Конспект урока ОРКСЭ модуль "Светская этика" по теме "Добро и зло"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Савина Анна Михайловна

Урок способствует развитию умения анализировать собственные поступки и поступки других людей. Способствует формированию основ морали - осознанной необходимости определённого поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dobro_i_zlo.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 33» г. Иваново

Конспект урока курса «Основы религиозных культур

 и светской этики» модуль «Светская этика»

по теме «Добро и зло» 4 класс

Возраст детей: 10 -11 лет

Учитель Савина Анна Михайловна

Город Иваново

Конспект урока курса «Основы религиозных культур

и светской этики» модуль «Светская этика»

в 4 классе по теме «Добро и зло».

Учитель: Савина Анна Михайловна

Учебник: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 – 5 классы.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование основ морали – осознанной необходимости    определенного поведения,  обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.

Задачи: 1) Способствовать формированию представлений, что в понятии добра выражаются самые важные интересы, надежды, а в понятие зла вкладываются представления о недобром.

2) Способствовать развитию умения анализировать собственные поступки и поступки других.

3) Способствовать развитию речи, творческих способностей и познавательного интереса детей к предмету.

4) Способствовать воспитанию чувства коллективизма и умения работать в группе.

5) Способствовать закреплению коммуникативных навыков.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

УУД, формируемые на уроке:

Предметные: познакомить учеников с нравственными понятиями добро, зло, развивать ответственность за свои поступки.

Метапредметные: Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Произвольное построение речевых высказываний в устной   форме. Способность к анализу и синтезу информации. Выбор способов решения этических задач.  Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Способность к прогнозированию и оценке своего  поведения на основе этических категорий.

Личностные: формирование у учащихся осознанного нравственного поведения   через знакомство с понятиями «добро», «зло».   Поддерживать дружеское взаимоотношение в коллективе, умение решать возникшие проблемы мирным путём. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, к окружающим.

Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, наглядно-демонстрационный материал, учебник, приложения для работы групп, белые листы с точкой для рефлексии.

      Ключевые слова: добро и зло как  основные  этические понятия.

Список используемой литературы:

1. Основы светской этики. 4 – 5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. –– 63 с.

2. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1988.

3. Крылатая мудрость / сост. А.П. Куцко/ - Ростовское книжное издательство, 1978.

4. День добра и красоты (из опыта работы). Областная библиотека для детей и юношества имени А. С. Пушкина. – Саратов, 1999.

5. Классные часы на нравственные и патриотические темы 5 – 7 классы. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.

6. Интернет – источники: http://festival.1september.ru/authors/

http://www.civitas-russia.ru/resource/

manzebur_v.i._dobro_i_zlo.doc      http://www.pedsovet.pro/index.php?option=com_content&view=article&id=7318:2014-09-17- 11-45-49&catid=60:arts-cultural-studies&Itemid=68

http://www.inpearls.ru/


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент.  (1мин)

Слайд 1

Высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи.

-Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Добрый день, ребята. Давайте поиграем в игру.

Я скажу слова «Добрый день…» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие. Попробуем?
Добрый день, ребята!
Добрый день всем девочкам!
Добрый день всем мальчикам!

Добрый день всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке!

Дети проверяют, всё ли приготовили к уроку  на столе.

Настраиваются на работу.

Машут рукой учителю.

Начиная урок, улыбнемся друг другу и пожелаем здоровья и добра. Я вижу, что вы готовы к работе.

Дети улыбаются друг другу и садятся за парты.

2.

Проверка домашнего задания.  (2 мин) Слайд 2-3

  Начнём с проверки домашнего задания.

1. Как называется наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений  о добре и зле?

А)эстетика       Б)этика      В)философия    Г)история

   2. Что означает слово «мораль»?

А)привычки     Б)обычаи     В)правила поведения        Г) все верно

   3. Что означает понятие «культура»?

А) правила поведения        Б) хороший тон

В) возделывание земли     Г) манеры

   4. Культуру иногда называют:

А) первой природой         Б) второй природой

В) третьей природой        Г) четвертой природой

Часть 2

   На эти суждения вам надо дать ответ «Да» или «Нет»

5. Моральные нормы (правила) нигде не записаны.

6. В русский язык слово «культура» вошло в середине 18 века.

Б

В

В

Да.

Нет.

3.

Сообщение темы урока. Постановка цели урока.

(2 мин) Слайд 4 - 5

- Прочитайте эпиграфы на доске и попробуйте определить тему урока.

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».

                                                 (В.О.Ключевский)

«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра».

                                                     (Л. Н. Толстой)

- На какие вопросы мы должны найти ответы?

Дети читают высказывания известных людей.

Тема урока «Добро и зло».

Что такое добро и зло? Какого человека можно назвать добрым, злым? Как научиться жить в добре, не совершая злых поступков? и т. д.

4.

Актуализация знаний. (2- 3 мин)

Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

Продолжите предложения.

Добро – это всё хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, мама…

Зло – это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда…

Подберите однокоренные слова к слову добро.

Подберите однокоренные слова к слову зло.

Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди?

Мы живём с вами на планете Земля. Если существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.

Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло.

Улыбка, друзья, помощь другим людям и т. д.

Ненастье, обида, неудача и т. д.

Доброта, добрый, добросердечие, добродетель.

Злость, злоба, злобный.

Тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу, животных и т. д. К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят.

Дети вспоминают о ситуациях, когда сталкивались со злом и добром.

5.

Открытие нового знания.

А) Словарная работа (2 мин.).

У вас на партах лежат толковые словари. Найдите значение слов добро и зло.

С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное,  хорошее,  то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».

С.И.Ожегов:  «Зло -  нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

Работают с Толковым словарём, читают.

Работа с учебником (7 мин)

Прочитайте статью в учебнике на с. 12 -13.

Читают статью в учебнике.

Слайд 6

Что показалось вам самым главным в статье?

Найдите определение добра. Сравните с определением в словаре.

Как надо совершать добрые поступки?

Суть бескорыстного, доброго отношения к человеку хорошо выразил римский философ Марк Аврелий. Прочитайте.

«Когда ты сделал кому-то добро и это добро принесло плод, зачем ты, как безрассудный, домогаешься ещё похвалы и награды за своё доброе дело?».

Найдите в учебнике слова другого философа, подтверждающие эту мысль.

Приведите наиболее распостранённые примеры проявления зла.

Не допускать зла и бороться с ним – важные задачи морального поведения человека.

Доброта бывает разная. Самая маленькая доброта  - пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Это человек с чувством обострённого достоинства, который защитит слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

Зачитывают определения вслух, сравнивают.

Добрые поступки надо совершать сознательно, бескорыстно. Нельзя назвать добрыми и те поступки, которые совершаются из страха перед наказанием.

Читают слова Гегеля.

Физкультминутка.

(2 мин) Слайд 7

Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Я буду называть сказочного героя. Если он добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – топаете ногами, прогоняя его.

А на какого героя вы хотели бы быть похожими? Почему?

Ответы детей.

Рассказ учителя.

(2 мин)

Одним из главных качеств характера русского человека являлась доброта. В русском сознании всегда торжествовал завет «не помыслить злом». «Доброго вам здоровья», - приветствуют друг друга даже незнакомые люди.  «Будьте добры», - обращаясь за помощью, просят прохожего. «Доброе слово лучше мягкого пирога», - учит народная мудрость. Добро должно было царить в доме добрых людей. Добру учили детей с детства. Первые нравственные наставления дети получали прямо из колыбельных песен. С первых звуков материнской песни впитывал ребёнок нотки добра, начинал различать, «что такое добро и что зло». Есть в народе обычай многократного целования новорождённого ребёнка. Мать целует малыша там, где бьётся его сердечко, и говорит: «Будь добрым», целует в лобик и желает «Будь умным», целуя в ножки, желает ему твердой поступи, а в ручки – быть трудолюбивым. Итак, прежде всего мать желает ему быть…

Мысль о том, что человек должен творить добро, входила в сознание наших предков с азбукой. «Аз, буки, веди, глагол,  добро» - твердили уста ребёнка. Подсознание же воспринимало: «Я буквы узнаю – творю добро…». Счастливы мать и отец, когда о ребёнке, которого они воспитали, говорят: «Само добро», «Доброго человека вырастили».

Добрым.

7.

Закрепление понятий. Групповая работа.

1 задание (5 мин)

Нам приятнее находиться  в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми, мы станем по – настоящему добрыми.

Дети работают в группе, формулируют и записывают правила на листе.

Слайд 8

Выступления групп ( по кругу называют по одному правилу).

Помогать людям, защищать слабого, не завидовать, делиться последним с другом и т. д.

Попробуйте соблюдать эти правила. И вы увидите, какими тёплыми, радостными, спокойными станут ваши отношения с окружающими людьми. Старайтесь не причинять зла другим людям.

2 задание (8 мин)

Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, добрее. Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать?

1 группа - в классе, 2 группа - на улице,

3 группа – дома, 4 группа - в транспорте, 5 группа - на природе.

Выступления групп.

8.

Обобщение.

(3 -4 мин)

Слайд 9

На Руси существует добрая традиция бескорыстной помощи соседу в уборке урожая, в строительстве дома, в уходе за детьми, людям, попавшим в беду.

«Всем миром» собирается народ, чтобы помочь пострадавшим на пожаре или при землетрясении. Мы живём в трудное время. Но не очерствели душой. Многие из вас постоянно участвуют в акциях сбора денег детям с ограниченными возможностями здоровья, передают одежду, книги, игрушки в детские дома, участвуют в сборе гуманитарной помощи, заботятся о животных.

  Добрыми делами можно победить зло в жизни. Капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки - в море добра.

Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. У нас много добрых людей, которые принесли пользу своему родному городу. В 2011 году на проспекте Шереметьева был открыт памятник Якову Гарелину, известному меценату. Вспомните, какие добрые дела он сделал для нашего города.

 Каких ещё известных людей нашего города, совершавших добрые поступки, вы знаете?

Открыл публичную библиотеку и училища, на свои деньги в центре города поставил фонари, разбил парк (теперь им. Степанова), пожертвовал деньги на открытие больницы для рабочих.

Помните, добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.

Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу.

9.

Рефлексия. (2 – 3 мин)

Слайд 10

Прочитайте притчу о добре и зле. 
Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую черную точку. Он спросил их: «Что вы видите?». Все хором ответили, что черную точку. 
Ответ был не верным. Мудрец сказал: «А разве вы не видите этот белый лист бумаги — он так огромен, больше, чем эта черная точка!» 
Вот так и в жизни — мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу «белый лист бумаги».

Читают притчу вслух.

Как поняли смысл притчи?

Слайд 11 (5 мин)

Превратите свой белый лист с чёрной точкой в прекрасную картину. Используйте только самые яркие и добрые цвета.

Как мы назовём наши работы?

Какое чувство вы испытываете, делая доброе дело?

Дети рисуют.

Добро победит зло. Как прекрасен этот мир.

Делать добро очень приятно.

10.

Итог урока. (2 мин).

Наш урок подходит к концу. Что изменилось в вас после этого урока? Какими вы хотите видеть себя и своих одноклассников?

А теперь давайте ещё раз улыбнёмся друг другу и  постараемся быть добрыми.

Ведь делать добро – это здорово!

Ученики высказывают своё мнение.

11.

Домашнее задание (по выбору).

Слайд 12

1) Подберите пословицы и поговорки о добре и зле. Объясните их смысл.

2) Приготовить сообщение о знаменитых добродетельных людях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

конспект урока ОРКСЭ

Тема урока  "Добро и зло" (1-й из 2-х)....

Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность»

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность» Дата:  9 октября, 2018 г.Школа: № 148Класс: 4 «д»Урок: 3Кабинет: 224 Учитель: Кейзер.А.ВСтуде...

Конспект урока ОРКСЭ "Жизнь протекает среди людей", 4 класс + презентация к уроку

Цели деятельности учителя: формирование понятий  душа, дух, духовность человека и духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей.Планируемые результаты:Предметные:знать: -определение по...