Выступление на ГМО "Игровая деятельность на уроках ОРКСЭ (модуль «Светская этика»)"
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Лутова Любовь Юрьевна

Уроки  комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»  в общеобразовательной школе ставят перед собой широкую задачу - формирование у младшего подростка мотиваций к  осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а так же к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_igr_na_urokah_orkse.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая деятельность на уроках ОРКСЭ (модуль «Светская этика»)

Подготовила:

учитель начальных классов

Лутова Л.Ю.

Давно известно, что игра – самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Ещё В. А. Сухомлинский говорил:

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».


Уроки комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательной школе ставят перед собой широкую задачу - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а так же к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

В современном обществе информационных коммуникативных технологий возникает проблема: как в классно-урочную систему внести привычные для ребенка XXI века формы деятельности – игру? Таким образом, разработка системы дидактических игр сохраняет актуальность и на уроках этики.
Одним из ярких и интересных интерактивных методов обучения является
творческие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры).

Задачи творческих игр:
— показать умение применять полученные знания в решении поставленной задачи;
— развивать творческие способности при решении определенных проблем;
—учить занимать разные позиции, находить аргументы и формулировать взгляды в той или иной роли;
— развивать навыки участия в дискуссии, сотрудничества в достижении поставленной цели;
— формировать толерантное отношение к другим мнениям.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.


В современной школе, делающей ставку на активизацию учебного процесса,
игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы;
- как элемент более общей технологии;
- в качестве урока или его части (введение, контроль);
- как технология внеклассной работы.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Урок, проводимый в игровой форме,
требует определенных правил:
Предварительная подготовка. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность. Подготовка игрового урока включает определение обязательных атрибутов игры, наличие жюри.
Выбор игры. Выбор игры, в первую очередь, зависит от того, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения.

Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка. В предложение игры входит объяснение ее правил и техники действий. Игру следует объяснять кратко и точно, непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании и объяснение основных правил.
Развитие игровой ситуации. Под развитием понимается изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.

Основные принципы организации игры:
- отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;
- принцип развития игровой динамики;
- принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей);
- принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;
- принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам;

Укажу лишь важнейшие из применяемых типов: ролевые, деловые.

Ролевая игра характеризуется ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия обучающихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями. Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разнообразными: мини-спектакль, путешествие, дискуссия, пресс-конференция и др. Чтобы пробудить интерес к теме, можно применить следующие ролевые игры: «Найди ошибку», «Кто быстрее», «Закодированный ответ», «Моя семья», «Друзья».

В деловых играх на основе замысла моделируются жизненные ситуации и отношения. В рамках уроков применяются учебные деловые игры, например: «Что такое хорошо», «Добро и зло». Обучающиеся особенно любят, когда весь урок проходит в игровой форме. Разнообразие уроков зависит от фантазии учителя, многие формы можно почерпнуть из телевизионных игр, например: урок-сказка, урок-КВН, урок-путешествие, урок-смотр знаний, «Поле чудес».

Ролевая игра, участниками которой становятся обучающиеся, способствует тому, что у четвероклассников появилась после этого занятия возможность сформировать свою гражданскую позицию о перспективах национальной государственной политики, утвердиться в том, что обязанности человек добровольно принимает на себя и без принуждения и бескорыстно их выполняет.

В младшем школьном возрасте большое место продолжают занимать ролевые игры. Они характеризуются тем что, играя, школьник, берет на себя определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации, воссоздавая поступки конкретного человека.

Играя, дети стремятся овладеть теми качествами личности, которые их привлекают в реальной жизни. Поэтому детям нравятся такие роли, которые связаны с проявлением смелости, благородства. В ролевой игре они начинают изображать и самих себя, стремясь при этом к позиции, которая не удается в действительности.

Так ролевая игра выступает как средство самовоспитания ребенка. В процессе совместной деятельности во время ролевой игры дети вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом.

Примеры игр, используемых на урока ОСЭ.

Ролевые игры на развитие коммуникативных навыков:

(Разыгрываются ситуации)

а) два друга поссорились, один из них обращается к третьему и рассказывает о произошедшей ссоре;

б) два друга участвуют в соревнованиях, один из них становится победителем, второй выступает неудачно;

в) во время контрольной работы товарищ по парте просит помочь решить задачу.

г) позвонить по телефону заболевшему товарищу.

При выборе играющих учитель старается привлечь к совместной игре ребят, которые в реальных условиях мало общались друг с другом, не испытывали симпатии друг к другу.

«Сильные и слабые» по теме «Что значит быть моральным»

Цель: дать понятия «слабый» и «сильный человек», учить определять их, формировать представление о милосердии и доброте, учить защищать слабых, воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: хитрости, лживости, себялюбию, трусости, жесткости, лености.

Оборудование: иллюстрации с изображениями различных ситуаций в поведении людей, на которых помогают перейти дорогу ребёнку, защищают ребёнка от злой собаки, посыпают лед песком, делают кормушки, дерутся, стреляют из рогатки по птицам и т. д.

Ход игры: учитель приглашает детей рассмотреть иллюстрации. Данную ситуацию вместе обсуждают, анализируют ее, делают выводы, что такое хорошо, а что такое плохо. Обыгрывают ситуации между собой: дедушке в транспорте стало очень плохо, или малыш потерял маму в магазине. Что нужно сделать, чтобы помочь им?

«Семья» по теме « Род и семья-исток нравственных отношений»

Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

Ход игры: учитель предлагает учащимся «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им.

«Добрые слова» по теме «Дружба»

Цель: помочь детям увидеть хорошие качества в людях.

Оборудование: мяч

Ход игры: дети встают в круг, учитель рассказывает сказку: «Жил-был злой волшебник. Всю свою долгую жизнь он ссорил детей и учил их говорить друг другу злые слова. И однажды этот волшебник решил поссорить всех людей на земле! Он взмахнул волшебной палочкой – и все люди на земле стали говорить друг о друге только плохо, а потом и вообще перестали разговаривать. Всем стало грустно и скучно. И тогда люди прогнали злого волшебника на необитаемый остров, а сами стали говорить друг другу только добрые и теплые слова, а все плохие забыли. А давайте вспомним, какими добрыми словами пользуемся мы, когда говорим со своими близкими людьми: мамами, папами, родными, друзьями». Все перечисляют: «милый», «умный», «добрый», «красивый», «нежный». Педагог говорит: «А ведь на самом деле в каждом человеке есть что-то очень хорошее. Давайте посмотрим друг на друга и попробуем это увидеть».Педагог предлагает взять мяч ребенку, назвать положительное качество своего соседа и передать ему мяч. И так по кругу, пока мяч не обойдет всех детей.

«Робинзоны» по теме «Свобода и моральный выбор человека»

Цель: развитие фантазии, находчивости, практических навыков, умения помочь в трудную минуту, поделиться, ободрить словом и делом, прийти на помощь.

Ход игры: с потерпевшего кораблекрушения судна на необитаемый остров попадают взрослые и дети. Они отсылают в бутылке записку с просьбой о помощи. Далее существуют две версии игры.

1. На остров с корабля попадают некоторые вещи. Нужно помочь робинзонам придумать новое применение известных вещей.

2. Собрать для Робинзонов посылку, сложив в нее оптимальный набор вещей, с помощью которых они смогли бы построить себе жилище, охотиться, готовить пищу и т. п.

Игра «Учитель и ученик» по теме «Нравственный поступок»

Нужно воспроизвести беседу учителя с учеником, который нарушил дисциплину и сорвал урок.

Один из учеников играет подростка, а другой - учителя.

Обсуждение. После проигрывания ситуации начинается общее обсуждение. Каждый член группы высказывает свое мнение и дает оценку

Ролевая игра «В магазине».

Один ученик изображает продавца, другой капризного покупателя. Задача продавца – нейтрализовать недовольство покупателя культурой обслуживания, доброжелательностью, улыбкой. В конце игры проводиться ее обсуждение, анализируется поведение каждого играющего, предлагаются свои варианты.

Ролевая игра «Познакомься со сверстником» по теме «Дружба»

Задача – найти необходимые слова, действия, чтобы поближе познакомиться с тем, кто тебе нравится.

Игра «Волшебная палочка» по теме «Этикет»

По очереди каждый участник игры выступает в роли волшебника, при этом подходит к другому и говорит: «Превращаю тебя в…, потому что…» и превратить другого во что угодно. Анализируя результаты, педагог получает представления о симпатиях и антипатиях в группе.

Сюжетно-ролевая игра «Помоги принцессе».

Злой дракон спрятал принцессу во дворце. По ходу сюжета дети отдают последний глоток волшебной воды для ее спасения, делятся сладостями с обитателями заколдованного леса. Особое внимание оказывается проявлению искренней доброжелательной поддержке своих товарищей. Чтобы добраться до дворца, дети должны найти себе помощников среди обитателей леса. Для этого нужно сказать лесным жителям что-либо приятное, отметить их внешность, манеру поведения, личностные качества.

Во время проведения этой игры роль принцессы можно предложить девочке, относящейся к категории «изолированных», если такая есть в классе, чтобы способствовать изменению к ней отношения со стороны обучающихся.

Ролевая игра «День рождение» по теме «Этикет»

Один из учащихся выступает в роли именинника, остальные – его гости. Задача именинника – организовать интересный разговор, игру и т.д. Задача гостей – вести себя таким образом, чтобы доставить удовольствие имениннику.

Ролевая игра «Мы через 10 лет после выпускного вечера».

К этой игре обучающиеся готовятся заранее. Им предлагается составить рассказ о себе, своей профессии, о том, с кем из товарищей он поддерживает отношения. Игра воссоздаёт ситуацию встречи бывших одноклассников, ставших взрослыми, получивших образование, профессию, создавших семью. Обучающиеся с удовольствием принимают предложение поиграть в игру-встречу, многие подготавливают для нее наглядный материал: сувениры для одноклассников, фотографии, привезенные из путешествий по различным странам, рисунки своих детей и т.д. Каждый ученик рассказывает о себе, о том, как сложилась его жизнь, о том, чего он достиг. Дети искренне радуются встрече друг с другом, «вспоминают» школьную жизнь, различные ситуации.

Игра «Помоги другому» по теме «Нравственный поступок»

Ситуация. Катя пришла в школу в новом платье. На перемене, играя, она случайно порвала его. Зная, что дома предстоит объяснение с родителями, она очень расстроена.

Учитель распределяет роли учащимся. Задача, войти в доверие к девочке и успокоить ее. Несколько человек разрешают ситуацию. Далее обсуждается, как можно войти в доверие к человеку.

Делаются выводы, как можно расположить к себе человека, вызвать доверие.

Игра «Телефон доверия»

Один из учащихся работник службы доверия, а другой звонит ему со своей проблемой. Цель первого учащегося поддержать второго, найти для него слова утешения.

Мы так же устраивали урок «Мой подарок классу». Дети готовили то, что хотели бы подарить ребятам из своего класса. Это и стихи, и песни, и рисунки, и поделки.

Вывод

Благодаря определенному сюжету ролевой игры ребенок освобождается от многих негативных эмоций (страха, агрессии, нарушение поведения). Эмоции – непосредственное отражение, переживание сложившихся ситуаций, а не рефлексия. Они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях. Игры выполняют большую коммуникативную роль. С их помощью ребенок учится устанавливать контакты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ОРКСЭ (модуль Светская этика)

Презентация структурирует урок и активизирует познавательную деятельность учащихся....

Урок ОРКСЭ (модуль "Светская этика") на тему "Альтруизм и эгоизм"

Цель урока-  создать условия для формирования у учащихся представлений об альтруизме и эгоизме....

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль светская этика) Тема: "Добро и зло"

Представлена технологическая карта урока "Добро и зло"...

Статья "Практика применения технологии интегрированного обучения, проектной технологии на уроках ОРКСЭ модуль "Светская этика" в 4 классах".

Я, Амосова Валентина Петровна, учитель начальных классов, в этом учебном году вела в 4 классах "Основы светской этики". Один из плюсов этого предмета - интегрированность данного курса с друг...

Урок ОРКСЭ модуль "Светская этика" по теме "Добро и зло" 4 класс

Урок способствует формированию основ морали - осознанной необходимости определённого поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле. Учит анализировать собственные поступки и посту...

Конспект урока ОРКСЭ модуль "Светская этика" по теме "Добро и зло"

Урок способствует развитию умения анализировать собственные поступки и поступки других людей. Способствует формированию основ морали - осознанной необходимости определённого поведения, обусловленного ...

Урок ОРКСЭ (модуль "Светская этика" на тему "Нравственные идеалы"

Данный  урок направлен на освоение темы "Нравственные идеалы. Богатыри" в рамках ОРКСЭ (модуль «Светская этика») в 4 классе. Цель урока: на примере русских богатыр...