Сценарий урока ОПК в 4 классе. Тема урока №28 "Защита Отечества"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Овсянникова Людмила Николаевна

Подробный конспект урока №28 по учебнику А.В. Кураева "основы православной культуры". К уроку прилагается тренажёр и контроль с электронного приложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_opk_zashchita_otechestva.rar138.81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ОРКСЭ в 4 классе.

УчительМОУ-ООШ с.Ястребовка Марксовского района Саратовской области: Овсянникова Л.Н.

Тема урока: Защита Отечества.

Цель урока: создание условий для формирования информационной и коммуникативной компетенций как социально значимых.

Задачи:

1.     формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

2.      развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

3.      умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

4.      овладевать навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

5.      знать, понимать и принимать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Оборудование: мультимедийная установка.

Ход урока:

    I.            Организационный момент.

   Минутка релаксации: слушание песни «Солнечный круг»        слайд 1

Учитель:   О чём вам рассказала песня? (ответы детей)

- Что нужно, чтобы всегда были Солнце, чистое небо, родная мама рядом?

II.            «Мозговой штурм»

        Работа в группах. (Учащиеся получают карточки с заданием)

Задание: составьте пословицы, попробуйте определить тему, на которую они подобраны.

Вариант 1.

1.     Кто Родине верен,…                         стой смело.

2.     Русскую заповедь знай,…                а товарищ дружеством.

3.     Тяжело в учении,…                          тот в бою примерен.

4.     За правое дело…                              в бою не зевай.

5.     Бой красен мужеством,…                легко в бою.

 

Вариант 2.

1.     С другом по братски,…                   что птица без крыльев.

2.     После драки…                                 туда и дорога.

3.     Важен тот пост,…                            с врагом по- солдатски.

4.     Командир без воли,…                      кулаками не машут.

5.     Где тревога,…                                   на который ты поставлен.                                                                  

         Проверка выполнения задания. Определение темы, на которую подобраны пословицы. Синонимы слова Родина: Отчизна, Отечество.

Учитель:   предположите,  как звучит тема сегодняшнего урока.

(Ответы учащихся)

III.            Объявление темы и цели урока.

Слайд 2         

 Учитель:    Тема  урока «Защита Отечества».

Конституция Российской Федерации  Статьей 59 определяет обязанность защищать Отечество и нести военную службу.  Защитники Отечества награждаются за подвиги и геройские поступки орденами и медалями.

Эпиграф на слайде:

             

               «И быстрым понеслись потоком

                 Враги на русские поля.

                 Пред ними мрачна степь лежит во сне глубоком,

                 Дымится кровию земля;»

                                                                (А.С.Пушкин)

              (ответы детей)

Учитель:   На уроке каждый из вас узнает что-то новое для себя о славных защитниках нашего Отечества и о том, когда война бывает справедливой, 

о святых защитниках Родины.

Постарайтесь быть внимательными на уроке, работать дружно, помогайте друг другу. Желаю успеха каждому из вас!

lV.  Работа по теме урока

Давайте попробуем вместе разобраться, почему сохранение мира так важно для христианина.

Слайд  3   Война и мир.

 В основе войны лежит эгоизм.

В основе мира лежит любовь.

Божий мир – это мир любви. Поэтому для христианина так важно сохранять мир между людьми. И поэтому миротворцы будут названы сынами Божиими. А защита Отечества, защита мира и спокойствия считается христианами святым подвигом.

Слайд4    

Есть народная мудрость: «Худой мир лучше доброй ссоры» или «худой мир лучше доброй войны».

Т.е. нужно всеми средствами и силами стараться предотвратить войну.

Нужны  переговоры. И наше правительство, которое несет ответственность за состояние страны, чтобы создать дружественные связи, старается заключать различные мирные договоры с другими странами.

И Русская Православная Церковь в лице Святейшего Патриарха  также проводит международные встречи. И не только с представителями других церквей, но и с правителями стран.

Такая деятельность относится к миротворческой.

Как вы думаете, на кого скорее всего нападет грабитель – на сильного или на слабого?

Чаще всего нападают на слабых. Ведь сильный может дать отпор, а преступники трусливы. И иногда надо показать свою силу, чтобы избежать впоследствии ее применения. Т.е., чтобы испугать преступника.

А чтобы кто-то побоялся нападать на нашу страну, что нам нужно?

Слайд  5 Сильная армия.

Нужна сильная армия. Но, конечно же, не для того, чтобы нападать самим. Наша страна – мирное государство, которое допускает военные действия только при нападении на территорию нашей страны.

Учебник с 88( слайды презентации)

Не раз мирный труд и тихая семейная жизнь Руси-России нарушалась военными грозами.  Точнее – половина из тысячи лет нашей истории прошла в войнах.(6)

Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов. Он говорил, что лучше подставить левую щеку, если тебя ударили в правую.(7)

Но это – когда речь идет об обидах, причиненных тебе. Ты можешь простить свою обиду. А если обижают твою сестренку? Маму? Родину? Есть ведь и другие слова Христа: «всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным.(8)

Вечером 28 ноября 2008 года пьяный бандит позвонил в квартиру Табаковых в подмосковном городе Ногинск-9. Дома были только дети: 7-летний Женя и его 11-летняя сестра Яна. Они поверили словам за дверью, будто им принесли «заказное письмо». Угрожая ножом, бандит потребовал отдать ему деньги. Затем он связал девочку и стал её мучить.  (9)

В это время в комнату вошёл её младший брат. Бандит пригрозил, что убьёт его, если он не выйдет. Сбегав на кухню, мальчик взял нож и ударил мужчину. Преступник побежал за Женей, а девочка выбежала из квартиры и позвала на помощь. В это время насильник схватил мальчика и нанёс ему 8 ударов ножом в спину. Женя скончался.(10)

 Указом Президента Российской Федерации Женя Табаков награждён посмертно Орденом Мужества за самоотверженность, проявленную при исполнении гражданского долга.(11)

Когда в 1812 году французский император Наполеон привел свою армию в Россию, то все народы России – русские, украинцы, калмыки, башкиры, грузины, татары и другие встали на защиту нашей общей Родины.(12)

 Прочитайте текст слайда.

-Какая война , с христианской точки зрения,  является справедливой?    (оборонительная)

-Что нельзя оправдать?   (нападение и агрессию)

- Какая война может быть названа справедливой? ( за семью, за Родину, за веру)

Когда православный человек берётся за оружие?

С христианской точки зрения справедливой может быть только оборонительная война. Нападение, агрессия не могут быть оправданы.      Война может быть справедливой, если ведется «За алтари и очаги», то есть за свою семью, за свою большую семью – Отчизну, и за ее духовные святыни.

Если же надо защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие.(13)

В 1380 году войско монгольского хана Мамая шло на Москву. До этого Мамай сверг законного правителя татарской державы, теперь он шел на Русь. Святой московский князь Дмитрий Донской собрал полки русских городов для отпора. Пока дружины собирались, князь поехал в подмосковный Троицкий монастырь, основанный святым Сергием Радонежским.(14)

Сергий стал уговаривать князя избежать кровопролития. Может, можно послать послов? Заплатить дань? Князь сказал, что все возможности исчерпаны. Путей к миру больше нет.  И тогда святой Сергий тихо шепнул ему: «Ступай с Богом! Ты победишь». И благословил Пересвета и Ослябю - двух бывших воинов, ставших уже монахами в его монастыре - вернуться в боевые ряды.(15)

 Пересвет и Ослябя в трудную для Родины минуту из монастыря снова вышли на поле боя – это было поле Куликово.  Именно как монахи они хорошо знали слова Христа – «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих» (здесь слово душа - в значении жизнь).(16)

 Воин-христианин верит, что его душа бессмертна. Поэтому он может исполнять свой воинский долг, не боясь даже смертельной угрозы. Но даже на войне христианский воин не должен превращаться в машину для убийства. (17)

- Прочитайте текст  слайда. (18)

 Какие поступки недопустимы даже на войне?

 Даже на войне надо остаться человеком.

Нельзя добивать раненых. Нельзя трогать безоружных. Нельзя грабить местных жителей. Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже просто как к человеку. Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны .

Православные воины умели воевать и умели достойно возвращаться с войны.

Легендарный богатырь Илья Муромец, одержав победы во многих поединках, в конце концов стал монахом.  Кстати, в православной Церкви память святого Ильи Муромца отмечают на Новый год - 1 января. Его останки – «мощи» - до сих пор лежат в Киево-Печерском монастыре.(19)

Князь Александр Невский - великий воин.  Он одерживал победы и над шведскими и над немецкими рыцарями, когда те вторгались в пределы Руси. Но еще князь Александр - великий миротворец. В то время русские княжества были завоеваны монгольской Ордой. В любую минуту отряды завоевателей могли вновь обрушиться на русские города. Но князь Александр с помощью переговоров несколько десятилетий удерживал Русь и Орду от столкновений. (20)

В 1262 году правитель Орды - хан - послал своих людей собирать русских воинов для участия в ордынском походе в далекую Персию (ныне – Иран). И тогда князь поехал в Орду - «дабы отмолить люди от бед». Там на переговорах он одержал величайшую из своих побед: хан отказался от призыва русских воинов на свою войну, и тысячи жизней были спасены. А на обратном пути из Орды князь Александр скончался… (21)

Он причислен к лику святых (в этом случае слово «лик» означает «собрание»). В его честь построено множество храмов, его именем назван величественный монастырь: Александро-Невская лавра в Петербурге.(22)

Среди святых православной церкви – адмирал Федор Ушаков. Он сражался с флотами Франции и Турции. Св. Феодор провел десятки морских сражений – и ни одного не проиграл. Более того: он не потерял ни одного судна и не отдал в плен ни одного матроса. Выйдя в отставку,  поселился рядом с Санаксарским монастырем в Мордовии и в монашеской молитве провел последние годы своей жизни.(23)

Россия начиналась не с меча! (24) запись

V. Физкультминутка.

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Vl. Закрепление. Компьютерное тестирование.

Vll. Итог урока. Рефлексия.

- Вспомните и назовите имена воинов, причисленных к лику святых?  (25) 

Благоверные князья Димитрий Донской и Александр Невский,

 преподобные Илия Муромец,Ослябя и Пересвет,

праведный Феодор Ушаков,

преподобный Сергий Радонежский.

В стране у нас много войсковых частей, где солдаты постоянно несут службу, следят за неприкосновенностью границ нашей Родины. Их служба идет для того, чтобы населению спалось спокойно. Монастыри - это тоже своеобразные войсковые части. Монахи-воины войска Христова - молятся Господу, чтобы Господь защитил народ от врага невидимого - диавола, от его нападок и козней.

. песня «Служить России» (26)

Дайте оценку вашей работе по следующей шкале

Зелёный цвет  «Мне было интересно»                          

  Красный цвет «Я с этим не согласен»

Желтый цвет «Было интересно,  но кое-что осталось  непонятно»

Синий цвет «Мне все равно, я был равнодушен»

Россия начиналась не с меча! (45) запись

Э.А. Асадов Россия начиналась не с меча,

Она с косы и плуга начиналась.

Не потому, что кровь не горяча,

А потому, что русского плеча

Ни разу в жизни злоба не касалась...

И стрелами звеневшие бои

Лишь прерывали труд ее всегдашний.

Недаром конь могучего Ильи

Оседлан был хозяином на пашне.

В руках, веселых только от труда,

По добродушью иногда не сразу

Возмездие вздымалось. Это да.

Но жажды крови не было ни разу.

А коли верх одерживали орды,

Прости, Россия, беды сыновей.

Когда бы не усобицы князей,

То как же ордам дали бы по мордам!

Но только подлость радовалась зря.

С богатырем недолговечны шутки:

Да, можно обмануть богатыря,

Но победить - вот это уже дудки!

Ведь это было также бы смешно,

Как, скажем, биться с солнцем и луною.

Тому порукой - озеро Чудское,

Река Непрядва и Бородино.

И если тьмы тевтонцев иль Батыя

Нашли конец на родине моей,

То нынешняя гордая Россия

Стократ еще прекрасней и сильней!

И в схватке с самой лютою войною

Она и ад сумела превозмочь.

Тому порукой - города-герои

В огнях салюта в праздничную ночь!

И вечно тем сильна моя страна,

Что никого нигде не унижала.

Ведь доброта сильнее, чем война,

Как бескорыстье действеннее жала.

Встает заря, светла и горяча.

И будет так вовеки нерушимо.

Россия начиналась не с меча,

И потому она непобедима!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики (Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина 2 класс) Тема урока: « Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через 10. День Защитника Отечества».

Я работаю в кадетской школе № 1780, которая носит название «Кадетский корпус памяти героев Сталинградской битвы».Методическая тема нашей школы: « Личностно-ориентированный подход в создани...

Открытый урок в 1-3 классах. 3 класс Тема урока "Свободный диктант. Маршал Жуков" 1 класс Тема урока "Наше отечество"

Урок русского языка  в 3 классе и урок чтения в 1 классе на близкие темы, посвященные защите Родины,своего отечества....

Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема урока: Одна у человека мать, одна и родина. К. Ушинский «Наше Отечество»

Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике - воспитательные результаты одного из пяти Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственн...

Основы православной культуры. 1 класс. Тема урока: «Россия – наше Отечество».

Курс "Основы православной культуры", автор А.В. Бородина.1 класс.  Элементы урока можно использовать для внеклассных занятий....

Конспект урока по технологии (1 класс). Тема: День защитника отечества, открытка на 23 февраля. УМК "Школа России"

Цель урока: знакомство учащихся с   праздником «День защитника отечества», воспитывать аккуратность, интерес к изготовлению подарка своими руками.Планируемые результаты:Предметные:Зна...

Технологическая карта урока по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры " 4 класс тема урока:"Защитники отечества"

Представлен материал  для 4 класса по предмету: "Основы религиозных культур и светской этики" по модулю "Основы православной культуры" тема урока "Защитники отечества&quo...

Урок литературного чтения в 1 классе Тема урока: К.Д.Ушинский «Наше Отечество»

Урок литературного чтения в 1 классе Тема урока К.Д.Ушинский "Наше Отечество"...