконы, к которым обращались с молитвой, были в каждом доме. Ими благословляли родители вступающих в брак, их брали с собой, идя на битву или отправляясь в странствие.

Проверочные задания:

Проверочные вопросы.

  • Что означает слово «икона»?
  • Кого изображают на иконах?
  • Как, согласно приданию Православной Церкви, появилась первая икона?
  • Как она называется?
  • Кемпо преданию написаны Первые иконы Божией Матери?
  • Как называют художника который пишет иконы?
  • Что такое «красный» угол?
  • Что такое канон в иконописи?
  • Какие цвета используют для написания икон?
  • Какие бывают иконы?

2. Тестовые задания.

  • Как называются иконы изображающие житие и чудеса того или иного святого.

а) житийные иконы

б) именные иконы

в) праздничные иконы

г) чудотворные иконы

  • Какой цвет стал символом Воскресения - победы жизни над смертью.

а) золотой

б) белый

в) красный

г) черный

Наглядные пособия: изображения икон «Спас Нерукотворенный», апостол Павел, Преображения Господня, Икона Святой Николай Чудотворец с житием, именная икона Анна Пророчица, репродукция с портрета апостола Павла.

Методическая литература для учителя:

1. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. Умозрение в красках. (любое издание).

2. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. (любое издание)

3. Философия русского религиозного искусства 16-20 вв. Антология / Сост. Н.К.Гаврюшин. М., 1993.

4. Языкова И.К. Богословие иконы. М., 1995.

Список использованной литературы:

Вспомогательная и обучающая литература для детей:

Детская Библия. ОО « Православная Русь», 1997г.

Худошин А. Святые дети. Рассказы для детей и юношества –М.:Терирем, #1089;.

Глоссарий терминов к уроку:

Икона - образ, изображенье лика Спасителя, Небесных Сил или угодников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по программе духовно-нравственного воспитания.Тема: "Икона".."

Конспект урока с презентацией по программе духовно-нравственного воспитания "Истоки"...

Основы православной культуры. Урок "Икона"

Модуль "Основы православной культуры". Урок на тему "Икона"....

Иконы в доме

Муниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №2 имени И.И. Тарасенкостаницы Выселки муниципального образования...

Конспект урока православной культуры "О чём рассказывает икона"

Знакомство с известными иконами, иконография церковных праздников....

Курс ОРКСЭ Модуль « Основы православной культуры » Тема урока: « Икона»

Конспект урока Цели урока:  - дать представление о внутренних законах древнерусского творчества,- познакомить  с  историей   развития   древнерусской  ико...

Урок православной культуры. Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона?

На уроках православной культуры школьники получают культурологические знания, необходимые для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ...