Главные вкладки

    План-конспект урока (2 класс) по теме:
    Конспект урока по программе духовно-нравственного воспитания.Тема: "Икона".."

    Китаева Елена Генриховна

    Конспект урока с презентацией по программе духовно-нравственного воспитания "Истоки"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Hod_uroka.doc105.2 КБ
    Office presentation icon prezentaciya_k_uroku_ikona.ppt1.9 МБ

    Предварительный просмотр:

                                                      Ход урока:

    1. Введение

                               

                      (слайд 1)

            Ну что же, начнём! Я рада приветствовать всех в нашем классе на Светлой Седмице.

            -Ребята, какой праздник все отмечали в воскресенье?

             Да, это праздник Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Я хочу всех поздравить с этим праздником и пожелать всего самого хорошего, а поможет мне в этом Рома Поройков!

        -«Христос  Воскрес»

         Христос  Воскрес!

         Христос  Воскрес!

        Сияет солнышко с небес!

        Зазеленел уж тёмный лес,

        Христос воистину воскрес!

        Пришла весна - пора чудес,

        Журчит родник – Христос  Воскрес!

        Светлее в мире нет словес -

        Христос воистину воскрес!

    2. Присоединение

          -Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Посмотрите вокруг себя, что необычного?

         (ответы: много гостей, много книг, иконы)

         -Молодцы. Всё правильно заметили.

          Давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям и пригласим их с собой в необыкновенное путешествие- в светлый мир м-  мир светлых образов, мир Иконы.

              ( Слайд 2  - Спаситель)

                 3.  Введение «Икона»

          – Приходилось ли вам видеть иконы?

          – Где можно увидеть эти священные образы?

    4. Слово учителя:

          (слайд  3 – иконы Спасителя)

     Икона -  в переводе с греческого языка - «Образ» - это живописное изображение Святой Троицы, Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых, а так же священных событий, написанное в соответствие с церковными канонами и освящённое по церковному чину. Некоторые иконы имеют особые названия:

    • аналойная (небольших размеров) – слайд 4
    • запрестольная  или  выносная  (выносится на Крестных Ходах) –   слайд 5
    •     местная (нах-ся в Храме справа и слева от Царских Врат) – слайд 6
    •     мироточивая  (из кот. источалось святое миро) –слайд 7
    •     надвратная (над входом в храм) – слайд 8
    •     нательная (носимая на груди) – слайд 9
    •     праздничная ( в честь священных событий или Святого, в честь        которого совершается праздник служба) – слайд 10
    •    семейная (на ней изображены Святые, покровители семьи)-слайд 11
    •   складная (состоит из 2-3 небольших икон) – слайд 12

               Откуда же появились иконы?

      Вот что говорит Священное Предание христианской Церкви:

    •     в те времена, когда  Иисус Христос ходил по земле и учил людей, царь по имени Авгарь тяжело заболел. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что Иисус - Христос сможет исцелить его. Но из-за болезни он не мог идти к нему. Тогда Авгарь велел художнику  нарисовать и принести ему изображение Иисуса – Христа. Художник пришёл в Храм, где Иисус - Христос учил народ и приступил к работе. Но как он ни старался, у него ничего не получалось. Тогда, видя  его бессилие И.-Х. взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. На полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Этот образ и стал первой Иконой. Когда царь Авгарь прикоснулся к полотенцу, он сразу поправился.

                                     ( Слайд 13 - Спас Нерукотворный)

          - Ребята, а некоторые иконы называют чудотворными. Как вы думаете, почему?

                (слайд 14-Чудостворная Икона Знамения Божией Матери)

          - Мне хочется рассказать  вам о чудотворной иконе Знамения Божией Матери. Однажды очень давно во время Великого Поста в Соборе проходила служба. После неё икону унесли в отдельное помещение. В двух часов ночи вокруг раздался в соборе страшный взрыв, от которого содрогнулись не только стены собора, но и окрестные дома. Сторож побежал за монахом Ефросином, у которого были ключи от комнаты, где хранилась Икона. Когда они открыли двери в храм, то увидели страшную картину: он был полон едкого дыма, потолок был полуразрушен, доски были отброшены в разные стороны, из железной решетки, за которой хранилась Икона, были вырваны прутья, в окнах побиты все стёкла, стена дала трещину. Каково же было удивление, когда Ефросин увидел, что Чудотворная Икона оказалась совершенно целой, только чуть - чуть закоптела от дыма. Разве это не чудо? Не зря эта икона названа Чудотворной.

                                              (слайд 15 -  Икона)

                Что же такое  икона?

           Икона - это мир светлый и чистый, прикосновение к которому даёт человеку ощущение надёжности, умиротворения, изменяет человека, очищает его душу от всего дурного. Посмотри на икону. Ты видишь в ней мир, чувствуешь его необычность. И сразу возникает желание пообщаться с ней, раскрыть душу, поведать ей свои тайны.  К иконе обращаются люди и в минуты тоски, и в минуты радости, и когда им  предстоит сделать трудный жизненный выбор. И на сердце становится легче, будто поговорил с близким человеком и получил совет и напутствие.

     Общаясь с иконой, мы прикасаемся к миру светлому и чистому, задумываемся о смысле жизни, о верности поступков. Икона даёт нам силы.

         Давайте посмотрим на особо почитаемую икону Божией Матери.

                                      ( Слайд 16)

     Поражают глубиной печальные глаза Богоматери, которая нежно прижимает к груди маленького Иисуса. Она ведь знает, какая тяжелая судьба уготована Её Сыну. Старается  своей любовью и нежностью обогреть и защитить Его от зла и беды. А сколько матерей обращается к этой иконе, моля о здоровье детей, о защите от врагов во время войн, облегчении в горе и печали.

            5. Работа с учебником

    (чтение текста с. 101-103)            

     Слайд 17    а) Иконостас

     Слайд 18    б) Красный угол.

                                      Вопросы:

            -  Когда русский человек обращается к иконе?

       - Что на ней изображено?

       - Почему на икону смотрят с Надеждой и Любовью?

       - Где и как вокруг человека размещаются иконы?

    6. Активное занятие (в четвёрке)

    "Иконописный образ"   тетрадь  ч .2   с.33

              (слайд 19  -  Владимирская икона Божией Матери, Пресвятая Троица,   Великомученик Георгий Победоносец)              

    7. Закрепление      

     (Слайд 20 - Иисус Христос)

    Давайте послушаем стихотворение К. Д. Бальмонта  «Икона»                            

    - Икона тёмная Христа

    В старинной золотой оправе,

    Ты та же сердцу и не та,

    Икона тёмная Христа,

    Сокрытая в небесной славе.

    Ребёнку ты была живой,

    Весь мрак тобою был низринут,

    Весь мир заполнен синевой,

    Ребёнку ты была живой,

    Зачем же я тобой покинут?

    Икона вечная Христа,

    Твои черты безгласно строги,

    Зажгись бессмертная мечта,

    Икона вечная Христа,

    Веди по голубой дороге!

            - Ребята, вы послушали стихотворение К. Бальмонта "Икона". Почему автор называет икону сначала тёмной?

    (ответы детей: она старая, пыльная, нарисована черной краской)

                 - Почему он называет её вечной?

    ( на ней изображен Вечный Бог, она сделана из прочного материала)

           - Почему икона живая?

    (с ней можно разговаривать, на ней изображен небесный мир)

             8.  Итог занятия.

            - Ребята, сегодня мы познакомились с Иконой. Икона - это Слово в Образах. Она рассказывает человеку о мире ином, светлом и чистом, без зла и неправды. Этот мир называется горним, то есть высшим. К этому миру тянется душа человека.

              9. Ресурсный круг.    

      (из рук в руки передаётся икона)

    -Что вы чувствуете, глядя на икону?

               (слайд 20)

              10. Д\З с. 32 в тетради.

              11. Итог урока.

                  (слайд 21)

              Ну что ж, вот наше занятие и подошло к концу. Мне очень понравилось как вы сегодня работали. Я хочу ещё раз поздравить всех с праздником Светлого Христова Воскресения и пожелать всем вам мира и добра! А нашим гостям мы хотим подарить вот такие красивые пасхальные корзины, которые мы сделали своими руками.                                                      


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 4

    Аналойная икона Божией матери

    Слайд 5

    Запрестольные или выносные иконы

    Слайд 6

    Местные иконы

    Слайд 7

    Мироточивая икона Иверская Божия Матерь

    Слайд 8

    Надвратные иконы

    Слайд 9

    Нательные иконы

    Слайд 10

    Праздничные иконы

    Слайд 11

    Семейные иконы

    Слайд 12

    Складные иконы

    Слайд 14

    Чудотворная икона Знамения Божией Матери

    Слайд 16

    Икона казанской Божией Матери

    Слайд 17

    Иконостас храма Христа Спасителя

    Слайд 18

    Красный угол

    Слайд 19

    Великомученик Георгий Победоносец Пресвятая Троица Владимирская икона Божией Матери

    Слайд 21

    Мира всем вам и добра!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

    Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

    План-конспект урока по программе "Культура России и родного края" по теме "Народные танцы".

    Данный материал содержит план-конспект урока по внеурочной деятельности по программе "Культура России и родного края" по теме: "Народные танцы".  2 классПлан-конспект открытого занятия по: КУЛЬТУ...

    Урок по Основам Духовно-нравственной культуры народов России. Тема "Во что верят иудеи"

    На данном  уроке учащиеся  не только получат представления об основных  взглядах иудеев на мир, о нормах иудейского вероучения. Учащиеся попытаюся объяснять поступки с позиции нра...

    Конспект урока по программе УМК «Школа России» для 3 класса по математике " Умножение и деление с числом 9"

    Планируемые результаты:·        -учащиеся научатся составлять таблицу умножения и деления  и пользоваться ею;·        -решать...

    Конспект урока по программе "Основы смыслового чтения" в 3 классе. Сочинение по картине Маковского "Свидание".

    Разработка урока по "Основам смыслового чтения" в 3 классе. Сочинение по картине "Свидание."...


     

    Комментарии

    Китаева Елена Генриховна

    Жду ваших комментариев!!!