Урок ОРКСЭ
учебно-методический материал по орксэ (4 класс)

Урок ОРКСЭ - Христианство на Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_hristianstvo_na_rusi.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Занятие по основам мировых религиозных культур народов России

Тема: «Христианство на Руси и в России»

4класс

                                                                                                            Разработала учитель начальных                                     классов высшей категории

Пикашова Лариса Дмитриевна

                                                                                                                       

г. Усть - Катав

2024год

Оборудование: Учебник А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы религиозных культур народов России» 4 класс; листы с заданиями для групповой работы; аудиозапись (П.И. Чайковский «Литургия Иоанна Златоуста»); репродукции (картина В.М. Васнецова «Крещение киевлян», миниатюры из Радзивилловской летописи-«Владимир посылает послов для выбора веры», «Крещение Владимира Святославича»); текст источника (отрывки из «Повести временных лет»).

Цели урока: познакомить учащихся с христианством на Руси и в России (откуда пришло; значение христианства; роль христианской церкви); развивать у учащихся эстетический вкус и умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы из полученной информации; прививать интерес к предмету «Основы религиозных культур народов России».

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Введение в тему. Создание эмоционального настроя.

Звучит «Литургия Иоанна Златоуста» (Придите, поклонимся…») П.И.Чайковского

1) Вступительное слово учителя:

 В 1988 г. отмечалось тысячелетие крещения Руси. Однако дата эта условна. Почему? Ответить на этот вопрос поможет знакомство с источниками, в которых рассказывается о принятии Русью христианства.

Существует предание о путешествии на Русь в I в. Апостола Андрея Первозданного, одного из учеников Иисуса Христа. Летописец так описал это событие в «Повести временных лет»: «Андрей …прошёл в устье днепровское и оттуда пошёл вверх по Днепру. И случилось так, что он пришёл и стал под горами на берегу. Утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы сии? На сих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог в нём много церквей». Он взошёл на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошёл с горы этой, где впоследствии возник Киев».

Действительно, именно Киев стал городом первых русских храмов, колыбелью христианства на Руси. Но произошло это не сразу.

2). Расскажите, что вы помните о язычестве древних славян.

Ставит учебную задачу.

 

Слушают запись.

Рассказ о язычестве славян.

Личностные:

- эстетическое восприятие музыки, стремление к красоте;

- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание;

Регулятивные:

- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

Познавательные:

- осознавать учебно-познавательные задачи;

-осуществлять поиск информации из собственных наблюдений;

- понимать информацию, представленную в вербальной форме, определять основную и второстепенную информацию;

 -применять для решения задач логические действия анализа, сравнение, обобщения;

Коммуникативные;

- осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- аргументировано отвечать на вопросы;

2.Работа над темой  урока.

1).В 980г.князь Владимир завладел киевским престолом. Именно при нём христианство стало государственной религией. Как всё происходило? Согласно летописи, сначала князь пригласил проповедников из разных стран, выслушал их, но выбора сделать не смог. Тогда, посоветовавшись с боярами, он послал доверенных людей в разные концы света.

2) Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» и ответьте на вопросы.

Фрагмент 1.

1.Куда и зачем направил послов князь Владимир?

2. Почему было решено принять крещение от греков? Можно ли считать, что основную роль в выборе веры сыграла красота православных обрядов?

3. Чем руководствовался Владимир при выборе веры –личными или государственными соображениями?

Вскоре он крестился сам и крестил всех своих сыновей. По примеру князя крестились многие знатные бояре. Затем Владимир приступил к крещению жителей Киева. Крещение киевлян также описаны в «Повести временных лет».

Фрагмент 2.

1.Где и как крестили киевлян?

2.Как князь Владимир поступил с языческими идолами?

3.Охотно ли расставались киевляне со старой верой?

Рассмотрите репродукции (картина В.М. Васнецова «Крещение киевлян», миниатюры из Радзивилловской летописи-«Владимир посылает послов для выбора веры», «Крещение Владимира Святославича»).

После крещения киевлян христианская вера распространилась по всей Руси.

Фрагмент 3.

1.Что появилось нового в жизни русского народа после принятия христианства?

2.Как принятие христианства отразились на нравственных основах народной жизни?

Последствие христианства:

-укрепление государственной власти и порядка в стране;

-распространение славянской письменности, грамотности на Руси;

-приобщение к греческой (византийской)культуре, способствовавшее развитию архитектуры, живописи, иконописи.

Работа с учебником с.36,3 абзац

Просмотр м/фильма «Куликовская битва»

-Какую роль сыграла православная церковь в Куликовской битве?

Послушаем сообщение учеников о роли православной церкви в годы Вов.

Ставит цели перед группами ребят.

Демонстрирует иллюстрации, сообщает дополнительную информацию, подводит к осмыслению следующего этапа урока

Поставить вопрос и обобщить выводы детей.

Работа в группах.

Читают фрагменты из «Повести временных лет» и отвечают на поставленные вопросы.

Рассматривают репродукции (картина В.М. Васнецова «Крещение киевлян», миниатюры из Радзивилловской летописи-«Владимир посылает послов для выбора веры», «Крещение Владимира Святославича»)

Работа в группах (старший группы анализирует ответы детей и отвечает на поствленные вопросы)

Чтение отрывка из учебника «Основы религиозных культур народов России»; просмотр м/фильма «Куликовская битва»

Подготовить сообщение о роли православной церкви в годы Великой Отечественной войны.

Личностные:

- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание;

- умение сотрудничать;

Регулятивные:

- организовывать свою деятельность;

- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

-действовать по инструкции учителя;

- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы;

Познавательные:

- осознавать учебно-познавательные задачи;

 - понимать информацию, представленную в вербальной форме, в форме изображения, определять основную и второстепенную информацию;

 -применять для решения задач логические действия анализа, сравнение, обобщения;

- наблюдать и сопоставлять;

- осуществлять исследовательскую деятельность;

Коммуникативные;

- осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- аргументировано отвечать на вопросы;

- обосновывать свою точку зрения;

- вступать в учебное сотрудничество, осуществлять совместную деятельность в группах;

Предметные:

- сравнивать и обобщать и делать выводы из полученной информации.

3.Итог урока.

Д/З

 Значение христианства на Руси:

-укрепление государственной власти и порядка в стране;

-распространение славянской письменности, грамотности на Руси;

-приобщение к греческой (византийской) культуре, способствовавшее развитию архитектуры, живописи, иконописи;

-подъём духовности Руси, появление монастырей.

Чтение вслух учебника на с.41.

Домашнее задание :

Христианская церковь в наши дни

(поговорить с родителями, бабушками).

С помощью вопроса подводит к обобщению материала урока;

Обобщают изученный материал, отвечая на поставленный вопрос и читая вывод в учебнике.

Личностные:

- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание ;-

Регулятивные:

- организовывать свою деятельность;

- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

-действовать по инструкции учителя;

- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы;

Познавательные:

- осознавать учебно-познавательные задачи;

 - понимать информацию, представленную в вербальной форме, в форме изображения, определять основную и второстепенную информацию;

 -применять для решения задач логические действия анализа, сравнение, обобщения;

Коммуникативные;

- осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

- аргументировано отвечать на вопросы;

- обосновывать свою точку зрения;

Предметные:

- сравнивать и обобщать и делать выводы из полученной информации.

Приложение

(отрывки из «Повести временных лет»).

Фрагмент 1

Избрали мужей славных и разумных, числом десять, и сказали им: «Идите к болгарам, к немцам и грекам, испытайте веру их.» Пошли русские послы к болгарам, к немцам и грекам. Когда они возвратились, созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же всё, что было с ними.»

Они же сказали: «Ходили мы к болгарам, смотрели, как они молятся в мечети, и нет в них веселья, только печаль великая. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их многие службы, а красоты не видели никакой. И пришли мы к грекам, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали, на небе мы или на земле; ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем забыть мы красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмёт потом горького: так и мы не можем уже быть в язычестве.»

Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя, Ольга, а была она мудрейшей из всех людей».

Испросил Владимир: «Где примем крещение?»

Они же сказали: «Где тебе любо».

Фрагмент 2.

Владимир …повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, - чтобы принял он возмездие от людей. Велик ты, Господи и чудны дела твои! Вчера ещё был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли ещё они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдёт пороги, только тогда оставьте его». Они исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошёл он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовётся она и до сих пор.

Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придёт кто завтра на реку- будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб – будет мне врагом.» услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого наш князь и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасённых душ.

Фрагмент 3.

Владимир приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие…И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и сёлам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное…

Когда отданы были в учение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: «В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен будет язык косноязычных». Не слышали они раньше учения книжного, но по Божьему устроению и по милости своей помиловал их Бог; как сказал пророк: «Помилую, кого хочу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

Разработка урока ОРКСЭ Тема урока: «Хранители предания в религиях мира»

Данный материал адресован учителям, ведущим  в 4-х классах предмет Основы мировых религий и светской этики по модулю "Основы мировых религиозных культур". Разработка содержит подробный ...

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

Нравственные уроки притчи. Урок ОРКСЭ в 4 классе

Презентация используется к уроку по теме "Добро и зло"...

Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103   Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...