Основы православной культуры. Урок "Икона"
методическая разработка (4 класс) по теме

Сапункова Алла Денисовна

Модуль "Основы православной культуры". Урок на тему "Икона".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_pravoslaviyu.docx24.75 КБ
Файл prezentaciya_po_kursu_orkse_ikona.pptx2.15 МБ

Предварительный просмотр:

Основы православной культуры

Урок 15

Икона

составила: учитель начальных классов

МОУ Старохмелевской СОШ

Мичуринского района

Сапункова Алла Денисовна

Тамбовская область

2010 г.

Аннотация:

Данный урок подготовлен на базе учебника А.В. Кураева «Основы православной культуры» 4 – 5 класс. – М., «Просвещение», 2010. Урок знакомит детей с особенностями иконописного изображения, с различиями написания иконы и картины. Воспитывает у детей бережное отношение к христианским святыням. Использована презентация для освоения новой темы. Урок подготовлен на основе творческого использования материалов сайта «Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4 – 5 классов».

Проблема:

Сегодня, когда разрушаются традиционные способы передачи духовных и культурных ценностей от родителей детям – дети не знакомы с ценностями христианского искусства, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества.

План урока.

  1. Организация деятельности учащихся.
  1. Беседа по домашнему заданию.
  2. Обсуждение темы урока с обучающимися.
  1. Вступительное слово учителя.
  2. Выявление восприятия, мотивация.
  1. Размышляем сами.
  1. Работа над новым материалом.
  1. Исследовательская работа с текстом учебника.
  2. Послетекстовая работа.
  1. Закрепление.
  1. Заочное путешествие.
  2. Работа с карточками.
  3. Врезка. Текст по Б. Успенскому.
  1. Итог урока.
  1. Сядем в кружок.
  1. Домашнее задание.

Цель: Расширить представление о ценностях Христианского искусства, объяснить смысл

           иконы.

Задачи:

  1. познакомить с особенностями иконописного изображения, понять различия написания иконы и картины;
  2. уяснить, что свет – основа иконописания;
  3. воспитывать бережное отношение к иконам, как к изображению священных для христиан образов.

Ключевые понятия: икона, иконописец, образ, гармония, нимб, пространство без тени, обратная перспектива.

Ход урока.

  1. Организация деятельности учащихся. Беседа по домашнему заданию. Запись в тетради темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися (как вы понимаете тему урока).

  1. Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы с вами проведём урок, посвященный русской иконе. Кто знает что такое икона? (изображение святых и их деяний).

- Икона слово греческое. Это священное изображение (образ), которое почитают православные христиане.

- У кого из вас есть дома иконы? Иконы у православных христиан были обязательны как в крестьянской избе, так и в царском дворце. Самое видное место было отведено под иконы и называлось «красный угол».

  1. Выявление восприятия, мотивация.

Размышляем сами.

Делим детей на группы и просим находящиеся в классе репродукции разделить на две группы: иконописные изображения и картины. Затем каждая группа детей объясняет, почему они сделали такой выбор.

- Есть ли различие между иконами и картинами? В чём оно состоит? (на картине изображено обычное или фантастическое событие, которое вообразил художник. Икона изображает лики святых, события священной истории. Икона пишется по строгим канонам – правилам).

- Как вы понимаете слово «гармония»?

- Какие слова вы бы написали, близкие по значению данному слову? (согласованность, стройность, слаженность).

- Какое отношение это слово имеет к изображению святых на иконах? Выскажите ваше мнение.

  1. Работа над новым материалом.

Исследовательская работа с текстом учебника. Опережающее задание.

       - Работая с текстом найдите подтверждение нашим предположениям.

Чтение текста.

       Послетекстовая работа.

- Какие подтверждения своим предположениям вы обнаружили в тексте?

-  Как вы поняли, в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины?

       -  Как понятие «света» связано с пониманием христианами Бога? Почему в иконописном

          изображении нет тени, а наоборот, все пронизано светом?

       - Почему свет в иконе «излучает» лик, фигура святого, а не другие элементы изображае-

         мого, например, солнце?

      -  Как вы думаете, почему Свет – одно из имён Бога?         

-Расскажите о нимбе. Знаковым обозначением чего является на иконе нимб?

      - Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?  

        Почему появилась икона? Кто «открыл дверь» для иконописания?

      - Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?

  1. Закрепление.

       Заочное путешествие.

      - Иконопись зародилась В древние века. А как же появилась первая икона? Сейчас мы совершим путешествие в прошлое и узнаем об этом. ( Рассказ ученика).

        В древние времена заболел царь Авгарь. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что его исцелит Христос. Он повелел художнику нарисовать и принести изображение Иисуса Христа. Но художник никак не мог нарисовать Господа. Тогда Христос взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. А на полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Икона так и называется «Спас Нерукотворный».

        - Как называют людей которые пишут иконы? (иконописцы). Первым иконописцем был евангелист Лука, а первым русским иконописцем Алимпий Печёрский. Одним из известных иконописцев является  Андрей Рублёв, репродукцию икон которого мы видим.

        - Конечно написать икону может только человек, который обладает добродетелями. У вас на столах карточки, выберете из них добродетели и прикрепите их на доску.

Карточки: гордость, трудолюбие, зависть, милостыня, чистота, ненависть, любовь, злость, обжорство, кротость, терпение, послушание, ответственность, благодарение, честность, лень, упрямство, скупость, гнев, скука.

Врезка. 

Учитель рассказывает текст по Б. Успенскому.

 Один мальчик нарисовал обычный детский рисунок. Внизу листка – домик, вверху – лес. От двери дома к лесу шла дорога.  Но отчего – то она была похожа на хвост кометы – чем дальше, тем она становилась шире. Отец уже пояснил этому мальчику, что вдали линии на рисунке должны сходиться и, значит, дорога ближе к горизонту (то есть к верхнему краю листа) должна сужаться. Но мальчик всё же нарисовал по – своему. Поэтому отец спросил его – «Ты же сам в домике, дорога, уходя от тебя вдаль, должна уменьшаться! Отчего же ты всё нарисовал наоборот?». И мальчик ответил: «Но ведь гости же оттуда придут!».

  1. Итог урока.

Сядем в кружок.

        Как и на иконе, на рисунке мальчика линии расходились вдаль. Мальчик объяснил, что рисунок он построил не со своей точки зрения, а как бы с точки зрения того, кто придёт к нему издалека? Есть ли тут что- то общее с построением пространства на иконе? Как это связано с эгоизмом?

        В живописи всё исходит от человека и направляется к горизонту. В иконописи от источника света к человеку, который только благодаря этому может духовно возрастать

  1. Домашнее задание.

  1. Расскажите родителям что вы узнали и что поняли сегодня на уроке.
  2. Посмотрите на иллюстрацию иконы. Попробуйте найти сведения и рассказать об этой иконе. (Приложение)

         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Курс Основы религиозных культур и светской этики Модуль «Основы православной культуры» Учитель начальных классов МОУ Старохмелевская СОШ Сапункова А.Д.

Слайд 2

Урок на тему: «Икона». «Икона – явление той самой благодатной силы, которая некогда спасла Россию». (князь Евгений Трубецкой, 1917г.)

Слайд 3

Цель: Расширить представление о ценностях Христианского искусства, объяснить смысл иконы . Задачи: - познакомить с особенностями иконописного изображения, понять различия написания иконы и картины; - уяснить , что свет – основа иконописания ; - воспитывать бережное отношение к иконам, как к изображению священных для христиан образов.

Слайд 4

Размышляем сами.

Слайд 5

Гармония – с греческого связь, порядок, слаженность, соразмерность, лад.

Слайд 6

И сследовательская работа с текстом - найдите подтверждение нашим предположениям . в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины ? почему Свет – одно из имён Бога?

Слайд 7

Заочное путешествие иконы Древней Руси

Слайд 9

Спас Нерукотворный

Слайд 10

Евангелист Лука пишет икону Богоматери.

Слайд 11

Андрей Рублёв «Спас в силах»

Слайд 12

Андрей Рублёв «Троица».

Слайд 13

Домашнее задание: - Расскажите родителям что вы узнали и что поняли сегодня на уроке. Посмотрите на иллюстрацию иконы. Попробуйте найти сведения и рассказать об этой иконе .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

Основы православной культуры и светской этики. Модуль "Основы православной культуры" Урок "Монастыри"

Предмет "Основы православной культуры и светской этики" совсем недавно вошёл в нашу жизнь. Материалы к урокам очень обширны. Готовясь к открытому уроку я снова и снова открывала что-то новое и интерес...

Презентация "Основы Православной культуры" Урок 1 "Основы Православной Культуры

На уроке даются понятия "Культура", "Православная культура", "Религия", "Религиозная культура", "Веротерпимость"....

Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс

Название курсаОсновы православной культурыКласс4Количество часов33ч  (1 часа в неделю)СоставителиПороло Т.А.Автор УМК А.В. КураевЦель курсаформирование российской гражданской идентичности мл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...

План-конспект урока по теме "Пасха" по Основам православной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)

Познакомить обучающихся с пасхальными традициями, обычаями, играми.Пробудить интерес к старинным русским обрядам.Воспитывать дружелюбие.Познакомить с основными терминами и понятиями: Воскресение, Пасх...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ) тема МОНАСТЫРЬ

Цель урока:  раскрыть понятие монастырь, дать представление  о монахах, послушании, монашеских обетах, постриге монаха; развивать умение самостоятельное формулирование темы и цели урока...