Защита Отечества
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Ярушина Ольга Алексеевна

Содержание урока способствуют тому, что у детей складывается представление, во имя чего и ради чего человек живет на земле, к чему ему необходимо стремиться. Урок не предусматривает охват всей темы «Защитники Отечества», но побуждает детей к дальнейшей самостоятельной работе по ознакомлению с героями других эпох. На уроке используется презентация, а также несколько видеороликов, в которых содержится необходимый наглядный материал для повышения восприятия учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения. Представленные материалы призваны помочь педагогам реализовать свой творческий потенциал, направленный на решение комплекса проблем патриотического воспитания младших школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zashchita_otechestva.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №39  г. Челябинска»

Методическая разработка

урока  Основ православной культуры (курс ОРКСЭ)

«Защита Отечества»

4 класс

учитель начальных классов

Ярушина О.А.

г. Челябинск, 2023

Цель урока: помочь учащимся сформировать собственное представление о  защитниках земли русской.

Задачи:

1. Познакомить с отношением православных людей к воинскому долгу, узнать о жизни русских воинов, ставших святыми.

2. Усвоить, какие действия допустимы для православного воина на войне, какие – нет, развивать речь обучающихся, обогащать словарный запас, расширять кругозор детей.

3. Воспитывать патриотические  чувства к своему Отечеству на примере конкретных исторических событий и личностей, формировать понимание христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости, побуждать брать на себя личную ответственность за содеянные поступки

Планируемые результаты:

Предметные

- помочь учащимся понять христианскую точку зрения справедливой (оборонительной) войны,

- знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России.

Метапредметные

- воспитывать любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре,

- умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники.

Личностные

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,

- осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства;

- знание важнейших страниц священной истории Отечества.

Межпредметные связи: окружающий мир (исторические сведения), чтение, музыка, живопись

К уроку прилагается «Рабочий лист урока», разработанный в соответствии с содержанием урока и направленный на контроль и самооценку знаний учащихся по теме урока.

ХОД УРОКА

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя, содержание заданий

Деятельность учащихся, формы организации работы

Формируемые умения (УУД)

I. Организация класса

Учитель зажигает свечу, эмоционально настраивает учащихся на учебную деятельность:

-Ребята! Смотрите, что я сегодня вам принесла!..

-Посмотрите на свечу и подумайте о чем-нибудь светлом. Пусть этот легкий,  спокойный и таинственный огонек свечи очистит наши души от обид и поможет всем нам сегодня обрести спокойствие и веру в себя, и тех, кто рядом, поможет всем нам стать красивыми и богатыми душой…

-Мы продолжаем с вами путешествие в мир православной культуры. Помните, в трудные моменты урока каждый из вас сможет опереться на плечо друга и посоветоваться с ним.

Слушают, демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место

Л: сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Проверка домашнего задания

1. Обсуждение результатов  выполнения домашнего задания.

-Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? Что особенно запомнилось? Почему? Что нового узнали для себя? Что вы рассказали родителям о христианской семье? Чем они дополнили ваши  рассказы? Кто и как помогал  вам в выполнении домашней работы?

2. Организация проверки творческих заданий, выполненных учащимися самостоятельно

 

Свободные высказывания учащихся, основанные на личном опыте и знаниях, полученных на прошлом уроке.

Представляют результаты самостоятельной работы: делают сообщения о том,  какие семейные ценности родители считают главными в своей жизни.

Выполняют упражнение в №1 в «Рабочем листе урока»

Л: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей

К: планирование учебного сотрудничества с учителем,  сверстниками, членами семьи

III. Актуализация опорных знаний

1. Ответы на вопросы

- Какую семью можно назвать счастливой?  

- Как вы думаете, какую страну можно назвать счастливой?

2. Обобщение ответов учащихся. Организация работы с картой России

- Совершенно верно! Счастливой, сильной, благополучной считается такая страна, где люди терпимы друг к другу, относятся с уважением друг к другу, заботятся о стариках и детях.

- Мы живём в стране с удивительно красивым именем – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

-Подойдите к карте. Посмотрите, пожалуйста,  и скажите, какая она – наша Родина…

-Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля.

Много сказочных мест у России

Городов у России не счесть,

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь!

3. Демонстрация фрагмента м/ф «Мульт-Россия», «Русское географическое общество»

4. Организация самостоятельной работы детей с новой информацией (цитата на карте)

-Россия – самая большая страна в мире. Россия-это наше Отечество. Прочитайте слова Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна:

«Отечество – понятие священное, ибо его даровал всякому народу Сам Господь Бог, а дар Божий надо беречь»

- Как вы понимаете эти слова?

5. Обобщение:

-Многое может наша земля: накормить вкусным хлебом, напоить родниковой водой, порадовать дивными просторами, лесами, полями. Но защитить себя она не может. Поэтому защита Отечества, родной земли - святой долг тех, кто ест ее хлеб, пьет её воду, любуется её красотой.

Высказывают предположения, актуализируют личный опыт

-Ту, где относятся друг к другу с любовью, с уважением относятся к пожилым, заботятся о детях, где все относятся друг к другу тактично, где нет места хамству, зависти.

-Ту страну можно считать счастливой, где много хороших и добрых семей.

-Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая

Просматривают видео, осмысливают содержание.

Читают цитату, осмысливают.

Формулируют свой ответ, опираясь на личный опыт, содержание м/ф.

Л: формирование  чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

К: умение работать в нестандартной ситуации

IV. Постановка учебной проблемы и целей урока

Слайд 1

1.Организация работы по обсуждению проблемных вопросов, определению темы и целей урока.

Игра «Сначала размышляем сами»

-Как вы понимаете выражение «защита Отечества»?

-Как вы понимаете выражение «справедливая война»?

-Назовите известные вам имена защитников Отечества. Что вам о них известно?

-Прочитайте задание №2 в «Рабочем листе урока». Запишите ответ.

2. Чтение материала рубрики «Вы узнаете».

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока и предположить, какие задачи мы будем решать на уроке.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов.

Выполняют упражнение в №2  в «Рабочем листе урока»

Высказывают свои предположения, фиксируют затруднения, определяют, каких знаний им не хватает, читают материал рубрики «Вы узнаете», анализируют его и  уточняют учебную задачу.

П: установление  аналогий, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

К: сотрудничество в поиске и сборе необходимой информации

V. Мотивация учебной деятельности

Слайд 2

1.Обсуждение высказывания  Святителя Филарета Московского и совместный поиск ответа на заданный вопрос.

-Велико наше Отечество — Русская земля. Но таким оно стало не сразу.

-Давайте прочитаем слова еще одного очень просвещённого человека Святителя Филарета Московского:

«Великими подвигами, многою верою и мольбою сложилась Русь. Тяжёлый путь выпал на долю ей. Много скорбей и бед претерпела она, прежде чем стать тем великим государством, каким слывёт она теперь. Беды её были и извне, от врагов лютых, которые хотели её погибели, были беды и от себя, от внутренних неустройств и раздоров. Часто так трудно становилось русскому народу, что всё казалось, погибло – точно и государству совсем конец подходил. Но Господь миловал Русь и спасал её Своею силою».

-О каких бедах, постигших нашу страну, говорит Святитель Филарет?

-Да, ребята, почти половина из многих лет нашей истории прошла в войнах. Много врагов разоряли Россию, немало тяжёлых бедствий пережила она. И во всех невзгодах ее герои жертвовали собой, защищая Родину и христианскую веру.

Сегодня мы урок начнем

И разговор свой поведем

О ратных подвигах Руси,

Святых защитниках земли!

-А кто такие защитники Отечества?

-Правильно, защитники Отечества - это воины, то есть солдаты, которые защищают нашу Родину от врагов. Ребята, как вы думаете, один солдат может защитить Отечество?

-Совершенно верно! Не зря сказано: «Один, в поле не воин». А когда много солдат - это армия. У каждого народа, в каждой стране есть своя армия. В России тоже есть армия, и она не раз защищала свой народ от захватчиков.

2.Демонстрация видеоклипа «Заряжай, Россия!»

Участвуют в обсуждении, рассуждают, высказывают собственное мнение и аргументируют его,  дополняют свои знания новой информацией.

Высказывают свои предположения о значении данных слов, фиксируют затруднения, определяют, каких знаний им не хватает.

Просматривают видеоролик, обмениваются впечатлениями.

Л: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину

П: приёмы  анализа  при изучении небольших авторских

текстов, осознанное извлечение необходимой информации.

К: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

VI. Изучение нового материала

Слайд 3

1.Организация работы с иллюстративным материалом на с. 133 -  138

-По-особому чтили на Руси тех, кто защищал землю родную. Многих из них причислили к лику святых.  Обратимся  к русской истории, которая хранит в памяти много имен святых героев. Герой добрыми делами служит Богу. Своими подвигами он прославляет родную землю, защищает ее от врагов. Христиане считают, что рождение в народе героя – это всегда милость Божия. Бог посылает святых героев в самые тяжелые времена.

 Славились они своими добрыми делами, мужеством, удалью, благородством, сражались с врагами за русскую землю. Это были славные князья, воеводы, богатыри. В народе их любили, уважали, шли за ними на бой, слагали песни, сказки, былины, легенды об их жизни.

Среди них – имена святого воина Ильи Муромца, святых князей Александра Невского, Димитрия Донского и многих других святых заступников земли русской.

Земля чуть видимо крутится.

Восходит первая заря.

Остановились на границе

Три всадника – богатыря!

2. Беседа по репродукции картины В.М. Васнецова «Богатыри»

-Перед вами народные герои, былинные богатыри, о которых рассказывают в песнях, сказаниях, былинах.

-Назовите их имена.

-Предлагаю вам отправиться прямо сейчас в Музей доблести и славы воинов русской земли. Проведет вас по его залам группа экскурсоводов.

Рассматривают иллюстрации в учебнике, свободно высказываются, дополняют друг друга.

Рассматривают репродукцию на слайде, отвечают на вопросы, опираясь на личный опыт и знания.

Группа «Экскурсоводы» (предварительная подготовка),

представляет результаты своей работы. (Приложение 1)

Л: развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности, развитие ответственности за порученное дело.

К: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами,

аргументировать свою точку зрения и обобщать.

П: поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной  литературы

VII. Первичное закрепление

1. Исследовательская  работа с репродукцией картины В.М. Васнецова «Богатыри»

-Кто такие богатыри?

-А какие они были?

- Подчеркните слова, которые определяют характер защитника Отечества в задании №3 в «Рабочем листе урока».

-Откуда вы знаете о богатырях?

-Что такое былина? От какого слова оно происходит?

 -Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской?

-Какие вы знаете пословицы о доблести и любви к Родине?

-Продолжим работу с пословицами народов России и выполним упражнение №4 в «Рабочем листе урока».

Рассматривают  репродукцию, соотносят ее героев  с рассказом экскурсоводов, определяют личное отношение к содержанию репродукции.

-Силачи, воины, борцы.

-Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные.

Высказывают свои предположения, выполняют упражнение в «Рабочем листе урока».

Вступают в диалог с учителем, высказывают предположения, актуализируют личный опыт.

-Из былин, русских народных сказок, поэм.

-Быль, правда, то, что происходило на самом деле. Это песни и сказы о подвигах богатырей.

-Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине.

Демонстрируют примеры пословиц, отмечают недостаток знаний по теме.

Выполняют упражнение в №4  в «Рабочем листе урока»

К: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами, аргументировать свою точку зрения и обобщать.

Слайд 4 (по щелчку)

2. Выполнение работы, направленной  на осмысление значений атрибутов русских богатырей (загадки)

-Молодцы! Теперь попробуйте отгадать  загадки, которые подготовили наши Всезнайки. Подсказка: эти загадки   про оружие и доспехи.

Предварительно подготовленные учащиеся представляют результаты самостоятельной работы - загадывают загадки о богатырских доспехах, соотносят содержание ответа с изображением на иллюстрации. (Приложение 2)

П: поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной  литературы

VIII. Физми-

нутка

физминутка

-Православные воины умели воевать и умели достойно возвращаться с войны. А во времена сражений на привале, воины рассказывали байки, складывали песни, шутили. Жизнь шла своим чередом…

-Вспомните, пожалуйста, наши беседы и скажите, на что должна быть похожа жизнь православного человека?

Высказывают предположения, актуализируют личный опыт.

-На свечу, сгорая, отдавать тепло и свет другим.

Выполняют физминутку

Ровно, прямо стоит свечка.

У нее огонь – сердечко.

(Руками показали пламя свечи над головой)

Тянет к Богу огонек,

(Колыхаем руками, изображая пламя)

Чтоб молитве он помог.

(Тянемся вверх)

А тепло и свет с любовью

Дарим людям мы с тобою.

(Руки широко развести в стороны и улыбнуться друг другу)

Л: установка на здоровый образ жизни

IX.Изучение нового материала (продолжение)

Слайд 5

Слайд 6

1. Чтение текста с маркированием – с.134

-Продолжаем наш урок.

Как вы думаете, ребята, когда православный человек вправе взяться за оружие?  Какая война считается справедливой?

-Давайте обратимся за помощью к учебнику и, подтвердим или опровергнем наше предположение.

2. Работа в парах.  блиц-тест.

 - Война может быть справедливой, только если она оборонительная, когда воин защищает свою Родину, семью и веру.

-Во время различных войн известны случаи, когда на поле боя выходили безоружные монахи, держа в руках святые иконы, и противники уходили с поля битвы без сражения. Чем были движимы эти монахи, как вы думаете?

•        Желанием прославиться.

•        Желанием привести врага в замешательство, обмануть, отвлечь и потом напасть с оружием.

•        Любовью к своему Отечеству, верой в Бога и в Его всемогущество.

- Вы - молодцы! Абсолютно верно! И это предположение вы сегодня не раз подтвердите.

3. Групповая работа с текстом учебника.

приготовить сообщения:

I группа – с. 134-135, о князе Дмитрии Донском

II группа – с.137, о князе Александре Невском

III группа – с. 138, об адмирале Федоре Ушаковом

4. Демонстрация видеоролика из фильма «Александр Невский»

5. игра «Знаете ли вы?»

1. В 1380 году войско монгольского хана Мамая шло на Москву. Святой московский князь Дмитрий Донской собрал полки русских городов для отпора. По преданию, битва началась поединком Пересвета с татарским богатырем Темир-Мурзой (Челубеем). Пересвет, в рясе и клобуке, вихрем помчался навстречу врагу. До пострижения в монахи он был боярином и хорошо владел оружием. Всадники сшиблись и сразу же поразили друг друга копьями.

Смело шел в бой и другой монах - Ослябя. Но у него в руках был не меч, а святой крест. Им он воодушевлял ратников на победу. Храбро бились русские воины за свою землю, за святую Веру.

2.Александр Невский причислен к лику святых. В его честь построено множество храмов, его именем назван величественный монастырь: Александро-Невская лавра в Петербурге. 18 апреля в нашей стране отмечается День воинской славы России — День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере…

-В 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждали самых отважных и храбрых воинов Великой Отечественной войны.

3.Адмирал Федор Ушаков сражался с флотами Франции и Турции. Св. Феодор провел десятки морских сражений – и ни одного не проиграл. Более того, он не потерял ни одного судна и не отдал в плен ни одного матроса. Выйдя в отставку, он мог бы ездить по балам, показывая свои многочисленные заслуженные ордена. Но вместо этого он поселился рядом с Санаксарским монастырем в Мордовии и в монашеской молитве провел последние годы своей жизни.

- Как вы думаете, почему на Руси престарелые воины часто уходили в монастырь?

(Подсказка)

Когда физические силы оставляли тело и чувствовалась близость кончины, в традициях Руси было посвящать остаток жизни Богу. И многие бывшие воины, свершив свои ратные подвиги, чуя приближение старости, уходили в монастыри спасать души, молиться за Святую Русь, за родных и близких, за себя.

6. Фронтальная работа с текстом учебника с.135-136

7. Опрос по тексту.

-Когда, разбив Наполеона, русская армия подошла к его столице — Парижу — французы сдались. Парижане в трепете ждали мести за сожженную Москву. Но русская армия не стала мстить Наполеону. Почему?

- Кем должен оставаться христианский воин на войне?

- Какие законы должны действовать на войне?  

- В чём они заключаются?

8. Фронтальная  работа с текстом с 133. Комментированное чтение текста, поиск информации, необходимой для ответов на вопросы:

- Можно простить свою обиду. А если обижают сестренку, маму, Родину? Если вашей семье будет что-либо угрожать, сможете ли вы встать на её защиту?

Есть ведь и другие слова Христа: «Всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным.

- Как вы понимаете значение этих выражений?

- Какие чувства вызвала у вас эта история?

- Поясните, гнев Жени был напрасный или уместный? Почему?

 - Если обижают твою мать или сестру, просто  слабого - долг каждого человека встать на защиту. Все, что человеку важно и дорого, без чего он не может жить, человек должен беречь, хранить, а если надо – и защищать.

9. Демонстрация видеоролика «Песня – посвящение»

Высказывают предположения, актуализируют личный опыт.

Читают текст, по ходу чтения ставят маркировочные значки, соотнося новый материал с имеющимися знаниями.

Работают в парах, обмениваются мнениями, корректируют ответы друг друга.

Работают в группах, читают текст, анализируют его, определяют, о каких событиях и исторических личностях говорится в нем.

Представляют результаты работы. Слушают друг друга, при необходимости дополняют пересказ.

Высказывают предположения, актуализируют личный опыт.

Читают текст по цепочке. По ходу чтения текста ставят маркировочные значки, соотнося новый материал с имеющимися знаниями. Обсуждают результаты работы, отвечают на вопросы друг друга.

-Человеком.

-Законы милосердия и справедливости.

1. Нельзя добивать раненых.

2. Нельзя трогать безоружных.

3. Нельзя грабить местных жителей.

4. Если враг сдается или если война закончена - надо к недавнему недругу отнестись уже просто как к человеку.

Читают текст, ищут нужную информацию, выделяют ключевые моменты, отвечают на вопросы учителя.

Слушают вопросы учителя, размышляют над ответом, отвечают, активизируя свои знания.

Слушают друг друга, дополняют и корректируют ответы.

Просматривают видеоролик, обмениваются впечатлениями.

Л: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций

П: умение извлекать информацию из текста; умение на основе анализа объектов делать выводы.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Л: умение оценивать поступки героев в соответствии с определённой ситуацией.

К: умение формулировать собственное мнение и позицию

П: умение на основе анализа объектов делать выводы.

Л: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей

П: умение извлекать информацию из текста; умение на основе анализа объектов делать выводы.

К: умение формулировать собственное мнение и позицию

X. Закрепление нового материала

Слайд 7

1 Беседа по вопросам

-Илья Муромец, Д. Донской, А. Невский… Даже маленький Женя Табаков.

- Что объединяет этих людей, хотя жили они в разное время?

- Почему этих людей мы называем героями?

- Какими качествами обладали эти люди?

2. Установление соответствия между темой урока и жизненной ситуацией.

-У каждого народа есть свои герои. И это не только самые смелые и самые сильные люди.

Смелых и сильных людей много, а героев своих каждый народ знает по имени, хранит о них память веками. Таковы защитники земли Русской. Они чисты сердцем и помыслами, самоотверженны и живут не для себя. Своими подвигами прославляют родную землю, защищают её от врагов.

Один из дней, в которые на Руси совершается поминовение умерших христиан, называется Радоница. Он отмечается на 2 неделе после Пасхи. В этот день христиане идут на кладбище и тихонько говорят: «Христос воскрес, усопшие рабы Божии! Радуйтесь, все мы воскреснем!» Поэтому и зовется этот день таким радостным словом - Радоница.

И вспоминают в этот день всех тех, кто погиб в войнах за наше Отечество…

Отвечают на вопросы учителя, делятся эмоциями.

-Они любили, защищали свою Родину, свой народ.

-Они жертвовали собой в критической обстановке.

-Эти люди были отважными, мужественными, решительными, готовыми на самопожертвование ради других.

Л: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

К: умение формулировать собственное мнение и позицию

П: поиск и выделение нужной информации

XI. Итог урока

Рефлексия

Слайд 7

(по щелчку)

Тест по теме урока.

-Времена изменились, но с течением времени отношение к воинам, воинскому долгу защиты Отечества и православной веры не изменилось.

Воины-защитники почитаются не только народом, но и  Православной церковью. Символом этого является и почитание дня святого Георгия Победоносца, и  9 мая, когда в нашей стране и мире на грудь повязывают георгиевские ленты.

-  Сегодня мы многое узнали о защитниках земли русской. Давайте еще раз вернемся к теме урока и выполним тест в «Рабочем листе урока». Не забудьте оценить свою работу на уроке!  (Приложение 3)

Выполняют тест, при необходимости исправляют ошибки, в случае затруднения обращаются за помощью к учителю. Оценивают свою свое продвижение на уроке.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

К: умение формулировать собственное мнение и позицию

XII. Домаш

нее задание

домашнее задание:

- Наш урок подходит к концу.

- Что вы расскажете о войнах справедливых? Какие поступки, с вашей точки зрения, недопустимы даже на войне? О каких святых защитниках расскажете? Есть ли в вашей семье защитники Отечества? Подготовьте рассказ о них для одноклассников.  

Вы можете дополнительно выбрать  источник информации, найти и  прочитать материалы о святых защитниках Руси.

На прощание хочу вас попросить:

Ребята! Где бы вы ни были, что бы не делали, всегда помните: перед каждым из нас две дороги - дорога Добра и дорога Зла.

Человек свободен в выборе своего пути, своей дороги. Конечно, всегда идти дорогой добра и жить по совести трудно и очень трудно, но надо постараться: там, где ненависть – сеять любовь, там, где тьма – сеять свет, там, где оскорбление – сеять прощение. Потому что давая, мы получаем, прощая, мы прощены…

Подумайте, пожалуйста, о сказанном…  

Спасибо за урок!

Участвуют в определении домашнего задания. Отвечают на вопросы, опираясь на новые знания.

Работают с дневником, записывают д. з.

Л: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

К: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Ресурсы урока: Кураев А.В. Основы православной культуры, учебник, стр.133-138, рабочий лист учащегося, электронное приложение, презентация.

Литература и Интернет - источники:

1. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры, учебное пособие для общеобразовательных учреждений, /М.: Просвещение, 2015.

2. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры, 2010

3. Обернихина Г.А. Поурочные разработки к учебнику «Основы православной культуры» автора А.В. Кураева. — М.: Просвещение, 2012.

4. Видеоролик: Сергей Тимошенко - Посвящение Жене Табакову, http://youtube.com/watch?v=I6I9nng7JGY

5. Видеоролик: Валя Стрижак «Заряжай, Россия!», http://youtube.com/watch?v=Eu2Yq-qUw5Y

6. «Мульти-Россия» – цикл коротких пластилиновых мультфильмов о разных регионах нашей страны.  «Русское географическое общество», http://youtube.com/watch?v=xSrsouS0_4U

7. Фрагмент фильма «Александр Невский», http://youtube.com/watch?v=7XcKvPlO27M

8.Видеоролик «Я поднимаю свой флаг моего государства» http://youtube.com/watch?v=zAxK9oUoDLk

8. Физическая карта России.

9. Иллюстративный материал.

Приложение 1

Группа «Экскурсоводы» (предварительная подготовка)

1. В центре на вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою…

2. По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд - пристальный.

3. Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Он и воин, и гусляр.

Приложение 2

Загадки

1 учащийся загадывает загадку.

2 учащийся поясняет значение этого предмета для богатыря.

Загадка 1.

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Значение

Самым распространенным на Руси доспехом была кольчуга - длинная, почти до колен рубаха, сплетенная из металлических колец. Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила более 7 килограммов.

Кольчуга стоила немалых денег. Её берегли, передавали по наследству, считали дорогим подарком.

Загадка 2.

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Значение

Голову богатыря в бою защищал шлем. Шлем изготавливали из металла, его украшали узором. Шлем оберегал голову воина от ударов.

Загадка 3.

Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

Значение

Меч был главным оружием воинов-богатырей. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Меч передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел.

Загадка 4.

Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Значение

Щит – ручное, военное, оборонительное снаряжение, предназначенное для защиты от холодного и метательного оружия. Щит держат за рукоять или носят на руке с помощью ремней.

 Приложение 3

Рабочий лист урока

ТЕМА: ____________________________________________________________________

Ф.И. ____________________________________________________________________

Задание 1. Запиши определения слов.

Семья это –

Венчание это –

Задание 2. Запиши имена святых воинов Руси- ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Задание 3.

Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской?

Подчеркни слова, которые определяют характер защитника Отечества:
сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине, трусость, робость,  верность, предательство.

Задание 4. Закончи пословицы:

1. Мы войны не хотим, но к войне ______________________________________.

2. Наша победа не ради войны, а _______________________________________.

3. Не мудрено войну начать, а мудрено ее ________________________________.

4. Кто за меч возьмется, тот от меча _____________________________________.

5. Тот нам ворог, кому мир ____________________________________________ .

Слова-подсказки: закончить, готовы, и погибнет, не дорог, ради мира.                                    

Задание 5.  ТЕСТ

1.Когда война может быть оправдана?

А) Когда целью войны становится завоевание новых территорий для государства?

Б) Когда целью войны выступает желание защитить и спасти своих близких и свою Родину?

В) Когда целью войны является обогащение воюющих?

2.Как вы думаете, чем различаются справедливая и несправедливая войны?

А) Справедливая война та, которая несёт прибыль своему народу, а несправедливая та, от которой одни убытки.

Б) Справедливая война та, в которой мы побеждаем, а несправедливая та, в которой кто-то побеждает нас.

В) Справедливая война – это защита своей Родины и близких. Несправедливая та война, во время которой люди хотят обогатиться.

3.Как вы понимаете слова великого русского полководца Александра Невского: «Кто на русскую землю с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»?

А) Воевать надо всегда, так как только мечом можно убедить другого человека в своей правоте.

Б) Если кто-то с войной придёт на русскую землю, русские сумеют за себя постоять.

В) Русским только дай повод, сразу начнут войну.

4.Что никогда нельзя делать при помощи оружия?

А) Навязывать другим людям свою веру.

Б) Защищать свою Родину.                                                

В) Защищать свою жизнь.                                            

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" по теме: "Защита Отечества".

Разработка урока с презентацией по теме "Защита Отечества" (учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы православной культуры").  В ходе урока учащиеся знакомятся с...

Сценарий урока ОПК в 4 классе. Тема урока №28 "Защита Отечества"

Подробный конспект урока №28 по учебнику А.В. Кураева "основы православной культуры". К уроку прилагается тренажёр и контроль с электронного приложения....

Презентация к уроку "Защита Отечества"

Презентация к уроку "Защита Отечества" по курсу ОРКСЭ...

ОПК , учебник Кураева Урок № 28 Тема "Защита Отечества"

Проект урока № 28  "Защита Отечества". Слайды в сжатом  виде....

Конспект урока ОПК "Защита Отечества"

Данная разработка представляет собой подробное описание одной из тем курса ОРКСЭ "Основы православной культуры": "Защита Отечества". 4 класс общеобразовательной школы....

Урок ОРКСЭ "Защита Отечества"

Урок "Защита Отечества" разработан в соответствии с ФГОС, в рамках конкурса "Учитель года Кубани 2014". Конспект урока с презентацией содержит цель, задачи УУД и материал, который может быть использов...

Урок "Защита Отечества"

Урок  по ОРКСЭ  для 4 класса  "Защита Отечества"...