Основы православной культуры. 1 класс. Тема урока: «Россия – наше Отечество».
план-конспект урока (1 класс) по теме

Ирина Анатольевна Цунаева

Курс "Основы православной культуры", автор А.В. Бородина.
1 класс.  Элементы урока можно использовать для внеклассных 
занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rossiya_-_nashe_otechestvo.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Основы православной культуры
1 класс

Тема урока: «Россия – наше Отечество».

Цель урока:

1) Формировать представление детей о России как общей родине всех Россиян.

2) Обогащать, закреплять и активизировать историко-культурологический словарь школьников.

3) Воспитывать любовь к Родине, православным святыням и другим культурным ценностям России.

Новые слова и понятия: Родина, Россия, россияне, Красная площадь, герб, флаг, скипетр, держава, согласие, Саввино-Сторожевский монастырь, Храм Покрова на Нерли.

Иллюстративный ряд: Эпизод из сборника м/ф «Гора самоцветов» (раздел 10), плакат «национальные костюмы народов России», mp3 песен Г.Струве «Моя Россия» и Светланы Копыловой «Русская земля», видеоклип к песне «Возродись Отечество».

Ход урока.

  1. Введение в урок ( на экране эпизод из сборника м/ф «Гора самоцветов», раздел № 10) «Мы живем в России. Герб России золотой двуглавый орел – могучий и гордый. На груди орла щит, на котором Георгий Победоносец  пронзает серебряным копьем злого дракона. Флаг России трехцветный – белый, синий, красный. Столица нашей родины Москва. Россия самая большая страна в мире. На ее просторах живут народы разных национальностей. И у всех своя культура и свои традиции».

  2. Обсуждение эпизода. 
    Вопросы:
    Что еще вы можете добавить?

Значение цветов флага:

Белый – чистота и вера;

Синий – неба и надежды;

Красный – слава, отвага, любовь к Родине.


Скипетр в правой лапе – символ духовной мудрости и просвещения;

Держава – символ свободы и независимости

Георгий Победоносец защитник России от сил зла.


  1. Сообщение темы урока.

    Ребята, вы уже догадались какая тема нашего урока?   (Россия)
    Кто может назвать официальное название нашей страны? (Российская Федерация)
    На просторах России живут люди разных национальностей. У них своя культура, свои традиции, национальные костюмы. Посмотрите на плакат. Кто может прочитать, какие представлены национальные костюмы. (Читают бегло читающие дети)
    Все эти народы живут в России, поэтому у них есть объединяющее название.  Кто скажет как называют всех жителей России (россияне) [ Слово вывешивается под плакат]
    Россия для всех россиян – это страна, где они живут. Как по-другому называют страну, где они родились? (Родина) Подберите однокоренные (родственные) слова к слову Родина. (род, родной, родители, родня, родство)
    Все эти слова добрые, обозначают родство, единство, близость. Ведь Родина объединяет всех живущих в ней… чем? (Общей землей, природой, общей культурой, историй и святынями)

  2. Работа с учебником. 

    На территории России живут люди разных вероисповеданий: мусульмане, иудеи, буддисты, христиане. У всех свои святыни. Мы должны  уважительно относится к святыням народов других вероисповеданий. Но беречь, изучать, сохранять свои православные святыни, которым уже больше 1000 лет. Откройте учебники. Рассмотрите фотографии святынь.

    Красная площадь

    Саввино-Сторожевский монастырь

    Иосифо-Волоцкий монастырь

    Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь

    Храм Покрова на Нерли

  1. Физкультминутка. 

Песня Г.Струве «Моя Россия»

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи

На меня, Россия, ты похожа очень.

Припев:

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией.

В небе радуга цветная –

Нет земли красивей.

Для меня Россия – белые березы,

Для меня Россия – утренние росы,

Для меня Россия ты всего дороже.

До чего на маму ты мою похожа.

Припев

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь,

Ты, моя Россия, неразлучна с нами.

Ведь Россия наша – это мы с друзьями


6. Притча про бочку.
Рассказывает учитель.

Притча про бочку

Умирая, старый отец позвал пятерых сыновей и сказал:

- Настал мой смертный час. Расскажу я вам сказку. Слушайте внимательно, я хочу, чтобы вы мне ее растолковали.

Сыновья не спускали глаз со своего отца. Старик оглядел их и начал рассказывать:

- Вырос в лесу дуб-великан. Не страшился он не бурь, ни засухи. Однажды пришел в лес плотник. Он засучил рукава и принялся рубить дерево. К вечеру он повалил дуб на землю, обрубил ветви, а бревно отвез к себе в мастерскую. Там он сделал из него доски. Осенью к нему в мастерскую пришел бондарь и забрал доски. Бондарь сделал из них сделал клепки, обручи, днище и смастерил большую бочку. Каждую осень он варил медовый напиток, наливал в бочку, а потом продавал его крестьянам для свадеб, именин и поминок. Но однажды лопнул один обруч на бочке, медовый напиток вытек и бочка рассохлась. Когда бондарь спохватился, было уже поздно – клепки разошлись и распались. Дети подхватили обручи и стали катать по улице, а хозяйка сожгла клепки и днище бочки. Растолкуйте мне эту сказку!

Задумались пятеро братьев, но никто из низ не мог растолковать отцовскую сказку.
Учитель молчит и ждет реакции детей, а затем спрашивает: «Вам что-то непонятно, вы хотите меня о чем-то спросить?» Дети должны задать вопрос о том, как же им понять притчу. Если они не смогли сформулировать, то учитель наводящими вопросами подводит детей к тому, чтобы они правильно сформулировали вопрос. Учитель продолжает рассказ.

 Тогда отец сказал.:

- Молоды вы еще и недогадливы. Сказка вот что значит: лес, где растут большие деревья, - это наша держава. Она вечная. Деревьям ее – народу – вовеки не будет конца. Бочка – это семья; клепки – это все мы, родичи; обручи – согласие, а медовый напиток – радость, счастливая жизнь. Пока в семье согласие – она живет счастливо. Дом, в котором нет согласия – пропащий дом! Берегите обручи, дети мои!

Старший сын наклонился, поцеловал руку старого отца и ответил:

- Благодарим, батюшка, за мудрый совет. Не забудем его пока, живы. 

7. Творческая работа.

Работа по группам. Детям предлагается раскрасить чайные чашки так, чтобы получился чайный набор посуды (дети сидят группами по 6 человек). Дети должны прийти к согласию, договориться о рисунке орнамента и успеть раскрасить за определенный период времени.

8. Оценивание творческой работы. 

Дети сравнивают результаты работ групп и оценивают свою работу в группе на шкале.

9. Рефлексия. 

Итак,  все мы россияне – одна семья. И чтобы огромная семья – Россия была счастливой нужно, чтобы в нашей стране было согласие. А какой вы хотите видеть свою Родину? А кто же может нам помочь в этом?  

И в конце урока я предлагаю вам посмотреть видеоклип. Наверное, у вас возникнут вопросы. Подумайте, постарайтесь найти ответы у взрослых. А на следующем уроке мы с вами обсудим.

10. Просмотр видеоклипа

Клип на песню Иосифа Кобзона «Возродись Отечество» с использованием фотокадров из школьного и классного архива, а также слайдов картин известных художников, икон, фотографий храмов и др. (ссылка http://www.youtube.com/watch?v=OFf0K65RxLY)

Таланты не перевелись, все корни не перерубились.

Душа России возродись. Не всю тебя испепелили!

Москвы мелькает мастерок, строгает Вологды рубанок.

Идет истории урок в притихшем классе спозаранок.

Возродись, Отечество, как в былых веках!

Возродись, Отечество, в храмах и сердцах!

Пусть туман развеется на пути твоем,

Возродись, Отечество, в образе святом!

Не замолкает птичья трель, знакомо речки колыханье

И голубая в жилах Гжель и в сердце Палеха пыланье!

Не всё спалили мы дотла, еще не все забыты песни,

Недаром льют колокола в стране, которой нет чудесней!

Возродись, Отечество, как в былых веках!

Возродись, Отечество, в храмах и сердцах!

Пусть туман развеется на пути твоем,

Возродись, Отечество, в образе святом!

Таланты не перевелись, все корни не перерубились.

Душа России возродись. Не всю тебя испепелили…

Возродись, Отечество, как в былых веках!

Возродись, Отечество, в храмах и сердцах!

Пусть туман развеется на пути твоем,

Возродись, Отечество, в образе святом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению в 1 классе.Тема: К.Д.Ушинский "Наше Отечество"

Представленный урок разработан по учебнику В.Г.Горецкого.Это память о прошлом своей семьи, своего города, своей страны....

ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс. Урок «Милосердие и сострадание»

Урок ОПК в рамках ОРКСЭ для 4 класса "Милосердие и сострадание"  - понимание милосердия, сострадания как нравственных понятий нашего общества....

Модуль "Основы мировых религиозных культур" технологическая карта урока "Россия - наша Родина"

Курс "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Основы мировых религиозных культур". Технологическая карта урока. Тема: "Россия - наша Родина". Цель: формирование целостного образа России,...

"Основы религиозных культур и светской этики" Модуль: "Основы православной культуры" Презентация к уроку ОРКСЭ в 4 классе "Милосердие и сострадание"

Урок познакомит обучающихся с понятием “милосердие и сострадание” как основой отношений между людьми, научит  выражать свои мысли, чувства, эмоции, создаст условия для свободного...

Технологическая карта открытого урока по ОРКСЭ модулю «Основы православной культуры» 4 класс Урок №28 Тема: «Защита Отечества»

Урок подготовлен для обучающихся в 4 классе. Используя учебник А.В. Кураева ,учебник «Основы православной культуры», «Просвещение», 2012. - с. 88-91.  и другую дополнитель...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ «РОССИЯ – НАША РОДИНА»

Духовно-нравственное становление личности патриота своей страны подразумевает систему целенаправленной учебно-воспитательной работы. Немалую роль в этом процессе приобретают уроки учебного курса &laqu...

Технологическая карта урока по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры " 4 класс тема урока:"Защитники отечества"

Представлен материал  для 4 класса по предмету: "Основы религиозных культур и светской этики" по модулю "Основы православной культуры" тема урока "Защитники отечества&quo...