ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ, «Нравственные идеалы»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ
Дата: 15.03.2024 Школа: «Академический лицей №95» Класс: 4-3 Урок: 2 Время: 08:55-09:35 Кабинет: 111 | Студенты: Бойко Екатерина Максимовна, Зобова Анастасия Олеговна Группа: 31 Учитель: Удачина Инна Викторовна Методист: Сачкова Татьяна Андреевна |
Тема урока: «Нравственные идеалы»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: формирование у обучающихся представлений об нравственных идеалах.
Задачи урока
| Планируемые результаты |
Дидактические: 1)способствовать формированию представлений о понятиях «рыцарь», «леди», « джентльмен»; 2) сформировать представление младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества. | Предметные: 1) усвоить представления о понятиях «рыцарь», «леди», « джентльмен»; 2) иметь представление о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества. |
Развивающие: 1) развивать у обучающихся эмоциональность, умение вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение; 2) способствовать развитию речи учащихся, умение сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы. | Личностные: 1) осознавать необходимость новых знаний; 2) развивать у учащихся способности общения, выстраивания отношений с окружающими их людьми.
|
Воспитательные: 1) способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям; 2) воспитывать уважение друг к другу в процессе парной и групповой работы. |
УМК: «Просвещение», учебник «Основы светской этики»: 4-5 кл: Учебник: учеб. Для общеобразоват. организаций / А.И.Шемшурина. - М.: Просвещение, 2013.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 68.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ
Дата: 15.03.2024 Школа: «Академический лицей №95» Класс: 4-3 Урок: 2 Время: 08:55-09:35 Кабинет: 111 | Студенты: Бойко Екатерина Максимовна, Зобова Анастасия Олеговна Группа: 31 Учитель: Удачина Инна Викторовна Методист: Сачкова Татьяна Андреевна |
Тема урока: «Нравственные идеалы»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: формирование у обучающихся представлений об нравственных идеалах.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1)способствовать формированию представлений о понятиях «рыцарь», «леди», « джентльмен»; 2) сформировать представление младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества. | Предметные: 1) усвоить представления о понятиях «рыцарь», «леди», « джентльмен»; 2) иметь представление о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества. |
Развивающие: 1) развивать у обучающихся эмоциональность, умение вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение; 2) способствовать развитию речи учащихся, умение сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы. | Личностные: 1) осознавать необходимость новых знаний; 2) развивать у учащихся способности общения, выстраивания отношений с окружающими их людьми. |
Воспитательные: 1) способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям; 2) воспитывать уважение друг к другу в процессе парной и групповой работы. |
УМК: «Просвещение», учебник «Основы светской этики»: 4-5 кл: Учебник: учеб. Для общеобразоват. организаций / А.И.Шемшурина. - М.: Просвещение, 2013.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |||||||||||||||||||||||||
Самооопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя | 1. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. - Здравствуйте, ребята, нас зовут Екатерина Максимовна и Анастасия Олеговна. Сегодня мы проведём у вас урок Основы светской этики. 2. Создание эмоционального настроя. Активизация внимания учащихся. - Сейчас мы будем показывать вам карточки с качествами, а ваша задача определить поможет ли оно нам уроке. Всё ясно? - Давайте, начнём: терпеливость, мудрость, лень, любознательность, внимательность, грубость, угрюмость, серьёзность. - Всё верно, ребята! А теперь посмотрите, какое слово получится, если прочитать выделенные буквы? |
- Да. -Терпеливость, мудрость, любознательность, внимательность, серьёзность. - Путь. | УУКД: настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками; включать в деятельность; способствовать самоопределению | Учебная презентация 1 слайд | |||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний и мотивации (2 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов: беседа | 1. Актуализирует знания по пройденным темам. - Сегодня мы отправимся в прошлое и познакомимся с людьми тех времён. Но сначала нам нужно убедиться, что все помнят прошлую тему. - Ребята, какая тема была на предыдущем уроке? - О чем вы тогда разговаривали? Что узнали? - Отлично, теперь мы можем начинать наше путешествие. В пути нам надо будет выполнять задания и отвечать на вопросы, самые активные и дисциплинированные будут вознаграждены. - Посмотрите! У нас есть таинственная попутчица и её спутник. Хотите узнать, кто это? - Посмотрите на экран, этот шифр нам поможет. Первая цифра — это верхний ряд, вторая цифра — это вертикальные цифры.
3,1 1,2 4,3 2,4 - Кто же это? - А кто всегда является её верным спутником? - Верно, сегодня они станут нашими друзьями в путешествии. Они покажут и расскажут нам о людях из прошлого и их духовных ценностях. | 1. Отвечают на вопросы учителя. - «Нравственные идеалы». - Да. - Леди. - Джентльмен. | УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию; сравнивать | 2 слайд 3 слайд | |||||||||||||||||||||||||
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: показ презентации | 1. Подведение к формулировке темы и целей урока. - Как вы думаете, какая тема нашего урока, если мы сейчас говорим о ценностях, которым нас могут научить леди и джентльмен? - Верно. А какую мы можем поставить себе цель на урок? Продолжите фразу с экрана: узнать, кого …. и какими … они обладали. - Хорошо, давайте восстановим и план урока: 1. Узнать… 2. Определить… 3. Подвести… - Отлично, начнём. | 1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении. - «Нравственные идеалы». - Узнать, кого называли «леди» и «джентльмен» и какими качествами они обладали. - 1. Узнать, кого называли «леди» и «джентльмен». 2. Определить, какими качествами обладали леди и джентльмены. 3. Подвести итог урока. | УУПД: Формулировать цель УУКД: Корректно и аргументированно высказывать своё мнение УУРД: Выстраивать последовательность выбранных действий | 6 слайд 7 слайд 8 слайд | |||||||||||||||||||||||||
«Открытие детьми нового знания» (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог | 1.Организовывает деятельность обучающихся -Посмотрите на экран, как вы понимаете мысль И.В. Гёте: «манеры человека – это зеркало, в котором отражается его портрет». - Отлично, мы столько говорим о леди и джентльменах, но кто-нибудь знает, что это за люди? -Спасибо за ваши предположения. Давайте прочитаем определение понятия «джентльмен». - Давайте посмотрим на экран, на нем изображен образ джентльмена. Как вы думаете, какими качествами он обладал? -Как вы думаете, есть ли в современном мире джентльмены? - Вы все по-своему правы. А знаете ли вы, что образ джентльмена сложился на основе рыцарского нравственного образца? Кого называли рыцарем? -Верно, прочитаем определение понятия «рыцарь». -Подумайте, какими качествами обладали рыцари? -А что было необходимо иметь рыцарю? (Доспехи). - Таким образом, рыцарь с ног до головы был закован в железо и мало доступен для ударов. Но эти доспехи были очень тяжёлыми, поэтому их могли носить очень сильные мужчины. Рыцари с уважением относились друг к другу, к жѐнам и дочерям своих соратников. А если рыцарь выбирал девушку, то называл еѐ дамой сердца и служил ей всю жизнь. Рыцаря сразу можно было отличить от простолюдинов. У них во владении были земли, оружие и конь. Они умели хорошо танцевать. Их очень кропотливо учили этому искусству, ведь только для изучения одного танца им нужен был год! Когда войн не было, рыцари участвовали в турнирах. О рыцарях мы говорили на уроках окружающего мира. - Как вы думаете, качества рыцаря нужны сейчас? -На основе рыцарского нравственного образа в 19 веке сложился образ джентльмена. Сначала джентльменом считался мужчина из благополучной семьи, а затем стали называть образованного, воспитанного, респектабельного человека. Он, так как и рыцарь, уважительно относится к женщине, умеет держать слово, пунктуален. -Как вы думаете, кто такая леди? -Спасибо за ваши предположения, сравним ваши мысли и определением в учебнике, откройте его на 53 странице. Найдем определение понятия «леди». Кто хочет его прочитать? -Ребята, посмотрим на образ леди и подумаем: что значит быть настоящей леди? -Верно, Леди – это образованная, воспитанная женщина, которая следует в жизни строгим нравственным правилам. Кроме того, она имеет уравновешенный, сдержанный характер, добра, приветлива, элегантна. Леди занимались благотворительностью, помогали сиротам. На стр.52 учебника мы видим как выглядела английская леди. - Сейчас понятия «леди и джентльмен» стали именами нарицательными. Ими принято называть людей, чьё поведение и этические ценности соответствуют этим образам. -Подумайте, чем отличается современная леди от леди 19 века? | 1. Выполняют задания, отвечают на вопросы. Высказывают предположения. - Современная леди отличается одеждой, косметикой, поведением, местом в обществе. У неё другие интересы. Она водит машину, свой отпуск проводит за границей. Леди может заниматься бизнесом. Её так и называют «Бизнес леди». | УУПД: Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами УУКД: Воспринимать и формулировать суждения УУРД: Планировать действия по решению учебной задачи | 9 слайд 10 слайд | |||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации | 1. Организует первичное закрепление. -Сейчас мы поработаем в парах. Вам необходимо записать в карточки, образ того человека, который вам попадется, то есть, это может быть леди, джентльмен, рыцарь. -На это задание у вас есть 2 минуты, время пошло. -Время вышло. Давайте проверим то, что у вас получилось. У кого был рыцарь, какой образ вы составили? -У кого была леди, что получилось у вас? - И кому попался джентльмен, какими качествами вы его наделили? -Отлично, давайте продолжим. | 1. Выполняют задание и объясняют свой выбор | УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей | 11 слайд | |||||||||||||||||||||||||
Динамическая пауза (видеоролик) | |||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интегриоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха. | Фронтальная Индивидуальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: раздаточный материал Взаимопроверка | 1.Организует самостоятельную работу. -Сейчас нам предстоит выполнить самостоятельную работу. Ваша задача - решить тест. Обведите букву правильного ответа. На это задание у вас 3 минуты. 1. Каким моральным качеством не должен был обладать рыцарь? а) благородное отношение к женщине; б) верность долгу; в) высокомерие; г) решительность. 2. Кого сейчас называют джентльменом? а) просто человека благородного происхождения; б) образованного, воспитанного, вежливого, пунктуального и элегантного мужчину; в) любого мужчину. 3. К важным чертам джентльмена не относятся: а) завистливость; б) пунктуальность; в) верность слову; г) эгоизм; д) патриотизм. 4. Выбери неверное высказывание о леди. а) Это образованная и воспитанная женщина. б) Следует в жизни нравственным правилам. в) Не занимается благотворительностью и равнодушна к другим. г) Спокойная, добрая и приветливая женщина. 5. Сегодня называют леди, джентльменом или рыцарем того, … а) чьё поведение и этические ценности соответствуют их образцам; б) кто знает определения этих понятий; в) кто получил любое высшее образование. 6. Манеры человека – это …. (И. В. Гёте) а) результат его обучения в школе; б) то, за что мы его судим; в) зеркало, в котором отражается его портрет. - Время вышло. Обменяйтесь карточками с соседом по парте. Сравните ответы с эталоном на экране. Если у вас нет ошибок, то нарисуйте смайлик с широкой улыбкой, если у вас есть 1 или 2 ошибки, то улыбчивый, если 3 ошибки, то нейтральный, а если 4 и более, то грустный. - Поднимите руку, у кого нет ошибок. У кого 1-2; 3; 4 и более. | 1.Выполняют самостоятельную работу. 1. в 2. б 3. а, г 4. в 5. а 6. в 2.Выполняют самопроверку. Оценивают свои работы. Поднимают руки. | УУПД: Определять существенный признак для классификации звуков УУРД: Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников | 13 слайд | |||||||||||||||||||||||||
Включение в систему знаний, повторение (5-6 мин) | Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Групповая Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации | 1. Организует работу класса на повторение теоретического материала. 2. Обобщает материал урока. -Сейчас мы поработаем в группах. -Разделитесь в группы по 4 человека. -Каждой группе мы раздадим карточку с вопросами, на которые вы ответите после просмотра видеоролика. Действительно ли поступили ребята, как джентльмены? Почему они так поступили? - Давайте посмотрим видеоролик. Но у вас будет важное задание: слушать внимательно и сказать, действительно ли поступили ребята, как джентльмены? - Верно, молодцы! |
Смотрят видеоролик. - Нет, т.к. оставили девочку в воде. Они так поступили, потому что не понимали до конца значение звания «джентльмен». | УУРД: корректировать свои учебные действия УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | 16 слайд | |||||||||||||||||||||||||
Рефлексия деятельности ( 2-3 мин) | Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения | Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации | 1.Организует анализ работы по критериям. - Мы выполнили все пункты плана? - Мы не подвели итоги, самое время это сделать сейчас. - Давайте вспомним, какая была тема нашего урока? - Какую цель мы ставили? - Что мы делали для достижения цели? - Что нового мы узнали? Какой вывод вы можете сделать для себя? Нужно ли стараться быть похожими на леди и джентльменов, рыцарей? Сложно ли вести себя так, как они? Почему мы называем их нравственными идеалами? - Вы отлично поработали и заслужили грамоту за успешное освоение школы юных леди и джентльменов. Не забывайте о том, почему это важно. Спасибо за урок, до свидания! | 1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала. - Нет. - «Нравственные идеалы». - Узнать, кого называли «леди» и «джентльмен» и какими качествами они обладали. Отвечают. | УУРД: Оценивать свою работу | 17 слайд | |||||||||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Нравственный образец богатыря", конспект урока, презентация
Это конспект урока, направленного на формирование понятия о нравственных идеалах. Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе модуль «Основы светской этики» на тему «Богатырь и рыцарь как нравственные и...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ "НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ "НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК"...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Нравственные идеалы" ("Основы религиозных культур и светской этики", 4 класс)
Цель деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о нравственных идеалах на примере исторических персонажей и современных людей, мотивация к осознанному нравственному поведению.Задачи ур...
Технологическая карта урока ОРКСЭ «Нравственные поступки» (УМК «Основы светской этики», 4-5 класс), 2 часть
Цель урока:формирование у обучающихся представления о том, что «нравственный поступок» - важнейшие морально-этические регулятор поведения человека. Задачи урока:Дидактические:1....

Конспект урока ОРКСЭ "Нравственные идеалы" (4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся представлений об нравственных идеалах....

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Нравственные поступки» (УМК «Основы светской этики», 4-5 класс), 2 часть
Цель урока:формирование у обучающихся представления о том, что «нравственный поступок» - важнейшие морально-этические регулятор поведения человека.Задачи урока:Дидактические:1....

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Нравственные идеалы" ("Основы религиозных культур и светской этики", 4 класс)
Цель деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о нравственных идеалах на примере исторических персонажей и современных людей, мотивация к осознанному нравственному поведению.Задачи ур...
