ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ, «Нравственные идеалы»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Зобова Анастасия Олеговна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ

 

Дата: 15.03.2024

Школа: «Академический лицей №95»

Класс: 4-3

Урок: 2

Время: 08:55-09:35          Кабинет: 111

Студенты: Бойко Екатерина Максимовна, Зобова Анастасия Олеговна

Группа: 31

Учитель: Удачина Инна Викторовна

Методист: Сачкова Татьяна Андреевна

 

Тема урока: «Нравственные идеалы»

 

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование у обучающихся представлений об нравственных идеалах.

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1)способствовать формированию представлений о понятиях «рыцарь», «леди», « джентльмен»;

2) сформировать представление младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

Предметные:

1) усвоить представления о понятиях «рыцарь», «леди», « джентльмен»;

2) иметь представление о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

Развивающие:

1) развивать у обучающихся эмоциональность, умение вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение;

2) способствовать развитию речи учащихся, умение сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы.

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) развивать у учащихся способности общения, выстраивания отношений с окружающими их людьми.

 

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям;

2) воспитывать уважение друг к другу в процессе парной и групповой работы.

УМК: «Просвещение», учебник «Основы светской этики»: 4-5 кл: Учебник: учеб. Для общеобразоват. организаций / А.И.Шемшурина. - М.: Просвещение, 2013.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ

Дата: 15.03.2024

Школа: «Академический лицей №95»

Класс: 4-3

Урок: 2

Время: 08:55-09:35          Кабинет: 111

Студенты: Бойко Екатерина Максимовна, Зобова Анастасия Олеговна

Группа: 31

Учитель: Удачина Инна Викторовна

Методист: Сачкова Татьяна Андреевна

Тема урока: «Нравственные идеалы»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование у обучающихся представлений об нравственных идеалах.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1)способствовать формированию представлений о понятиях «рыцарь», «леди», « джентльмен»;

2) сформировать представление младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

Предметные:

1) усвоить представления о понятиях «рыцарь», «леди», « джентльмен»;

2) иметь представление о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

Развивающие:

1) развивать у обучающихся эмоциональность, умение вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение;

2) способствовать развитию речи учащихся, умение сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы.

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) развивать у учащихся способности общения, выстраивания отношений с окружающими их людьми.

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям;

2) воспитывать уважение друг к другу в процессе парной и групповой работы.

УМК: «Просвещение», учебник «Основы светской этики»: 4-5 кл: Учебник: учеб. Для общеобразоват. организаций / А.И.Шемшурина. - М.: Просвещение, 2013.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

1. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

- Здравствуйте, ребята, нас зовут Екатерина Максимовна и Анастасия Олеговна. Сегодня мы проведём у вас урок Основы светской этики.

2. Создание эмоционального настроя. Активизация внимания учащихся.

- Сейчас мы будем показывать вам карточки с качествами, а ваша задача определить поможет ли оно нам уроке. Всё ясно?

- Давайте, начнём: терпеливость, мудрость, лень, любознательность, внимательность, грубость, угрюмость, серьёзность.

- Всё верно, ребята! А теперь посмотрите, какое слово получится, если прочитать выделенные буквы?

  1. Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку.

  1. Сосредотачивают внимание на речи учителя.

- Да.

-Терпеливость, мудрость, любознательность, внимательность, серьёзность.

- Путь.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

Учебная презентация

1 слайд

Актуализация знаний и  мотивации

(2 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

1. Актуализирует знания по пройденным темам.

- Сегодня мы отправимся в прошлое и познакомимся с людьми тех времён. Но сначала нам нужно убедиться, что все помнят прошлую тему.

- Ребята, какая тема была на предыдущем уроке?

- О чем вы тогда разговаривали? Что узнали?

- Отлично, теперь мы можем начинать наше путешествие. В пути нам надо будет выполнять задания и отвечать на вопросы, самые активные и дисциплинированные будут вознаграждены.

- Посмотрите! У нас есть таинственная попутчица и её спутник. Хотите узнать, кто это?

- Посмотрите на экран, этот шифр нам поможет. Первая цифра — это верхний ряд, вторая цифра — это вертикальные цифры.  

1

2

3

4

1

У

П

Л

Р

2

Е

И

С

Ф

3

К

О

Г

Д

4

Н

И

В

Б

3,1     1,2      4,3      2,4

- Кто же это?

- А кто всегда является её верным спутником?

- Верно, сегодня они станут нашими друзьями в путешествии. Они покажут и расскажут нам о людях из прошлого и их духовных ценностях.

1. Отвечают на вопросы учителя.

- «Нравственные идеалы».

- Да.

- Леди.

- Джентльмен.

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

2 слайд

3 слайд

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Подведение к формулировке темы и целей урока.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока, если мы сейчас говорим о ценностях, которым нас могут научить леди и джентльмен?

- Верно. А какую мы можем поставить себе цель на урок? Продолжите фразу с экрана: узнать, кого …. и какими … они обладали.

- Хорошо, давайте восстановим и план урока:

1. Узнать…

2. Определить…

3. Подвести…

- Отлично, начнём.

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

- «Нравственные идеалы».

- Узнать, кого называли «леди» и «джентльмен» и какими качествами они обладали.

- 1. Узнать, кого называли «леди» и «джентльмен».

2. Определить, какими качествами обладали леди и джентльмены.

3. Подвести итог урока.

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

6 слайд

7 слайд

8 слайд

«Открытие детьми нового знания»

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

1.Организовывает деятельность обучающихся

-Посмотрите на экран, как вы понимаете мысль И.В. Гёте: «манеры человека – это зеркало, в котором отражается его портрет».

- Отлично, мы столько говорим о леди и джентльменах, но кто-нибудь знает, что это за люди?

-Спасибо за ваши предположения. Давайте прочитаем определение понятия «джентльмен».

- Давайте посмотрим на экран, на нем изображен образ джентльмена. Как вы думаете, какими качествами он обладал?

-Как вы думаете, есть ли в современном мире джентльмены?

- Вы все по-своему правы. А знаете ли вы, что образ джентльмена сложился на основе рыцарского нравственного образца? Кого называли рыцарем?

-Верно, прочитаем определение понятия «рыцарь».

-Подумайте, какими качествами обладали рыцари?

-А что было необходимо иметь рыцарю? (Доспехи).  

- Таким образом,  рыцарь с ног до головы был закован в железо и мало доступен для ударов. Но эти доспехи были очень тяжёлыми, поэтому их могли носить очень сильные мужчины. Рыцари с уважением относились друг к другу, к  жѐнам и дочерям своих соратников.  А если рыцарь выбирал девушку, то называл еѐ дамой сердца и служил ей всю жизнь. Рыцаря сразу можно было отличить от простолюдинов. У них во владении были земли, оружие и конь. Они умели хорошо танцевать. Их очень кропотливо учили этому искусству, ведь только для изучения одного танца им нужен был год!    Когда войн не было, рыцари участвовали в турнирах.  О рыцарях мы говорили на уроках  окружающего мира.              

- Как вы думаете, качества рыцаря нужны сейчас?

-На   основе   рыцарского   нравственного   образа   в  19  веке сложился образ джентльмена. Сначала  джентльменом  считался  мужчина  из  благополучной  семьи, а  затем  стали  называть  образованного,  воспитанного,  респектабельного   человека.  Он,  так  как и  рыцарь,  уважительно  относится  к  женщине,  умеет  держать  слово,  пунктуален.

-Как вы думаете, кто такая леди?

-Спасибо за ваши предположения, сравним ваши мысли и определением в учебнике, откройте его на 53 странице. Найдем определение понятия «леди». Кто хочет его прочитать?

-Ребята, посмотрим на образ леди и подумаем: что значит быть настоящей леди?

-Верно, Леди – это образованная, воспитанная женщина, которая следует в жизни строгим нравственным правилам. Кроме того, она имеет уравновешенный, сдержанный характер, добра, приветлива, элегантна. Леди занимались благотворительностью, помогали сиротам. На стр.52 учебника  мы видим как выглядела английская леди.

- Сейчас понятия «леди и джентльмен» стали именами нарицательными. Ими принято называть людей, чьё поведение и этические ценности соответствуют этим образам.

 -Подумайте, чем отличается современная леди от леди 19 века?

1. Выполняют задания, отвечают на вопросы.

Высказывают предположения.

- Современная леди отличается одеждой, косметикой, поведением, местом в обществе. У неё другие интересы. Она  водит машину, свой отпуск проводит за границей. Леди может заниматься бизнесом. Её  так и называют «Бизнес леди».

УУПД:

Формулировать выводы и  подкреплять их доказательствами

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи

9 слайд

10 слайд

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Организует первичное закрепление.

-Сейчас мы поработаем в парах. Вам необходимо записать в карточки, образ того человека, который вам попадется, то есть, это может быть леди, джентльмен, рыцарь.

-На это задание у вас есть 2 минуты, время пошло.

-Время вышло. Давайте проверим то, что у вас получилось. У кого был рыцарь, какой образ вы составили?

-У кого была леди, что получилось у вас?

- И кому попался джентльмен, какими качествами вы его наделили?

-Отлично, давайте продолжим.

1. Выполняют задание и объясняют свой выбор

 УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью            УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

11 слайд

Динамическая пауза (видеоролик)

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интегриоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа наглядных методов: раздаточный материал

Взаимопроверка

1.Организует самостоятельную работу.  

-Сейчас нам предстоит выполнить самостоятельную работу. Ваша задача - решить тест. Обведите букву правильного ответа. На это задание у вас 3 минуты.

1. Каким моральным качеством не должен был обладать рыцарь?

а) благородное отношение к женщине;

б) верность долгу;

в) высокомерие;

г) решительность.

2. Кого сейчас называют джентльменом?

а) просто человека благородного происхождения;

б) образованного, воспитанного, вежливого, пунктуального и элегантного мужчину;

в) любого мужчину.

3.  К важным чертам джентльмена не относятся:

а) завистливость;

б) пунктуальность;

в) верность слову;

г) эгоизм;

д) патриотизм.

4.  Выбери неверное высказывание о леди.

а) Это образованная и воспитанная женщина.

б) Следует в жизни нравственным правилам.

в) Не занимается благотворительностью и равнодушна к другим.

г) Спокойная, добрая и приветливая женщина.

5. Сегодня называют леди, джентльменом или рыцарем того, …

а) чьё поведение и этические ценности соответствуют их образцам;

б) кто знает определения этих понятий;

в) кто получил любое высшее образование.

6.  Манеры человека – это …. (И. В. Гёте)

а) результат его обучения в школе;

б) то, за что мы его судим;

в) зеркало, в котором отражается его портрет.

- Время вышло. Обменяйтесь карточками с соседом по парте. Сравните ответы с эталоном на экране. Если у вас нет ошибок, то нарисуйте смайлик с широкой улыбкой, если у вас есть 1 или 2 ошибки, то улыбчивый, если 3 ошибки, то нейтральный, а если 4 и более, то грустный.

- Поднимите руку, у кого нет ошибок. У кого 1-2; 3; 4 и более.

1.Выполняют самостоятельную работу.

1. в

2. б

3. а, г

4. в

5. а

6. в

2.Выполняют самопроверку.

Оценивают свои работы.

Поднимают руки.

УУПД:             Определять существенный признак для классификации звуков

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

13 слайд

Включение в систему знаний, повторение

(5-6 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная

Групповая

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Организует работу класса на повторение теоретического материала.

2. Обобщает материал урока.

-Сейчас мы поработаем в группах.

-Разделитесь в группы по 4 человека.

-Каждой группе мы раздадим карточку с вопросами, на которые вы ответите после просмотра видеоролика.

Действительно ли поступили ребята, как джентльмены? Почему они так поступили?

- Давайте посмотрим видеоролик. Но у вас будет важное задание: слушать внимательно и сказать, действительно ли поступили ребята, как джентльмены?

- Верно, молодцы!

  1. Отвечают на вопросы для закрепления материала.

Смотрят видеоролик.

- Нет, т.к. оставили девочку в воде. Они так поступили, потому что не понимали до конца значение звания «джентльмен».

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

16 слайд

Рефлексия деятельности

 ( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

1.Организует анализ работы по критериям.

- Мы выполнили все пункты плана?

- Мы не подвели итоги, самое время это сделать сейчас.

- Давайте вспомним, какая была тема нашего урока?

- Какую цель мы ставили?

- Что мы делали для достижения цели?

- Что нового мы узнали?  Какой вывод вы можете сделать для себя? Нужно ли стараться быть похожими на леди и джентльменов, рыцарей? Сложно ли вести себя так, как они? Почему мы называем их нравственными идеалами?

- Вы отлично поработали и заслужили грамоту за успешное освоение школы юных леди и джентльменов. Не забывайте о том, почему это важно. Спасибо за урок, до свидания!

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

- Нет.

- «Нравственные идеалы».

- Узнать, кого называли «леди» и «джентльмен» и какими качествами они обладали.

Отвечают.

УУРД:

Оценивать свою работу

17 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Нравственный образец богатыря", конспект урока, презентация

Это конспект урока, направленного на формирование понятия о нравственных идеалах. Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе модуль «Основы светской этики» на тему «Богатырь и рыцарь как нравственные и...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ "НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ "НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК"...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Нравственные идеалы" ("Основы религиозных культур и светской этики", 4 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о нравственных идеалах на примере исторических персонажей и современных людей, мотивация к осознанному нравственному поведению.Задачи ур...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Нравственные поступки» (УМК «Основы светской этики», 4-5 класс), 2 часть

Цель урока:формирование у обучающихся представления о том, что  «нравственный поступок» - важнейшие морально-этические регулятор поведения человека. Задачи урока:Дидактические:1....

Конспект урока ОРКСЭ "Нравственные идеалы" (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся представлений об нравственных идеалах....

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Нравственные поступки» (УМК «Основы светской этики», 4-5 класс), 2 часть

Цель урока:формирование у обучающихся представления о том, что  «нравственный поступок» - важнейшие морально-этические регулятор поведения человека.Задачи урока:Дидактические:1....

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Нравственные идеалы" ("Основы религиозных культур и светской этики", 4 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о нравственных идеалах на примере исторических персонажей и современных людей, мотивация к осознанному нравственному поведению.Задачи ур...